Теоретические основы методики воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 23.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность понятия «звуковая культура речи» 5
2. Особенности формирования звукопроизношения в онтогенезе 7
3. Методические основы воспитания культуры речи 10
Заключение 15
Список литературы 16
Для закрепления правильного произношения звука во фразовой речи и развития речевого слуха воспитатель применяет специально подобранный речевой материал (словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки). Он следит за правильным употреблением данного звука.
Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения использовать умеренный темп и интонационную выразительность речи [6].
Работа по воспитанию звуковой культуры речи реализуется в различных видах деятельности детей дошкольного возраста, к которым ФГОС ДО относит игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, а также изобразительную деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и трудовую деятельность, конструирование, музыкальную деятельность.
Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность определяются в ФГОС ДО – это сквозные виды деятельности детей дошкольного возраста [9].
Все эти виды деятельности направлены на воспитание звуковой культуры речи.
Принципы развития речи детей дошкольного возраста выделили М.М. Алексеева и Б.И. Яшина (рисунок 1).
Рис. 1. Принципы воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
В старшем дошкольном возраста одной из форм работы по воспитанию звуковой культуры является занятие. Классификация занятий по развитию речи представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Виды занятий по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Развитие речи осуществляется не только в специально организованной деятельности, но и в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.
Методы воспитания и обучения включают: словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений и пересказ произведений детьми, беседа, рассказ; практические – дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности; наглядные – показ иллюстраций, картин, просмотр, презентаций, оформление выставок и другие.
Одним из важнейших принципов работы с детьми дошкольного возраста, по мнению О.С. Ушаковой, является принцип наглядности. В дошкольном возрасте ведущими являются процессы, основанные на работе зрительного анализатора. В связи этим работа должна в большей степени быть ориентирована на зрительный анализатор, для чего необходимо использование различных средств наглядности – предметных и сюжетных картинок, муляжей предметов, игрушек, схем и профилей артикуляции. Ведущим методом должны быть иллюстрация и демонстрация – правильного звукопроизношения, различных наглядных пособий [8].
Таким образом, речевое развитие детей в ходе освоения образовательной программы основывается на требованиях ФГОС ДО. Система работы включает в себя обоснование целей и задач, форм и методов обучения, которые направлены на воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Заключение
Звуковая культура речи – это часть общей культуры, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию. Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного). Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.
В дошкольном возрасте происходит усвоение произносительной стороны речи – звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического восприятия. В дошкольном возрасте ребенок, благодаря целенаправленному обучению, овладевает фонематическим анализом и синтезом. К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.
Воспитание звуковой культуры включает формирование правильного произношения звуков в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата, выработку умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Academia, 2000. – 399 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с.
Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – М.: Русское слово, 2015. – 166 с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
Стерликова В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Арушанова. – М.: Флинта, 2014. – 132 с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей ДОУ. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник / под ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.
6
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с.
3. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – М.: Русское слово, 2015. – 166 с.
4. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
5. Стерликова В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Арушанова. – М.: Флинта, 2014. – 132 с.
6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с.
7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей ДОУ. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
10. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник / под ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.
Вопрос-ответ:
Что такое звуковая культура речи?
Звуковая культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков по правильному произношению звуков, которые позволяют выразительно и четко говорить на родном языке.
Какие особенности формирования звукопроизношения у детей?
Формирование звукопроизношения происходит постепенно и проходит через несколько этапов: от бабушкиных "гугу" и "нана" до полноценной разговорной речи. На каждом из этих этапов дети усваивают новые звуки и улучшают качество своего произношения.
Какие методические основы используются в воспитании культуры речи у детей дошкольного возраста?
Для развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста применяются различные методы: использование словесных игр, чистоговорок, скороговорок, загадок, потешек и стихов. Это помогает детям развивать речевой слух и закреплять правильное произношение звуков во фразовой речи.
Какие виды речевого материала используются для развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста?
Для развития звуковой культуры речи воспитатели используют различные виды речевого материала: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки и стихи. Через игровой и увлекательный формат дети запоминают и повторяют звуки, улучшая свое произношение.
Какова роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи у детей?
Воспитатель играет важную роль в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Он руководит занятиями, использует различные методы и речевой материал для развития речи и произношения детей. Воспитатель также корректирует и помогает исправлять ошибки в произношении звуков, создавая благоприятную и поддерживающую атмосферу для развития речи у детей.
Какая цель преследуется при воспитании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста?
Основная цель воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста заключается в формировании правильного произношения звуков и развитии речевого слуха. Это поможет ребенку свободно и без ошибок выражать свои мысли, а также легче освоить грамотное чтение и письмо в будущем.
Что такое звуковая культура речи?
Звуковая культура речи - это навык правильного произношения звуков, которые образуют основу речи. Это важный аспект развития речи у детей дошкольного возраста, который включает в себя правильное формирование звуков, слогов, слов и фраз. Звуковая культура речи влияет на понимание и восприятие речи, а также на развитие речевого слуха.
Какие особенности существуют при формировании звукопроизношения у детей в онтогенезе?
Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно в онтогенезе. Сначала ребенок начинает выполнять звуковые движения, затем усваивает простейшие звуковые сочетания, а затем осваивает все звуки в отдельности. Кроме того, дети в процессе онтогенеза проходят через стадию неправильного произношения, когда они делают ошибки в произношении определенных звуков.
Какие методические основы используются при воспитании культуры речи у детей дошкольного возраста?
При воспитании культуры речи у детей дошкольного возраста используются различные методические основы. Это включает подбор специального речевого материала, такого как словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки и потешки. Также воспитатели оказывают помощь и коррекцию ребенку в процессе обучения произношению звуков и развитии речевого слуха.
Что такое звуковая культура речи?
Звуковая культура речи - это комплекс навыков и умений, связанных с правильным произношением звуков и звукосочетаний в речи.