Исследование грамматического строя речи у дошкольников с онр

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 68 68 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 27.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 2
1.1 Характеристика грамматического строя речи 6
1.2 Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 8
1.3 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.4. Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Исследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 24
2.1 Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента 24
2.2 Методика исследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Фрагмент для ознакомления

Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.12.Согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа.Процедура: Экспериментатор кладет перед ребенком первую картинку.Инструкция: «В вазе большие яблоки. А как можно сказать по-другому? В вазе много чего?». Процедура: Если ребенок дает только форму существительного, задается вопрос: Инструкция: «Каких яблок?» И т.д.Материал: словосочетания и картинки: на улице большие дома, в вазе большие яблоки, на земле желтые листья, на полке толстые книги, в магазине красивые куклы.Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.13.Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.13.1.Исследование дифференциации в импрессивной речиПроцедура: Экспериментатор показывает картинку Инструкция: «Покажи, где вытирают? А кто вытирает?» И т.д.Материал: картинки с изображением действий одного или нескольких предметов или людей (Мальчик вытирает. Мальчики вытирают. Девочка убирает. Дети убирают. Девочка катается на санках. Девочки катаются на санках. Стул стоит. Стулья стоят. Лошадь скачет. Лошади скачут.).Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.13.2.Исследование дифференциации в экспрессивной речиПроцедура: Экспериментатор показывает картинкуИнструкция: «Назови, что делает мальчик? Что делают мальчики?» И т.д.Материал: картинки с изображением действий одного или нескольких предметов или людей (Мальчик вытирает. Мальчики вытирают. Девочка убирает. Дети убирают. Девочка катается на санках. Девочки катаются на санках. Стул стоит. Стулья стоят. Лошадь скачет. Лошади скачут.).Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.14.Изменение глаголов прошедшего времени по родам.14.1.Исследование дифференциации в импрессивной речиПроцедура: Экспериментатор раскладывает серию картинок Инструкция: «Покажи, кто упал? Кто упала? Где упало??» И т.д.Материал: предложения и картинки (Мальчик упал. Девочка упала. Дерево упало. Мяч покатился. Машина покатилась. Яблоко покатилось.).Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.14.2.Исследование дифференциации в экспрессивной речиПроцедура: Экспериментатор показывает картинкиИнструкция: «Мальчика и девочку зовут одинаково – Женя. Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить, что делает Женя (Женя упал. Или Женя упала) и дополнять предложение». Процедура: Экспериментатор показывает картинку Инструкция: «Женя…». В случае затруднений даются две формы для выбора (Женя упал.или Женя упала?).Материал: предложения и картинки (Мальчик упал. Девочка упала. Дерево упало. Мяч покатился. Машина покатилась. Яблоко покатилось.).Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.15.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.15.1.Исследование дифференциации в импрессивной речиПроцедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть парные картинки, например, «Девочка моет руки», «Девочка вымыла руки». Затем дается инструкция: «Покажи, где девочка моет руки? Где девочка вымыла руки?».Материал: предложения и картинки (Девочка моет руки. Девочка вымыла руки. Девочка одевается. Девочка оделась. Мальчик рисует. Мальчик нарисовал. Мальчик лезет. Мальчик залез. Девочка сажает. Девочка посадила.).Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.15.2.Исследование дифференциации в экспрессивной речи.,Процедура: Перед ребенком раскладываются две парные картинки, например, «Девочка моет руки», «Девочка вымыла руки». Инструкция: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.16.Исследование понимания и употребления возвратных глаголов.16.1.Исследование дифференциации в импрессивной речиПроцедура: Экспериментатор показывает ребенку парные картинки, например, «мальчик прячет» и «мальчик прячет» и « мальчик прячется». Инструкция: «Здесь кто-то прячет, а кто-то прячется. Покажи, кто прячет? А кто прячется?»Материал: картинки с обозначением действий (Мальчик прячет машинку. Мальчик прячется. Девочка причесывает сестренку. Девочка причесывается. Мама одевает дочку. Мальчик одевается. Мальчик вытирает доску. Девочка вытирается полотенцем. Мама качает малыша. Девочка качается на качелях.).Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.16.2.Исследование дифференциации в экспрессивной речи.Процедура: Перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и «девочка причесывается». Инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается». Затем экспериментатор поочередно показывает картинки и задает вопрос: «Что делает эта девочка?». В случае затруднений предлагаются обе формы: «Девочка причесывает или причесывается?».Материал: картинки с обозначением действий (Мальчик прячет машинку. Мальчик прячется. Девочка причесывает сестренку. Девочка причесывается. Мама одевает дочку. Мальчик одевается. Мальчик вытирает доску. Девочка вытирается полотенцем. Мама качает малыша. Девочка качается на качелях.).Оценка результатов:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.Блок 3. Исследование состояния синтаксической структуры предложения (Приложение 3).