Образ райского сада в традиции европейских садов (от античного сада до парка Гуэля А. Гауди).
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 12.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение ………………………………………………………………3
1. Образ райского сада в традиции европейских садов …………….5
1.1 Понятие райского сада и его развитие в древней и
Средневековой европейской культуре …………………………….....5
1.2 Образ Эдема в садах Возрождения ………………………………12
2. Парк Гуэл А. Гауди – новый символ Эдема ………………………17
Заключение ……………………………………………….……………20
Список использованной литературы …………………………………..22
Приложение А …………………………………………………………...23
П. Каптерева [8] указывает, что В XVIII веке сады и парки Испании отличает свойственный странам этого времени универсальный художественный язык, сочетающий регулярность, симметрию, парадную репрезентативность, подчинение природы воле человека и архитектуре со своего рода выраженными паузами в пространстве аллей, тенистых участков и с поражающими воображение эффектами. Общепринятая система пластических и живописно-декоративных приемов накладывалась на опыт многих стран. В пределах этой системы возникали отклонения и варианты, они ясно различимы и в испанских памятниках - ярком завоевании национальной культуры. Общей чертой испанского садово-паркового искусства XVIII века была тяга к простым, не усложненным планировкам, к равновесию форм, ясным композициям. Испанцам в целом оказались ближе идеалы порядка французской традиции, чем изощренная игра воображения и чувственная стихия итальянцев. Это покажется удивительным, если представить себе, что почти одновременно в искусстве Испании процветало пышное барокко в местном преломлении стиля чурригереск. Между тем образный строй чурригереска, связанный прежде всего с сакральными сферами творчества и национальными традициями, почти не коснулся ландшафтной архитектуры, претворявшей на практике общеевропейскую эволюцию стиля. При отмеченной упорядоченности и сдержанности слагающих их форм и элементов обширные парковые зоны Испании не обладали подчас в XVIII веке четко выраженным единством декоративного замысла. Городские парки, бульвары, скверы, тенистые аллеи издавна украшают города Испании и во многом традиционны. Расширяется, обогащается их зеленый наряд, в том числе и современной Барселоны. Возникают новые формы паркостроения, новые виды ландшафтной архитектуры. Исторической достопримечательностью каталонской столицы стали восходящие к началу XX века общественные парки, как уже упомянутый парк Сьюдадела в исторической части города и в западной стороне на холме Монжуйк, лесные склоны которого с давних времен служили местом отдыха и развлечений горожан. Создание Гауди - парк Гуэл, уникальный памятник испанского паркового искусства, выходит за рамки национальной традиции. Инициатор создания парка Гуэл, в результате многочисленных поездок в Англию, главный заказчик Антонио Гауди и его близкий друг текстильный фабрикант Эусебио Гуэл, летом 1899 года купил ферму на склонах горы Монтанье пеладо (Лысая гора), а также соседние участки, что в целом составило площадь около 20 га (Приложение А). В создании парка Гауди, уже отточивший собственный стиль, последовательно вступает на путь подчеркивания в архитектурном образе внешне занимательных, обращенных к массовому зрителю мотивов, отчасти предчувствуя грядущие тенденции в мировом искусстве. По контрасту с активной, красочно привлекательной выразительностью этого архитектурно-декоративного обрамления само пространство городской площади, расположенной на крыше монументального здания, кажется пустынным. Открытое свету вознесенное к небу пространство города-сада словно отчуждено от всего окружающего. Возможно, в мотиве балюстрады и площади отозвался излюбленный Гауди прием кругового обхода кровельного пространства. Критики, писавшие о парке значительно позже, восхваляли воплощенную здесь идею создания некого Эдема, земного Рая, изолированного от окружающей действительности.
Но на самом деле для Гауди сад - уже не проходящий сквозь века цивилизаций, через мировые религии и культуры традиционный образ Рая, а мир архитектурно-пространственных образов, порожденных неуемной творческой фантазией. Мироощущению Гауди абстрактный образ прекрасного сада, как воплощение гармонии, покоя, умиротворения, упоения красотой, не был близок. Отличающее все его искусство чувство напряженности, некой внутренней тревоги ощущается и здесь. Некоторые исследователи говорят об иронии Гауди. Однако его искусство и его чрезвычайно сложной, противоречивой, импульсивной личности ирония вряд ли была свойственна. Гауди нарушает традиционное представление о разумно организованной, благоустроенной и упорядоченной природе, подчиненной человеку. В значительной мере этому способствовал холмистый, неухоженный рельеф парка и то, что земельный уголок остался незастроенным, сохранил большое количество свободной земли. Однако зодчий не стремился сгладить неудобные особенности рельефа, приукрасить природу, облагородить пейзаж, а напротив, усиливал, подчеркивал черты первозданной дикости. Но уже изначально сказывалось пристрастие Гауди к свободной, некультивированной растительности, окутывающей каменные объемы и плоскости завесами из вьющейся зелени. В экзальтированной мистике Гауди насыщенная христианская символика причудливо сплетается с какими-то магическими первобытными мотивами. Одним из них, по-видимому, был древнейший культ камня, порождения дикой природы и вместилища высшего Божества. Образ христианской часовни - наследницы средиземноморских мегалитических сооружений, восхождение к символу Голгофы, в месте, предназначенном для обитания и развлечений - все это трудно объяснимые парадоксы знаменитого каталонского зодчего. Одна из особенностей этого странного «каменного» сада - в соседстве ярких цветовых пятен, причудливых очертаний и деталей архитектурных сооружений, неожиданных зооморфных листьев, надписей - своего рода наивных предвестий будущей массовой культуры - с сумрачной затаенностью монотонной анфилады колонного зала, переходов, арочных галерей акведуков и со словно опутывающей весь ансамбль «оболочкой» из грубоватого камня, каких-то первородных наростов и образований. В экзальтированной мистике Гауди насыщенная христианская символика причудливо сплетается с какими-то магическими первобытными мотивами.
