Административно правовой статус руководителей следственных органов следственного комитета российской федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 31.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Следственный комитет РФ как федеральный государственный орган 5
1.1. Правовые основы административно – правового статуса руководителей следственных органов Следственного комитета РФ 5
1.2. Структура Следственного комитета РФ 9
Глава 2. Система руководства в Следственном комитете РФ 15
2.1. Особенности административно – правового статуса руководителей Следственного комитета 15
2.2. Полномочия руководителей Следственного комитета 19
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 29
Кроме того, следователь обжаловал решение прокурора о назначении и приостановил исполнение. На практике это означает, что прокурор принимает решение вернуться к делу для проведения дополнительных расследований и т.д. На протяжении всего процесса обжалования оно не является обязательным для следователя, если, конечно, лицо, возглавляющее следственный орган, не поддерживает позицию следователя. В то же время процесс обжалования, предусмотренный частью 4 статьи 221, может быть очень длительным: согласно части 6 статьи 162, следователь может быть отстранен от должности на срок до 1 месяца и обжаловать только решение прокурора.; Кроме того, предусмотрена процедура, в том числе по уголовным делам, когда жалоба (ходатайство) подается при трех обстоятельствах (старший прокурор, председатель Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации или руководитель следственного органа соответствующего федерального административного органа - получение их согласия на апелляцию, Генеральному прокурору Российской Федерации). Если при этом обвиняемый находится под стражей и истекает ранее предусмотренный срок применения этой меры пресечения, то проблема заключается в причинах продления срока содержания под стражей. Эта проблема становится особенно серьезной, когда срок содержания под стражей продлевается более чем на 6 месяцев, поскольку причиной продления срока в этом случае является только особая сложность уголовного дела (статья 109, часть вторая). Несогласие следователя с решением прокурора вряд ли можно считать проявлением особой сложности дела; напротив, его возражения против необходимости проведения дополнительных расследований и т.д., означает обратное. Кроме того, по мнению прокурора, обвиняемый не должен нести дополнительное бремя содержания под стражей только потому, что его дело требует дальнейшего расследования, а следственный орган возражал против этого. Логическое толкование действующего закона привело следствие к довольно неприятному выводу о том, что в данном случае мера пресечения должна быть изменена на другую меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации лицо, руководящее следственным органом, имеет право вернуть уголовное дело следователю и поручить провести дополнительные расследования. Однако в законе не указано, когда лицо, возглавляющее следственный орган, может воспользоваться этим правом. Среди полномочий, перечисленных в этой статье, четко не указано право рассматривать материалы уголовного дела, завершенные следователем. Однако это полномочие логически вытекает из смысла пункта 11 и пункта 2 части 1 статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.Объем процессуальных полномочий лица, ответственного за орган предварительного расследования в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации издал Приказ № 38 от 17 декабря 2007 года "О лице, ответственном за расследование агентство.ЗаключениеСледственный комитет Российской Федерации является важнейшей частью конституционной системы. Его развитие, повышение эффективности функционирования, совершенствование форм и методов осуществления власти - это процесс, требующий постоянного научного анализа и обобщения, уточнения конституции и правового статуса, а также принципов деятельности.За последние годы статус следственного комитета претерпел серьезные изменения. Международные стандарты и принципы следственной деятельности добились больших успехов в формировании и признании российской правовой системы. Отношение общественности к следственной деятельности, одной из важнейших функций государства по защите прав человека и гражданских прав и свобод, также претерпело серьезные изменения.Правовой статус должностного лица Следственного комитета Российской Федерации, включая следователей Следственного комитета Российской Федерации, определяется конкретными обстоятельствами их функций и задач. К сотрудникам, в том числе следователям Следственного комитета Российской Федерации, как к федеральным государственным служащим предъявляются более высокие требования, чем к другим федеральным государственным служащим. Это связано с их особым статусом.В ходе работы также было определено, что правовой статус сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе следователей Следственного комитета Российской Федерации, образовал отдельный орган государственной службы в Российской Федерации. Она регулируется общими и специальными нормативными актами, в которых оговариваются права и обязанности, ограничения, социальная и правовая поддержка, гарантии, вознаграждения и ответственность сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.