в сфере музыкальной культуры и образования
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 14.08.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1.Определение музыкальных способностей 5
1.2.Характеристика музыкальных способностей 6
1.3.Анализ программ 10
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 15
2.1.Развитие чувства ритма в ДОУ 15
2.2.Развитие ладового чувства, музыкально-слухового представления посредством игры на детских музыкальных инструментах и пения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Все эти упражнения обладают общей направленностью – отработкой пластичности и ритмичности [6, c. 18]. Разнообразие движений под музыку позволяет использовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход усиливает эффективность движения под музыку как средство формирования чувства ритма. Требование к музыкальному репертуару для всех видов движений под музыку предполагает наличие художественности, динамичности, стройности и ясности выражения художественного образа. Движения под музыку также могут быть как подготовительными, так и самостоятельными. Поскольку часто дети склонны упражнения воспринимать как что-то скучное, обыденное, то лучше всем упражнениям придать игровой характер, добавить элемент театрализации, образности и т.п [13, c. 89]. Также движения под музыку должны содержать игровой элемент. Это очень важно при работе с детьми. В связи с этим Н.А. Ветлугина отмечает значимость плясок, танцев и хороводов.А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведенияБ) пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. В) свободные пляски – дети используют знакомые элементы танцев. Г) хороводы плясового характера. О.П. Радыновой было предложено следующее разделение плясок и танцев [21]: Музыкальные двигательные игры помогают детям научиться эмоционально воспринимать музыку, чувствовать и передавать ритм музыкального произведения. Соответственно, при работе с детьми можно и нужно использовать программную музыку, различные сюжетные игры, чтобы движения были образными. Однако несюжетные игры также помогают добиться ритмичности и образности движений. Движения под музыку можно исполнять как под инструментальные произведения, так и под вокальные [1]. Дети с удовольствием выполняют плясовые, танцевальные движения под музыку. Эти движения могут быть представлены плясками и танцами с зафиксированными движениями, свободными и импровизационными, а также комбинированными, то есть обладающими как зафиксированными движениями, так и свободной импровизацией [16, c. 78]. Всеми видами движений под музыку выполняется общая задача – добиться слитности характера движения и музыки, но каждый вид обладает собственными функциями. Движения под музыку базируются на моторно-пластической проработке музыкального материала.2.2.Развитие ладового чувства, музыкально-слухового представления посредством игры на детских музыкальных инструментах и пенияПение и игра на детских музыкальных инструментах также выступает в качестве одного из основных средств развития музыкальных способностей. Дети любят петь, в процессе исполнения песни они учатся глубоко воспринимать музыку, выражать свои чувства и переживания через музыку, им нравится играть на музыкальных инструментах. То есть, музыка является яркой и образной формой углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение музыки способно стать источником положительного отношения ко всему прекрасному и доброму, убеждает его сильнее, чем та информация, которая приходит к нему иными путями [3]. Процесс обучения музыке требует, чтобы дети проявляли большую активность и умственное напряжение. Ребёнок сопоставляет собственное исполнение с другими, прислушивается к мелодии, вырабатывает навык сопоставления различного характера музыкальных фраз, предложений, у него формируется навык оценки качества исполнения. А это также связано с развитием эстетических и творческих возможностей ребенка, музыкального слуха и вкуса. Также процесс обучения направлен на то, чтобы дети умели различать разные жанры музыки, понимать особенности и специфику жанров. Это играет огромную роль в становлениимузыкально-слуховых представлений и эстетического чувства. Таким образом, музыка есть основное средство эстетического воспитания в дошкольном возрасте, это искусство, которое близко и доступно детям [1]. В дошкольном возрасте уместно уделить особое внимание пению и игре на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах способствует расширению сферы музыкальной деятельности, а также в целом направлена на повышение интереса к музыкальным занятиям, у ребенка развиваются музыкальная память и внимание. Также игра на музыкальных инструментах дает возможность преодоления детских комплексов и психологических проблем. Безусловно, расширение музыкального воспитания ребёнка также невозможно себе представить без обучения игре на детских музыкальных инструментах. Играя на музыкальном инструменте, исполняя песню, ребенок получает ценный опыт творческого самовыражения, проявления собственной индивидуальности в музыке [13, c. 20]. В целом, музыкальные занятия в ДОУ, как правило, включают: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движение и игру на детских музыкальных инструментах. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах должна проводиться организованно и последовательно. Знакомство с инструментами происходит во время музыкальных групповых занятий и индивидуальной работы с детьми. Во время обучения используются различные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание записей музыки и т.п [5]. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, музыкально-творческие способности представлены чувством ритма, ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями.Сейчас есть многие эффективные методы развития музыкально-творческих способностей. Например, чтобы развивать чувство ритма, следует использовать такой метод, как танец, движения под музыку. Постепенно у детей наблюдается улучшение качества пластики, совершенствование чувства ритма. Чтобы развивать ладовое чувство и музыкально-слуховые представления, следует обратить внимание на игру на детских музыкальных инструментах, занятия пением. Песенный репертуар, включенный в программу учебной дисциплины «Методика музыкального развития» направлен на всестороннее музыкальное воспитание и развитие дошкольника, доступен для усвоения. Прекрасный эффект в аспекте развития музыкально-творческих способностей дают различные упражнения, направленные на развитие певческого голоса и музыкального слуха, различные виды музыкальной деятельности, а именно: слушание музыки, пение, пение с движениями, музицирование с пением, музыкальная грамота, творчество в целом.В целом, начинать развивать музыкально-творческие способности следует в как можно более раннем возрасте, поскольку занятия музыкой плодотворно влияют на общее формирование личности ребенка. Кроме того, через занятия музыкой раскрывается и индивидуальная музыкальная одаренность ребенка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБезбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие. – Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/14016Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve. Богатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonkaБуренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.:Просвещение,1981.-240 с.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 320с. Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с. Елисеева М.Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/ Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. — 304с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/ . - Загл. с экрана.Исайкина О.А., Милицина О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013345 Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Музыка, 1990. Лобова, А.Ф. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности / А.Ф. Лобова (Яфальян), О.Е. Дрень. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-т, 2003. — 168 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: www.yafalian.ru. - Загл. с экрана.Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка – детям – Режим доступа: http://www.musichild.ruМихайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль. Академия развития, 2007. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. - 220 с. Петерсон Л.Г., Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Комплексная образовательная программа «Мир открытий». – М., 2019.Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб для вузов / В. И. Петрушин. – 2-е изд.- М. : Академический проект; Трикста, 2008. – 400 с.Программа «Ладушки». – Режим доступа:http://ladushki-book.ru/Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09217-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427450Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. – М.: 1993. – 704 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.livelib.ru/ . - Загл. с экрана.Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М., 1988. – 173 с.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь/Т.Э. Тютюнникова//Музыкальная палитра. - No5. - 2004.ФГОС ДО. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.htmlХарлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1978. – С. 48-104.Холопова В. Н. Музыкальный ритм / В. Н. Холопова. – М.: Музыка,1983. – 71 с.
2 Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve.
3 Богатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonka
4 Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
5 Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.:Просвещение,1981.-240 с.
6 Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 320 с.
7 Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.
8 Елисеева М.Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/
9 Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с.
10 Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. — 304с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/ . - Загл. с экрана.
11 Исайкина О.А., Милицина О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013345
12 Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
13 Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Музыка, 1990.
14 Лобова, А.Ф. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности / А.Ф. Лобова (Яфальян), О.Е. Дрень. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-т, 2003. — 168 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: www.yafalian.ru. - Загл. с экрана.
15 Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка – детям – Режим доступа: http://www.musichild.ru
16 Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль. Академия развития, 2007.
17 Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. - 220 с.
18 Петерсон Л.Г., Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Комплексная образовательная программа «Мир открытий». – М., 2019.
19 Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб для вузов / В. И. Петрушин. – 2-е изд.- М. : Академический проект; Трикста, 2008. – 400 с.
20 Программа «Ладушки». – Режим доступа: http://ladushki-book.ru/
21 Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09217-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427450
22 Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. – М.: 1993. – 704 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.livelib.ru/ . - Загл. с экрана.
23 Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М., 1988. – 173 с.
24 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
25 Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь/Т.Э. Тютюнникова//Музыкальная палитра. - No5. - 2004.
26 ФГОС ДО. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html
27 Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1978. – С. 48-104.
28 Холопова В. Н. Музыкальный ритм / В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1983. – 71 с.