Заключение
Таким образом, вера в утраченное совершенство мира и создание нового идеального пространства, в основе которого лежали унаследованные всеми эпохами представления об образе Райского сада, о Золотом веке, - являлась основополагающей для авторов теоретических трактатов об устройстве садов и для практиков - ландшафтных архитекторов.
Развитие идеи «образа утерянного рая», преломляясь в отношении и смыслу, образу сада, шло от прямой аналогии (сад = Эдем) до весьма высоких аллегорий и обобщения. Семантика сада определялась гибкой системой сочетания новых идей и традиций, унаследованных от прошлых эпох. Сад аккумулировал старое и новое во имя воссоздания пространства, олицетворяющего идеал, достижимый на земле.
Образная система сада выражена в форме символов и аллегорий как особых художественных приемов. Она всегда метафорична, то есть в ней используется язык художественных сравнений, сопоставлений с другими эпохами. Элементы одного садового устройства обретали характер «стиля» в другое историческое время, ведь сад всегда играл важную роль в комплексе искусств. Соотношение феномена «сад» и категории «стиль» очевидно. Сад - синтез различных искусств, а сама идея синтеза - основа стилевого развития эпохи.
Эстетические представления о саде корректируются представлениями о природе и красоте в данное время. Концепция садового пространства чутко реагирует на изменение вкусов. Сад по-своему отражает красоту мироощущения времени. Он всегда остается символом счастливого бытия при сравнении с несовершенством современного мира. «Всемогущий Бог первым насадил сад», - писал Бэкон, замечая, что сад - самое чистое из человеческих наслаждений. В устройстве его пространства присутствуют риторика и элемент театральной игры как особые условности садового существования: ведь хозяйственная и игровая его функции связаны с желанием наставлять, воспитывать, служить убежищем от треволнений действительности, пробуждать игру чувств и воображения. Вера в утраченное совершенство мира и создание нового идеального пространства, в основе которого лежали унаследованные всеми эпохами представления об образе Райского сада, о Золотом веке, являлась основополагающей для авторов теоретических трактатов об устройстве садов и для практиков - ландшафтных архитекторов. Семантика сада определялась гибкой системой сочетания новых идей и традиций, унаследованных от прошлых эпох. Сад аккумулировал старое и новое во имя воссоздания пространства, олицетворяющего идеал, достижимый на земле. Со временем ренессансная идея о том, что в устроении сада человек способен не только постичь картину природы, но и усовершенствовать ее творчески с помощью искусства, находя при этом силы в самой природе, в последующие эпохи обретала все большую силу. Образная система сада выражена в форме символов и аллегорий как особых художественных приемов. Она всегда метафорична, то есть в ней используется язык художественных сравнений, сопоставлений с другими эпохами. Эстетические представления о саде корректируются представлениями о природе и красоте в данное время. Сад по-своему отражает красоту мироощущения времени. Он всегда остается символом счастливого бытия при сравнении с несовершенством современного мира. «Всемогущий Бог первым насадил сад», - писал Бэкон, замечая, что сад - самое чистое из человеческих наслаждений. В устройстве его пространства присутствуют риторика и элемент театральной игры как особые условности садового существования: ведь хозяйственная и игровая его функции связаны с желанием наставлять, воспитывать, служить убежищем от треволнений действительности, пробуждать игру чувств и воображения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, 1992. - 360 с.
2.Криппа М. А. Гауди. О влиянии природы на архитектуру - М.: Арт-Родник, 2008. - 172 с.
3.Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с. илл
4.Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Согласие: ОАО «Тип. “Новости”», 1998. — 471 с.: ил
5.Надеждин Н.Я. Антонио Гауди: Воздушные замки Каталонии. - М.: Майор, 2008. - 191 с.
6.Нонель Х. Б. Антонио Гауди. - М.: Стройиздат, 1986. - 167 с.
