Документалистика в современном российском медиа пространстве

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Журналистика
  • 19 19 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 08.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретико-методологические подходы к анализу экранной документалистики 3
1.1. Онтология документального образа: эволюция «киноправды» и проблема границ документального 3
1.2. Документальное кино и телевидение: специфика, взаимоотношения, тренды 6
2. Жанровая иерархия теледокументалистики 10
2.1. «Формульные» жанры 10
2.2. Художественно-документальные формы: эволюция постановочного метода, докудрама, мокьюментари 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17


Фрагмент для ознакомления

Как правило, они происходят в кино и на телевидении. Их основными чертами являются подражание документальному, использование методов мистификации и фальсификации.Мокьюментари – анг. подделка, подражание, (смесь недокументального и документального) или документальная комедия – это тип фильма или телевизионного шоу, изображающего вымышленные события, но представленного как документальный фильм.Этотжанр часто применяется для анализа или комментирования текущих событий и проблем с использованием вымышленной обстановки или для пародирования самой документальной формы. В то время как мокьюментальные фильмы обычно комедийны, псевдодокументальные фильмы являются их драматическими эквивалентами. Однако псевдодокументальный фильм не следует путать с докудрамой, вымышленным жанром, в котором драматические приемы сочетаются с документальными элементами для изображения реальных событий. Кроме того, докудрама отличается от документальной литературы; жанр, в котором документальные фильмы загрязнены вымышленными элементами [16, с. 296].Особенностью мокьюментари в кино и на телевидении является несоответствие формы и содержания. Возникающий диссонанс должен привлечь внимание зрителя, заставить его задуматься о том, что правда, а что нет, иными словами, пробудить критическое отношение к сказанному и показанному. Основные черты жанра мокьюментари:1. сознательное соединение «правды жизни» и «правды вымысла», причем с установкой перемены местами терминов;2. установка на взаимодействие с читателем (слушателем, зрителем) и определенную реакцию с его стороны (точнее, восприятие вымысла как правды, осознание подмены, поиск истины) [16, с. 297].Одним из первых русскоязычных фильмов с элементами мокьюментари стал фильм «Два капитана-2» (1993) режиссёра Сергея Дебижева, а фильм «Первые на Луне» (2005) Алексея Федорченко и вовсе выглядел как полная фальсификация истории [6, с. 333].2.3. Трэш-эстетика и её роль в формировании современного типа документализмаОчередная волна дискуссий поднялась вокруг современной концепции документа-канвы, сформировавшейся за последние пять лет. За это время объем неигровых фильмов на основных федеральных каналах вырос втрое. «По самым скромным подсчетам, телевидение выпускает не менее 500 документальных фильмов в год, а сейчас документальный фильм в расцвете сил является лидером шоу» [7].Циклы, проекты, программы, сериалы стали называть документальными. Но главный спор не в какофонии жанра, а в стиле, в котором созданы многие документальные линии каналов. Американский продукт, а точнее его клоны, массово заполонили российский эфир, а новое понятие для его номинации ‒ «трэш» ‒ прочно вошло в профессиональный жаргон. «Грязное телепорно», «остатки культуры», «формальный мусор» ‒ телевизионные критики поспешили осудить новое поколение документальных фильмов, обвинив их в искажении действительности и выходе за пределы адекватной интерпретации. Это явление часто обсуждается на моральном уровне, но остается пробелом на научном уровне [8, с. 3].Треш – это продукт массовой культуры, все исследования, направленные на данный феномен современности, восходят к зарубежным авторам, так как само по себе это явление к нам пришло именно с Запада. Основными темами для треш-фильмов выступают: вторжение иннопланетян, а также их деятельность на планете Земля, всё, что связано с фильмами ужасов: от похождений зомби до апокалипсиса. Треш-фильмы демонстрируют кровь, неприкрытую обнажённую натуру, извращения и различного рода патологии. Условно треш делят на: домашний (любительский) и студийный. Главные характеристики экранной треш-культуры:1. Культура повседневности диктует содержание. 