Нейропсихология. Современные представления о псиических функциях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 01.08.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы практическое значение нейропсихологии 5
1.1. Предмет и задачи нейропсихологии 5
1.2. Основные методы и направления нейропсихологии 10
Глава 2. Роль высших психических функций (ВПФ) в жизни и деятельности человека как личности 13
2.1. Высшие психические функции (ВПФ)человека как основной предмет нейропсихологии 13
2.2. Высшие психические функции в контексте цифровых телекоммуникационных технологий 21
Заключение 27
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления

Менее подвергается угасанию – третий блок мозга.Высшие психические функции в контексте цифровых телекоммуникационных технологийСтремительное развитие цифровых телекоммуникационных технологий в современном обществе привело к пониманию необходимости осмысления их последствий для жизнедеятельности человека в целой серии междисциплинарных областей – философии, социологии, психологии. При этом, если традиционно информационные технологии обсуждались как отдельная сфера деятельности (отдельная виртуальная реальность), как усовершенствование, линейное расширение возможностей человека, ток настоящему моменту становится все более очевидно, что информационные технологии не просто дополняют или расширяют, но опосредствуют все психические процессы и отношения людей, становясь в этом смысле «психотехнологиями. Как следствие, в современном обществе понимание культурно-исторического процесса развития человека невозможно без описания того, каким образом это развитие трансформируется в новом социальном контексте, опосредствованном влиянием технологий. Развитие цифровых технологий делает необходимым психологических анализ направлений и механизмов трансформации процесса культурно-исторического развития человека (в том числе, трансформации высших психических функций человека) с развитием информационных технологий. Сегодня в психологии активно дискутируется проблема так называемых «психотехнологий» в том смысле, что они влияют на психические процессы и отношения людей, непосредственно на психику человека. Так, семья перестала быть важнейшим фактором в формировании и поддержании представлений: телевидение и интернет предлагают большое количество недоступных ранее ролей и моделей поведения, способов мышления и выборов. Видеоигры позволяют конструировать и переживать виртуальные реальности, которые могут быть далеки от норм и ценностей общества. Помимо этого, используя технологии, человек может создавать новые референтные группы с необычными нормами взаимодействия вместо того (или вместе с тем), чтобы быть вовлеченным в привычный процесс социализации. В результате ценности, представления и отношения нового поколения могут отличаться от традиционно признаваемых: то, что обычно рассматривалось как изоляция, в глазах пользователей технологий выглядит тесной связью с другими людьми, то, что считалось импульсивным поведением, становится жизнью на современной скорости. Без учета и понимания этого невозможно понимание психологических особенностей современного поколения, особенно молодежи. По мнению ряда исследователей, технические средства являются «выгодным» объектом для включения в структуру идентичности: они позволяют не столько удовлетворить потребность в обладании, сколько организовывать некий процесс (переживаний). Некоторые технологии позволяют выразить и личностные особенности (идентичность) своего владельца. Так обстоит дело с профилями и ава-тарами в интернете и звуковым тоном и заставкой мобильного телефона – они открывают возможности для персонализации и несут некую информацию о человеке для других людей (о том, кто он). Широкое распространение и практически «безграничность» технологий приводят к актуальности проблемы сохранения идентичности и приватности. Предлагается даже термин – «цифровая тень» – для описания того, как представлен человек, его личность и идентичность в виртуальном мире. В целом, существующие исследования задают проработанную теоретическую основу для интеграции полученных данных на основе положений культурно-исторического подхода в психологии. Однако до настоящего времени лишь немногие работы уделяли внимание пониманию цифрового мира как опосредствующего все сферы жизни и задающего специфическую социальную ситуацию развития, что делает необходимым анализ трансформации культурно-исторического развития человека под влиянием технологий. Это ставит вопросы о собственно психологических изменениях в системе социальных ожиданий и представлений, в мотивационно-смысловой, ценностной, волевой, эмоциональной и когнитивной сферах личности, а также в структуре деятельности, которые до настоящего момента остаются недостаточно исследованными. Несмотря на очевидность и широкую распространенность представлений о важности и актуальности исследования влияния информационных технологий на психику человека, в современном психологическом дискурсе отмечается дефицит работ, посвященных теоретическому осмыслению того, каким образом и по каким механизмам трансформируются внутренний мир и деятельность человека под влиянием технического прогресса.