Стиль барокко в изобразительном искусстве Голландии первой половины XVII в. на примере картины Рембрандт Харменс ван Рейна «Христос во время шторма на море Галилейском».

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Искусствоведение
  • 17 17 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 07.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. «Барокко», особенности голландского «барокко» в живописи 5
2. Творчество Рембрандта, анализ картины «Христос во время шторма на море Галилейском» 8
Список использованной литературы 14
Приложение 15

Фрагмент для ознакомления

Вероятно, этот период и для самого мастера был непростым, он пытался осмыслить свою жизнь и творчество, в том числе с христианской точки зрения.Написанная в 1633 году, в то время, когда завершалось формирование собственного стиля художника, в ней, с одной стороны, заметны необычайность сюжета и яркость красок, свойственные раннему Рембрандту, а с другой –поразительная насыщенность переживаний, изображенных на картине, что, пожалуй, является главной особенностью его творчества.На картине изображено одно из чудес Иисуса Христа — укрощение бури, поднявшейся на Галилейском море, когда Иисус вместе с учениками переправлялись через него на лодке: «…Вечеромтогодня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?». (Мк.4:35-41).Художник создал композицию данного произведения на контрасте света и тени. Нос корабля приподнят на гребне разбившейся волны, ярко освещенной солнцем, лучи которого проникают сквозь разорванные, грозовые тучи. Моряки яростно сражаются со штормом, пытаясь опустить парус. Корма, на которой вместе с апостолами сидит Иисус, находится в тени. Здесь все, кроме Него, изображены испуганными, что объясняет статичность их фигур. Контраст света между этими частями судна и поведением героев создает нужную психологическую выразительность. Она заключается в том, что борьба со стихией бесполезна без веры, и только Господь способен спасти людей.Голландские искусствоведы обратили внимание, что общее число присутствующих на корабле – 14 мужчин. То есть, помимо Христа и апостолов в этой лодке есть человек, не имеющий к библейской истории никакого отношения. Если внимательно всмотреться в лица персонажей, то можно понять, что все они заняты своими делами и смотрят куда угодно, но только не на зрителей. И лишь один матрос, находящийся в корабле, как раз на границе света и тени, словно выглядывает из картины, и как будто ждет чьего-то решения извне. Предполагают, что это – автопортрет самого Рембрандта.Крупный план изображения и общая композиция восходят к гравюре Адриана Колларта (см. рис. 2 в приложении), выполненной по эскизу фламандского художника Мартена де Воса. Эта гравюра с изображением шторма на Галилейском море была 8-ой из 12, входящей в серию "Vita, passio et Resvrrectio Iesv Christ", которая была опубликована Яном и Рафаэлем Саделерами в Антверпене в 1583 году.Картина Рембрандта соответствует гравюре Колларта в общей композиции и некоторых деталях, включая лодку, изображенную в  в наклоненном вперед положении. Как и в гравюре, большую часть площади работы занимает основной мотив — ученики на лодке.В вертикальном формате крупным планом показаны ученики Христа, отчаянно борющиеся с сильным штормом, чтобы восстановить контроль над своей рыбацкой лодкой. Огромная волна бьет в нос и рвет парус. Видно, как одного из учеников рвет за бортом. Картина похожа на «Чудо святой Вальбурги» Рубенса (см. рис.3 приложение) , который был безусловным авторитетом для художников того времени. Но произведение Рембрандта кажется гораздо более живым и реалистичным.⠀ЗаключениеВ результате работы мной были изучены особенности стиля барокко в живописи, в том числе в Голландии.При написании работы было интересно работать с материалами репродукций великих художников эпохи барокко.Материалов для работы было достаточно, единственное, стоит отметить, что изучением Рембрандта занимались иностранные эксперты и работы изучались в переводе с зарубежного языка.Так, полотно «Христос во время шторма на море Галилейском» представляет собой не просто изображение библейской сцены, но и разыгрывающейся перед зрителем человеческой драмы, приближающегося кораблекрушения. Рембрандт сумел воплотить в своём произведении весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.Список использованной литературы1. Аббинг, Мишель Роскам: Сокровища Рембрандта. (Лондон: Carlton Publishing Group, 2006);2. Картинная галерея Питер Пауль РубенсаURL:https://gallerix.ru/album/Rubens/pic/glrx-553598022);3. Мюллер,Шейла Д. (ред.): Голландское искусство: энциклопедия. (Нью-Йорк: Garland Pub., 1997). 4. Художественная галерея Арт-словарь/ Антикварная европейская гравюра (XVI - XIX века) / Адриан Коллартhttp://art-slovar.ru/artgallery/155/kolleart/5. Шварц, Гэри: Вселенная Рембрандта: его искусство, его жизнь, его мир. (Лондон: Thames & Hudson, 2006); ПриложениеРисунок 1 - «Христос во время шторма на море Галилейском»Рисунок 2 – 8 гравюра Адриана КоллартаРисунок 3 - «Чудо святой Вальбурги» Рубенса


1. Аббинг, Мишель Роскам: Сокровища Рембрандта. (Лондон: Carlton Publishing Group, 2006);
2. Картинная галерея Питер Пауль Рубенса URL: https://gallerix.ru/album/Rubens/pic/glrx-553598022);
3. Мюллер, Шейла Д. (ред.): Голландское искусство: энциклопедия. (Нью-Йорк: Garland Pub., 1997).
4. Художественная галерея Арт-словарь/ Антикварная европейская гравюра (XVI - XIX века) / Адриан Колларт http://art-slovar.ru/artgallery/155/kolleart/
5. Шварц, Гэри: Вселенная Рембрандта: его искусство, его жизнь, его мир. (Лондон: Thames & Hudson, 2006);



Вопрос-ответ:

Что такое барокко в изобразительном искусстве Голландии первой половины XVII века?

