Процессы и методы управления знаниями

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление
  • 21 21 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 06.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Процесс управления знаниями 5
2. Методы управления знаниями 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, авторы Колесова А.Д., Салдаева Е.Ю. подразделяют методы управления знаниями на следующие группы: 1. Методы управления формализованными знаниями. Управление формализованными знаниями в современных организациях осуществляется с использованием информационных технологий. Формализация знаний на бумажных носителях практически полностью ушла в прошлое, так как она менее удобна и надежна, чем электронный вид. Информационные технологии позволяют обеспечить сохранность знаний в организации и эффективность операций с ними. 2. Методы управления неформализованными знаниями. Управление неформализованными знаниями в организации представляет собой сложный социальный процесс, который базируется на методах построения социальных сетей и инструментов коммуникации между сотрудниками. При этом методы управления неформализованными знаниями могут быть как на личном взаимодействии, так и на взаимодействии с использованием информационных технологий. 3. Узкоспециализированные и универсальные методы управления знаниями Узкоспециализированные методы управления знаниями могут относиться либо к определенной категории знаний, либо к процессу формализации неформализованных знаний сотрудников. Применение таких методов целесообразно в случае, когда организация является владельцем каких-либо специфических знаний или нацелена на предотвращение потери знаний, вызванной уходом сотрудников, которые ими владеют. Знание - единственный вид ресурса, существенно отличающий один бизнес от другого, ресурс, который не поддается быстрому воспроизводству конкурентами, что позволяет компаниям, умеющим им управлять, получить уникальные и устойчивые преимущества. Управление на основе знаний - качественно новая ступень развития управленческой науки. Известно, что источником знаний является обучение. Поэтому важно понимать, что менеджмент знаний - это, прежде всего, постоянное обучения, как индивидуальное, так и коллективное. Обучение является катализатором развития и источником интеллектуальных ресурсов, используемых для создания устойчивого конкурентного преимущества.В качестве положительных примеров применения в России систем управления знаниями можно назвать систему управления знаниями СУЗИ компании Газпром нефть, в которой входят 5 ключевых инструмента: - сообщества практиков; - обучение; - профиль сотрудника; - база знаний; - банк идей. В рамках системы корпоративного управления знанием ПАО «Лукойл» осуществляется обмен профессиональными знаниями и опытом сотрудников и организаций Группы «Лукойл», в системе работают более 10 тыс. сотрудников, создано 240 экспертных объединений. Развитие молодого специалиста и кадрового состава происходит в процессе сотрудничества с признанными экспертами корпоративной сферы. Система дает возможность объединить людей в группы и сеть, получить доступ к внутренним знаниям, сохранять знания, создавать и распространять лучшие практики и совместно реализовать проекты развития. Система обеспечит объединение людей в сообщества и сети, доступ к знаниям, опыту, создавать и распространять лучшие. Подводя итог, можно сказать, что уровень отечественных компаний в управлении знаниями, к сожалению, пока ниже чем у зарубежных, но он постепенно повышается и все больше предприятий внедряют систему управления знаниями. Главная проблема заключается в психологических барьерах при обмене знаниями, что является основным препятствием для эффективного управления знаниями. В России только 14 % респондентов оценивают систему управления знаниями в своей компании как неперспективную на ближайшие пять лет. Это говорит о перспективе СУЗ.