Структура методики:Составление предложений из слов в начальной формеС целью исследования возможностей детей моделировать структуру предложения из определенного лексического материала, правильно выбирать форму этих слов из парадигматического ряда предлагаются дифференцированные задания на составление предложений из слов в начальной форме. Эти задания даются в различных вариантах. Для определения возможностей правильного расположения слов в предложении используется различный порядок исходных существительных и глаголов. В одних заданиях слова даются в той же последовательности, в какой они воспроизводятся в предложении. В других заданиях порядок предъявляемых слов не соответствует их последовательности в предложении.В заданиях этой серии ставится и задача определение возможностей структурирования различных типов предложений (например, Мальчик открывает дверь. Дети гуляют на улице. Мальчик рубит дрова топором. Бабушка дает внучке яблоко. Мама купила сыну большой шар.).Для выявления роли отдельных членов предложения и отдельных частей речи в структурировании предложений даются задания с измененной формой либо глагола, либо существительного. В начале предложения ставится либо сказуемое, либо подлежащее, либо второстепенный член предложения (например: Карандаш рисовать девочка. Сидеть синичка на ветке. Яблоко бабушка внучка дает.).Процедура:Экспериментатор называет слова предложения.Инструкция: «Сейчас я буду называть слова предложения. А ты из этих слов составь предложение. Порядок слов можно менять. Девочка, одевает, кукла. Скажи правильное предложение..». И т.д.Материал: серии слов:а) порядок слов не изменен, глагол дается в правильной форме, существительное – в начальной форме:Девочка одевает кукла. Света гуляет собака. На кукла красный бант.б) изменен порядок слов, глагол дается в правильной форме, а существительное – в начальной форме:Карандаш рисует девочка. Щиплет коза трава. Яблоко бабушка внучка дает.в) порядок слов не изменен, изменена форма глагола, существительные даны в правильной форме:Мальчик открывать дверь. Мальчик гулять на улице.г) порядок слов изменен, изменена форма глагола, существительные даны в правильной форме:Рыбу ловить мальчики. Сидеть синичка на ветке. Лечить доктор детей.д) порядок слов не изменен, все слова даются в начальной форме:Мальчик рубить дрова топор. В сад расти вишня. Миша дать собака большая кость.Е) порядок слов изменен, все слова даются в начальной форме:Ехать по улица машина. Писать ручка девочка. Петя купить шар большой мама.Оценка результатов: Правильное составленное предложение – 2 балла. Не правильно составил предложение – 1 балл2.Добавление пропущенных слов в предложенииПроцедура: В начале экспериментатор говорит предложения с пропущенными словамИнструкция: «Я буду говорить тебе предложения с пропущенным словом. А ты внимательно слушай. Добавь про себя слово и скажи это предложение полностью». Процедура: Экспериментатор место пропущенного слова обозначает паузой в середине предложения или интонацией незаконченности в конце предложения.Материал: следующие предложения с пропущенными словами:а) с пропущенным глагольным сказуемым:Мальчик … дрова топором. Мама … вкусную пищу. Грачи … гнезда на деревьях.б) с пропущенным дополнением:Лиса убежала в … . Девочка гладит … Бабушка дает ленту … .в) с пропущенными предлогами:Книга лежит … столе. Лена наливает чай … кружку. Почки распустились … деревьях. Медведь спит зимой … берлоге. Листья шумят… ветра. Чайки летят … водой. Ботинки стоят … стулом. Мальчик подбежал … забору.Машина едет … дороге. Лиса вылезла … норы.Оценка результатов: Правильное составленное предложение – 2 балла. Не правильно составил предложение – 1 балл3.Повторение предложений.Основанием для включения этого задания в методику исследования является экспериментально доказанное положение о том, что ребенок может воспроизвести только ту структуру предложения, которой владеет в речи.Процедура: экспериментатор говорит предложения.Инструкция: «Повтори предложения, которые ты услышал»Материал: предложения с различной глубинно-семантической и поверхностной структурой:а) Простые предложения с прямым порядком слов.Наступила осень. Расцвели цветы. Дети играют.Лошадь везет сено. Птичка свила гнездо. Мальчик ест суп.Девочка гладит утюгом. Маша пишет мелом. Дима рисует карандашом.Из гнезда вылетела ласточка. В лесу растут сосны. Грибы выросли под березой.Дедушка подарил внуку коньки. Мальчик дал карандаш девочке. Папа купил сыну игрушку.Мама режет хлеб ножом. Аня рисует дом карандашом. Папа рубит дрова топором.Мама ставит цветы в вазу. Мальчик разлил воду на скатерть. Девочка поставила ботинки под стул.Ярко светит солнце. Крапива жжет больно. Маша громко поет. Крепко спит медведь под снегом.Даша любит рисовать. Малыш хочет пить. Петя забыл причесаться.Девочка любит рисовать цветы. Катя любит петь песни. Собака любит грызть кость.Маленькая девочка плачет. Юля пьет теплое молоко. Мальчик бросает маленький мячик. Мама вяжет дочке теплый шарф. Маленький котенок залез на высокий шкаф.Над водой летали белые чайки. Под высокой березой выросли грибы. Над широкой рекой плывут облака. В саду было много красных яблокб) Пассивные конструкцииЗемля освещается солнцем. Новый дом охраняется сторожем. Белая береза склонилась от ветра.Дом нарисован девочкой. Письмо написано моей сестрой. Земля покрыта белым пушистым снегом. Ранней весной затопило весь наш луг. Пушистая елка украшена красивыми игрушками.в) Безличные предложенияВ саду созрело много груш. К вечеру сильно подморозило. Этой зимой все дороги занесло снегом.г) Инвертированные конструкцииПетю бьет Коля. Стекло разбил мальчик. Машину догоняет мотоцикл. Алеше дедушка подарил лыжи.д) Сравнительные конструкцииПетя выше Вани. Маша поет громче Кати. Мальчик прыгает выше девочки. Вова ест кашу быстрее своей маленькой сестры.е) Простые предложения с однородными членамиНаступила зима, и выпал пушистый снег. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал там себе берлогу.Оценка результатов: Правильное составленное предложение – 2 балла. Не правильно составил предложение – 1 балл4.