влияние динамики параметров внешнеэкономической деятельности на эволюцию таможенной системы
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 26.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и ее влияния на таможенную систему 6
1.1. Понятие и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 6
1.2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 15
1.3. Таможенная система в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 21
Глава 2. Анализ влияния динамики параметров ВЭД на эволюцию таможенной системы 29
2.1. Основные показатели внешнеэкономической деятельности 29
2.2. Влияние внешнеэкономической деятельности на эволюцию таможенной системы 37
2.3. Основные проблемы и перспективы влияния динамики параметров внешнеэкономической деятельности на эволюцию таможенной системы 47
Заключение 57
Список использованной литературы 61
2.3. Основные проблемы и перспективы влияния динамики параметров внешнеэкономической деятельности на эволюцию таможенной системыЗначительное повышение активности России во внешнеторговой деятельности иусиление интереса зарубежных партнеров кроссийским товарам обуславливают необходимость разработки перспективной стратегии внешнеэкономической деятельности России иее субъектов. Усиление сотрудничества регионов России ссопредельными странами рассматривается как неотъемлемый элемент всистеме обеспечения национальной безопасности страны.Интеграция России в мировое пространство как полноправного ее партнера во многом зависит от формирования конкурентных преимуществ. Конкуренция является важнейшим и неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.Необходимо отметить, что в2020 г. Правительством РФ была утверждена «дорожная карта» трансформации делового климата всфере экспорта товаров иуслуг. Сущность данного проекта состоит ввозможности аккумуляции инициатив по снятию барьеров для бизнеса.На сегодняшний день, в регионах России действуют Центры поддержки экспорта, которые оказывают поддержку экспортерам и экспортноориентированным предприятиям.Особое место (платформу) в составе мер по укреплению внешнеэкономических связей занимают инновационные идеи, активность и процессы уникального состава и целенаправленности.Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики, выражает отношение государства к инновационной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности республиканских органов исполнительной власти в сфере инновационной деятельности, внедрения достижений науки и техники, внедрения этих достижений в производство.В качестве перспективных направлений развития российского экспорта можно выделить увеличение объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров, повышение доли конкурентоспособной промышленной продукции вструктуре экспорта, увеличение количества российских производств, участвующих вэкспортной деятельности, атакже рост числа малых исредних предприятийэкспортеров.При осуществлении ВЭД наибольшие трудности упредставителей малого исреднего бизнеса вызывают организационные сложности слогистикой иперевозками, таможенным оформлением товаров, атакже формированием отчетности идекларированием. Именно вэтих направлениях необходимо сосредоточить усилия. В рамках проблем, стоит также отметить ошибочное выявление таможенного риска, что приводит не только к неэффективному расходованию служебных ресурсов, но и к их необоснованному отвлечению от товарных потоков, в которых действительно существует высокий уровень риска нарушения законодательства.В основном ошибки в идентификации рисков связаны с некорректным функционированием СУР, сбоями в работе программного обеспечения, человеческим фактором. В некоторых случаях ошибочное выявление таможенных рисков может произойти по причине несоответствия фактических параметров товарного потока сопровождающему его информационному потоку, который в формате сведений о товарах, заявленных в таможенной декларации, анализируется таможенным органом. Также несоответствия могут обнаружиться в таможенных документах, представленных на декларируемый товар.Минимизация подобных несоответствий достигается совершенствованием процессов информационного обмена между участниками ВЭД и улучшением качества подготовки документов и сведений для таможенных целей.Кроме этого, по мнению Ю.Б.Субботина, «должностные лица таможенных органов вынуждены заниматься низкоаффективными рисками в угоду выполнения контрольных показателей (по количеству «результативных» досмотров, заведенных дел об АП) другой вертикалью контроля, не имеющих ничего общего с защитой экономических интересов страны. Более того, наоборот, в этом случае имеется отрицательный латентный эффект. Время, затрачиваемое должностными лицами таможенного органа на проведение длительных малоэффективных таможенных досмотров товара, на ведение длительных процессуальных действий при заведении дела об АП, следует считать упущенным временем для анализа и выявления действительно рисковых поставок с точки зрения реального эффекта».