Соната Франка для скрипки и фортепиано ля мажор Изучение сетки и навыков игры на скрипке
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 08.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические особенности формирования навыков игры на скрипке 5
1.1 Становление исполнительских традиций русской и европейской скрипичной школы 5
1.2 Методы формирования и развития основных исполнительских приёмов и навыков в классе скрипки 7
Глава 2. Методические особенности формирования навыков игры на скрипке на примере сонаты С. Франка для скрипки и фортепиано ля мажор 12
2.1 История создания сонаты С. Франка для скрипки и фортепиано ля мажор 12
2.2 Исполнительские особенности и трудности в процессе работы над сонатой С. Франка для скрипки и фортепиано ля мажор 14
Заключение 21
Список литературы 23
В момент наивысшего напряжения появляется лейтмотив сонаты (из I части) выделенный ремаркой sempreforte e passionate, что придает проведению мотива значительность (также, как и мощные аккорды в партии фортепиано) и свидетельствует о смене настроения.Тема побочной партии, звучащая сразу после этого переломного момента, имеет совершенно иной характер; первая ее половина (в тональности F-dur, а потом в A-dur) восторженная, экстатическая, требующая хорошего распределения смычка для выделения значимых интонаций, вторая же половина, напротив, очень нежная и затаенная, связанная с интонацией нисходящей уменьшенной септимы, которую можно чуть заострить легким нажимом смычка и вибрационным акцентом. Завершает экспозицию сонатной формы тема заключительной партии, pocopiulento, f-moll, имеющая серьезный и несколько задумчивый облик.Рисунок 5 - II часть, тема заключительной партииИсполнителю необходимо подчеркнуть октавное расстояние между звуками, стремиться к очень небольшой по диапазону вибрации, чтобы создать нежный и затаенный образ.Второй раздел разработки построен на чередовании всех тем части, звучащих, преимущественно, в партии фортепиано, скрипачу же поручена роль драматического сопровождения – бурные пассажи шестнадцатыми, требующие хорошей четкости, артикуляции, хороших смен смычков и струн, а также озвученности всего материала.III часть, Речитатив-фантазия, Benmoderato.Очевидно, что исполнителю-скрипачу необходимо найти разную манеру звукоизвлечения и вибрации, для того, чтобы подчеркнуть разницу в этих двух характерах, при том, что сам композитор динамически их не разделяет. Видимо, первый элемент должен быть предельно слитным и соединенным по звуку, а ответы на вторую тему – напротив – лирически-выразительными, проникновенными.Рисунок 6 - III часть, первый раздел речитативаЭта первая тема скрипки повторится в части трижды, каждый раз становясь все более драматичной, доходя в кульминации до динамики ff и fff, потому исполнителю обязательно нужно рассчитать динамическую силу каждого из проведений, чтобы выстроить иерархию кульминаций (нужно отметить, что это первая кульминация, вторая находится в конце фантазии).Нужно обязательно продумать всю мелодическую линию, решить, какие звуки выделять силой нажима и вибрацией, продумать волнообразное движение этой линии с постоянным crescendo, поскольку именно этот эпизод приводит к драматической кульминации.Драматическая (вторая) тема в финале доходит до самых грандиозных масштабов, проходя в разработке сначала в тональности dis-moll, а затем – в f-moll. Последнее из названных проведений – трагическая кульминация финала, тема интонационно трансформируется, будто бы расширяя свое пространство, и требует от скрипача великолепного владения маркированными масштабными штрихами.Рисунок 7 - Финал, завершение сонаты.Таким образом, в финале окончательно рассеиваются все драматические коллизии сонаты. Думается, что любой исполнитель, обратившийся к этой музыке, должен будет найти в себе как можно больше эмоций и их оттенков, для того чтобы передать по возможности ярче то, что чувствовал в ней композитор.ЗаключениеТворчество С. Франка – одна из ярчайших страниц французской инструментальной музыки. Его наследие отражает и передает самые возвышенные настроения и образы – как классические, так и романтические. Восторженным и экстатическим порывам его произведений часто противостоят чувства отрешенности, самоуглубленного анализа.