Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческого потенциала ребёнка
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 13.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Сущность особенности музыкального развития 5
1.2. Сущность понятия «Творческие способности» 10
1.3. Музыкальная игра как средство развития творческих способностей 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 19
2.1. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения 19
2.2. Разработка музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Потому что путем приобщения к таким играм у ребенка развиваются художественно-эстетические вкусы, творческие способности, интеллектуальное развитие и развитие сенсорных начал.2.2. Разработка музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возрастаЦенность музыкально-дидактических пособий и игр заключается в том, что они комплексно задействуют ребенка, вызывая зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления и различных знаний. Всего этого для дошкольников еще не существует. Поэтому необходимо научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, сознательно обращать внимание на средства музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанрам и характерам.С этой целью используются такие средства, как музыкально-дидактические игры, которые комплексно стимулируют ребенка к зрительной, слуховой и двигательной деятельности, расширяя тем самым музыкальное восприятие в целом. Поэтому в данном параграфе мы разработали музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.Игры на развитие звуковысотного слуха:Для младшей группы:Птицы и птенчики.Игровой материал: картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.Ход игры: у каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей.Для средней группы:Эхо.Игровой материал: большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.Ход игры: ведущий выкладывает пред двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто - девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт а или у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек.Для старшей группы:Лесенка.Цель: различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.Игровой материал: две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз.Музыкальный репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеевой.Ход игры: после ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.Для подготовительной группы:Лесенка-чудесенкаИгровой материал: лесенка со ступеньками, каждая ступенька разного цвета, 5 фишек, соответствующих по цвету ступенькам.Ход игры: воспитатель играет определённую мелодию, дети на лесенках выкладывают эту мелодию (движение вверх, вниз, через ступеньку, на одном звуке и т.д.).Игры на развитие чувства ритма:Для младшей группы:Картинки и именаХод игры: ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.Для средней группы:Учитесь танцевать.Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).Ход игры: дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей – маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.Для старшей группы:Музыкальный квадрат.Ход игры: игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.Для подготовительной группы:Весёлый поездИгровой материал: небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.Ход игры: педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. Пир повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.Игры на восприятие музыки:Для младшей группы: Кто подошёл к теремку.Игровой материал: картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.Ход игры: взрослый начинает сказку: «Стоит в поле терёмок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребёнок показывает ответ с помощью выдвижной ленты.Для средней группы:Найди игрушку.Игровой материал: игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т.д.Ход игры: воспитатель предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки.Для старшей группы:Слушаем музыку.Игровой материал: 4-5 картинок иллюстрирующих содержание знакомых песен /инструментальных/, аудиозаписи этих песен.Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они были видны всем. Звучит какое либо произведение. Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку, вспомнить название и композитора. Если ответ правильный, все хлопают.Для подготовительной группы:Наши песни.Игровой материал: карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки.Ход игры: исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.Игры на различие тембровой окраски:Для младшей группы: В лесу.Игровой материал: елка с кармашком, картинки зайца, медведя, кошки.Музыкальный репертуар: «Зайка» р.н.м., «Медведь» М.Саркова, «Кошка» А.Редитова.Ход игры: дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь березки, елки, ягодки. Пришла Таня в этот лес, а за елкой кто-то прячется. Поможем Тане отгадать кто же там сидит.Послушайте песенку-загадку (играет «Зайку» р.н.м.), дети вместе с Таней отгадывают, для верности Таня заглядывает за елку, там, в кармашке – зайка. Воспитатель незаметно меняет картинку за елкой, выбирают другого ребенка, и он вместе со всеми детьми определяет, кто снова спрятался за елкой.Для средней группы:Подумай и отгадай.Ход игры: на доску выставляют картинки с изображением зайца, птицы, медведя. М.р. предлагает детям послушать знакомые пьесы и отгадать, чья музыка звучит. Детям раздают карточки, они слушают пьесу и поднимают нужную картинку.«Медведь» В.Ребикова, «Птичка» М.Красева, «Зайчик» М.Старокадамского.Игровой материал: карточки по числу участников с изображением зайца, медведя, птички.Для старшей группы:Сколько нас поёт.