Верификация предложенийПроцедура:Экспериментатор говорит ребенкуИнструкция: «Я буду называть тебе правильные и неправильные предложения. А ты внимательно слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». Процедура: После воспроизведения предложения задаются следующие вопросы: Инструкция: «Правильно я сказала? А как сказать правильно? Какое слово я сказала неправильно?»Материал: правильные предложения и предложения с неправильными формами слов (неправильными падежными окончаниями, предлогами, неверным согласованием прилагательного и существительного, глагола и существительного, неправильным употреблением возвратных глаголов, страдательных оборотов).Неправильные предложения: Девочка гладит утюга. Мальчик умывается лицо. Земля покрыла белым снегом. Дом нарисовала девочкой. Письмо написано сестра. Деревья шумят от ветром. Какая сильный дождь. У Нины большая яблоко. Березки склонили от ветра. Солнце освещается землей. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. В лесу много ягодой. В саду пахли сиренью. На море плывут корабль.Оценка результатов:Учитываются следующие критерии: правильность выполнения и способ выполнения задания. Каждая серия заданий оценивается следующим образом: самостоятельное и правильное выполнение заданий – 4 балла (высокий уровень), правильное выполнение заданий с помощью экспериментатора – 3 балла (уровень выше среднего), правильное выполнение лишь половины заданий - 2 балла (средний уровень), неправильное выполнение большинства заданий – 1 балл (уровень ниже среднего), неправильное выполнение всех заданий – 0 баллов (низкий уровень).При оценке результатов выполнения заданий на грамматическое структурирование учитываются следующие критерии: правильность выполнения и способ выполнения задания. Каждая серия заданий оценивается следующим образом: - самостоятельное и правильное выполнение заданий – 5 баллов (высокий уровень), - правильное выполнение заданий с помощью экспериментатора – 4 балла (уровень выше среднего), - правильное выполнение лишь половины заданий - 3 балла (средний уровень), - неправильное выполнение большинства заданий – 2 балл(уровень ниже среднего), - неправильное выполнение всех заданий – 1 балл (низкий уровень).Выводы по второй главеДля исследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи первоначально было раскрыто научно-теоретическое обоснование констатирующего эксперимента. В основу данного обоснования была положена методика констатирующего эксперимента Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой. Были приведены принципы, на основе которых проводится обследование владения детьми с ОНР грамматическим строем речи. Определены цель, задачи, методы и приемы данного эксперимента. Прописан алгоритм проведения констатирующего эксперимента. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались разработки Р.И. Лалаевой. Исследование было составлено по 3-м блокам: «Исследование состояния словообразования», «Исследование состояния словоизменения», «Исследование состояния синтаксической структуры предложения». Структура проведения исследования содержит в себе процедуру, описывающую действия экспериментатора; инструкцию, содержащую вопросы ребенку; материал и оценку результатов.Таким образом, во второй главе раскрыты основные положения по исследованию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕРечь человека – это сложный динамический комплекс, который представлен следующими компонентами: звукопроизношение, содержание речи, социальность речи. Для их формирования необходимы определенные механизмы, которыми являются преимущественно слуховой, зрительный и кожно-мышечный периферические анализаторные приборы и весь звукопроизносительный аппарат, как двигательный исполнитель речевой работы, регулируемый в свою очередь центральной нервной системой, являющейся главным штабом в отношении периферических механизмов речи. Осуществление данной работы возможно только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми, со сверстниками.Речевая деятельность, как и всякая другая деятельность, включает 3 фазы. На первой фазе осуществляется ориентировка в ситуации общения, планирование высказывания во внутреннеречевом смысловом коде, т.е. создается внутренняя программа будущего речевого высказывания. Создание программы высказывания на этой фазе происходит в универсальном предметном коде (УПК), коде образов и схем (по Н.И.Жинкину), который включает зрительные, слуховые и другие образы предметов, признаков, схемы внешних действий и т.д.На первой фазе решающее значение имеют психические качества личности, ее социальный опыт. На этой фазе особенно ярко отображается неречевая деятельность, в которую включается речь.На данной фазе речевой деятельности осуществляется смысловое синтаксирование, по Л.С.Выготскому, в процессе которго говорящий анализирует реальную предметную ситуацию и структурирует ее с учетом отображения в будущем речевом высказывании.В процессе онтогенеза просматривается еще более тесная связь развития речи и неречевой деятельности. Становление отдельных операций, осуществляющих речевое действие, у ребенка растянуто во времени. Вследствие этого более очевидной является обусловленность уровня сформированности речевых действий особенностями неречевой деятельности. Так, формирование речевых умений связывается с умением оперировать с предметами, с умением членить образы реального мира. Прежде всего в предметном мире ребенок выделяет объект, являющийся целью его предметного действия. И именно обозначение этого объекта имеет место в первых однословных предложениях ребенка. Совершенствование возможностей анализа ситуации вследствие развития предметных действий ребенка, способствует усложнению семантических образований, лежащих в основе усложнения семантического компонента. