Мартин Лютер и Реформация в Германии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 42 42 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 08.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
ГЛАВА 1. ГЕРМАНИЯ У ИСТОКОВ РЕФОРМАЦИИ………………….……….8
1.1.Политический и социально-экономический контекст………………………...8
1.2.Причины Реформации……………………………………………….................12
ГЛАВА 2. МАРТИН ЛЮТЕР И ПРОТЕСТАНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ…………..14
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМАЦИИ………………………....................31
3.1.Германия после Аугсбургского мира……………………….…………...……31
3.2.Наследие Лютера….……………………………………………………….…...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….39


Фрагмент для ознакомления

Лютер не дожил до начала войны между двумя религиозными фракциями в Германии. Он умер в 1546 году. В том же году разразилась война: Император и католики столкнулись со Шмалькальдской лигой в так называемой Шмалькальдской войне. На первых этапах император одерживал победы; в битве при Мюльберге 24 апреля 1547 года он взял в плен курфюрста Саксонии, одного из лидеров протестантов. Позже Филипп Гессенский сдался и также был заключен в тюрьму. Несмотря на свою победу, император все еще надеялся на примирение в религии. Поэтому на Аугсбургском рейхстаге, который состоялся в 1547 году 48, он попытался достичь урегулирования с помощью так называемого Временного договора.Аугсбургский промежуточный документ 1548 года, который был издан в качестве перерыва заседания и должен был установить религиозное урегулирование для всей Германии, был компромиссом, но таким, который благоприятствовал католикам. Лютеранам были сделаны некоторые уступки, включая причастие в обоих видах и браки священников. Этот документ встретил возражения с обеих сторон и не мог быть применен в целом. Таким образом, религиозная проблема еще не была решена. В 1526 году протестантские князья образовали Торгаускую лигу, а в 1552 году заключили союз с Генрихом II Французским по Шамборскому договору. В обмен на субсидии немецким протестантам Франция должна была получить три епископства – Мец, Туль и Верден. В том же году Лига напала на Карла, который в то время находился в Инсбруке, застала его врасплох и вынудила бежать. Несмотря на Пассауский договор (также заключенный в 1552 году), боевые действия продолжались. После неудачной осады Меца (1552 53) Карл покинул Германию, в которую больше не возвращался.В 1555 году в Аугсбурге собрался императорский рейхстаг, и здесь был заключен религиозный мир. Аугсбургский религиозный мир был закреплен в протоколе заседания и, следовательно, стал частью имперского законодательства и имперской конституции. Мир ратифицировал положение, согласно которому религия правителя определяла религию его подданных. Это урегулирование касалось только католической и лютеранской конфессий; кальвинизм, набиравший силу в Германии, не получил юридического признания. В Аугсбургском мире было одно действительно толерантное положение: В имперских вольных городах, где обе конфессии существовали бок о бок, это сосуществование должно было продолжаться. Самой сложной проблемой было решение вопроса о духовных князьях, которые переходили в новую веру, забирая с собой свои территории.Этот вопрос на некоторое время поставил под угрозу все урегулирование, но в конце концов решение было найдено в так называемой церковной оговорке. Она предусматривала, что все церковные земли должны были оставаться во владении церкви, которая владела ими в 1552 году. Любой прелат, ставший протестантом после этой даты, должен был уйти в отставку и освободить место для выбора католического преемника. Католики никогда не считали это соглашение окончательным, а протестанты нарушали его, продолжая секуляризацию церковных земель. Таким образом, церковная оговорка, наряду с растущей силой кальвинизма в Германии, послужила источником будущих проблем. Тем не менее, по мнению одного авторитетного специалиста, церковная оговорка помогла выживанию немецкого католицизма больше, чем любой другой правовой акт, и сохранила церковные княжества еще на 250 лет.ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМАЦИИ3.1 Германия после Аугсбургского мираАугсбургский мир не был окончательным решением религиозного вопроса в Германии, а лишь перемирием, наступившим в результате истощения противоборствующих сторон. Он ознаменовал окончательный провал немецкой политики Карла V и, несомненно, способствовал его решению отречься от престола. В течение следующих нескольких лет он отказался от одного за другим своих многочисленных титулов и удалился, чтобы провести свои последние дни в Испании, недалеко от монастыря Юсте. Он продолжал интересоваться делами Габсбургов и иногда давать советы вплоть до своей смерти в 1558 году.Отречение Карла от престола означало разделение габсбургской линии на две ветви. Испания и управляемые ею территории, включая Нидерланды, Милан, Неаполь и Сицилию, Франш-Конт и развивающуюся империю Нового Света, перешли к сыну Карла, Филиппу II. Однако императорская корона и австрийские наследственные земли перешли к младшему брату Карла, Фердинанду, королю Венгрии и Богемии, который был заместителем императора по германским делам. В то время как Карл стал испанцем по своему мировоззрению, Фердинанд (ныне Фердинанд I) стал полностью немецким. Его потомки регулярно избирались на короны империи, Венгрии и Богемии. Поскольку обе ветви Габсбургского дома продолжали координировать свою политику и скреплять сотрудничество частыми браками, даже после времен Карла V можно с уверенностью говорить об интересе Габсбургов к европейским делам. Одним из неизменных пунктов политики Габсбургов была поддержка римско-католической веры, хотя император Максимилиан II (1564-76) лично склонялся к протестантизму. Католическое возрождение или Контрреформация (см. главу 19) получило верную поддержку со стороны Габсбургов, и именно этой поддержке оно во многом обязано своим успехом в Германии и империи. Это католическое возрождение было одной из сил, угрожавших неизменности Аугсбургского мира. Во время заключения мира католицизм в Германии находился на низком уровне и был вынужден пойти на серьезные уступки протестантам. Несомненно, было неизбежно, что, как только католические силы восстановят свою мощь, будут предприняты решительные усилия, чтобы возместить потери.Хотя кальвинизм не имел официального статуса, он неуклонно распространялся в Германии. Двое из четырех светских курфюрстов стали кальвинистами: курфюрст Палатина Фридрих III (1559 76) и курфюрст Бранденбурга Иоанн Сигизмунд (1608 19). Проникновение кальвинизма не только внесло новый элемент раздора для католиков, но и способствовало протестантскому единству, поскольку лютеране и кальвинисты, вместо того чтобы сотрудничать, стали решительными соперниками. Наиболее важные в политическом отношении немецкие лютеранские князья, курфюрсты Саксонии, придерживались политики сотрудничества с императорами и вражды с кальвинистами. Робость и недальновидность саксонских курфюрстов иллюстрирует политическую неумелость, которая лишила протестантов тех преимуществ, которыми они пользовались.Другим источником слабости протестантов был раскол в рядах лютеран. Меланхтон, который после смерти Лютера стал главным лютеранским богословом, оттолкнул от себя многих последователей Лютера своей, как им казалось, чрезмерной готовностью к компромиссу. Против него выступили Гнесио-лютеране (подлинные лютеране).Раскол среди их противников дал католикам возможность, которой они не преминули воспользоваться. В 1557 году венецианский дипломат подсчитал, что Германия на девять десятых состоит из протестантов - цифра, которая, хотя, несомненно, является преувеличением, показывает глубину, до которой опустился католицизм. Из этого отчаянного положения церковь должна была выйти с необычайным подъемом, особенно в семнадцатом веке.