Скрипичная соната Франка – сложнейшее и красивейшее произведение, в котором возможности скрипки раскрываются максимально широко и разнообразно. Как отмечает в своей диссертации В. Великая, мышление Франка вызвало особый подход к использованию скрипки в его произведениях. Средства скрипичной выразительности направлены не на создание внешнего блеска, не на показ виртуозности, а подчинены раскрытию художественного содержания.Из представленного анализа видно, что для сонаты характерно сочетание традиционных элементов скрипичной техники с новыми принципами звукоизвлечения, фразировки, вибрато; что в сонате скрипачу необходимо постоянно искать возможности обновления спектра эмоций, возможности самых разнообразных звуковых красок, особую и разнообразную филировку и многое другое. Франк необычайно расширил и обогатил палитру декламационных и драматических возможностей скрипки. Поэтому его Соната для скрипки и фортепиано ля мажор – одна из блистательных вершин камерно-инструментальной музыки XIX столетия и всей скрипичной литературы в целом.В завершении работы хотелось бы отметить то, что какие бы задачи не ставил перед собой педагог в работе с учеником над культурой звучания, он должен руководствоваться в первую очередь индивидуальным темпом развития ученика и его потребностью в певучести тона.Таким образом, можно говорить о том, что формирование навыков игры на скрипке при изучении сонаты ля мажор С. Франка позволит не только работать над звучанием, мелодикой, оттачивать исполнительские штрихи и постановку рук скрипача, но и будет способствовать развитию интонационного слуха, который необходим в камерном ансамбле. Работая над сонатой Франка, скрипач-исполнитель должен не просто отлично знать свою партию, но и помнить наизусть партию фортепиано для того, чтобы совместно с пианистом создать яркое, драматургически наполненное произведение.Список литературыАндриевский И.М. Исполнительские средства музыкальной выразительности как интонационная система в современной скрипичной музыке: автореф. дисс. канд. иск-ния / И.М. Андриевский. – Киев, 1990. – 16 с. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке / Л. Ауэр. – Изд. 4-е перераб. и дополненное. – СПб.: Композитор, 2004. – 120 с.БерлянчикМ.М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество: Учебное пособие / М.М. Берлянчик. – СПб.: Лань, 2000. – 256 с.БерлянчикМ.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе / М.М. Берлянчик. – Сер. Мастер-класс. – М.: Классика XXI, 2006. – 204 с.Гвоздев А.В. Звукоизвлечение на скрипке в связи с задачами художественного исполнения / А.В. Гвоздев // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: РГПУ. – 2012. – №151. – С. 173-183.Гольденберг А.Н. Начальный этап обучения игре на скрипке: учебно-методическое пособие / А.Н. Гольденьерг. – Саратов.: СГК(А) им. Л. В. Собинова, 2010. – 28 с.Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке / В Ю. Григорьев. – М.: Классика XXI, 2007.Григорьев В.Ю. Проблемы звукоизвлечения на скрипке (принципы и методы). Метод. разработка для преподавателей струнных отделений муз. училищ и училищ искусств / В.Ю. Григорьев. – М.: МП Петит, 1991. – 63 с.Гуревич Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации / Л.Н. Гуревич. – Л.: Музыка, 1988. –112 с.Дмитриенко Т.И. Особенности движений рук в процессе игры на скрипке / Т.И. Дмитриенко // Актуальные проблемы преподавания на струнных, духовых и ударных инструментах: сборник научно-методических статей кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов КГИК. – Краснодар.: КГИК, 2015. – С. 16-20.Костина И.Ю. Исполнительский анализ сонаты для скрипки и фортепиано A-durСезара Франка / И.Ю. Костина // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. –№ 2. –С. 54-67. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000627430Марков А. Система скрипичной игры / А. Марков. – М.: Музыка, 1997.МансуроваА.П. Скрипка и ее возвращение в школу: начальное обучение, профессиональное и любительское исполнительство / А.