2. Обращение к телесности.3. Доминирование эстетики безобразного.4. Материал, соответствующий принципам сенсуальности и экстремальности, патологии и извращенности, в первую очередь попадает в смысловое поле документального телеэкрана. Законодателем данного стиля на российском ТВ стал «новое» НТВ: «Особо опасен», «Кремлёвские жёны», «Русские сенсации» [8, с. 4].ЗАКЛЮЧЕНИЕПоявление телевидения как нового средства массовой информации, которое бросило вызов и в конечном итоге превзошло превосходство кинематографа, открыло новые возможности и новые вызовы для документального кино. Некоторые документалисты с энтузиазмом откликнулись на возможности телевидения.Документальные фильмы представляют собой широкую категорию жанров, предназначенных для документирования некоторых аспектов реальности, в первую очередь в целях обучения или ведения исторических записей. Документальный фильм первоначально был снят на кинопленке ‒ единственном доступном носителе, ‒ но теперь включает в себя видео и цифровую продукцию, которая может быть либо прямой видеозаписью, либо снята в виде телевизионной программы, либо выпущена для показа в кинотеатрах. Документальный фильмплотно вошёл в практику кинопроизводства и кинематографическую традициюкак способ воздействия на аудиторию.Сегодня документалистикапостоянно развивается и не имеет четких границ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛитература:Манскова Е. А. Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Манскова Елизавета Анатольевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А. М. Горького]. – Барнаул, 2011. – 161 с.Мясникова М. А.  Практика профессионального медиаобразования: учебное пособие / М. А. Мясникова.  ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2020. ‒ 179 с. Шеваров Г. Н. Документальное кино на телеэкране // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М., 2010 С. 254.Периодические издания:Бабенко В. А. Документальный образ как часть современной визуальной культуры // Вестник ВУиТ. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy-obraz-kak-chast-sovremennoy-vizualnoy-kultury (дата обращения: 04.06.2022).Кавелти Д. Г. Кавелти Д. Г. Источник: Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С.33-64.Керимова Д. Ф., Абдуллаев С. А. Мокьюментари как разновидность документального фильма // МНКО. 2020. №1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mokyumentari-kak-raznovidnost-dokumentalnogo-filma (дата обращения: 05.06.2022).Любим мы уже давно документально кино! Интервью с О. Вольновым и С. Алексеевым // Телесемь. 2006. № 41. С.23−26.Манскова Е. А. Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики // Медиаскоп. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tresh-estetiki-v-formirovanii-sovremennoy-kontseptsii-televizionnoy-dokumentalistiki (дата обращения: 05.06.2022).Манскова Е. А. Роль докудрамы и мокументальных жанровых форм в расширении границ документального на современном телеэкране / Е. А. Манскова // Меди@льманах. – 2010. – № 4(39). – С. 26-33.Новикова А. А. «Формульные жанры» на телевидении / А. А. Новикова // Обсерватория культуры. – 2007. – № 3. – С. 34-39.Познин В. Ф. Художественное пространство и время в экранном хронотопе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-prostranstvo-i-vremya-v-ekrannom-hronotope (дата обращения: 05.06.2022).Степанян А. В. Особенности авторского и телевизионного документального кино // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №2-1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-avtorskogo-i-televizionnogo-dokumentalnogo-kino (дата обращения: 05.06.2022).Трусевич Е. С. Закадровый текст в неигровом кино: попытка реабилитации // Культурная жизнь Юга России. 2019. №4 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakadrovyy-tekst-v-neigrovom-kino-popytka-reabilitatsii (дата обращения: 05.06.2022).Футерман Е. Б. Современная телевизионная документалистика: особенности журналистскогоконтента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-televizionnaya-dokumentalistika-osobennosti-zhurnalistskogokontenta (дата обращения: 04.06.2022).Футерман Е. Б. Телевизионная документалистика сегодня: постановка или реальность? (размышления над наблюдениями) // Медиасреда. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnaya-dokumentalistika-segodnya-postanovka-ili-realnost-razmyshleniya-nad-nablyudeniyami (дата обращения: 05.06.2022).Хохлова Е. В. Мокьюментари: синтез документального и художественного (на примере романа Дж. Барнса «Артур и Джордж») // Вестник ННГУ. 2013. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mokyumentari-sintez-dokumentalnogo-i-hudozhestvennogo-na-primere-romana-dzh-barnsa-artur-i-dzhordzh (дата обращения: 05.06.2022).