Игровой материал: фланелеграф (планшет со вставными карманами), три матрёшки-картинки (на фланели), карточки по числу играющих, музыкальные инструменты.Ход игры: ребёнок-ведущий играет на одном из музыкальных инструментов один звук, два или три одновременно. Дети определяют количество звуков и поднимают карточки с изображением поющих детей (одного, двух или трёх). Вызванный ребёнок выкладывает на фланелеграфе матрешек или вставляет в карманы планшета.Для подготовительной группы:Музыкальные загадки.Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.Таким образом, разработанные игры представляют интерес не только для педагогов - музыкантов, но и для - воспитателей, педагогов - психологов, логопедов и родителей. Главное, они могут побудить взрослых и детей развивать собственные музыкальные и творческие идеи, придумывать новые игры.ЗАКЛЮЧЕНИЕНеобходимо создать условия для развития основ детской музыкальной культуры с раннего возраста. Одни дети достигают высокого уровня музыкального развития, другие, достигают более скромного. Важно, чтобы дети с раннего возраста учились относиться к музыке не только как к средству развлечения, но и как к важному явлению духовной культуры.Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения музыкальной культурой. Музыкальное развитие оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и жизни.Если музыкально-эстетическое сознание детей будет развито в процессе музыкальной деятельности, это не оставит незамеченными их дальнейшее развитие и интеллектуальное развитие.Музыкально-игровая деятельность – один из самых доступных способов приобщения дошкольников к творчеству, музыкальному искусству и развитию личности через музыкальное искусство. Это занятие сочетает в себе музыку, движение и слово, что является способом всестороннего развития детей.Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Поскольку музыка воспринимается эмоционально, она имеет большое значение для эмоционального развития детей.В музыкально-игровой деятельности детей систематизируются музыкально-эстетические представления, формируются художественно-эстетические вкусы.Для развития музыкальных способностей, умения общаться со взрослыми и сверстниками необходимо объединение усилий родителей, воспитателей и музыкальных руководителей, чтобы обеспечить детям эмоциональный комфорт и интересную и содержательную жизнь как в детском саду, так и дома.Музыкальное развитие дошкольника невозможно само по себе, оно постоянно связано с всесторонним развитием личности, компоненты которого гармонично дополняют друг друга. Следует помнить, что в руках мастера-педагога музыка будет подобна ювелирному инструменту, постепенно, шаг за шагом превращая необработанный алмаз сознания ребенка в бриллиант.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгапова, И.Ю. Лучшие музыкальные игры для детей / И.Ю. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2019. - 224 c.Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы / Г.И. Анисимова. - М.: Академия развития, 2016. - 965 c.Арсенина, Е. Н. Музыкальные занятия. Средняя группа / Е.Н. Арсенина. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2019. - 336 c.Бодраченко, И.Ю. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / И.Ю. Бодраченко. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 176 c.Виноградов, Л.С. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л.С. Виноградов. - М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2016. - 160 c.Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2016. - 400 c.Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 336 c.Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. - М.: Академия, 2019. - 416 c.Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2018. - 176 c.Каплунова, И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - М.: Невская нота, 2018. - 560 c.Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2018. - 144 c.Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2018. - 520 c.Лунева, Т. А. Музыкальные занятия. Вторая младшая группа. Разработки и тематическое планирование / Т.А. Лунева. - М.: Учитель, 2018. - 216 c.Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2017. - 238 c.Малахова, Л.Ю. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л.Ю.Малахова. - М.: Феникс, 2018. - 835 c.Минина, Е. А. Музыкальное развитие детей 5-7 лет в детском саду. Конспекты занятий, музыкальный репертуар, критерии оценки результатов / Е.А. Минина. - М.: Академия развития, 2018. - 256 c.Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2018. - 262 c.Петухова, А. А. Музыкальное развитие детей 2-3 лет. Планирование деятельности на каждый месяц. Сентябрь-май: комплект из 36 тематических карт-планов с методическим сопровождением / А.А. Петухова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 713 c.Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2018. - 705 c.Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2018. - 176 c.Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга, Логос, 2017. - 244 c.Сучкова, И. М. Музыкальное развитие детей. 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе "Детство" / И.М. Сучкова, Г.В. Головнева, Е.А. Лысова. - М.: Учитель, 2019. - 564 c.Сычева, М. А. Первые уроки музыки / М.А. Сычева. - М.: Феникс, 2018. - 368 c.Фирилёва, Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Ж.Е. Фирилёва, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. - М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 160 c.Ходаковская, З. В. Музыкальные праздники и занятия для детей 3-4 лет / З.В. Ходаковская. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 154 c.
2. Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы / Г.И. Анисимова. - М.: Академия развития, 2016. - 965 c.