Трения между конфессиональными группами привели в 1609 году к образованию Протестантского союза и Католической лиги. Протестантская группа была ослаблена внутренними разногласиями между лютеранами и кальвинистами, а также тем, что ряд протестантских государств, включая Саксонию, не присоединились к ней. В Католической лиге самым видным членом был герцог Баварский. Многочисленные столкновения между протестантами и католиками внутри империи в течение следующих нескольких лет все сильнее и сильнее проводили линии раскола, пока в 1618 году не была подготовлена почва для начала Тридцатилетней войны, в которой на карту было поставлено будущее протестантизма в Германии, а возможно, и во всей Европе.3.2 Наследие Мартина ЛютераМартин Лютер, безусловно, является одной из самых влиятельных фигур в западной цивилизации последнего тысячелетия. Он стал катализатором разделения западного христианства на несколько церквей, а также оставил множество культурных наследий, таких как акцент на вербальном языке. Он был прежде всего богословом, и в его трудах, которые в своем окончательном научном издании (так называемом Веймарском издании) составляют более 100 фолиантов, содержится огромное количество глубоких идей. Но он не был систематическим богословским мыслителем. Подобно святому Августину в поздней античности, Лютер был тем, кого можно назвать полемическим теологом. Многие его труды были написаны в пылу споров и неизбежно сопровождались односторонними заявлениями, которые нелегко согласовать с позициями, занятыми им в других трудах. Поэтому нелегко найти согласие по поводу элементов богословия Лютера.Более того, оценка богословского значения Лютера на протяжении веков полностью зависела от церковной ориентации критика. Протестантские ученые считали его самым потрясающим выразителем подлинной христианской веры со времен апостолов, в то время как католики считали его воплощением богословского невежества и личной безнравственности. В последние десятилетия эти досадные пристрастные взгляды изменились, и возникла менее конфессионально ориентированная картина Лютера.Некоторые ключевые постулаты богословия Лютера формируют протестантское христианство с XVI века. К ним относятся его настойчивое утверждение Библии, Слова Божьего, как единственного источника религиозного авторитета – догмат, известный как sola Scriptura; его акцент на центральном значении благодати, получаемой по вере, как единственного средства спасения человека; и его понимание церкви как сообщества верующих – священства всех верующих – а не как иерархической структуры с заметным разделением между духовенством и мирянами. Лютер не был первым, кто высказал эти идеи, и, действительно, недавние исследования XV века показали, что многое из того, что традиционно считалось революционным новаторством Лютера, имело поразительные предшественники. Тем не менее, энергичность и центральное место, которое эти идеи заняли в мышлении Лютера, сделали их в важных отношениях кардинально новыми. Некоторые следствия из центрального учения Лютера также сделали его достижения новыми и заслуживающими внимания. Например, его настойчивое требование, чтобы Священное Писание было доступно простолюдинам, побудило его не только перевести Библию на немецкий язык, но и сочинять гимны и выступать за создание школ в городах.Недавние толкователи Лютера пытались понять его мысли в терминах его борьбы против всепоглощающей реальности дьявола или в терминах его сильного страха смерти, которая навсегда разлучит его с Богом. Хотя есть свидетельства в пользу обеих точек зрения, ни одна из них не отражает духовную сущность Лютера. Больше всего его характеризует почти детское доверие к Божьему всепрощению и принятию. Лютер много говорил о своих tentationes (искушениях), под которыми он подразумевал свои сомнения в том, что это божественное прощение реально. Но он преодолел эти сомнения, и после этого его жизнь стала радостным и спонтанным доверием к Божьей любви и благости по отношению к нему и ко всем грешникам. Лютер назвал это христианской свободой.