ЗаключениеУправление знаниями на предприятии, являясь важнейшим элементом его эффективной деятельности, не может быть самоцелью, а должно рассматриваться как составная часть общей стратегии предприятия, направленной на достижение целей и решение общих задач.Таким образом, формирование системы управления знаниями определяется качественными характеристиками персонала и свойствами организационного взаимодействия, которое определяет как структуру, так и содержание организационного развития (бизнес-процессы, организационная культура, интеллектуальный потенциал, деятельность, коммуникации, технологии, структура, мотивация и др.). Решение стратегических задач, направленных на обеспечение стабильных конкурентных преимуществ, определяется способностью организации идентифицировать, инициировать, аккумулировать, транслировать, интегрировать, развивать, внедрять знания. Эффективное управление знаниями способно обеспечить высокие темпы разработки и внедрения инноваций, возможность организации гибко и своевременно реагировать на изменения, повышение производительности труда, совершенствование системы управления ресурсами организации, снижение затрат и т.д.Управление знаниями является важным процессом, позволяющим осознавать имеющиеся знания, являющиеся частью организации и способствующим эффективному и рациональному использованию организациями ресурсов, связанных с их персоналом, в том числе решая возникающие в процессе деятельности потребности, повышения эффективности деятельности организации и способствуя сохранению ее конкурентоспособности.Подводя итог, отметим, что любая компания должна стремиться к совмещению процесса внедрения новых технологий и объединения базы данных, и процесса накопления интеллектуального капитала компании через формирования культуры обмена знаниями и опытом между сотрудниками. Объединение технологического и персонифицирующего подходов к внедрению системы управления знаниями обеспечивает существенное увеличение эффективности деятельности компании, её конкурентоспособности.Список использованной литературыБелова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя: монография. Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. 273 с.Беляков В.Г., Заздравных Е.А. Профессиональный опыт и образование основателей российских инновационных стартапов с позиции управления знаниями // Инновации. 2017. № 3. С. 51 – 58Кирилкина, О. В. Социальные факторы передачи знаний и обмена знаниями на примере Российской бизнес-организации / О. В. Кирилкина // Вестн. Самар. гос. ун-та. — 2011. — № 7. — С. 15—23.Кокинз Г Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016Колесова А.Д., Салдаева Е.Ю. Менеджмент знаний // Синергия наук. – 2020. - №53. – с. 596-598Коричкин Е.А. Управление знаниями в современных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2021. - №3 (105). – с. 18Лепа Р.Н., Белоброва Н.В. Становление экономики знаний: мировой и отечественный опыт // Вести автомобильно-дорожного института.- 2020.- №2 (33). – с. 94-108Маслов А.В. Управление знаниями в организации / А.В. Маслов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6. – С. 134-138Побирченко В. В. Тренды развития мирового хозяйства в контексте перехода к экономике знаний // Теория и практика экономики и предпринимательства: Труды XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (23–25 апреля 2020 г., Симферополь–Гурзуф). Под ред. Н. В. Апатовой. Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2020. С. 108– 110Попова Е.С., Кирьянов К.А., Кирьянов В.К., Анкудинов Н.В. Концепция управления знаниями в деятельности организации // Вестник педагогических наук. – 2021. - №8. – с. 152-156Пуляева В.Н. Сбалансированная системы показателей как инструмент эффективного управления знаниями / В.Н. Пуляева // Управленческие науки. – 2016. – №3. – С. 97-101.Трунов Д.К., Пастухова О.Н. Трансформация управления знаниями в условиях цифровой экономики // Вестник Тульского филиала финуниверситета. – 2020. - №1. – с. 539-542Фролов Ю.В. Управление знаниями: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд-во Юрайт, 2020. 324 с.