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи (в зависимости от уровня недоразвития) нарушены или недостаточно сформированы операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания, а также операции выбора и операции комбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое и речевое оформление высказывания. Нарушены все аспекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическое маркирование и звуковое оформление высказывания. Также они не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Исследователи рассматривают многочисленныесловообразовательные ошибки или как речевые, то есть обусловленные недостаточностью речевой практики, или как языковые, обусловленные невозможностью усвоения морфемной системы языка в целом, невозможностью овладения правилами оперирования языковыми знаками. В целом процесс словообразования у данной категории детей задерживается и затягивается во времени. Иногда отдельные проявления ОНР внешне сходны с теми или иными элементами нормального речевого развития ребенка на более раннем этапе, однако полного соответствия не существует и с возрастом расхождение увеличивается. Ошибки детей с ОНР в словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАртемкова К.В. Особенности употребления словосочетаний дошкольниками с общим недоразвитием речи IV уровня // Специальное образование. - 2018. - №1 (29). - С.5-14.Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль. - М.: Эксмо, 2010. - 152 сВведенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 382 с. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию / Винокур Г. О. Избранные работы. М., 1959. - С. 419-442Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 162-189Волкова Г.А.Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.Ы. Герцена, 2013. - 94 с.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - СПб.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2016. - 160 с. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 384 с. Гаркуша Ю.Ф. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Ю.Ф. Гаркуша.-М., 2013. - 178 сГафурова Ю.А., Высоцкая Е.А., Китаева Н.Н. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. - 2016. - №XII. - С.35-37.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 276 с.Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликовМ.: Эксмо, 2019. - 152 с Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Автореф. канд. дис. М.: Астрель, 2011.Двуреченская О.Н., Минеева Е.Д. Особенности словоизменения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современногопедагогического образования. 2019. №62-2. С. 72-74.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2021.- 109 с.Жогло К.О. Экспериментальное изучение навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Т. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 182-184.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Феникс, 2015. - 316 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2014. – 128 с. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике/ Сборник обзоров. Серия "Теория и история языкознания" РАН. ИНИОН. – М., 2000. – С. 5–13.Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. и др.. Основы специальной психологии М.: Академия. 2003. - 348 с.Лалаева Р.И Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - Москва, 2004. - 74 с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2021. - 224 с.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.:Альянс, 2013. - 367 с. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение», 1969. - 214 стр.Логопедия. Учебник для студ. деф. фак. мэд. высш. учеб.заведенный / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 704 с.Логопедия: учебник для вузов. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: Инфра, 2003. -125 с. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет / Н.В. Макарова. - СПб.: КАРО, 2014. - 126 с.Нищева Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.Г. Нищева. - М.: Владос, 2016. - 576 с.Обогащение и активизация словаря детей с нарушениями речевого развития: Материалы творческой группы/ под ред. Е.П. Кульковой. - Херсон: РИПО, 2016 - 86 с.Основы специальной психологии: Учебное пособие /Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 408 с. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф.Психодиагностический комплекс методик для определения уровняумственного развития младших школьников (учебно-методическоепособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 сРибцун Ю.В. Формирование устной речи у детей младшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: дис. ... канд. мэд. Наук:13.00.03, в 2 т. / Ю.В. Рибцун. - К., 2015. - Т. 1. - 214 с. - Т. 2. - 207 с.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2015. - 144 с.Серебрякова Н. В., Соломаха Л. С. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиС-Пб.: «Детство-Пресс», 2019. - 156 c.Соботович Е. Концепции стандарта специального образования детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Дефектология. - 2013. - № 1. - С. 2-7. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с,Тамбовцева А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореферат канд. дисс. – М., 1983.Тенкачева Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. - 2014. - №1. - С.68-78.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Проспект. - 2017. – 238 с.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2014. - №5. - С.101-106.Ушинский К.Д. Обследование звукопроизношения: Наглядно - методическое пособие. - СПб.: «Детство - Пресс», 2014. - 72 с. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 440 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. - 2016. - № 6. - С. 55-62.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи.— М.:Знак,2009.—592с.Цукерман О.Л. Методическое пособие по курсу «Обучение грамоте» (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 — 320 с., Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. Методы обследования речи детей. - М.: АРКТИ, 2012. - 240 с. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / Патология речи. - 2017. -№5. - С. 30-62.