В конце XX века в центре внимания ученых, изучающих Лютера, было понимание Лютером надлежащей роли христианина в обществе и политике. По мнению многих исследователей, отречение Лютера от немецких крестьян в 1525 году и его представление о том, что, как он однажды выразился, «Евангелие не имеет ничего общего с политикой», способствовало тенденции к политической пассивности среди христиан-протестантов в Германии. Кроме того, его резкие высказывания против евреев, особенно в конце жизни, вызвали вопрос о том, способствовал ли Лютер развитию немецкого антисемитизма. Хотя многие ученые придерживаются такого мнения, эта точка зрения делает слишком большой акцент на Лютере и недостаточно на более широких особенностях немецкой истории.Понятия Лютера развивались в противовес убеждению средневековой католической церкви, что все общество носит христианскую мантию. Понятие христианской политики или христианской экономики было анафемой для Лютера. Однако это не означало, что в общественной сфере нет принципов, которые необходимо соблюдать. Лютер отвергал представление о том, что существует исключительно христианский подход к этим сферам; уникально христианским, настаивал Лютер, было только то, что относилось к спасительной работе Иисуса по искуплению.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ коридорах религиозной истории мы слышим звук бьющего молотка: Мартин Лютер, энергичный тридцатитрехлетний монах-августинец, вбивает свои Девяносто пять тезисов в двери замковой церкви Виттенберга, в Саксонии, и таким образом, в конечном итоге, раскалывает тысячелетнюю Римско-католическую церковь на две конфессии – одну, верную Папе в Риме, другую, протестующую против власти Папы и вскоре, фактически, называющую себя протестантской. В 2017 году исполнилось пятьсот лет со дня знаменитой акции Лютера. В связи с этим вышло множество книг и исследований, пересматривающих его личность и его влияние. Они расходятся по многим вопросам, но большинство из них сходятся в том, что эпизод с ударами молота, столь приятный в символическом плане – громкий, металлический, яростный – никогда не имел места. Не только не было очевидцев; сам Лютер, обычно восторженный драматизатор, смутно представлял себе, что произошло. Он помнил, что составил список из девяноста пяти тезисов примерно в указанную дату, но был уверен лишь в том, что отправил его местному архиепископу. Более того, тезисы не были, как это часто представляют, набором неоспоримых требований о том, как Церковь должна реформировать себя в соответствии со стандартами брата Мартина. Скорее, как и все «тезисы» в те времена, они были тезисами для публичного обсуждения, в манере церковных ученых двенадцатого века или, если уж на то пошло, дискуссионных клубов традиционно настроенных университетов нашего времени.Если Девяносто пять тезисов породили миф, в этом нет ничего удивительного. Лютер был одной из тех фигур, которые положили начало чему-то гораздо большему, чем он сам, а именно Реформации – разделению Церкви и фундаментальному пересмотру ее теологии. Разделив Церковь, он уже не смог ее исцелить. Его реформы выжили, чтобы породить другие реформы, многие из которых он не одобрял. Перечислять протестантские деноминации, которые в последствии распространились в обществе, почти комично – их очень много. На сегодняшний день восьмая часть человечества является протестантами.Реформация, в свою очередь, изменила Европу. По мере того, как немецкоязычные земли отстаивали свою независимость от Рима, высвобождались и другие силы. В рыцарском восстании 1522 года и Крестьянской войне, начавшейся несколькими годами позже, мелкие дворяне и обедневшие сельскохозяйственные рабочие увидели в протестантизме способ компенсации социального недовольства. Действительно, ужасная Тридцатилетняя война, в которой, по сути, европейские католики убивали всех протестантов, которых только могли, и наоборот, в какой-то степени может быть поставлена в вину Лютеру. Хотя она началась только через несколько десятилетий после его смерти, она возникла отчасти потому, что он не создал никакой институциональной структуры взамен той, от которой ушел.