Например, в результате выявленного риска установлено недостоверное декларирование классификационного кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС). Кроме того, выявлено недостоверное описание товара, в соответствии с которым был заявлен соответствующий код ТН ВЭД ЕАЭС. Всё это приводит к необходимости принятия таможенным органом классификационного решения по товару с доначислением таможенных платежей на сумму, к примеру, 800 рублей.Кроме того, в связи с недостоверным описанием товара, заявлением недостоверного кода ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженным с занижением таможенных платежей, должностное лицо подразделения товарной номенклатуры вынуждено составлять протокол об административном правонарушении. В итоге, контрольный показатель по результативности досмотра выполнен, по количеству возбуждённых дел выполнен при небольшом доначислении таможенных платежей в бюджет государства. Причем технологические процедуры, которые необходимо отработать должностному лицу подразделения товарной номенклатуры при этом, охватывают в среднем (с учетом процессуальных действий) порядка 8 часов рабочего времени.«В условиях стратегических изменений ФТС России должна оперативно реагировать на условия внешней среды, определяемые общими тенденциями цифровизации». В этой связи на современном этапе развития, определяемого переходом к интеллектуальной таможне, СУР должна быть выстроена настолько оптимально, насколько возможно обеспечение предельно эффективного выполнения возложенных на ФТС России функций и задач.В современных условиях обеспечение достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании – это один из наиболее актуальных аспектов таможенного дела в Российской Федерации, так как рассматривается в качестве одного из основных резервов повышения уровня собираемости таможенных платежей, а, соответственно, пополнения государственного бюджета.В период 2022-2023 гг. запланировано рассмотрение мер регулирования внешнеторговой деятельности, главной целью которых будет являться обеспечение реализации принципа эскалации Единого таможенного тарифа ЕАЭС.Ошибки в идентификации риска, имеют множество негативных последствий для участников ВЭД. Положительно сказаться на сокращении ошибок таможенных органов в идентификации рисков может установление ответственности лиц, принимающих решение о разработке и утверждении профилей рисков.Во избежание конфликта интересов между государством и лицом, представляющем экономические интересы государства при разработке конкретных профилей рисков необходимо обязать включать в критерии срабатывания рисков пороговые значения параметров, оказывающих влияние на конечную цель СУР – действительную эффективную защиту экономических интересов страны.Прозрачность, прослеживаемость и возможность идентификации являются на сегодняшний день одними из основных тенденций при трансграничном перемещении товаров, не только для Российской Федерации, но и для ЕАЭС в целом. «ФТС России продолжает достраивать инфраструктуру контроля за оборотом товаров и противодействия серому импорту».На сегодняшний день, стоит констатировать, что НСПТ внедрена в практику, обмен информацией осуществляется между ФТС России и ФНС России уже достаточно длительный период времени, т. е. имеется соответствующие опыт и наработки. Согласно точке зрения экспертов, «объем торговли нелегальными товарами в РФ превышает 5 трлн. руб. ежегодно, из-за чего бюджет может недополучать более 0,5 трлн. руб. только за счет НДС». Таким образом, и в перспективе развития, ключевой проблемой которую необходимо решить ‒ это борьба с контрафактом, стимуляция бизнеса к поставке качественных импортных товаров.Для направления таможенного контроля после выпуска товаров важным преобразованием будет являться цифровая трансформация технологий таможенного оформления и таможенного контроля, внедрение элементов искусственного интеллекта, возможность обрабатывать большие объемы данных в режиме реального времени.