1. Манскова Е. А. Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Манскова Елизавета Анатольевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А. М. Горького]. – Барнаул, 2011. – 161 с.
2. Мясникова М. А. Практика профессионального медиаобразования: учебное пособие / М. А. Мясникова. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2020. ‒ 179 с.
3. Шеваров Г. Н. Документальное кино на телеэкране // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М., 2010 С. 254.
Периодические издания:
4. Бабенко В. А. Документальный образ как часть современной визуальной культуры // Вестник ВУиТ. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy-obraz-kak-chast-sovremennoy-vizualnoy-kultury (дата обращения: 04.06.2022).
5. Кавелти Д. Г. Кавелти Д. Г. Источник: Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С.33-64.
6. Керимова Д. Ф., Абдуллаев С. А. Мокьюментари как разновидность документального фильма // МНКО. 2020. №1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mokyumentari-kak-raznovidnost-dokumentalnogo-filma (дата обращения: 05.06.2022).
7. Любим мы уже давно документально кино! Интервью с О. Вольновым и С. Алексеевым // Телесемь. 2006. № 41. С.23−26.
8. Манскова Е. А. Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики // Медиаскоп. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tresh-estetiki-v-formirovanii-sovremennoy-kontseptsii-televizionnoy-dokumentalistiki (дата обращения: 05.06.2022).
9. Манскова Е. А. Роль докудрамы и мокументальных жанровых форм в расширении границ документального на современном телеэкране / Е. А. Манскова // Меди@льманах. – 2010. – № 4(39). – С. 26-33.
10. Новикова А. А. «Формульные жанры» на телевидении / А. А. Новикова // Обсерватория культуры. – 2007. – № 3. – С. 34-39.
11. Познин В. Ф. Художественное пространство и время в экранном хронотопе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-prostranstvo-i-vremya-v-ekrannom-hronotope (дата обращения: 05.06.2022).
12. Степанян А. В. Особенности авторского и телевизионного документального кино // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №2-1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-avtorskogo-i-televizionnogo-dokumentalnogo-kino (дата обращения: 05.06.2022).
13. Трусевич Е. С. Закадровый текст в неигровом кино: попытка реабилитации // Культурная жизнь Юга России. 2019. №4 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakadrovyy-tekst-v-neigrovom-kino-popytka-reabilitatsii (дата обращения: 05.06.2022).
14. Футерман Е. Б. Современная телевизионная документалистика: особенности журналистскогоконтента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-televizionnaya-dokumentalistika-osobennosti-zhurnalistskogokontenta (дата обращения: 04.06.2022).
15. Футерман Е. Б. Телевизионная документалистика сегодня: постановка или реальность? (размышления над наблюдениями) // Медиасреда. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnaya-dokumentalistika-segodnya-postanovka-ili-realnost-razmyshleniya-nad-nablyudeniyami (дата обращения: 05.06.2022).
16. Хохлова Е. В. Мокьюментари: синтез документального и художественного (на примере романа Дж. Барнса «Артур и Джордж») // Вестник ННГУ. 2013. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mokyumentari-sintez-dokumentalnogo-i-hudozhestvennogo-na-primere-romana-dzh-barnsa-artur-i-dzhordzh (дата обращения: 05.06.2022).