Почти сразу после того, как Лютер начал Реформацию, в других местах возникли альтернативные движения. Из города в город проповедники говорили жителям о том, с чем они больше не должны мириться, после чего у них был большой шанс быть отброшенными в сторону, а то и вздернутыми другими проповедниками. Религиозные дома стали закрываться. Лютер возглавил движение в основном своими трудами. Тем временем он занимался тем, что считал главным делом своей жизни, - преподавал Библию в Виттенбергском университете. Реформация не была возглавлена, она просто распространилась, дала метастазы.Тот факт, что протест Лютера, а не других предшественников, привел к Реформации, вероятно, во многом объясняется его выдающейся личностью. Он был харизматичным человеком и маниакально энергичным. Прежде всего, он был непримиримым. Противостояние было его радостью. И хотя временами он проявлял ту тягу к мученичеству, которую мы замечаем в историях некоторых религиозных деятелей, кажется, что в большинстве случаев он просто вставал утром с постели и принимался за работу. Среди прочего, он перевел Новый Завет с греческого на немецкий за одиннадцать недель.Мартин Лютер — выдающийся деятель не только церковной, но и гражданской; не только немецкой, но и мировой истории. Яснее всего это видно в свете марксистской теории исторического процесса, которая включает Реформацию в контекст генезиса капитализма и ранних буржуазных революций. В одном из писем 1892 года Ф. Энгельс подчеркивал: «...Исследование о Лютере — на основании его деятельности и произведений — было бы очень нужной работой... Просто необходимо показать с нашей точки зрения, до какой степени Реформация была буржуазным движением». Мысль реформатора, поскольку она касается моральных, правовых, политических и экономических проблем, вычерчивает сложные кривые. И все-таки ее общее движение оказывается поступательным. Критика всех инстанций традиционного церковного авторитета, защита свободы совести как неотчуждаемого (пусть еще «христианского», а не гражданского) права, признание самостоятельного значения государственно-политических отношений, отстаивание нравственного достоинства труда, утверждение идеала всеобщего начального обучения – таковы установки, шаг за шагом приближавшие реформаторское учение к раннебуржуазной идеологии и культуре. Непобежденный еретик был одним из предвестников победоносного антифеодального движения XVII—XVIII столетий.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточники1. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва, Типография А.И. Снегиревой, 1891. 381 с.2. Карпов А.О. Познавательная культура реформации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 207-215.3. Мартин Лютер. 95 тезисов URL: https://mse.msu.ru/history/22/book/text-22-02.pdf.4. Мартин Лютер. О свободе христианина URL:https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/175747-martin-lyuter-o-svobode-hristianina.html.5. Мартин Лютер. Малый катехизис URL: https://www.lutherancathedral.ru/6. Майстер Экхарт. Латинские трактаты / Пер. В.В. Можаровского. // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/libr_min/26_ae/aekh/ardt.html7. Мережковский Д.С. Лютер // Собрание сочинений. Реформаторы. Испанские мистики. М.: Республика, 2002. С. 15 [2].8. Олькотт Г. С. Практическая теософия: Сборник. М.: Сфера, 2002. 272 с.9. Полякова М.А. Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия, М.: – МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, 2016. 16 с.10. Соловьев Э.Ю. О рабстве воли // Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия, 2018.Литература1. Алистер МакГрат. Богословская мысль Реформации, М.: – Одесса; ОБШ «БОГОМЫСЛИЕ», 1994. 316 с.2. Барахтова О.