Творчество И.К.Коробова и развитие триумфальной темы в русской архитектуре первой половины 18 века. Особенности «анненского» барокко.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 27 27 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 24.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1.Специфика аннинского барокко 4
1.1.Стилистика и определение аннинского барокко, персоналии 4
1.2.Иван Коробов: основные аспекты влияния на становление творчества зодчего 8
Глава 2.Основные архитектурные проекты И. Коробова 14
2.1.Обзор проектов 14
2.2.Триумфальный стиль в творчестве зодчего 18
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 26

Фрагмент для ознакомления

И.К.Коробов), 2)Синодальные - на Никольской улице рядом с Казанским собором от Синода (арх. И.Ф.Мичурин восстановил арку, т.к. ее остов сохранился с петровских времен), 3)Красные - в начале Новой Басманной улицы (названные так по цвету окраски) от московского купечества (проект арх. М.Г.Земцов, строил И.Я.Бланк) и 4)Яузские - в Лефортово перед въездом в Головинский дворец императрицы от дворцового ведомства (арх. М.Земцов).На основании приведенного списка видно, что расположение ворот отмечало сформировавшийся в конце правления Петра I (после перенесения столицы) триумфальный маршрут: 1) вначале дорога из Петербурга, новой столицы России в старую, в Москву: триумфальная арка ставилась на Тверской на границе горда, семантически связывая две столицы и затем 2) из Кремля в новую загородную резиденцию русских царей Лефортово, бывшую с времен Петра I символом регулярности, упорядоченности, противопоставлением московской старине и напоминанием о Петербурге, а значит, о новой России. На семантическом же уровне происходило возвращение в Петербург, в новую Россию, ибо вектор триумфального маршрута вне зависимости от того, располагалась ли последняя триумфальная арка того или иного триумфа на Никольской, Мясницкой или в Лефортово, все равно был направлен именно туда: в мир регулярного государства, в мир новой России. Это и отражал маршрут триумфа.Помимо упомянутых авторов триумфальных врат 1742 г. вместе с именитыми мастерами над елизаветинскими арками работали и молодые, набиравшиеся опыта и знании. Так, в помощь Коробову, был определен Дм.Ухтомский, для которого подобные работы стали хорошей школой; навыки и умения которой он прекрасно воплотил при возведении собственных триумфальных арок.К торжественному входу в начале 1732 г. Анны Иоанновны в Петербург, означавшего возвращение столичного статуса городу на Неве, было возведено 3 триумфальных врат. Двое на "Большой Першпективной дороге" (как назывался Невский проспект до 1738 г.): 1). Аничковские - у Аничкова моста через Фонтанку напротив Троицкого переулка), 2).Адмиралтейские - у Зеленого (Полицейского) моста через Мойку у Мытного двора, напротив гостинцы "Черный орел" и 3).на Троицкой площади.Обший архитектурный замысел всех трех ворот принадлежал Д.Трезини; он же был архитектором Аничковских и Троицких триумфальных ворот. Адмиралтейские ворота возводил главный архитектор этого ведомства И.Коробов. Общий контроль за архитектурно-строительными и отделочными работами был возложен на М.Земцова, а художественно-живописными на помогавшего ему А.Матвеева. Они же определяли степень готовности картин, их качество, число требуемых разного рода мастеров и расходных материалов.Однако создававшиеся авральным методом триумфальные ворота к вступлению Анны Иоанновны в город полностью закончены не были, и хотя триумф прошел великолепно, а ворота получили хвалебные отзывы видевших их иностранцев, но А.Матвееву вместе со своей командой приходилось постоянно доделывать (красить, олифить, золотить, покрывать лаком и т.п.) различные детали.Проект постройки триумфальных ворот у Тверской заставы к коронации Елизаветы Петровны был составлен архитектором И.К. Коробовым в начале 1742 г. Характеризуя облик возведенных Коробовым на Тверской улице ворот, Е. А. Тюхменева отмечает, что «на творческий замысел Коробова могла оказать определенное влияние художественная атмосфера Москвы, отмеченная традиционным стремлением к общей монументальности и богатой декоративности и чутко уловленная талантливым зодчим», а далее подчеркивает, что «Коробов решает триумфальные ворота 1732, 1742 годов в формах довольно развитого варианта барокко, хорошо знакомого ему пенсионерской поездке во Фландрию».Композиция созданных Коробовым ворот, особенно их центральной части — решение проездной арки с установленным сверху гербом и венком, парные колонны, боковые части криволинейных очертаний в плане — вероятно, возникла не без влияниябарочной архитектуры сооружения, возведенного по проекту Я.-П. ван Баурсшейта-старшего. Нельзя исключать и влияние композиций многочисленных алтарей в церквах Антверпена, создававшихся этим и другими мастерами. В частности, известныеантверпенские скульпторы Петер Вербрюгген-младший (PieterVerbrugghen  II) и особенно Хендрик-Франс Вербрюгген (Hendrik-FransVerbrugghen), оба изучавшие в Римебарочную архитектуру, создали определенный тип алтаря, с планом эллиптическихочертаний, с развитой трехмерной композицией, дававшей возможность включения внее объемной скульптуры вместо живописи.