Барокко в изобразительном искусстве Голландии первой половины XVII века - это художественный стиль, который отличается излишеством форм, роскошными деталями и драматизмом. Он процветал в период Северной Голландии во времена Золотого Века.

Какие особенности можно найти в голландском барокко в живописи?

Голландское барокко в живописи отличается реализмом и детализацией. Художники этого периода стремились к воспроизведению бытовых сцен, натюрмортов и портретов с высокой степенью детализации, чтобы передать реальность и естественность.

Какую картину Рембрандт анализирует в данной статье?

В данной статье анализируется картина Рембрандта "Христос во время шторма на море Галилейском". Это одна из самых известных картин мастера, написанная в 1633 году и олицетворяющая его период барокко.

Какое значение имеет картина "Христос во время шторма на море Галилейском" для Рембрандта?

Картина "Христос во время шторма на море Галилейском" имеет особое значение для Рембрандта. Вероятно, этот период и для самого мастера был непростым, и он пытался осмыслить свою жизнь и творчество с христианской точки зрения. Эта картина является одной из иллюстраций его художественного взгляда на христианскую тематику.

Какие детали можно обнаружить на картине "Христос во время шторма на море Галилейском"?

На картины Рембрандта "Христос во время шторма на море Галилейском" можно обнаружить множество деталей, включая изображение бушующего моря, активное движение героев, выражение их эмоций, а также использование светотени и игры света. Все эти детали характерны для стиля барокко в изобразительном искусстве.

Что такое барокко в изобразительном искусстве Голландии первой половины XVII века?

Барокко - это стиль в изобразительном искусстве, возникший в Европе в XVII веке. В Голландии этот стиль принял некоторые особенности, отличающие его от других направлений барокко. Первая половина XVII века считается золотым веком голландской живописи, где барокко стал одним из важных стилей. Он характеризуется эмоциональностью, драматизмом, богатством деталей и контрастами света и тени. В голландском барокко были отмечены темы повседневной жизни, портреты, пейзажи. Художники стремились к максимальной реалистичности и подробно передавали каждую деталь. Такой стиль ярко представлен на картинах Рембрандта.

Какие особенности отличают голландский барокко в живописи?

Голландский барокко в живописи характеризуется рядом особенностей. Во-первых, это самобытность и независимость художников. В отличие от других стран, в Голландии не было императоров, дворцов и церквей, поэтому меценатами и заказчиками искусства стали богатые купцы и предприниматели. Это позволило художникам в большей степени свободно выбирать темы своих работ и создавать своеобразные произведения искусства. Во-вторых, в голландском барокко увеличилось количество пейзажей и жанровых сцен, рассказывающих о повседневной жизни обычных людей. Также художники голландского барокко стали внимательнее изучать и передавать свет-теньовые эффекты, что создавало особую атмосферу на их картинах.

Какие особенности характерны для стиля барокко в изобразительном искусстве Голландии первой половины XVII века?

В изобразительном искусстве Голландии первой половины XVII века стиль барокко проявлялся через использование богатого декора, ярких красок и эмоциональных сюжетов. Использовалась техника "тира" - создание ощущения глубины и объемности. Характерными чертами были также драматичные композиции, игра света и теней, а также четкое выражение эмоций.

Какие особенности голландского барокко в живописи?

Голландское барокко в живописи отличалось от других стилей этого времени своим уникальным подходом. Художники голландского барокко стремились изображать повседневную жизнь, натюрморты, пейзажи и портреты. Они подчеркивали реальность и простые моменты, передавая их с непревзойденной мастерством и детализацией. Также важно отметить, что голландское барокко особенно прославилось мастерством в изображении света и теней.

Какие особенности творчества Рембрандта можно увидеть на примере картины "Христос во время шторма на море Галилейском"?

В творчестве Рембрандта можно увидеть его характерные черты, такие как игра света и теней, выразительность лиц персонажей, драматичность сюжета. На картины "Христос во время шторма на море Галилейском" Рембрандт изобразил мгновение страшного шторма, где Христос спокойно смотрит на все происходящее, воплощая образ великого и исключительного человека. Рембрандт передал величие момента с помощью использования техники "тира" и ярких красок, что придает картины особую энергию и эмоциональную напряженность.

Что такое стиль барокко в изобразительном искусстве Голландии первой половины XVII века?

Барокко - это художественный стиль, возникший в Италии в конце XVI века и распространившийся по всей Европе. Основными чертами стиля являются изобилие декоративных элементов, разнообразие форм и грациозная пластика. В голландском барокко живописи, которое развивалось в первой половине XVII века, особое место занимают тематические картины, пейзажи, натюрморты, портреты и сцены из повседневной жизни.