1. Артемкова К.В. Особенности употребления словосочетаний дошкольниками с общим недоразвитием речи IV уровня // Специальное образование. - 2018. - №1 (29). - С.5-14.
2. Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль. - М.: Эксмо, 2010. - 152 с
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 382 с.
4. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
5. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию / Винокур Г. О. Избранные работы. М., 1959. - С. 419-442
6. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 162-189
7. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.Ы. Герцена, 2013. - 94 с.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - СПб.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2016. - 160 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 384 с.
10. Гаркуша Ю.Ф. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Ю.Ф. Гаркуша.-М., 2013. - 178 с
11. Гафурова Ю.А., Высоцкая Е.А., Китаева Н.Н. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. - 2016. - №XII. - С.35-37.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 276 с.
13. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов М.: Эксмо, 2019. - 152 с
14. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Автореф. канд. дис. М.: Астрель, 2011.
15. Двуреченская О.Н., Минеева Е.Д. Особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. С. 72-74.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2021.- 109 с.
17. Жогло К.О. Экспериментальное изучение навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Т. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 182-184.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Феникс, 2015. - 316 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2014. – 128 с.
20. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике / Сборник обзоров. Серия "Теория и история языкознания" РАН. ИНИОН. – М., 2000. – С. 5–13.
21. Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. и др.. Основы специальной психологии М.: Академия. 2003. - 348 с.
22. Лалаева Р.И Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - Москва, 2004. - 74 с.
23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2021. - 224 с.
24. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение», 1969. - 214 стр.
26. Логопедия. Учебник для студ. деф. фак. мэд. высш. учеб. заведенный / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 704 с.
27. Логопедия: учебник для вузов. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: Инфра, 2003. -125 с.
28. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет / Н.В. Макарова. - СПб.: КАРО, 2014. - 126 с.
29. Нищева Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.Г. Нищева. - М.: Владос, 2016. - 576 с.
30. Обогащение и активизация словаря детей с нарушениями речевого развития: Материалы творческой группы/ под ред. Е.П. Кульковой. - Херсон: РИПО, 2016 - 86 с.
31. Основы специальной психологии: Учебное пособие /Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 408 с.
32. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с
33. Рибцун Ю. В. Формирование устной речи у детей младшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: дис. ... канд. мэд. Наук:13.00.03, в 2 т. / Ю. В. Рибцун. - К., 2015. - Т. 1. - 214 с. - Т. 2. - 207 с.
34. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2015. - 144 с.
35. Серебрякова Н. В., Соломаха Л. С. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи С-Пб.: «Детство-Пресс», 2019. - 156 c.
36. Соботович Е. Концепции стандарта специального образования детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Дефектология. - 2013. - № 1. - С. 2-7.
37. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с,
38. Тамбовцева А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореферат канд. дисс. – М., 1983.
39. Тенкачева Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. - 2014. - №1. - С.68-78.
40. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Проспект. - 2017. – 238 с.
41. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2014. - №5. - С.101-106.
42. Ушинский К.Д. Обследование звукопроизношения: Наглядно - методическое пособие. - СПб.: «Детство - Пресс», 2014. - 72 с.
43. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 440 с.
44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. - 2016. - № 6. - С. 55-62.
45. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
46. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи.— М.: Знак, 2009. — 592с.
47. Цукерман О.Л. Методическое пособие по курсу «Обучение грамоте» (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 — 320 с.,
48. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. Методы обследования речи детей. - М.: АРКТИ, 2012. - 240 с.
49. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / Патология речи. - 2017. -№5. - С. 30-62.