Список использованной литературы

1. Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя: монография. Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. 273 с.
2. Беляков В.Г., Заздравных Е.А. Профессиональный опыт и образование основателей российских инновационных стартапов с позиции управления знаниями // Инновации. 2017. № 3. С. 51 – 58
3. Кирилкина, О. В. Социальные факторы передачи знаний и обмена знаниями на примере Российской бизнес-организации / О. В. Кирилкина // Вестн. Самар. гос. ун-та. — 2011. — № 7. — С. 15—23.
4. Кокинз Г Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016
5. Колесова А.Д., Салдаева Е.Ю. Менеджмент знаний // Синергия наук. – 2020. - №53. – с. 596-598
6. Коричкин Е.А. Управление знаниями в современных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2021. - №3 (105). – с. 18
7. Лепа Р.Н., Белоброва Н.В. Становление экономики знаний: мировой и отечественный опыт // Вести автомобильно-дорожного института.- 2020.- №2 (33). – с. 94-108
8. Маслов А.В. Управление знаниями в организации / А.В. Маслов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6. – С. 134-138
9. Побирченко В. В. Тренды развития мирового хозяйства в контексте перехода к экономике знаний // Теория и практика экономики и предпринимательства: Труды XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (23–25 апреля 2020 г., Симферополь–Гурзуф). Под ред. Н. В. Апатовой. Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2020. С. 108– 110
10. Попова Е.С., Кирьянов К.А., Кирьянов В.К., Анкудинов Н.В. Концепция управления знаниями в деятельности организации // Вестник педагогических наук. – 2021. - №8. – с. 152-156
11. Пуляева В.Н. Сбалансированная системы показателей как инструмент эффективного управления знаниями / В.Н. Пуляева // Управленческие науки. – 2016. – №3. – С. 97-101.
12. Трунов Д.К., Пастухова О.Н. Трансформация управления знаниями в условиях цифровой экономики // Вестник Тульского филиала финуниверситета. – 2020. - №1. – с. 539-542
13. Фролов Ю.В. Управление знаниями: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд-во Юрайт, 2020. 324 с.

Вопрос-ответ:

Какие процессы относятся к управлению знаниями?

Процессы управления знаниями включают такие этапы, как сбор знаний, их организация, передача и применение. Сбор знаний включает в себя поиск и извлечение информации из различных источников. Организация знаний включает в себя структурирование, классификацию и систематизацию информации. Передача знаний предполагает обмен информацией между сотрудниками и ее дальнейшее распространение в организации. Применение знаний включает в себя использование информации для принятия решений и совершенствования бизнес-процессов.

Как происходит процесс управления знаниями?

Процесс управления знаниями включает в себя несколько этапов. Сначала необходимо определить цели и стратегию управления знаниями. Затем происходит сбор и систематизация знаний, их анализ и оценка. После этого знания активно используются в организации и распространяются между сотрудниками. Наконец, происходит контроль и оценка эффективности процесса управления знаниями.

Какие методы управления знаниями существуют?

Существует несколько методов управления знаниями. Один из них - метод формализованных знаний, который осуществляется с использованием информационных технологий. Ещё один метод - метод неформализованных знаний, который базируется на опыте и экспертизе сотрудников. Также есть метод управления тзгкритическими знаниями, где основной акцент делается на сохранение и передачу ключевых знаний компании. Другой метод - коллективное управление знаниями, где все сотрудники активно участвуют в процессе создания и распространения знаний. И, наконец, метод управления знаниями через обучение, который включает в себя использование обучающих программ и тренингов для сотрудников.

Какие методы управления знаниями с использованием информационных технологий существуют?

Существует несколько методов управления знаниями с использованием информационных технологий. Одним из них является метод баз данных, который позволяет хранить, обрабатывать и анализировать большие объемы данных. Ещё один метод - экспертные системы, которые используют знания экспертов для поддержки принятия решений. Другой метод - системы управления печатными и электронными документами, которые обеспечивают удобный доступ к информации. И, наконец, метод электронного обучения, где сотрудникам предоставляется возможность проходить обучающие программы и курсы онлайн.

Каким образом осуществляется формализация знаний в современных организациях?

Формализация знаний включает в себя процесс преобразования неструктурированной информации в структурированную форму. В современных организациях для формализации знаний часто используются информационные технологии. Например, знания могут быть записаны в базу данных или преобразованы в графические модели. Также может использоваться метод интеллектуального анализа и обработки текстов, где с помощью компьютерных алгоритмов происходит автоматическая разметка и классификация текстовых документов.

Какие процессы относятся к управлению знаниями?

Процессы управления знаниями включают создание, сбор, организацию, хранение, передачу и применение знаний в организации.

Какие методы используются в управлении знаниями?

В управлении знаниями используются различные методы, включая формализацию знаний, использование информационных технологий, обучение и развитие персонала, а также создание систем обратной связи и обмена знаниями.