Лицо, возглавляющее следственный орган, является одним из основных субъектов отношений в уголовном судопроизводстве между обвинением и стороной в досудебном производстве. Уголовно-процессуальный закон возлагает на лицо, возглавляющее следственный орган, решение важных вопросов для обеспечения надлежащей законности, своевременности и эффективности процессуальной деятельности следователей и наделяет их соответствующими полномочиями для осуществления этой деятельности.Действующее законодательство наделяет руководителя следственного органа широчайшими полномочиями по контролю за деятельностью следователей. Он не только имеет право отменить незаконное и/или необоснованное решение следователя, но также имеет право: давать ему указания по делам, которые он производит; поручать расследование конкретных дел, а также изъять дело из производства следователя и передать его; разрешить продление срока период расследования и обратиться в суд с заявлением о принятии мер пресечения или проведении следственных действий, требующих судебного решения.Список литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.;Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ;Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ;Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022);Алексеева, Л.Б. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Л. Б. Алексеева, Л. А. Воскобитова и др. - М.: Юристъ, 2020. – 580 с.;Багмет, А.М. Место следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов Российского государства / А.М. Багмет // Российский следователь. - 2021. - № 9. - С. 45 - 47.;Бастрыкин А.И. Следственный комитет Российской Федерации на переднем крае борьбы с преступностью // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения.- 2018. - № 3(13). - С. 13.;Зотов, А.Ю. Процессуальная самостоятельность следователя как его правовое состояние / А.Ю. Зотов // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2017. – № 1 (27). – С. 121-124.;Корнакова С.В. Полномочия руководителя следственного органа требуют доработки // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2019. № 6 (14). С. 27.;Насонова, И.А., Моругина, Н.А. Руководитель следственного органа и следователь: проблемы взаимодействия и процессуальной самостоятельности / И.А. Насонова, Н.А. Моругина // Вестник ВИ МВД России. – 2019. – № 2. – С. 7-14.;Петракова, Л.В., Гааг, И.А. К вопросу о едином следственном комитете в Российской Федерации / Л.В. Петракова, И.А. Гааг // Вестник КемГУ. – 2018. – № 2-2 (62). – С. 196-199.;Скоморохов, Р.В., Мартынюк, Д.И. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы следователем Следственного комитета Российской Федерации / Р.В. Скоморохов, Д.И. Мартынюк // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2017. – № 1 (80). – С. 82-86.;Тезисы выступления Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина на расширенном заседании коллегии Следственного комитета Российской Федерации «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» 17 января 2012 г. URL: http://sledcom.ru/news/item/514604 (дата обращения: 25.05.2022).;Хазиков А.А. Процессуальные полномочия руководителя следственного органа в стадии возбуждения уголовного дела // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 251.;Шигурова, Е.И., Лизин, О.В. Взаимоотношения следователя, руководителя следственного органа, прокурора: проблемы уголовнопроцессуального законодательства / Е.И. Шигурова, О.В. Лизин // Мир науки и образования. – 2019. – № 1 (5). – С. 23-33.;[Электронный ресурс]: https://forma-odezhda.com/encyclopedia/sledstvennyj-komitet-rossijskoj-federacii/ (дата обращения: 25.06.2022 г.).ПриложенияПриложение 1. Структура Следственного Комитета РФПриложение 2 – Перечень должностей Следственного комитета РФВ центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации:полковник юстициипомощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениямпомощник Председателя Следственного комитета Российской Федерациипомощник первого заместителя (заместителя) Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениямруководитель главного управления <*>первый заместитель (заместитель) руководителя главного управления <*>руководитель управления <*>первый заместитель (заместитель) руководителя управленияруководитель отделаруководитель отдела (в составе главного управления, управления)руководитель отделения (в составе управления, отдела)заместитель руководителя отделазаместитель руководителя отдела (в составе главного управления, управления)заместитель руководителя отделения (в составе управления, отдела)помощник руководителя главного управленияпомощник руководителя управлениястарший следователь по особо важным деламследователь по особо важным деламстарший следовательследовательстарший следователь-криминалистследователь-криминалистстарший инспекторинспекторстарший экспертэкспертстарший специалистспециалистстарший ревизорревизоркапитан юстициипомощник следователяпомощник следователя-криминалистаВ главных следственных управлениях, следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета Российской Федерации:полковник юстициируководитель специализированного следственного управления, приравненного к следственному управлению по субъекту Российской Федерации <*>руководитель специализированного следственного отдела, приравненного к следственному управлению по субъекту Российской Федерациипервый заместитель руководителя главного следственного управления <*>заместитель руководителя главного следственного управления <*>первый заместитель руководителя следственного управления <*>заместитель руководителя следственного управленияруководитель следственного управления (управления) (в составе главного следственного управления)первый заместитель (заместитель) руководителя