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Иван Коробов – один из талантливых русских архитекторов послепетровского времени. Он прошел обучение в Голландии, затем и в Бельгии, что наложило свой отпечаток на становление его творческого стиля и манеры. Достаточно многое, если судить по первым ученическим проектам И. Коробова, ему дали занятия у архитектора Иоганна (Яна) Питера ванБаурсшейта-старшего. После возвращения на Родину И. Коробовым были выполнены многие заметные архитектурные проекты. Безусловно, нельзя не сказать о том, что в 1727—1741 И. Коробов являлся архитектором Адмиралтейского ведомства. Именно им было выстроено второе каменное здание Адмиралтейства (1728—1738). С 1737 года Коробов был активным участником работы «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». После казни Петра Еропкина, вместе с которым Коробов работал, переехал в Москву (1741). И там обзавелся многочисленными учениками, среди которых - С. Чевакинский, А. Кокоринов, Д. Ухтомский и др.И. Коробову принадлежит честь развития в отечественной архитектуре 18 столетия триумфальной темы и триумфального стиля. Первыми московскими триумфальными вратами второй четверти XVIII в. были триумфальные арки, возведенные в 1727 г. к коронации в начале 1728 г. юного Петра II. К 25 февраля 1728 г. было выстроено 3 триумфальных ворот.Проект постройки триумфальных ворот у Тверской заставы к коронации Елизаветы Петровны был составлен архитектором И.К. Коробовым в начале 1742 г. Сформировавшаяся в петровское время традиция триумфальных шествий с возведением величественных триумфальных арок по ходу маршрута праздничной процессии во второй четверти XVIII в. сохраняется, но существенно изменяется повод праздника, и соответственно, назначение.Теперь триумфы главным образом устраиваются к коронации. Есть и локальные триумфы: в честь посещения монархом того или иного города. Живописно-скульптурное убранство триумфальных арок теперь в первую очередь прославляет монарха и его заслуги (мнимые и реальные) на благо Отечества, а петровская традиция отмечать победы России военными триумфами с возведением арок фактически сходит на нет.Но по своей форме, воспроизводящей далекий римский образец, расположению в городе, триумфальные арки во многом следуют традиции петровского времени. Часто изображения триумфальных арок присутствуют в сюжетах фейерверков и иллюминаций, что лишний раз подчеркивает тесную связь между этими двумя видами официальных светских праздников.Впрочем, с петровского времени во вторую четверть XVIII в. органично переходят разнообразные виды прикладного искусства, создающие фон, цвет, гамму, палитру праздника. Это праздничное украшение центральных улиц и площадей, домов "именитых горожан", праздничная иллюминация в темное время суток, это непременная оружейная и артиллерийская стрельба, праздничный церковный перезвон и непременное участие духовенства на самых различных уровнях в праздничном действе, это, наконец, непременное музыкальное сопровождение праздника. Соединение всего этого создавало неповторимую ауру праздничного процесса. По-прежнему, триумфальные арки второй четверти XVIII в. - это произведения окказионального искусства - временные деревянные триумфальные сооружения, искусно имитирующие свою монументальность ивечность. Ситуация меняется лишь в середине века, когда начинают создаваться проекты каменных, монументальных сооружений.Список литературыГрабарь И.Э. Обучение русских зодчих // История русского искусства. T.V. - М., 1960. -С. 115-121.Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002. [Электронный ресурс]Жирнов А.В. Архитектурный путеводитель по Петербургу. – Режим доступа: https://design.wikireading.ru/16310?ysclid=l4slo5u5pi917429376Иван Кузьмич Коробов (Материалы к изучению творчества) // Архитектурное наследство, 4. Институт истории и теории архитектуры. М.-Л. 1953. – Режим доступа: https://drevlit.ru/docs/russia/XVIII/1720-1740/Korobov_I_K/text1.php?ysclid=l4slxxxwav950864217Клименко С.В. Иван Коробов и особенности формирования стиля барокко в архитектуре аннинского времени. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ivan-korobov-i-osobennosti-formirovaniya-stilya-barokko-v-arhitekture-anninskogo-vremeni?ysclid=l4shig92uo367912445Клименко С.В. Генезис стиля русской архитектуры 1730-х годов в оценках отечественной историографии XX - начала XXI века. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-stilya-russkoy-arhitektury-1730-h-godov-v-otsenkah-otechestvennoy-istoriografii-xx-nachala-xxi-veka?ysclid=l4shff8fo5477988736Клименко С. В. Триумфальная тема в творчестве Ивана Коробова и Ивана Мичурина. Интерпретация античной традиции в европейской архитектуре XVII — первой половины XVIII века. – Режим доступа: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/archive/vol-5/russian-art-of-the-18th-19th-centuries-russian-view-of-classical-tradition/10350.html?ysclid=l4so66im6h492765825Пилявский В.И. Иван Кузьмич Коробов // Архитектурное наследство. - №4. - М., 1953. - С.42-62.Попов А. О., Матвеев И. Ю., Бирюлева Д. К. и др. Отчет по НИР. Инв. № 370/14-А/СМ. Отчет об обследовании технического состояния строительных конструкций здания по ул. Адмиралтейский пр., д. 1, г. Санкт-Петербург. Центральная башня Главного Адмиралтейства / Восточный павильон / Западный павильон / Корпус 1 / Корпус 2 / Корпус 3 / Корпус 4/ Корпус 8. 000 ЦТСС «ЭкспертПроектСтрой». Казань, 2014.Приложение