Н. Западноевропейская Реформация и протестантизм XVI века: учебное пособие: в 2-х ч. М.: – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – Ч. 1. – 166 с.3. Барахтова О.Н. Западноевропейская Реформация и протестантизм XVI века: учебное пособие: в 2-х ч. М.: – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – Ч. 2. –244 с.4.Гуревич Л.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. Учебник, М.: –Иктерпракс, 1995. 336 с.5. Гобри. И. Лютер. - М.: Молодая гвардия, 2000. 568 с.6.Горин А.А. Религиозные войны: проблемы исторической интерпретации: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное, М.: – Казань: Издательство «ЯЗ», 2015. 212 с.7. Всемирная история: Возрождение и Реформация / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич (и др.), М.: – АСТ, 2001. 480 с.8. Вопросы экономической и социальной истории. /Под. Ред. Петровой В.З. М., 1986.9. Егер О. Всемирная история в 4 т., М.: – АСТ, 2002. 624 с.10. Еремеева Н.В. Учение М. Лютера о рабстве воли и мистическая концепция отрешённости // Verbum, 2015. – 12 с.11. Иванов И.Д. Анатомия европейских ценностей // Современная Европа. 2012. № 2. С. 13-23.12. История немецкой реформации: время, люди, события: учеб, пособие по аспекту «Страноведение» (на нем. языке) / Сост.: Л. С. Никифорова, Я. С. Немцева — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. — 56 с13. Карпов А.О. Познавательная культура реформации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 207-215.14. Кернс Э. Дорогами христианства: История церкви. М., 1992.15. Культура эпохи Возрождения и Реформация / под ред. Л.И. Зайцевой, М.: – Наука. Ленинградское отделение, 1981. 276 с.16. Мельник С.В. Мартин Лютер: личность и учение, М.: – Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал, 2018.С. 100 – 109.17. Назиров Р.Г. История религиозной мысли. Часть III. Возрождение и Реформация (XVI —XVII вв.), М.: – Назировский архив, 2015. С. 67 – 97.18. Некрасов Ю.К. Реформация и крестьянская война. Вологда, 1984.19. Никитин Августин. Шмалькальден в истории Реформации // Христианское чтение, 2013. С. 58 – 85.20.Соловьев Э. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время, М.: – Молодая гвардия, 1984. 286 с.21. Соловьёв Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. // Философия эпохи ранних буржуазных революций, М.: 1983.c.57-59.22.Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационные движения в Германии. М.,197823. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война. 195524. Угодчикова Н.И. Немецкий реформатор Мартин Лютер, М.: – Социально-гуманитарные знания, 2010. 4 с.25. Чэдвик О. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе XVI-XVII вв. - М.: Цетнрполиграф, 201. - 480 с.26. Шафф Ф. История христианской церкви. Том 7. Современное христианство. Реформация в Германии. Перевод О. Рыбаковой. - М.: Библия для всех, 2009.. - 464 с.27. Шафф Ф. История христианской церкви. Том 8. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Перевод О. Рыбаковой. - М.: Библия для всех, 2009.. - 560 с.28. Шретер Марианнэ. Реформация Церкви как реформация мысли. Германия, 1517 г., М.: – Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2018. С. 156 – 161.29. Элиаде М.История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации, М.:– Критерион, 2002. 352 с.30. Юнгеров П. Учение Ветхого Завета о бессмертии души в загробной жизни. Казань, 1899.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва, Типография А.И. Снегиревой, 1891. 381 с.
2. Карпов А.О. Познавательная культура реформации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 207-215.
3. Мартин Лютер. 95 тезисов URL: https://mse.msu.ru/history/22/book/text-22-02.pdf.
4. Мартин Лютер. О свободе христианина URL: https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/175747-martin-lyuter-o-svobode-hristianina.html.
5. Мартин Лютер. Малый катехизис URL: https://www.lutherancathedral.ru/
6. Майстер Экхарт. Латинские трактаты / Пер. В.В. Можаровского. // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/libr_min/26_ae/aekh/ardt.html