Вопрос-ответ:

Какие теоретико-методологические подходы существуют к анализу экранной документалистики?

Существуют различные методологические подходы к анализу экранной документалистики, такие как онтологический подход, семиотический подход, риторический подход, режиссерский подход и др.

Как развивается онтология документального образа в современной документалистике?

Онтология документального образа в современной документалистике развивается, поскольку понятие документального образа претерпевает изменения под воздействием новых технологий и подходов к созданию документального контента.

Каковы особенности взаимоотношения документального кино и телевидения?

Документальное кино и телевидение имеют свои специфические особенности и взаимодействуют друг с другом. Телевидение вносит свои требования и ограничения, что влияет на формат и содержание документального кино.

Какие жанры существуют в теледокументалистике?

В теледокументалистике существует разнообразие жанров: формульные жанры (документальные сериалы, документальные передачи), художественно-документальные формы (докудрама, мокьюментари) и др.

Как происходит эволюция постановочного метода в художественно-документальных формах?

В художественно-документальных формах происходит эволюция постановочного метода, который все больше используется для создания сцен и драматического развития сюжета, при этом сохраняя документарную основу.

Какие теоретико-методологические подходы используются для анализа экранной документалистики?

Для анализа экранной документалистики применяются различные теоретико-методологические подходы, включающие онтологию документального образа, эволюцию киноправды и проблему границ документального. Эти подходы позволяют изучать сущность документалистики и ее взаимоотношение с реальностью.

Чем отличается документальное кино от документального телевидения?

Документальное кино и документальное телевидение имеют свои особенности и специфику взаимоотношений. Документальное кино обычно имеет более свободный формат и может затрагивать более глубокие и сложные темы, в то время как документальное телевидение чаще ориентировано на массовую аудиторию и может стремиться к высокой зрительской оценке.

Какова жанровая иерархия в теледокументалистике?

В теледокументалистике существует жанровая иерархия, в которой можно выделить формульные жанры, художественно-документальные формы, такие как докудрама и мокьюментари. Формульные жанры чаще всего ориентированы на сюжетные элементы и зрительскую привлекательность, тогда как художественно-документальные формы чаще преследуют цель передать определенную историю или осмыслить события и явления в окружающем мире.

Каковы тренды в развитии документалистики в современном российском медиа пространстве?

В развитии документалистики в современном российском медиа пространстве можно выделить несколько трендов. Один из них - увеличение популярности докудрам и мокьюментари, которые сочетают элементы документального кино и художественной постановки. Также наблюдается увеличение числа документальных проектов, посвященных актуальным социальным и политическим событиям. Важным трендом является развитие интернет-платформ и видеохостингов как нового пространства для документалистики.

Какие теоретико-методологические подходы используются для анализа экранной документалистики в современном российском медиапространстве?

Теоретико-методологические подходы к анализу экранной документалистики в современном российском медиапространстве включают в себя онтологию документального образа, эволюцию киноправды и проблему границ документального. Они позволяют исследовать природу и сущность документального образа, а также разработать критерии и методы его анализа.

Каковы специфика и взаимоотношение документального кино и телевидения в современном российском медиапространстве?

Современное российское медиапространство характеризуется особенностями взаимодействия документального кино и телевидения. Документальное кино и телевидение имеют свои специфические особенности и цели, но вместе они создают уникальное медиапространство, в котором происходит взаимодействие и сотрудничество этих двух сфер. Также можно отметить тренды, которые присущи данному взаимодействию в современном российском медиапространстве.

Какова жанровая иерархия в теледокументалистике и какие жанры преобладают в современном российском медиапространстве?

Жанровая иерархия в теледокументалистике включает формульные жанры и художественно-документальные формы, такие как докудрама и мокьюментари. В современном российском медиапространстве можно наблюдать эволюцию постановочного метода и рост популярности художественно-документальных форм, которые призваны привлечь внимание и удержать интерес аудитории.