Цифровизация таможенного регулирования выходит далеко за рамки контроля международной торговой деятельности и должна включать в себя широкое применение ИКТ. В результате откроются следующие целевые горизонты трансформации системы таможенного администрирования: – использование больших данных для формирования статистики, администрирования доходов бюджета, аудита результативности деятельности и нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела; – применение новационных способов для получения и обработки данных, применяемых для таможенных целей; – внедрение в таможенный контроль товаров и транспортных средств различных технологий, связанных с искусственным интеллектом. Что должно привести, в конечном итоге, к формированию «суперсервисов» цифровой экосистемы, обеспечивающих концепцию непрерывной цепочки поставок. Это, в свою очередь, соответствует стратегическому ориентиру в развитии цифрового пространства и в мировом сообществе, и в ЕАЭС – достижение «бесшовности» в экономических процессах и в сервисной среде в результате их перевода в «цифру».Документальная прослеживаемость в рамках мер совершенствования:– требует доработки учетных систем; – идентификатор включается в сопроводительный документ; – не требует маркирующих или считывающих маркировку устройств; – может применяться по любым товарам; – прослеживает товарный поток, движение партии; – не требует дополнительной интеграции; – не требует изменения складской логистики.Участниками ВЭД осознана целесообразность внедрения систем маркировки как части политики государства по обеспечению поощрения добросовестных участников рынка по недопущению ввоза и оборота продукции с нарушениями норм законодательства. Однако существует ряд проблем, решение которых необходимо для идентификации ситуации, для того, чтобы не дискредитировать систему в той части, в которой она уже показала свою эффективность.Положительные эффекты связаны с «обелением» рынка, с выявлением фактов незаконного ввоза, производства и незаконных каналов реализации продукции. По некоторым товарным группам есть значимый эффект. Задача стоит в том, чтобы избежать тех негативных эффектов, издержек, которые могут серьезно повлиять на ведение бизнеса и для импортеров, и для производителей или торговых сетей, а также для экономики в целом. Перед внедрением систем маркировки должны быть очень тщательно изучены те сегменты рынка (товарные группы), в отношении которых планируется внедрение системы электронной маркировки. Цифровая трансформация экономики предопределяет радикальные изменения во внешней торговле на всех уровнях: двустороннем, национальном, региональном, мировом, в частности: – расширяет поле и масштабы торгового взаимодействия, связывает большее число производителей и потребителей; – способствует сокращению трансакционных издержек, связанных с участием в международной торговле, облегчает координацию глобальных производственно-сбытовых цепочек; – упрощает процедуру и увеличивает скорость осуществления платежей; – позволяет предлагать новые продукты и услуги большему числу клиентов с цифровой связью по всему миру;– способствует появлению новых онлайн-платформ на торговлю через увеличение числа небольших по объему партий товаров в трансграничной торговле.Вместе с тем с достоинствами и с возрастающей ролью цифровизации в международной торговле следует учесть и ряд новых, порождаемых ее проблем, вызовов и барьеров для дальнейшего развития в данной сфере, таких как отставание регуляторных мер, на государственном и межгосударственном уровне от стремительных темпов внедрения цифровых технологий, неподконтрольные значительные товаропотоки, в том числе контрабандные, что снижает поступление налогов и сборов, несет угрозы уровню кибербезопасности и качеству товаров и услуг, поставляемых с использованием цифровых технологий.Перспективными направлениями совершенствования таможенного администрирования в рамках применении национальной прослеживаемости товаров видится в: наличии каналов связи, скорости электронной обработки, возможности резервирования и защиты данных, снижения уровня отказоустойчивости информационной системы, повышение доступности цифровых сервисов. Перечисленные характеристики информационной системы должны быть на высоком уровне в условиях цифровой трансформации таможенного администрирования. Так, к 2023 году ФТС России планирует создание Главного центра обработки данных, который в значительной степени позволит расширить возможности информационно-технологического обеспечения деятельности таможенных органов.ФТС России поставлена задача по созданию системы рисккатегорирования, способной автоматически выявлять и анализировать риски в отношении каждой товарной партии в режиме онлайн и предлагать наиболее оптимальные меры по их минимизации. В этой связи большое внимание следует уделить развитию и автоматизации деятельности созданной сети центров оперативного мониторинга и управления рисками.