7. Мережковский Д.С. Лютер // Собрание сочинений. Реформаторы. Испанские мистики. М.: Республика, 2002. С. 15 [2].
8. Олькотт Г. С. Практическая теософия: Сборник. М.: Сфера, 2002. 272 с.
9. Полякова М.А. Ян Гус, Kinderfragen и Enchiridion Мартина Лютера: проблема взаимодействия, М.: – МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, 2016. 16 с.
10. Соловьев Э.Ю. О рабстве воли // Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия, 2018.
Литература
1. Алистер МакГрат. Богословская мысль Реформации, М.: – Одесса; ОБШ «БОГОМЫСЛИЕ», 1994. 316 с.
2. Барахтова О.Н. Западноевропейская Реформация и протестантизм XVI века: учебное пособие: в 2-х ч. М.: – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – Ч. 1. – 166 с.
3. Барахтова О.Н. Западноевропейская Реформация и протестантизм XVI века: учебное пособие: в 2-х ч. М.: – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – Ч. 2. – 244 с.
4. Гуревич Л.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. Учебник, М.: –Иктерпракс, 1995. 336 с.
5. Гобри. И. Лютер. - М.: Молодая гвардия, 2000. 568 с.
6. Горин А.А. Религиозные войны: проблемы исторической интерпретации: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное, М.: – Казань: Издательство «ЯЗ», 2015. 212 с.
7. Всемирная история: Возрождение и Реформация / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич (и др.), М.: – АСТ, 2001. 480 с.
8. Вопросы экономической и социальной истории. /Под. Ред. Петровой В.З. М., 1986.
9. Егер О. Всемирная история в 4 т., М.: – АСТ, 2002. 624 с.
10. Еремеева Н.В. Учение М. Лютера о рабстве воли и мистическая концепция отрешённости // Verbum, 2015. – 12 с.
11. Иванов И.Д. Анатомия европейских ценностей // Современная Европа. 2012. № 2. С. 13-23.
12. История немецкой реформации: время, люди, события: учеб, пособие по аспекту «Страноведение» (на нем. языке) / Сост.: Л. С. Никифорова, Я. С. Немцева — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. — 56 с
13. Карпов А.О. Познавательная культура реформации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 207-215.
14. Кернс Э. Дорогами христианства: История церкви. М., 1992.
15. Культура эпохи Возрождения и Реформация / под ред. Л.И. Зайцевой, М.: – Наука. Ленинградское отделение, 1981. 276 с.
16. Мельник С.В. Мартин Лютер: личность и учение, М.: – Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал, 2018. С. 100 – 109.
17. Назиров Р.Г. История религиозной мысли. Часть III. Возрождение и Реформация (XVI —XVII вв.), М.: – Назировский архив, 2015. С. 67 – 97.
18. Некрасов Ю.К. Реформация и крестьянская война. Вологда, 1984.
19. Никитин Августин. Шмалькальден в истории Реформации // Христианское чтение, 2013. С. 58 – 85.
20. Соловьев Э. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время, М.: – Молодая гвардия, 1984. 286 с.
21. Соловьёв Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. // Философия эпохи ранних буржуазных революций, М.: 1983.c.57-59.
22. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационные движения в Германии. М.,1978
23. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война. 1955
24. Угодчикова Н.И. Немецкий реформатор Мартин Лютер, М.: – Социально-гуманитарные знания, 2010. 4 с.
25. Чэдвик О. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе XVI-XVII вв. - М.: Цетнрполиграф, 201. - 480 с.
26. Шафф Ф. История христианской церкви. Том 7. Современное христианство. Реформация в Германии. Перевод О. Рыбаковой. - М.: Библия для всех, 2009.. - 464 с.
27. Шафф Ф. История христианской церкви. Том 8. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Перевод О. Рыбаковой. - М.: Библия для всех, 2009.. - 560 с.
28. Шретер Марианнэ. Реформация Церкви как реформация мысли. Германия, 1517 г., М.: – Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2018. С. 156 – 161.
29. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации, М.: – Критерион, 2002. 352 с.
30. Юнгеров П. Учение Ветхого Завета о бессмертии души в загробной жизни. Казань, 1899.



