Скептицизм. Ценная философия, обесценивающая философию

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 21 21 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 02.10.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности развития философии античного скептицизма 5
1.1 Античный скептицизм в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Периоды развития скептицизма 8
Глава 2. Философские учения античного скептицизма 12
2.1 Скептицизм Пиррона 12
2.2 Скептицизм Платоновской Академии 14
2.3 Скептицизм Секст Эмпирика 17
Заключение 20
Список использованных источников 21

Фрагмент для ознакомления

Сильнейшее требование Карнеада по отношению к вероятности состоит в том, что мы должны переходить к анализу и всех других моментов, так или иначе участвующих в изучаемом нами единичном представлении. Другими словами, высший критерий истины заключается в такой вероятности, которая установлена и изучена в связи со всеми другими соседними с ней предметами, которые могут либо раскрыть свою истину, либо нарушить эту истину, либо даже совсем исключить ее.Аркесилай и Карнеад не оставили письменных сочинений — мы знаем их взгляды из описаний Секста Эмпирика. Академические скептики не предлагали своей собственной доктрины и не защищали свои убеждения о реальности — их целью было показать, что каждое философское утверждение действительно можно подвергнуть сомнению. Скептики использовали для этого диалектический метод, спрашивая реального или воображаемого собеседника об их убеждениях, и анализируя эти убеждения на основе своих собственных предпосылок. В ходе дискуссии скептик не только доказывал оппоненту, что он не знает истины, но и ставил его в ситуацию, когда он ничего не мог утверждать, - эта ситуация называлась апорией. Диалектический метод, используемый для опровержения догматических философских позиций оппонентов, был ключевым элементом академического скептицизма.Таким образом, самое главное в академическом скептицизме - это именно учение о вероятностив разных значениях слова: либо в смысле слова, что все существующее и высказываемое может быть оспорено, либо в смысле слова, что доказательства вовсе не являются необходимостью для мысли, потому что многие вещи в жизни не допускают доказательств, но достаточно ясны.2.3 Скептицизм Секст ЭмпирикаТочных биографических данных о Сексте Эмпирике почти не сохранилось. Известно лишь, что философ жил во второй половине II в. н.э., вероятно, в Афинах и Александрии. Достоверных сведений о времени и месте рождения, национальности, семье и обстоятельствах смерти нет.Слово «эмпирик», содержащееся в имени философа, указывает на то, что он профессионально занимался медициной. В то время так называли всех практикующих врачей. В дальнейшем эта приставка стала неотъемлемой частью имени Секст. Некоторые исследователи называют учителем Секста Эмпирика некоего Геродота Тарского. Он, в свою очередь, был учеником Менодота Никомедийского, одного из самых знаменитых врачей эмпирической школы. Есть версии, что помимо медицины Секст Эмпирик занимался астрологией и исповедовал атеистические взгляды, а его учеником называют некоего Сатурнина Кифена.Секст Эмпирик был последователем скептического учения. Несмотря на то что Секст не высказывал каких-либо оригинальных философских идей, его сочинения произвели заметное впечатление на историю философии, так как во многих случаях являются практически единственным источником сведений о том или ином античном мыслителе или учении.В своих текстах Секст Эмпирик собрал и структурировал наследие своих предшественников, ранних скептиков, а также подверг критике философов других школ. Критикуя и опровергая, он подробно излагает их взгляды.До нас дошли отрывки из произведений Демокрита, Гераклита, Ксенофана и других мыслителей античности.Сексту Эмпирику принадлежат два цикла сочинений, оба написаны на греческом языке.Первый цикл состоит из 11 книг. В первых шести книгах, объединенных под общим названием «Против ученых», философ критикует науки, входившие в состав общего образования с эллинистических времен: грамматику, риторику, геометрию, арифметику, астрологию и музыку. Следующие пять книг называются «Против догматиков» и содержат критику трех разделов ортодоксальной философии (эпикурейская и стоическая школы и т.д.): опровержение логики (1-2 кн.), физики (3-4 кн.), этики (5 кн.).Второй цикл называется «Пирроновы положения» и состоит из 3-х частей. В этом труде Секст Эмпирик подробно раскрывает метод и сущность скептического учения, скрупулёзно систематизирует идеи, выдвинутые мыслителями более раннего периода, сопоставляет скептицизм с другими философскими течениями, подробно рассуждает о физической стороне жизни, боге, числах, времени, искусстве и т.