П. Мансурова // Культурная жизнь юга России. – Краснодар.: КГИК, 2014. – № 4. – С. 5558.Методическая культура педагога – музыканта / под ред. Абдулина Э.Б. – М.: Академия, 2002. – С. 110.МищенкоГ.М. Полный курс методики обучения игре на скрипке (альте): для музыкальных училищ по специальности № 0501.02 и начинающих преподавателей скрипки в ДМШ и ДШИ «Оркестровые струнные инструменты» / Г.М. Мищенко. – Спб.: Реноме, 2009. – 120 с.Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.6/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 33.НейгаузГ.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.ПогожеваТ. Вопросы методики обучения игре на скрипке / Т. Погожева. Музыка, М., 1966.Сафонова E.JI. Скрипичная школа Московской консерватории. Творческие традиции. Исследование / Е.Л. Сафонова. – М.: Изд. орг. МГК им. П.И. Чайковского, 2002. –172 с.Токмакова И.А. Приемы воспитания культуры звучания в игре на скрипке / И.А. Токмакова // Современные тенденции в науке и образовании: сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции: частьVI– Люберцы.: Ар-Консалт, 2014. – С. 150-152.Холодова Т.И. Методы работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения на скрипке / Т.И. Холодова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 // редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (4). – С. 61-64.ХэИ. Специфика преподавания и обучения игре на скрипке / И. Хэ // Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Дальнего Востока России // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Хабаровск.: ХБИИК, 2010. – С. 143-152.Цыпин Г.М. Музыкально – исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. – СПб.,2001. – 320 с.
2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке / Л. Ауэр. – Изд. 4-е перераб. и дополненное. – СПб.: Композитор, 2004. – 120 с.
3. Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество: Учебное пособие / М.М. Берлянчик. – СПб.: Лань, 2000. – 256 с.
4. Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе / М.М. Берлянчик. – Сер. Мастер-класс. – М.: Классика XXI, 2006. – 204 с.
5. Гвоздев А.В. Звукоизвлечение на скрипке в связи с задачами художественного исполнения / А.В. Гвоздев // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: РГПУ. – 2012. – №151. – С. 173-183.
6. Гольденберг А.Н. Начальный этап обучения игре на скрипке: учебно-методическое пособие / А.Н. Гольденьерг. – Саратов.: СГК(А) им. Л. В. Собинова, 2010. – 28 с.
7. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке / В Ю. Григорьев. – М.: Классика XXI, 2007.
8. Григорьев В.Ю. Проблемы звукоизвлечения на скрипке (принципы и методы). Метод. разработка для преподавателей струнных отделений муз. училищ и училищ искусств / В.Ю. Григорьев. – М.: МП Петит, 1991. – 63 с.
9. Гуревич Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации / Л.Н. Гуревич. – Л.: Музыка, 1988. – 112 с.
10. Дмитриенко Т.И. Особенности движений рук в процессе игры на скрипке / Т.И. Дмитриенко // Актуальные проблемы преподавания на струнных, духовых и ударных инструментах: сборник научно-методических статей кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов КГИК. – Краснодар.: КГИК, 2015. – С. 16-20.
11. Костина И.Ю. Исполнительский анализ сонаты для скрипки и фортепиано A-dur Сезара Франка / И.Ю. Костина // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. – № 2. – С. 54-67. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000627430
12. Марков А. Система скрипичной игры / А. Марков. – М.: Музыка, 1997.
13. Мансурова А.П. Скрипка и ее возвращение в школу: начальное обучение, профессиональное и любительское исполнительство / А.П. Мансурова // Культурная жизнь юга России. – Краснодар.: КГИК, 2014. – № 4. – С. 55 58.
14. Методическая культура педагога – музыканта / под ред. Абдулина Э.Б. – М.: Академия, 2002. – С. 110.
15. Мищенко Г.М. Полный курс методики обучения игре на скрипке (альте): для музыкальных училищ по специальности № 0501.02 и начинающих преподавателей скрипки в ДМШ и ДШИ «Оркестровые струнные инструменты» / Г.М. Мищенко. – Спб.: Реноме, 2009. – 120 с.
16. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.6/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 33.
17. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.
18. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке / Т. Погожева. Музыка, М., 1966.
19. Сафонова E.JI. Скрипичная школа Московской консерватории. Творческие традиции. Исследование / Е.Л. Сафонова. – М.: Изд. орг. МГК им. П.И. Чайковского, 2002. – 172 с.
20. Токмакова И.А. Приемы воспитания культуры звучания в игре на скрипке / И.А. Токмакова // Современные тенденции в науке и образовании: сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции: часть VI – Люберцы.: Ар-Консалт, 2014. – С. 150-152.
21. Холодова Т.И. Методы работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения на скрипке / Т.И. Холодова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 // редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (4). – С. 61-64.
22. Хэ И. Специфика преподавания и обучения игре на скрипке / И. Хэ // Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Дальнего Востока России // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Хабаровск.: ХБИИК, 2010. – С. 143-152.
23. Цыпин Г.М. Музыкально – исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. – СПб.,2001. – 320 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеются в сонате Франка для скрипки и фортепиано ля мажор?
Соната Франка для скрипки и фортепиано ля мажор имеет некоторые особенности, такие как мягкое и плавное вступление, живой и энергичный финал, контрастные переходы между различными настроениями. Она также характеризуется сложной и интересной исполнительской техникой, требующей от музыканта хорошей координации и высокой технической мастерности.
Какие навыки игры на скрипке формируются при изучении сетки?
Изучение сетки помогает формированию различных навыков игры на скрипке. В частности, это включает развитие навыков чтения нот, улучшение слуха, развитие координации рук и пальцев, тренировку моторики, освоение различных технических элементов игры, таких как арпеджио, легато, пиццикато и другие.
Какие исполнительские традиции формировались в русской и европейской скрипичной школе?
В русской и европейской скрипичной школе сформировались различные исполнительские традиции. Русская скрипичная школа отличается своим особым звучанием, большим эмоциональным насыщением и экспрессивностью. Европейская скрипичная школа, в свою очередь, известна своей точностью и четкостью исполнения, а также акцентом на музыкальной линии.
Какие методы используются для формирования и развития навыков игры на скрипке?
Для формирования и развития навыков игры на скрипке используются различные методы. Это может быть работа над позиционным исследованием на инструменте, выполнение технических упражнений, разучивание произведений разного уровня сложности, индивидуальные занятия с преподавателем, а также коллективное музицирование и выступления.
Какие особенности формирования навыков игры на скрипке рассматривает данная статья?
Данная статья рассматривает особенности формирования навыков игры на скрипке, а именно изучение сетки и навыков игры на скрипке, становление исполнительских традиций русской и европейской скрипичной школы, а также методы формирования и развития основных исполнительских приемов и навыков.
Какие методические особенности формирования навыков игры на скрипке рассматриваются в статье?
Статья рассматривает методические особенности формирования навыков игры на скрипке на примере сонаты С. Франка для скрипки и фортепиано ля мажор. Она описывает историю создания этой сонаты и приводит примеры методов формирования навыков игры на скрипке.
Какие исполнительские традиции рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются исполнительские традиции русской и европейской скрипичной школы. Они являются основой для формирования навыков игры на скрипке и определяют особенности исполнения музыкальных произведений.
Какие методы формирования и развития основных исполнительских приемов и навыков рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные методы формирования и развития основных исполнительских приемов и навыков в классе скрипки. Эти методы являются основой для успешного освоения игры на скрипке и включают в себя тренировку ритма, легато, артикуляции и других элементов игры.
На каком примере рассматриваются методические особенности формирования навыков игры на скрипке в статье?
В статье методические особенности формирования навыков игры на скрипке рассматриваются на примере сонаты С. Франка для скрипки и фортепиано ля мажор. Рассматривается история создания этой сонаты и описываются методы, которые помогают развивать навыки игры на скрипке.