Вопрос-ответ:

Какой был политический и социально экономический контекст в Германии перед Реформацией?

Перед Реформацией в Германии сложился политический и социально экономический контекст, отличавшийся от других стран Европы. Власть в Германии была феодальной и распределена между немецкими княжествами, императором и католической церковью. Эта система создавала многочисленные конфликты между разными политическими силами. Социально экономический контекст характеризовался проблемами, такими как экономическая нестабильность, неравенство, коррупция и злоупотребления католической церкви.

Какие причины привели к Реформации в Германии?

Возникновение Реформации в Германии было вызвано несколькими причинами. Одна из главных причин было недовольство населения неправильным функционированием католической церкви, её коррупцией, продажей индульгенций и злоупотреблениями со стороны духовенства. Другой причиной была несправедливая социально-экономическая система, которая привела к росту неравенства. Также важную роль сыграли факторы, связанные с образованием, печатью и распространением идей Ренессанса.

Какую роль сыграл Мартин Лютер в протестантском движении?

Мартин Лютер был главной фигурой протестантского движения в Германии. Он был монахом и преподавателем богословия, который стал критиковать практики католической церкви, особенно торговлю индульгенциями. Лютер изложил свои идеи в 95 тезисах, которые он прибил на дверь Виттенбергского замка. Его идеи были распространены с помощью печати и вызвали огромный резонанс. Лютер также перевел Библию на немецкий язык, что помогло распространению новой религиозной доктрины.

Какие политические и социально-экономические условия были в Германии во время Реформации?

В Германии во время Реформации сложился определенный политический и социально-экономический контекст. Политически Германия была раздробленной на множество мелких феодальных государств, что ослабляло центральную власть и создавало условия для возникновения религиозных конфликтов. Социально-экономически же, Германию характеризовало возникновение новых классов - буржуазии и пролетариата, что также влияло на общественную обстановку.

Какие причины привели к возникновению Реформации в Германии?

Возникновение Реформации в Германии было обусловлено несколькими причинами. Одной из главных причин был недовольство учеников церкви существующей религиозной практикой и системой иерархии. Многие люди видели, что Церковь ведет аморальный образ жизни, а вера сопровождается коммерциализацией религиозных обрядов. Кроме того, причиной Реформации стало распространение идей Ренессанса и гуманизма, которые противопоставлялись католическому консервативному учению.

Какое наследие оставил Мартин Лютер после Реформации?

Мартин Лютер оставил огромное наследие после Реформации. Его деятельность привела к расколу христианства и появлению протестантизма. Лютер создал новую религиозную доктрину и перевел Библию на немецкий язык, что способствовало росту грамотности в Германии. Он также оказал влияние на политическую ситуацию, так как Реформация способствовала укреплению государственной власти в Германии и изменению социального порядка.

Каковы последствия Реформации в Германии?

Реформация в Германии оказала существенное влияние на последующую историю страны. Одним из основных последствий было возникновение протестантизма и раскол христианской церкви. Это привело к религиозным войнам и конфликтам, в результате которых формировалась новая европейская политическая карта. Кроме того, Реформация сыграла роль в укреплении государственной власти и росте грамотности в Германии. Наследие Лютера также имело влияние на развитие культуры и образования в стране.

Какое значение имела Германия для развития Реформации?

Германия является ключевой страной, где началась Реформация в XVI веке. Именно здесь Мартин Лютер выступил с критикой католической церкви и предложил новые принципы веры. Германия была политически и социально сложной страной, где существовали противоречия и недовольство населения, что способствовало распространению идеологии протестантизма.

Какие политические и социально-экономические факторы способствовали развитию Реформации в Германии?

В Германии в XVI веке существовало множество политических и социально-экономических проблем, которые способствовали возникновению Реформации. К примеру, коррупция в католической церкви, отсутствие гарантий прав и свобод для простой населения, эксплуатация крестьян и отсутствие социальной справедливости. Все эти факторы создали почву для появления протестантских идей и движений.

Какое наследие оставил Мартин Лютер и Реформация в Германии?

Мартин Лютер и Реформация оставили огромное наследие для Германии и всего мира. В результате Реформации была разорвана всеобщая единственность католической церкви, и возникли протестантские конфессии. Кроме того, Реформация стимулировала развитие образования, науки и культуры в Германии. Влияние Реформации было долгосрочным и оказало значительное влияние на формирование современной Германии и ее общества.