следственного управления (в составе главного следственного управления)заместитель руководителя управления (в составе главного следственного управления)руководитель отделаруководитель отделениязаместитель руководителя отделастарший помощник руководителя главного следственного управления (следственного управления)следователь по особо важным деламстарший следовательстарший следователь-криминалистследователь-криминалистподполковник юстициипомощник руководителя главного следственного управления (следственного управления)помощник руководителя следственного управления (управления) (в составе главного следственного управления)заместитель руководителя отделенияследовательстарший инспекторинспекторстарший экспертэкспертстарший специалистспециалистстарший ревизорревизорстарший лейтенант юстициипомощник следователяпомощник следователя-криминалистаВ межрайонных следственных отделах, следственных отделах по районам, городам (административным округам, закрытым административно-территориальным образованиям) и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделах Следственного комитета Российской Федерации:полковник юстициируководитель следственного отделаподполковник юстициируководитель следственного отделенияпервый заместитель (заместитель) руководителя следственного отделазаместитель руководителя следственного отделенияследователь по особо важным деламмайор юстициистарший помощник руководителя следственного отделастарший следовательследовательследователь-криминалистстарший инспекторстарший эксперткапитан юстициипомощник руководителя следственного отделаинспекторэкспертлейтенант юстициипомощник следователяпомощник следователя-криминалистаВ научных и образовательных организациях Следственного комитета Российской Федерации:полковник юстицииректор <*>проректор <*>директор института <*>заместитель директора института <*>директор общеобразовательной организации <*>первый заместитель (заместитель) директора общеобразовательной организацииученый секретарьдекан факультетадиректор филиалазаведующий кафедройзаведующий научно-исследовательским отделомзаведующий лабораториейзаместитель заведующего лабораториейпомощник ректорапрофессордоцентглавный научный сотрудникведущий научный сотрудникстарший научный сотрудникруководитель отделазаместитель руководителя отделаруководитель отделениястарший преподавательстарший методистподполковник юстициизаместитель руководителя отделениястарший инспекторметодистпреподавательнаучный сотрудникинспектормайор юстицииассистентмладший научный сотрудникпомощник директора общеобразовательной организациистарший воспитателькапитанвоспитательВ иных учреждениях Следственного комитета Российской Федерации:полковник юстициируководитель учреждениязаместитель руководителя учрежденияруководитель отделаруководитель отделениязаместитель руководителя отделазаместитель руководителя отделенияподполковник юстициистарший инспекторинспектор
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.;
2. Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ;
3. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ;
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022);
5. Алексеева, Л.Б. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Л. Б. Алексеева, Л. А. Воскобитова и др. - М.: Юристъ, 2020. – 580 с.;
6. Багмет, А.М. Место следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов Российского государства / А.М. Багмет // Российский следователь. - 2021. - № 9. - С. 45 - 47.;
7. Бастрыкин А.И. Следственный комитет Российской Федерации на переднем крае борьбы с преступностью // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения.- 2018. - № 3(13). - С. 13.;
8. Зотов, А.Ю. Процессуальная самостоятельность следователя как его правовое состояние / А.Ю. Зотов // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2017. – № 1 (27). – С. 121-124.;
9. Корнакова С.В. Полномочия руководителя следственного органа требуют доработки // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2019. № 6 (14). С. 27.;
10. Насонова, И.А., Моругина, Н.А. Руководитель следственного органа и следователь: проблемы взаимодействия и процессуальной самостоятельности / И.А. Насонова, Н.А. Моругина // Вестник ВИ МВД России. – 2019. – № 2. – С. 7-14.;
11. Петракова, Л.В., Гааг, И.А. К вопросу о едином следственном комитете в Российской Федерации / Л.В. Петракова, И.А. Гааг // Вестник КемГУ. – 2018. – № 2-2 (62). – С. 196-199.;
12. Скоморохов, Р.В., Мартынюк, Д.И. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы следователем Следственного комитета Российской Федерации / Р.В. Скоморохов, Д.И. Мартынюк // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2017. – № 1 (80). – С. 82-86.;
13. Тезисы выступления Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина на расширенном заседании коллегии Следственного комитета Российской Федерации «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» 17 января 2012 г. URL: http://sledcom.ru/news/item/514604 (дата обращения: 25.05.2022).;
14. Хазиков А.А. Процессуальные полномочия руководителя следственного органа в стадии возбуждения уголовного дела // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. С. 251.;
15. Шигурова, Е.И., Лизин, О.В. Взаимоотношения следователя, руководителя следственного органа, прокурора: проблемы уголовнопроцессуального законодательства / Е.И. Шигурова, О.В. Лизин // Мир науки и образования. – 2019. – № 1 (5). – С. 23-33.;
16. [Электронный ресурс]: https://forma-odezhda.com/encyclopedia/sledstvennyj-komitet-rossijskoj-federacii/ (дата обращения: 25.06.2022 г.).