Сокращение иерархических уровней в электронной таможне возможно за счет оптимизации таможенных процессов на низовом уровне, внедрения модели сквозного таможенного контроля и механизма адаптивного управления деятельностью таможенных органов. Высвободившиеся вследствие этого трудовые ресурсы необходимо максимальным образом вовлечь в процесс осуществления контроля в отношении рисковых товаров, а также в целом на реализацию процесса выпуска товаров.Таким образом, совершенствование СУР, возможно, осуществить следующими способами:совместная научная деятельность как в рамках различных региональных управлений ФТС России, так и таможенных органов различных государств ЕАЭС;повышение результативности деятельности государственных служащих таможенных органов на основе постоянного совершенствования квалификации;разработка и внедрение новых технологичных программ для совершенствования как СУР в рамках профилей рисков, а также, унификации ценовой информации.Совершенствование деятельности ФТС России в рамках таможенного администрирования видится в перспективных направлениях, которые запланированы стратегическими документами до 2025 и 2030 гг., что предполагает совершенствование национальной системы администрирования в рамках интеграции в систему ЕАЭС, что потребует совершенствования некоторых элементов информационного обеспечения. Кроме того, предлагается использование облачных технологий, что позволить: повысить скорость передачи электронных документов и данных;уйти от проблем с различными перебоями. Предполагается дальнейшее совершенствование деятельности ФТС и ФНС России в рамках развития, как проверочной деятельности, так и обмена данными. Выводы по главе 2.Развитие ВЭД постоянно способствуют трансформации и совершенствованию таможенного администрирования, регулированию таможенной деятельности. В последние годы активно внедряются меры по цифровому развитию таможенных органов, что основано на электронном взаимодействии как таможенных органов и участников ВЭД, так и в рамках межведомтсвенного взаимодействия таможенных органов. В современных условиях развития внедрено больше количество механизмов. Так, например, существует автоматизированная система управления рисками, позволяющая категорировать участников ВЭД. На сегодняшний день, в ФТС России созданы центры электронного декалрирования, что значительно упрощает электронное взаимодействие с участниками ВЭД и одновременно представляет единую информационную систему взаимодействия. До 2030 г. предполагается создание интеллектуальной таможни, деятельность которой будет основана на искусственном интеллекте. В последние годы внедрена система национальной системы прослеживаемости товаров.С момента внедрения национальной прослеживаемсти товаров выявляются нарушения, что пресекается таможенными органами в рамках изъятия товара без контрольных (идентификационных) знаков.Совершенствование СУР, возможно, осуществить следующими способами:совместная научная деятельность как в рамках различных региональных управлений ФТС России, так и таможенных органов различных государств ЕАЭС;повышение результативности деятельности государственных служащих таможенных органов на основе постоянного совершенствования квалификации;разработка и внедрение новых технологичных программ для совершенствования как СУР в рамках профилей рисков, а также, унификации ценовой информации.Совершенствование деятельности ФТС России в рамках таможенного администрирования видится в перспективных направлениях, которые запланированы стратегическими документами до 2025 и 2030 гг., что предполагает совершенствование национальной системы администрирования в рамках интеграции в систему ЕАЭС, что потребует совершенствования некоторых элементов информационного обеспечения. Кроме того, предлагается использование облачных технологий, что позволить: повысить скорость передачи электронных документов и данных;уйти от проблем с различными перебоями. Предполагается дальнейшее совершенствование деятельности ФТС и ФНС России в рамках развития, как проверочной деятельности, так и обмена данными. ЗаключениеВ ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:изучено понятие и методы государственного регулирования ВЭД;рассмотрены нормативно-правовые основы государственного регулирования ВЭД;охарактеризована таможенная система в механизме государственного регулирования ВЭД;проанализированы основные показатели ВЭД;раскрыто влияние ВЭД на эволюцию таможенной системы;выявлены основные проблемы и перспективы влияния динамики параметров ВЭД на эволюцию таможенной системы. На основании решения задач, основными итоговыми выводами являются следующие.