Лишь в недавнее время представления о цифровом мире как опосредствующем все сферы жизни человека получили развитие в рамках концепций цифрового гражданства и цифровой компетентности. Технологические и социокультурные трансформации, произошедшие в последние десятилетия, требуют выявления психологических закономерностей, определяющих то, каким образом информационные технологии опосредствуют культурно-историческое развитие человека, позволяя говорить о новом «витке» в развитии высших психических функций – «информационно-опосредствованных» ВПФ. Это позволит перейти от исследований распространенности тех или иных феноменов винтернете к пониманию их психологического содержания и динамики. С практической точки зрения выявление трансформации высших психических функций и деятельности человека под влиянием информационных технологий позволит модифицировать существующие методы психологической диагностики и психологической помощи таким образом, чтобы они были сензитивны к современным условиям развития человека. Специальный интерес представляет собой анализ влияния технологического расширения человека на трансформацию его когнитивных карт и, опосредствовано, на изменение его «картины мира». Хотя многие высшие психические функции взаимодействуют, в отношении трансформации натуральных когнитивных карт происходит их довольно необычное пересечение с технологическим расширением человека. Человек не только способен усваивать знания, дополняющие его собственную когнитивную карту, он может изменять само природное ограничение его локомоций через изобретение транспортных средств, дающих ему даже возможность летать, информационных сервисов, позволяющих организовывать маршруты перемещений, и соответственно, получать уже новые знания о новых возможностях. Иначе говоря, возникает особый гибридный конструкт карты-возможности локомоции, соотнесенный с новыми технологическими возможностями, приводящий уже к качественным изменениям географии, становящейся привязанной не к натуральной реальности, а реальности технологической. На метафорическом и лингвистическом уровне изменения в деятельности человека зафиксированы в таких терминах, как «поколение большого пальца», «текстовая шея», «многооконность», «клиповое сознание», «фрагментарное мышление» и т.п. «Будущее теперь – это уже не завтра, это через 10 минут», и это будущее не нейтрально – технологии задают новые возможности, а тем самым – цели и ценности, сдвигают привычные границы нормы и патологии, изменяют структуру деятельности. Изменения в социальной распространенности технологий и соответствующих социальных ожиданий приводят к трансформации конвенциональных границ нормы и патологии, когда то, что считалось зависимостью, становится проявлением современного образа жизни. Исходя из понимания того, что технологии не являются нейтральными по отношению к использующему их человеку, предлагается дополнить их разработкой новой позиции, учитывающей возможности соразмерного и гармоничного сосуществования человека и технологий с целью сохранения родовой сущности человека и егоустойчивой и когерентной идентичности при неуклонном развитии технического прогресса.ЗаключениеЧем младше ребенок, тем более диффузна, глобальна симптоматика различных отклонений развития и тем большего мастерства требует дифференциальная диагностика, необходимая для построения эффективной коррекционно-развивающей работы. Чем младше ребенок, тем больше точность диагностики зависит от тщательности и длительности наблюдения, от того, есть ли у специалиста контакт с ребенком. Дошкольный педагог часто имеет уникальную возможность следить за процессом развития и строить гипотезы о сильных и слабых сторонах в психической деятельности ребенка. Помочь в правильной организации наблюдений и их интерпретации позволят методы «следящей диагностики», разработанные по принципам детской нейропсихологии. Итак, помощь ребенку с особенностями развития познавательных функций и эмоционально-личностной сферы предполагает необходимость понимания закономерностей его развития. Знакомство с основами нейропсихологии детского возраста, с принципами нейропсихологического подхода к диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения даст возможность психологам, педагогам, дефектологам или воспитателям плодотворно сотрудничать друг с другом при выработке коррекционных программ, эффективно строить индивидуально ориентированное развивающее, коррекционное или инклюзивное обучение, учитывающее сильные и слабые стороны каждого ребенка.Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной логопедической работе повышает интерес и мотивацию к занятиям у детей с ОНР, развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психические процессы. Применение данного метода позволяет детям более активно включаться в деятельность, произвольное внимание становится преобладающим, улучшается качество двигательных навыков, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сокращаются, возрастает уровень развития коммуникации и речевой деятельности.Итак, психика человека (и всех живых существ) нацелена на успешное взаимодействие с окружающим миром. Она выступает в качестве отражения реальности, но именно эта реальность в последнее время в результате массовой цифровизации общества на мировом уровне заменяется виртуальностью. Вследствие этого пострадало психическое здоровье людей, чья жизнедеятельность основана на «сидении за компьютером». Многие психические возможности человека необходимо восстанавливать и развивать, чтобы не допустить полной деградации. В условиях цифровизации образования особое педагогическое внимание следует уделить развитию произвольности – еще одной важнейшей высшей психической функции человека. Произвольность – качество, свидетельствующее о том, что человек способен посредством системно проявляемых волевых усилий управлять, организовывать и темсамым изменять и обогащать собственную жизнь. Не будем останавливаться на примерах деструктивного влияния компьютеризации на развитие волевой сферы личности, а лишь заметим, что именно от степени развития волевых качеств в прямой зависимости находятся уровни овладения другими высшими психическими процессами: памятью, вниманием, мышлением, речью и т. д.Тем не менеецифровизация – это основная составляющая общественного прогресса. Трудно утверждать, хорошо это или плохо. Очевидно, что мы стали свидетелями социальной трансформации и изменения авторитетов. В настоящий момент молодежь более «продвинута», по сравнению со старшим поколением, в силу приспособляемости к цифровым возможностям. Адаптированность к новой цифровой среде дает молодежи множество преимуществ. В то же время следует обратить внимание на создание необходимых педагогически правильно организованных условий, способствующих полноценному развитию высших психических процессов (функций) личности взрослеющего человека.Список использованных источниковБезруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учеб. Пособ., М., Академия, 2009.- Текст : непосредственный.Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме. Коллективная монография/ Под ред. Т.А.Фотековой, - Абакан, 2007.- Текст : непосредственный.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.- Текст : непосредственный.Домишкевич С. А. Продуктивность и динамические особенности умственной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 46. - С. 23.- Текст : непосредственный.Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.- Текст : непосредственный.Конопкин, О. А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека / О. А. Конопкин // Субъект и личность в психологии саморегуляции. - М.; Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. - С. 12-30.- Текст : непосредственный.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе – М., 1985.- Текст : непосредственный.Телегина Э., Гагай В. В // Телегина Э., Гагай В. В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 47–55.- Текст : непосредственный.Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости: нейропсихологический анализ. // Московский городской психолого-педагогический университет // Портал психологических изданий PsyJournals.ru, 2012. URL: https://clck.ru/R43TW (Дата обращения: 07.06.2022). Чуприкова Н. И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007. С. 124–148.- Текст : непосредственный.Шадриков В. Д., Зиновьева Н. Л., Кузнецова М. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. М.: Логос, 2011.- Текст : непосредственный.

