Психологические особенности поджанра «психологический триллер» в американской литературе на примере романа Стивена Кинга Misery
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 28.09.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3-5
ГЛАВА I. С. КИНГ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….........6-19
1.1 Краткая биография Стивена Кинга……………..……………………….6-12 1.2 Анализ романа «Misery» Стивена Кинга……………….……..…………………………………………………..12-19
Выводы по главе I……………………………………………………………19-20
ГЛАВА II «КОНЦЕПТ MISERY» В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ СТИВЕНА КИНГА В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВЫХ КОНВЕНЦИЙ ТРИЛЛЕРА…………………………………………………………………...21-28
2.1История триллера в литературе, понятие психологический триллер…………………………….………………………………………….21-24
2.2Психологические особенности «Психологического триллера» на примере романа «Misery»……………………………………...………………... ……24-28
Выводы по главе II………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....29-30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………31-32
[3]Питер Хатчингс заявляет, что различные фильмы были названы психологическими триллерами, но это обычно относится к «повествованиям с домашней обстановкой, в которых действие подавляется и вместо этого острые ощущения создаются за счет изучения психологии главных героев». Отличительной чертой психологического триллера является то, что он подчеркивает психические состояния своих персонажей: их восприятие, мысли, искажения и общую борьбу за осмысление реальности. [4]По словам режиссера Джона Мэддена, психологические триллеры сосредоточены на сюжете, развитии персонажей, выборе и моральных конфликтах. Беспокойство и страх увеличивают психологический стресс непредсказуемым образом. Мэдден объяснил, что отсутствие зрелищности и сильный акцент на характере привели к падению их популярности в Голливуде. Психологические триллеры создают напряжение, используя неуверенность в мотивах персонажей, их честности и мировоззрении. В последние годы появилось много психологических триллеров, все в разных средствах массовой информации (кино, литература, радио и т. д.). Несмотря на эти очень разные формы репрезентации, во всех историях проявились общие тенденции. Некоторые из этих последовательных тем включают: [14]СмертьСуществование/ЦельЛичностьРазумВосприятиеРеальностьВ психологических триллерах героям часто приходится бороться внутри себя. Амнезия - распространенный сюжетный прием, используемый для изучения этих вопросов. Персонажу могут угрожать смертью, его могут заставить принять чужую смерть или инсценировать собственную смерть.[17] Психологические триллеры могут быть сложными, и рецензенты могут порекомендовать второй или третий просмотр, чтобы «разгадать их тайны». Сенсационные романы, примеры ранних психологических триллеров, считались социально безответственными из-за их тем секса и насилия. Эти романы были вдохновлены, среди прочего, подвигами реального детектива Джека Уичера. [17] Психологические триллеры не всегда заботятся о достоверности. Питер Хатчингс определяет giallo, итальянский поджанр психологических триллеров, как жестокие детективы по расследованию убийств, в которых стиль и зрелищность преобладают над рациональностью. Триллер – жанр произведений и кино, направленный на то, чтобы вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр имеет определенный ряд характеристик, но не имеет четких границ. Деление триллеров на поджанры обусловлено тематическими особенностями, а во всем остальном соответствует основным характеристикам жанра.2.2 Психологические особенности «психологического триллера» на примере романа «Misery»Термин «психологизм» появился в XIX веке для обозначения философского направления, в работах немецкого философа, Я. Фриза (1773-1843), и немецкого филолога, Ф. Бенеке (1798-1854). Психологизм возник как один из подходов к логике, основной задачей которого являлась трактовка основополагающих понятий логики именно с психологической точки зрения. Как философско-методологическая позиция, психологизм предлагает свой подход к разрешению проблем философии и логики, используя концепции психологии. [4, 19 с.]