Мирохозяйственные связи играют огромную роль для социально-экономического, инвестиционного развития региона. Мировая практика свидетельствует о том, что успешное развитие региона, улучшение его социально-экономического положения, улучшение инвестиционного климата невозможно без развития ВЭД. Включенность региона в мирохозяйственные связи создает возможности для реализации потенциала региона, развитие различных отраслей, что в целом способствует высокому уровню развития и вклада региона в национальную экономику страны.Правовое регулирование ВЭД опирается на комплекс нормативных актов международного, регионального (ЕАЭС) и национального уровня. Международными актами выработаны унифицикационные подходы к регулированию ВЭД, стандарты и правила, которые могут быть применимы в различных государствах. В ЕАЭС ключевое значение имеет ТК ЕАЭС, который устанавливает особенности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, полномочия таможенных органов и другие аспекты регулирования ВЭД. В законодательстве РФ основу правового регулирования имеет ФЗ № 289.Таможенная система в механизме государственного регулирования ВЭД представлена таможенными органами, которые представлены региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами. Разрешительный характер перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС предполагает осуществление различных форм таможенного контроля, что выражается как в документальной проверке, так и фактическом контроле. В последние годы, в ФТС России приняты стратегические документы развития таможенной службы, внедрение процессов цифровизации в деятельность таможенных органов.Показатели внешней торговли имеют решающее значение для государственного управления ВЭД, образуя, среди прочего, основу для мониторинга и оценки, для разработки торговой политики и для предоставления органам государственной власти статистических данных, используемых в переговорах по международной торговле и региональной интеграции. Анализ показателей внешней торговли показывает, что в 2021 г. внешнеторговый оборот увеличился. Отмечается как динамика роста импорта, так и экспорта. Россия является экспортоориентированной страной. Наибольшую долю в экспорте занимают товары топливно-энергетического комплекса, металлы и изделия из них и продукция химической промышленности. Россия в большей степени импортирует машины и оборудование. На первом месте по торговому партнерству стоят страны ЕС. Во взаимной торговле ЕАЭС Россия имеет наибольшую долю.Развитие ВЭД постоянно способствуют трансформации и совершенствованию таможенного администрирования, регулированию таможенной деятельности. В последние годы активно внедряются меры по цифровому развитию таможенных органов, что основано на электронном взаимодействии как таможенных органов и участников ВЭД, так и в рамках межведомтсвенного взаимодействия таможенных органов. В современных условиях развития внедрено больше количество механизмов. Так, например, существует автоматизированная система управления рисками, позволяющая категорировать участников ВЭД. На сегодняшний день, в ФТС России созданы центры электронного декалрирования, что значительно упрощает электронное взаимодействие с участниками ВЭД и одновременно представляет единую информационную систему взаимодействия. До 2030 г. предполагается создание интеллектуальной таможни, деятельность которой будет основана на искусственном интеллекте. В последние годы внедрена система национальной системы прослеживаемости товаров.С момента внедрения национальной прослеживаемсти товаров выявляются нарушения, что пресекается таможенными органами в рамках изъятия товара без контрольных (идентификационных) знаков.Совершенствование СУР, возможно, осуществить следующими способами:совместная научная деятельность как в рамках различных региональных управлений ФТС России, так и таможенных органов различных государств ЕАЭС;повышение результативности деятельности государственных служащих таможенных органов на основе постоянного совершенствования квалификации;разработка и внедрение новых технологичных программ для совершенствования как СУР в рамках профилей рисков, а также, унификации ценовой информации.Совершенствование деятельности ФТС России в рамках таможенного администрирования видится в перспективных направлениях, которые запланированы стратегическими документами до 2025 и 2030 гг., что предполагает совершенствование национальной системы администрирования в рамках интеграции в систему ЕАЭС, что потребует совершенствования некоторых элементов информационного обеспечения. Кроме того, предлагается использование облачных технологий, что позволить: повысить скорость передачи электронных документов и данных;уйти от проблем с различными перебоями. Предполагается дальнейшее совершенствование деятельности ФТС и ФНС России в рамках развития, как проверочной деятельности, так и обмена данными. Список использованной литературы