7. Свирида И.И. Сады века философов в Польше. – М.: Наука, 1994. - 217 с.
8. Сад: символы, метафоры, аллегории. Сб. статей / Отв. ред. Е.Д. Фе-
дотова. М.: Памятники исторической мысли, 2010. - 488 с, ил.
Приложение А
Иллюстрации
Схема А1 – План парка
Главная лестница и «дорический храм» в парке Гуэль
Источник: https://wikiway.com/spain/barselona/park-guel/photo/
2
1.Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, 1992. - 360 с.
2.Криппа М. А. Гауди. О влиянии природы на архитектуру - М.: Арт-Родник, 2008. - 172 с.
3.Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с. илл
4.Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Согласие: ОАО «Тип. “Новости”», 1998. — 471 с.: ил
5.Надеждин Н.Я. Антонио Гауди: Воздушные замки Каталонии. - М.: Майор, 2008. - 191 с.
6.Нонель Х. Б. Антонио Гауди. - М.: Стройиздат, 1986. - 167 с.
7. Свирида И.И. Сады века философов в Польше. – М.: Наука, 1994. - 217 с.
8. Сад: символы, метафоры, аллегории. Сб. статей / Отв. ред. Е.Д. Фе-
дотова. М.: Памятники исторической мысли, 2010. - 488 с, ил.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет образ райского сада в европейской культуре?
Образ райского сада в европейской культуре имеет глубокое символическое значение и ассоциируется с идеалом благополучия, гармонии и красоты.
Как развивалось понятие райского сада в древней и Средневековой европейской культуре?
Понятие райского сада в древней и Средневековой европейской культуре претерпело некоторые изменения, отражая различные религиозные и философские традиции. В древней культуре райский сад ассоциировался с Эдемом, местом первозданной красоты и изобилия. В Средневековье райский сад стал символом раю, связанным с религиозными представлениями и идеалами благочестия.
Каким образом образ Эдема выражается в садах Возрождения?
В садах Возрождения образ Эдема выражается через гармоничное сочетание природных элементов, включая водные элементы, зеленые аллеи, цветочные композиции и декоративные элементы. Кроме того, в садах Возрождения активно использовалась идея симметрии и пропорциональности, что создавало атмосферу идеального мира.
Чем парк Гуэль А Гауди является новым символом Эдема?
Парк Гуэль А Гауди является новым символом Эдема благодаря своей уникальной архитектуре и дизайну. Этот парк воплощает идеалы гармонии и красоты, и его образ ассоциируется с раем. В парке можно видеть многочисленные скульптуры, цветочные композиции, водные элементы и другие декоративные элементы, создающие впечатление удивительного сада.
Кем была написана статья "Образ райского сада в традиции европейских садов от античного сада до парка Гуэля А Гауди"?
Статья "Образ райского сада в традиции европейских садов от античного сада до парка Гуэля А Гауди" была написана П. Каптеревой.
Что такое райский сад и как он развивался в европейской культуре?
Райский сад - это концепция и образ символизирующие идеал счастья, гармонии и изобилия. Он развивался в древней и средневековой европейской культуре как место, где человек находит утраченное раем счастье и связь с божественным.
Каким образом образ Эдема был представлен в садах эпохи Возрождения?
В садах эпохи Возрождения образ Эдема был представлен через сочетание разнообразных элементов и уникальных расположений растений, водоемов и скульптур. Сады часто имели форму геометрического орнамента, а также содержали символические аллегории, например, "Дерево познания добра и зла".
Что такое Парк Гуэль А Гауди?
Парк Гуэль А Гауди - это уникальный парк, расположенный в Барселоне, который является символом Эдема. Он был создан архитектором Антонио Гауди и представляет собой гармоничное сочетание архитектуры, ландшафтного дизайна и садового искусства.
Какие элементы символизируют Эдем в парке Гуэль А Гауди?
В парке Гуэль А Гауди Эдем символизируется через использование изящных арочных конструкций, органических форм, фонтанов и мозаичных плит, которые создают атмосферу сказочного и утопического мира.
Какую функцию выполняет парк Гуэль А Гауди?
Парк Гуэль А Гауди выполняет не только эстетическую функцию, но и является местом отдыха, прогулок и развлечений. В нем также проводятся различные культурные мероприятия, выставки и концерты.
Что представляет собой образ райского сада в традиции европейских садов?
Образ райского сада в европейской традиции - это символичное изображение рая на земле, места идеального счастья, гармонии и красоты. Он отражает человеческое стремление к идеалу и выражает желание создать уголок рая на земле.
Как развивался образ райского сада в древней и Средневековой европейской культуре?
В древней и Средневековой европейской культуре образ райского сада развивался по мере изменения и развития религиозных и философских представлений. Он начался с античного представления о райском саде в Эдеме, который олицетворял благодатное место, где люди живут в гармонии с природой и богами. В Средневековье этот образ стал более религиозным и символическим, отражая представление о рае как о месте спасения и духовного совершенства.