Вопрос-ответ:
Какие правовые основы определяют административно-правовой статус руководителей следственных органов Следственного комитета РФ?
Административно-правовой статус руководителей следственных органов Следственного комитета РФ определяется Конституцией Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О Следственном комитете Российской Федерации", "О статусе государственных служащих", а также другими нормативными правовыми актами.
Какова структура Следственного комитета РФ?
Структура Следственного комитета РФ состоит из центрального аппарата, следственных департаментов при прокуратурах субъектов Российской Федерации, территориальных органов Следственного комитета РФ, областных отделов, оперативно-розыскных подразделений, научно-исследовательских учреждений и других подразделений.
Какие особенности административно-правового статуса руководителей Следственного комитета?
Административно-правовой статус руководителей Следственного комитета РФ характеризуется высокой степенью ответственности перед обществом и государством за качество работы следственных органов, а также за соблюдение и защиту прав и свобод граждан. Руководители Следственного комитета имеют право принимать самостоятельные решения, но они также несут полную ответственность за эти решения.
Каковы основные принципы системы руководства в Следственном комитете РФ?
Основными принципами системы руководства в Следственном комитете РФ являются единство командования, подчиненность и субординация, оперативное управление и контроль, а также коллегиальность решений. Эти принципы гарантируют эффективность работы следственных органов и обеспечивают соблюдение прав и законных интересов граждан.
Какие правовые основы определяют административно-правовой статус руководителей следственных органов Следственного комитета РФ?
Административно-правовой статус руководителей следственных органов Следственного комитета РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Следственном комитете РФ", а также другими нормативными актами.
Какова структура Следственного комитета РФ?
Структура Следственного комитета РФ включает следующие основные подразделения: управление, отделы, службы, группы. Каждое подразделение выполняет свои функции в рамках расследования уголовных дел в соответствии с установленными полномочиями.
Какие особенности административно-правового статуса руководителей Следственного комитета?
Особенности административно-правового статуса руководителей Следственного комитета состоят в их специальных полномочиях и ответственности. Руководители Следственного комитета имеют право выдвигать обвинение, участвовать в судебных заседаниях, принимать решения по направлению дел на доследственную проверку и другие процессуальные действия.
Что определяет система руководства в Следственном комитете РФ?
Система руководства в Следственном комитете РФ определяет иерархию и взаимодействие руководителей и подчиненных структурных подразделений. Она регулирует процессы принятия решений, делегирования полномочий и контроля над исполнением задач, а также обеспечивает координацию работы органов предварительного расследования.
Какие полномочия имеют руководители следственных органов?
Руководители следственных органов имеют полномочия по руководству расследованиями уголовных дел, принятию решений о возбуждении уголовных дел, направлении дел на доследственную проверку, назначению следователей и других сотрудников, вынесению постановлений о привлечении к уголовной ответственности и прочим процессуальным действиям.
Какие правовые основы определяют административно-правовой статус руководителей следственных органов Следственного комитета РФ?
Административно-правовой статус руководителей следственных органов Следственного комитета РФ определен Федеральным законом от 28 июня 2018 года № 158-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации". В данном законе содержатся положения о назначении, отстранении и освобождении от должности руководителей следственных органов, а также о их правах, обязанностях и ответственности.