Со временем термин «психологизм» приобретает более широкое значение истановится все более популярным и в других областях, в том числе в литературе. На протяжении всей истории литературы писатели неоднократно обращались к психологизму как к одному из методов художественного искусства. Каждое столетие имеет свои формы и методы познания природы человека, его психологии, которые с течением времени претерпевали изменения, модернизацию, корректировки и усовершенствования. Психологизм имеет неопровержимую и значимую художественно-эстетическую ценность, является своеобразным индикатором авторского мировоззрения, жизненных и ценностных представлений. Внутренний мир человека в фокусе литературы испытывает специфическую оценку и интерпретацию. [19, 50 с.]В нынешнем 21 веке психологизм становится авангардом в создании художественной реальности. Положение о литературе как науке о человеке эффективно воплощается в обращении к внутреннему миру человека, его чувствам, мыслительным движениям.«Мизери» - роман, написанный в жанре психологического триллера. Жанровая стратегия этого романа пронизывает все уровни романа: сюжетный, образный и уровень повествовательной структуры. Автор психологически настолько натуралистичен, что можно предположить, что Кинг намерен сделать читателя полноценным соучастником романа, как бы дав ему возможность пережить все испытания главного героя «на собственной шкуре», это позволяет ему почувствовать всю прелесть неоднозначных произведений. Автор умело сочетает разнообразные жанровые стратегии и позволяет читателю прочувствовать сюжет, переживания и страхи главного героя, Пола Шелдона, успешного писателя, автора цикла о Мизери и его «спасительнице» - Энни Уилкс.Главный герой, Пол Шелдон, становится объектом насилия, жестокости, тирании и извращений ума медсестры, ярой поклонницы писателя, которая потребовала продолжить написание своего любимого романа «Мизери», когда Шелдону стало наскучивать героиня, он решает покончить с этим, закончив серию романов. Оказывается, Энни не просто поклонница романов Шелдона, а Мизериза ее жизнь выросла в нечто большее, чем просто героиня выдуманных историй. Энни считает себя «самой большой поклонницей» таланта Шелдона. Энни требует продолжения цикла, поэтому у Пола нет другого выбора, кроме как продолжить писать роман, который он уже ненавидит, и пытается продлить свою жизнь, зная, что Энни не убьет его, пока он пишет роман. И посреди всего этого безумия и смертельного страха такой человек, как Шелдон, находит в себе силы написать лучшую книгу в своей жизни. Читатель не может не восхищаться мужеством вымышленного автора, который пойдет на все, чтобы выжить и идти вперед, несмотря на все трудности, столь неожиданно обрушившиеся на успешного и знаменитого человека. Вот где проявляется непоколебимость Шелдона и непокорность силе воли - он находит в себе силы для идей побега, несмотря на сломанные ноги и непрекращающуюся боль, он ищет способ добиться своего с помощью разного рода уловок и выжить, несмотря на все. Его страх легко объясним, ведь женщина умственно отсталая, что может объяснить ее излишнюю подозрительность, но Энни надо отдать должное, ведь она не лишена природной сообразительности и хитрости, умеет сделать вид, что пользуешься расположением.Роман «Мизери» отличается чистым вниманием к внутреннему миру человека, а значит, и к мотивации поступков героя. В технический арсенал романа входят внутренний монолог, диалоги и поток сознания главного героя.В «Мизери» преобладает прямой тип психологизма в форме самоанализа героя. Автор уделяет пристальное внимание мыслям и идеям своих героев. Усиливает психологизм в романе воспоминания главного героя. Прикованный к постели Пол бессознательно начинает переоценивать ценности, он чувствует угрозу в своей жизни, он начинает по-новому ценить и относиться к тому, что его окружает. Отчаяние и страдание хотят побороть волю героя, но он упорно не сдается. Сцены ампутации стопы, пальцев, которыми Энни затем украшает торт вместо праздничной свечи, настолько реалистичны, что у читателя возникает ощущение присутствия его в романе, что еще больше усиливает психологию главного героя. Психология персонажей отличается гибкостью, многогранностью, изменчивостью и непредсказуемой сложностью.Наиболее распространенным приемом психологизма, используемым Стивеном Кингом, является внутренний монолог персонажа. С помощью метода психологического анализа духовный мир человека становится более понятным читателю с учетом целей его познания и самопознания. Автор анализирует психологические портреты своих персонажей, выводит всю логику действия из психологического состояния своих персонажей и описывает художественными средствами внутренний мир героя. Недаром автор дает своему роману название «Мизери», что означает боль, мучение, страдание, отчаяние и, в некотором роде, обреченность.