Список литературы

1. Грабарь И.Э. Обучение русских зодчих // История русского искусства. T.V. - М., 1960. -С. 115-121.
2. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002. [Электронный ресурс]
3. Жирнов А.В. Архитектурный путеводитель по Петербургу. – Режим доступа: https://design.wikireading.ru/16310?ysclid=l4slo5u5pi917429376
4. Иван Кузьмич Коробов (Материалы к изучению творчества) // Архитектурное наследство, 4. Институт истории и теории архитектуры. М.-Л. 1953. – Режим доступа: https://drevlit.ru/docs/russia/XVIII/1720-1740/Korobov_I_K/text1.php?ysclid=l4slxxxwav950864217
5. Клименко С.В. Иван Коробов и особенности формирования стиля барокко в архитектуре аннинского времени. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ivan-korobov-i-osobennosti-formirovaniya-stilya-barokko-v-arhitekture-anninskogo-vremeni?ysclid=l4shig92uo367912445
6. Клименко С.В. Генезис стиля русской архитектуры 1730-х годов в оценках отечественной историографии XX - начала XXI века. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-stilya-russkoy-arhitektury-1730-h-godov-v-otsenkah-otechestvennoy-istoriografii-xx-nachala-xxi-veka?ysclid=l4shff8fo5477988736
7. Клименко С. В. Триумфальная тема в творчестве Ивана Коробова и Ивана Мичурина. Интерпретация античной традиции в европейской архитектуре XVII — первой половины XVIII века. – Режим доступа: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/archive/vol-5/russian-art-of-the-18th-19th-centuries-russian-view-of-classical-tradition/10350.html?ysclid=l4so66im6h492765825
8. Пилявский В.И. Иван Кузьмич Коробов // Архитектурное наследство. - №4. - М., 1953. - С.42-62.
9. Попов А. О., Матвеев И. Ю., Бирюлева Д. К. и др. Отчет по НИР. Инв. № 370/14-А/СМ. Отчет об обследовании технического состояния строительных конструкций здания по ул. Адмиралтейский пр., д. 1, г. Санкт-Петербург. Центральная башня Главного Адмиралтейства / Восточный павильон / Западный павильон / Корпус 1 / Корпус 2 / Корпус 3 / Корпус 4/ Корпус 8. 000 ЦТСС «ЭкспертПроектСтрой». Казань, 2014.