3. Арсенина, Е. Н. Музыкальные занятия. Средняя группа / Е.Н. Арсенина. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2019. - 336 c.
4. Бодраченко, И.Ю. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / И.Ю. Бодраченко. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 176 c.
5. Виноградов, Л.С. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л.С. Виноградов. - М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2016. - 160 c.
6. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2016. - 400 c.
7. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 336 c.
8. Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. - М.: Академия, 2019. - 416 c.
9. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2018. - 176 c.
10. Каплунова, И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - М.: Невская нота, 2018. - 560 c.
11. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2018. - 144 c.
12. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2018. - 520 c.
13. Лунева, Т. А. Музыкальные занятия. Вторая младшая группа. Разработки и тематическое планирование / Т.А. Лунева. - М.: Учитель, 2018. - 216 c.
14. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2017. - 238 c.
15. Малахова, Л.Ю. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л.Ю.Малахова. - М.: Феникс, 2018. - 835 c.
16. Минина, Е. А. Музыкальное развитие детей 5-7 лет в детском саду. Конспекты занятий, музыкальный репертуар, критерии оценки результатов / Е.А. Минина. - М.: Академия развития, 2018. - 256 c.
17. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2018. - 262 c.
18. Петухова, А. А. Музыкальное развитие детей 2-3 лет. Планирование деятельности на каждый месяц. Сентябрь-май: комплект из 36 тематических карт-планов с методическим сопровождением / А.А. Петухова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 713 c.
19. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2018. - 705 c.
20. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2018. - 176 c.
21. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга, Логос, 2017. - 244 c.
22. Сучкова, И. М. Музыкальное развитие детей. 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе "Детство" / И.М. Сучкова, Г.В. Головнева, Е.А. Лысова. - М.: Учитель, 2019. - 564 c.
23. Сычева, М. А. Первые уроки музыки / М.А. Сычева. - М.: Феникс, 2018. - 368 c.
24. Фирилёва, Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Ж.Е. Фирилёва, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. - М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 160 c.
25. Ходаковская, З. В. Музыкальные праздники и занятия для детей 3-4 лет / З.В. Ходаковская. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 154 c.
Вопрос-ответ:
Какова сущность музыкального развития?
Сущность музыкального развития заключается в развитии музыкальных способностей и навыков у ребенка.
Что такое творческие способности?
Творческие способности - это способности ребенка проявлять креативность, изобретательность и оригинальность в музыкальной деятельности.
Как музыкальная игра способствует развитию творческих способностей?
Музыкальная игра позволяет ребенку выражать свои чувства и эмоции, экспериментировать с звуками и мелодиями, развивать свою музыкальную фантазию.
Какие методические особенности помогают развивать творческий потенциал ребенка с помощью музыкально-дидактических игр?
Методические особенности включают разнообразные игровые формы, использование разных музыкальных инструментов, создание ситуаций для свободного творчества ребенка.
Какие виды музыкально-дидактических игр существуют для развития творческого потенциала ребенка?
Существует множество видов музыкально-дидактических игр, таких как игра на музыкальных инструментах, импровизация, создание музыкальных композиций и многое другое.
Что такое музыкально-дидактическая игра?
Музыкально-дидактическая игра - это игровая активность, направленная на развитие музыкальных способностей и творческого потенциала ребенка.
Какова сущность музыкального развития?
Музыкальное развитие - это процесс формирования музыкальных способностей и компетенций у ребенка под воздействием музыки и музыкальной деятельности.
Что означает понятие "творческие способности"?
Творческие способности - это индивидуальные качества личности, позволяющие проявлять творческий потенциал и оригинальность в решении творческих задач.
Какую роль играет музыкальная игра в развитии творческих способностей?
Музыкальная игра является средством развития творческих способностей у ребенка. Она стимулирует творческое мышление, фантазию, воображение и саморегуляцию у ребенка.
Какие методические особенности музыкально-дидактической игры способствуют развитию творческого потенциала ребенка?
Музыкально-дидактическая игра должна быть увлекательной, интересной и активной. Она должна включать разнообразные музыкальные задания, игровые элементы и возможность импровизации, что помогает развить у ребенка творческое мышление и выразительность.
Что представляет собой музыкально дидактическая игра?
Музыкально дидактическая игра - это специально разработанная игровая активность, направленная на развитие творческого потенциала ребенка через музыкальные элементы и задания. Она позволяет ребенку совмещать игровую форму с обучением, развивая его музыкальные и творческие способности.