В романе жизнь представлена широко, охватывая не только прошлое автора, но и ряд событий, плавно выстроенных и использующих небольшое количество действующих лиц, а именно двух главных героев – Пола Шелдона и Энни Уилкс. Значительную роль автор отвел диалогам между ними, помогающим раскрыть читателю всю глубину страха писателя перед смертью и размышлений обо всех злодеяниях душевнобольной женщины, хотя автор и не хочет до конца раскрывать суть причины сумасшествия Энни. Кинг обходится без динамичных сюжетных поворотов, перестановок местами, книга просто описывает будни Пола, но такой выбор автора только нагнетает ситуацию, акцентируя внимание на психологии главного героя. Постоянными унижениями и физическими пытками Энни не удается уничтожить творческую личность писателя.Несмотря на то, что в «Мизери», как и в большинстве романов Кинга, нет вымышленных ужасов, мистического происхождения или людей с паранормальными способностями, атмосфера в романе постоянно психологически напряжена. Особенно это становится ясно в середине произведения, когда события развиваются более динамично, а безумие главного героя только усиливается и проявляется еще больше. Читатель начинает пробираться сквозь навязчивый ужас и страх.«Мизери» - это путешествие по дебрям человеческого разума, встреча с его скрытыми страхами и больными фантазиями. Этот роман – рассказ о напряженной психологической борьбе, в которой человек стремится освободиться от телесных и душевных уз, стоящих на пути к человеческому спокойствию и личной свободе. Энни играет роль садистки, которая хочет насильно ограничить свободу другого человека.По мере развития сюжета романа Стивен Кинг отмечает, что, несмотря на душевную и физическую боль, у главного героя все еще есть та искра в душе, которая называется «желание жить», любовь к жизни и любимое занятие, а именно творческая деятельность, помогают главному герою оставаться человеком и верить в силу возмездия и справедливости.Выводы по II главеПонятие «триллер» используется в отношении литературныхпроизведений с 1880-х годов.В английской традиции триллер понимается как произведение,вызывающее внезапный всплеск эмоций, волнение и чувство страха.Для произведений в жанре триллера нет четких границ; они неклассифицируются по времени и месту описываемых событий.С точки зрения контекста и условностей, психологический триллерболее широкого триллерного повествования, который имеет сходство с готической и детективной фантастикой в том, что иногда имеет «растворяющее чувство реальности».«Мизери» - роман, написанный в жанре психологического триллера.Роман «Мизери» отличается чистым вниманием к внутреннему миручеловека, а значит, и к мотивации поступков героя.Наиболее распространенным приемом психологизма, используемымСтивеном Кингом, является внутренний монолог персонажа.ЗаключениеВ ходе анализа концепта страдания мы использовали комплексный подход, позволяющий определить вклад языковой культуры, жанра и фразеологизма автора в процесс вербализации этого концепта, уделяя особое внимание жанровой специфике романа. Дефиниционный анализ позволил выявить основные концептуальные признаки концепта «Мизери» с целью дальнейшего изучения способов вербализации концепта и его художественных функций.В последнее время в литературоведении интенсивно развивается изучение конфликтологии и психологии личности. Ученые изучают художественный психологизм, сравнивая национальные литературы разных историко-литературных эпох.Сегодня психологизм становится лидером в создании художественной реальности. Основная идея литературы как науки о человеке заключается в обращении к внутреннему миру личности, к ее чувствам и душевным порывам. Для Кинга художественный психологизм является важной формой художественного изображения идейно-эмоционального содержания и художественного смысла в описании и изображении внутреннего мира психически больного, одержимого человека, его мыслей, чувств и желаний.В своем романе «Мизери» американскому писателю удалось создать уникальный и динамичный сюжет, несмотря на заявленную клаустрофобию. Читатель погружается в напряженную психологическую атмосферу, неординарную, полную глубоких деталей психологизацию персонажей.