Вопрос-ответ:

Какую роль в развитии анненского барокко сыграл архитектор И. К. Коробов?

И. К. Коробов сыграл важную роль в развитии анненского барокко. Он был одним из главных представителей этого стиля и его творчество оказало значительное влияние на русскую архитектуру первой половины 18 века.

Какие особенности присущи анненскому барокко?

Анненское барокко характеризуется изяществом и пышностью форм, использованием декоративных элементов, таких как карнизы и арка-кокошник. Также встречается использование триумфальной темы, которая стала важной частью русской архитектуры того времени.

Какие архитектурные проекты являются основными в творчестве И. К. Коробова?

В творчестве И. К. Коробова основными проектами являются здания, выполненные в стиле анненского барокко. Он создал такие известные архитектурные сооружения, как Санкт-Петербургский Дворцовый мост, Мариинский дворец в Санкт-Петербурге и многие другие.

В чем заключается специфика аннинского барокко?

Специфика аннинского барокко заключается в его особой стилистике и использовании декоративных элементов. Этот стиль отличается изящностью и пышностью форм, а также преобладанием белого цвета и стекла во внешней отделке зданий.

Какие аспекты влияли на становление творчества И. К. Коробова?

На становление творчества И. К. Коробова оказали влияние различные факторы. Важными аспектами были его образование и профессиональный опыт, а также контакты с другими архитекторами и знакомство с европейскими архитектурными течениями, в том числе барокко.

Какие особенности имеет анненское барокко?

Анненское барокко имеет ряд особенностей, таких как богатое украшение фасадов, использование криволинейных форм и изящных линий, а также внимание к деталям и декоративным элементам. Оно отличается от других стилей барокко своей нежностью и элегантностью.

Какие персоналии оказали влияние на формирование аннинского барокко?

Формирование аннинского барокко было в значительной мере определено личностью и творчеством И.К. Коробова - выдающегося русского архитектора первой половины 18 века. Он оказал влияние на развитие триумфальной темы в русской архитектуре и стал одним из самых значимых представителей аннинского барокко.

Какие архитектурные проекты И.К. Коробова можно выделить?

И.К. Коробов создал ряд значительных архитектурных проектов, среди которых можно выделить Чудов монастырь, Каменный мост в Москве, Анненкирхе в Санкт-Петербурге и другие. Уникальность этих проектов заключается в их триумфальном стиле, который стал визитной карточкой Коробова и его вкладом в развитие аннинского барокко в России.

Какие основные аспекты влияли на становление творчества И.К. Коробова?

Творчество И.К. Коробова было определено несколькими аспектами. Во-первых, он был профессионально связан с дворцовой архитектурой и работал при дворцовых строительных проектах. Во-вторых, он получил влияние от итальянской и европейской архитектуры, изучая произведения великих мастеров. Также, он обладал уникальным талантом и креативностью, которые помогли ему создать свои неповторимые проекты.

Что такое триумфальный стиль в творчестве И.К. Коробова?

Триумфальный стиль в творчестве И.К. Коробова отличается своей пышностью и монументальностью. Он выделяется уникальным сочетанием красочной декоративности и строгих пропорций. Этот стиль стал его главной характеристикой и сделал его одним из самых известных и влиятельных архитекторов своего времени.