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учеб. Пособ., М., Академия, 2009.- Текст : непосредственный.
2. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме. Коллективная монография/ Под ред. Т.А.Фотековой, - Абакан, 2007.- Текст : непосредственный.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.- Текст : непосредственный.
4. Домишкевич С. А. Продуктивность и динамические особенности умственной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 46. - С. 23.- Текст : непосредственный.
5. Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.- Текст : непосредственный.
6. Конопкин, О. А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека / О. А. Конопкин // Субъект и личность в психологии саморегуляции. - М.; Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. - С. 12-30.- Текст : непосредственный.
7. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе – М., 1985.- Текст : непосредственный.
8. Телегина Э., Гагай В. В // Телегина Э., Гагай В. В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 47–55.- Текст : непосредственный.
9. Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости: нейропсихологический анализ. // Московский городской психолого-педагогический университет // Портал психологических изданий PsyJournals.ru, 2012. URL: https://clck.ru/R43TW (Дата обращения: 07.06.2022).
10. Чуприкова Н. И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007. С. 124–148.- Текст : непосредственный.
11. Шадриков В. Д., Зиновьева Н. Л., Кузнецова М. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. М.: Логос, 2011.- Текст : непосредственный.

Вопрос-ответ:

Чем занимается нейропсихология?

Нейропсихология занимается изучением взаимосвязи между мозговой деятельностью и психическими процессами. Она исследует, какие функции выполняет мозг и как они связаны с нашим поведением, мышлением, восприятием и другими психическими процессами.

Каково практическое значение нейропсихологии?

Нейропсихология имеет большое практическое значение. Ее исследования способствуют разработке методов диагностики и реабилитации при нарушениях психических функций. Благодаря нейропсихологии можно разрабатывать эффективные методы обучения и тренировки мозга, а также применять ее в различных областях, таких как медицина, спорт, психология и образование.

Какие методы использует нейропсихология?

Нейропсихология использует различные методы для изучения психических функций. Среди них: нейроимиджинг (например, функциональная МРТ), электроэнцефалография, психометрические тестирования, наблюдение и эксперименты. Комбинируя эти методы, исследователи получают информацию о работе мозга и преобразуют ее в знания о психических функциях.

В чем заключается роль высших психических функций в жизни человека?

Высшие психические функции играют ключевую роль в жизни человека. Они позволяют нам мыслить, решать задачи, планировать, принимать решения, обучаться, воспринимать и обрабатывать информацию. Благодаря этим функциям мы можем адаптироваться к окружающей среде, совершенствовать себя и достигать успеха в различных сферах деятельности.

Как влияют цифровые телекоммуникационные технологии на высшие психические функции?

Цифровые телекоммуникационные технологии оказывают значительное влияние на высшие психические функции. С одной стороны, они предоставляют нам доступ к большому объему информации и средствам коммуникации, что способствует развитию мышления, обучению и социальным взаимодействиям. С другой стороны, эти технологии могут приводить к перегрузке информацией, зависимости, снижению внимания и другим проблемам, которые влияют на работу высших психических функций.

Что изучает нейропсихология?

Нейропсихология изучает связь между мозгом и психическими функциями человека, а также их взаимодействие.

Какой предмет и задачи нейропсихологии?

Предметом нейропсихологии являются высшие психические функции человека, такие как память, внимание, мышление и др. Основной задачей нейропсихологии является исследование этих функций, выявление их механизмов и закономерностей.

Какие методы использует нейропсихология?

Нейропсихология использует различные методы исследования, включая нейрофизиологические методы, нейроимиджинг, психометрические тесты, экспериментальные методы и другие. Каждый метод позволяет получить определенную информацию о функциональной организации мозга и психических процессах.

Что такое высшие психические функции?

Высшие психические функции – это сложные интеллектуальные процессы, которые выполняют ключевую роль в поведении и деятельности человека. К ним относятся такие функции, как мышление, внимание, память, речь, воображение и другие.

В чем роль высших психических функций в жизни и деятельности человека?

Высшие психические функции играют важную роль в жизни и деятельности человека, так как они определяют наше поведение, способность к обучению, адаптацию к окружающей среде и успешное выполнение различных задач. Они позволяют нам мыслить, понимать, запоминать, принимать решения и т.д.

Какие задачи решает нейропсихология?

Нейропсихология занимается изучением взаимосвязи между мозгом и психической деятельностью человека. Ее задачи включают изучение функций и структуры мозга, исследование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и других высших психических функций, а также разработку методов диагностики и восстановления нарушенных психических функций.