В этом романе именно писательский талант Пола Шелдона послужил своего рода спусковым крючком для одержимости Энни. Однако именно благодаря творчеству, благодаря умению построить уникальный и неповторимый художественный мир, одновременно возвышающий и угнетающий своего читателя, герою произведения удалось вырваться из, казалось бы, безвыходной ситуации.Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что было бы несправедливо трактовать роман Стивена Кинга «Мизери» только как хороший триллер. На наш взгляд, центральные элементы романа доказывают, что «Мизери» заслуживает признания.Список использованной литратурыВарустин Л. Фантастические и реальные прозрения Стивена Кинга // Звезда –1986. – №4. С.62-63.Гинзбург, Л.Я. « О психологической прозе» // Москва: INTRADA, 1999. – 12-28 с.Давыдова Е. В. Понятие драматического конфликта в актуальном литературоведении // Уральский филологический вестник. – 2015. – № 5. – С. 46–54.Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя /А.Б.Есин. – М.: Просвещение, 1988. – С. 17-21.Зверев, А. Что такое массовая литература: Лики массовой литературы США. / - М.: Наука, 1991.Кинг С. Мизери./ С. Кинг. – М., 1988. – 384 с.Кинг Т. Автор // 2012. URL:https://stephenking.com/the-author/(Дата обращения 11.08.2022)Компанеец В.В. // «Русская социально-философская проза последней трети ХХвека» В.В. Компанеец, «Флинта, Наука», 2012 г., 25 с.Кубарева, Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века / Н.П. Кубарева. - М.: Московский лицей, 2002.Лавкрафт, Г.Ф. Сверхъестественный ужас в литературе // 2018. URL: http://literature. gothic.ru/articles/hpl-esse. htm (Дата обращения: 12.08.2022)Мизери [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мизери (Дата обращения: 11.08.2022)Миронов, Р. Категория ужасного в произведениях Стивена Кинга // 2019. URL: http://ivanovo. ac.ru/cyberpar/stephenking. htm.(Дата обращения: 12.08.2022)О’Хир Э. Интервью в салоне– Стивен Кинг// 1998. URL: https://www.salon.com/1998/09/24/cov_si_24int/(Дата обращения 11.08.2022)Психологический триллер [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическийтриллер (Дата обращения: 12.08.2022)Стивен Кинг [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/СтивенКинг (Дата обращения: 11.08.2022)Стивен Кинг. Как писать книги. Глава 5 // Как писать книги: Мемуары о ремесле – Москва: АСТ, 2002. - 316 с.Тарковский А. Лекция о роли монтажа в кино// 2019.URL:https://www.kinocafe.ru/theory/?tid=26514 (Дата обращения 12.08.2022)Эрлихман В. Король темной стороны. Стивен Кинг в Америке и России. – Санкт-Петербург, 2006. – 386 с.Эткинд Е.Г. Психопоэтика // "Внутренний человек" и внешняя речь (Очеркипсихопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков)" //Искусство-СПБ, 2005 г.,47-55 с.
Список использованной литратуры
1. Варустин Л. Фантастические и реальные прозрения Стивена Кинга // Звезда – 1986. – №4. С.62-63.
2. Гинзбург, Л.Я. « О психологической прозе» // Москва: INTRADA, 1999. – 12-28 с.
3. Давыдова Е. В. Понятие драматического конфликта в актуальном литературоведении // Уральский филологический вестник. – 2015. – № 5. – С. 46–54.
4. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / А.Б.Есин. – М.: Просвещение, 1988. – С. 17-21.
5. Зверев, А. Что такое массовая литература: Лики массовой литературы США. / - М.: Наука, 1991.
6. Кинг С. Мизери. / С. Кинг. – М., 1988. – 384 с.
7. Кинг Т. Автор // 2012. URL: https://stephenking.com/the-author/ (Дата обращения 11.08.2022)
8. Компанеец В.В. // «Русская социально-философская проза последней трети ХХ века» В.В. Компанеец, «Флинта, Наука», 2012 г., 25 с.
9. Кубарева, Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века / Н.П. Кубарева. - М.: Московский лицей, 2002.
10. Лавкрафт, Г.Ф. Сверхъестественный ужас в литературе // 2018. URL: http://literature. gothic.ru/articles/hpl-esse. htm (Дата обращения: 12.08.2022)
11. Мизери [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мизери (Дата обращения: 11.08.2022)
12. Миронов, Р. Категория ужасного в произведениях Стивена Кинга // 2019. URL: http://ivanovo. ac.ru/cyberpar/stephenking. htm. (Дата обращения: 12.08.2022)
13. О’Хир Э. Интервью в салоне– Стивен Кинг // 1998. URL: https://www.salon.com/1998/09/24/cov_si_24int/ (Дата обращения 11.08.2022)
14. Психологический триллер [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическийтриллер (Дата обращения: 12.08.2022)
15. Стивен Кинг [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/СтивенКинг (Дата обращения: 11.08.2022)
16. Стивен Кинг. Как писать книги. Глава 5 // Как писать книги: Мемуары о ремесле – Москва: АСТ, 2002. - 316 с.