Вопрос-ответ:

Какое исследование проведено в статье?

В статье проведено исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Что является темой первой главы статьи?

Темой первой главы статьи является исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Какие выводы сделаны по первой главе статьи?

По первой главе статьи были сделаны выводы о характеристике грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также о развитии грамматического строя в онтогенезе.

Что особенностями формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи?

Особенностями формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи являются особенности процесса формирования и развития грамматических навыков у данных детей.

Что представляет собой глава 2 статьи?

Глава 2 статьи представляет собой описание исследований грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В чем суть исследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Исследование направлено на анализ и характеристику грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, которые имеют общее недоразвитие речи. Главная цель - выявить особенности формирования грамматического строя у таких детей и обосновать методику их коррекционной работы.

Как можно охарактеризовать грамматический строй речи дошкольников с общим недоразвитием речи?

Грамматический строй речи у таких дошкольников характеризуется нарушениями в сфере синтаксиса, морфологии и лексико-семантической структуры. Они имеют проблемы с образованием правильной грамматической конструкции, использованием правильных времен и склонений, а также с применением соответствующих слов и выражений в определенном контексте.

Как происходит развитие грамматического строя речи у детей в онтогенезе?

Развитие грамматического строя речи у детей происходит постепенно в процессе онтогенеза. Сначала они учатся использовать простые конструкции, затем переходят к более сложным грамматическим формам и правилам. Онтогенез грамматического строя речи включает в себя усвоение основных грамматических категорий, а также развитие умения применять их в практической коммуникации.

Какие особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи?

У детей с общим недоразвитием речи формирование грамматического строя происходит с определенными трудностями. Они испытывают проблемы с пониманием и использованием правил грамматики, а также с организацией своей речи в соответствии с этими правилами. Некоторые дети могут иметь отклонения в развитии определенных грамматических категорий, например, склонения или согласования.

Что изучалось в исследовании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

В исследовании был изучен грамматический строй речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Была проведена характеристика этого грамматического строя и рассмотрено его развитие в онтогенезе.

Какие особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи были выявлены?

В исследовании были выявлены особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Эти особенности могут быть связаны с задержкой в развитии грамматических структур, ошибками в использовании грамматических правил и другими проблемами, препятствующими полноценному формированию грамматического строя речи.