17. Тарковский А. Лекция о роли монтажа в кино // 2019. URL: https://www.kinocafe.ru/theory/?tid=26514 (Дата обращения 12.08.2022)
18. Эрлихман В. Король темной стороны. Стивен Кинг в Америке и России. – Санкт-Петербург, 2006. – 386 с.
19. Эткинд Е.Г. Психопоэтика // "Внутренний человек" и внешняя речь (Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков)" //Искусство-СПБ, 2005 г., 47-55 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет поджанр психологический триллер в американской литературе?
Поджанр психологического триллера в американской литературе характеризуется напряженным сюжетом, акцентом на психологическом аспекте и созданием атмосферы жуткой неопределенности. Авторы данного жанра обычно ставят перед читателем вопросы о природе зла, человеческой психологии и моральных выборах.
Какова краткая биография Стивена Кинга?
Стивен Кинг – американский писатель, родился 21 сентября 1947 года в Портленде, штат Мэн. Он начал публиковать свои работы в ранние годы, и уже в 1977 году стал известным после выпуска своего романа "Сияние". Кинг считается одним из наиболее успешных и популярных авторов жанра ужасов и триллера.
Какой анализ можно провести романа Misery Стивена Кинга?
Роман Misery Стивена Кинга является психологическим триллером, который рассказывает историю известного писателя, который становится пленником своей фанатки. В процессе романа автор аккуратно строит напряжение и создает непроглядную обстановку, демонстрируя высокий уровень классического триллера.
Какие выводы можно сделать по главе I статьи?
Глава I статьи дала краткую биографию Стивена Кинга и провела анализ его романа Misery. Стивен Кинг – выдающийся писатель с огромным вкладом в американскую литературу. Роман Misery является примером психологического триллера, который привлекает читателя своим умением создавать атмосферу жуткой неопределенности.
Чему посвящена глава II статьи?
Глава II статьи посвящена анализу концепции романа Misery Стивена Кинга. В этом романе Кинг создает историю писателя, который становится пленником своей фанатки, и исследует тему психологического напряжения и моральных выборов. Роман Misery является одним из наиболее известных и удачных произведений Стивена Кинга.
Каковы основные черты поджанра психологический триллер в американской литературе?
Поджанр психологический триллер в американской литературе характеризуется напряженным сюжетом, присутствием психологической напряженности и душевного напряжения. Главные герои подвергаются психологическим испытаниям, которые обычно связаны с опасностью для их жизни или здоровья. В таких романах присутствуют элементы психологического террора, загадочности и неожиданного развития событий.
Какова роль Стивена Кинга в современной американской литературе?
Стивен Кинг является одним из самых популярных и влиятельных авторов в современной американской литературе. Его романы из жанра ужасов и триллера имеют огромную популярность и часто становятся бестселлерами. Кинг оказал значительное влияние на развитие популярной американской литературы и внес вклад в современную культуру.
Какие выводы можно сделать по главе I статьи?
Из главы I статьи можно сделать вывод, что Стивен Кинг является представителем современной американской литературы, его романы из жанра психологического триллера имеют огромную популярность и внедрились в культуру. Кинг обладает заметным талантом в создании напряженных и пугающих сюжетов, интригующих читателя.
Каков концепт романа "Misery" Стивена Кинга?
В романе "Misery" присутствует концепт мучительной зависимости от другого человека. Главный герой оказывается плененным и заставленным писать истории для своей поклонницы. Кинг воплощает в романе тему психологического террора и ужаса, создавая тем самым атмосферу напряжения и тревоги.
Какие психологические особенности присутствуют в поджанре психологический триллер в американской литературе?
Психологический триллер в американской литературе обычно характеризуется напряженной атмосферой, глубокой проработкой психологии персонажей и сюжетной линии, а также умением автора создать постоянное чувство неопределенности и тревоги у читателя.
Какие особые черты выделяют роман "Misery" Стивена Кинга среди других произведений психологического триллера?
Роман "Misery" Стивена Кинга привлекает внимание своей жесткой и непредсказуемой сюжетной линией, интригующими персонажами и глубокой проработкой их психологических портретов. Как и в других произведениях психологического триллера, в "Misery" автор акцентирует внимание на мрачные и темные стороны человеческой психики, что создает у читателя ощущение постоянного напряжения и готовности к неожиданным поворотам событий.