д.Согласно Сексту Эмпирику, целью скептической философии является достижение абсолютной невозмутимости и душевного спокойствия, что обозначается термином «атараксия». Истинный скептик не знает чувства волнения, страдания, привязанности или любви; он равнодушен ко всему внешнему. Основным принципом скептицизма является «изостения», т. е. эквивалентность отрицания и утверждения, равновесие противоположностей, приравнивание истины и лжи.В отличие от догматиков, сформулировавших определенные постулаты (догмы), скептики признают наличие противоположных мнений и поэтому называют себя «ищущими». Они убеждены, что человеку дано наблюдать за явлением или вещью как таковой, а не понимать ее постоянно меняющуюся сущность. А раз все равно не дано, то ни к чему и углубляться в это; скептикам безразлична эта непостижимая суть.Однако это вовсе не означает, что в реальной жизни приверженцы скептической философии сильно отличаются от обычных людей. Они тоже живут, думают и действуют по ситуации, перед лицом повседневных проявлений добра и зла просто отказываются высказывать о них свое мнение. Ничего категорически не утверждая и не отрицая, скептики «воздерживаются» от всякого суждения. Аргументы за такую ​​позицию отказа от категоричных утверждений они называют скептическими тропами. По мнению скептиков, все в мире относительно, поэтому ни одна философская система не может быть доказана. В том числе и скептическая.Секст Эмпирик говорил о бесконечности доказательств: каждое из доказательств основано на некоторых предположениях, которые, в свою очередь, должны быть доказаны, и так далее. Философ был противником любой активной общественной деятельности, выступал за отказ от политики и подчинение устоявшимся традициям. В трудах Секста Эмпирика исследователи выделяют первые формы логики, которые позже лягут в основу идеи математической теории вероятностей. Тексты философа, переведенные на латынь, стали широко известны во второй половине XVI века. Их влияние прослеживается в работах М. Монтеня, Ф. Ламотта-Левайе, П. Бейля, Дж. С. Милля и других современных философов.Таким образом, Секст Эмпирик — древнегреческий ученый и философ II в. н.э., сторонник античной школы скептицизма. Собрал и систематизировал идеи ранних скептиков. Считается одним из последних древних скептиков. Его сочинения занимают почетное место в наследии древнегреческой философии, поскольку являются уникальными историческими документами и ценными литературными памятниками.ЗаключениеСкептицизм — третье крупное философское течение эллинистической эпохи, просуществовавшее с конца IV в. до н.э. по III в. н.э. Крупнейшими представителями этого направления являются Пиррон, Секст Эмпирик.Скептицизм является одним из основных положений философии. Практическая ценность его заключается в том, что скептицизм всегда выполнял функцию жизненного урока, решая проблемы человеческой деятельности. Даже скептики раннего развития направления отрицали возможность объективного критерия истины, поскольку для выбора критерия необходим критерий выбора. Но необходимость действовать, принимать те или иные решения заставляет скептиков признать, что хотя критерия истины нет, критерий практического поведения есть.Скептики вырабатывают такие условия, соблюдение которых повышает точность и достоверность знаний, получаемых путем наблюдения и эксперимента. Но все же основные принципы практического поведения человека были выведены скептиками из их основной идеи: если мы ничего не можем сказать о нашей жизни, значит, мы ни к чему не можем стремиться и ничего не будем избегать.Античный скептицизм можно охарактеризовать как самосомневающееся сомнение, которое, как совершенно нетрадиционное философское решение, представляет собой диалектическое взаимодействие изостении и феноменализма, парадоксальный союз, на первый взгляд, несовместимого, или вечно ищущее, никогда не удовлетворенное, ни на чем окончательно не останавливающееся и масштабное философское мышление.Скептицизм, значение которого в философии трудно переоценить, должен, на наш взгляд, стать одной из приоритетных тем историко-философской науки, поскольку является не фрагментом философской мысли, а одним из ее наиболее фундаментальных и характерных параметров. Вот почему скептицизм играл и всегда играет такую ​​важную роль во всякой системе философской мысли. Ведь сама философия есть не что иное, как поиск, вечный поиск ответов на вопросы, путей решения проблем, путей преодоления противоречий и недоразумений и методов самого этого поиска. Последнее, впрочем, не всегда связано только с сомнением, но и составляет с ним единое целое, которое и есть философское мышление. Без сомнения нет поиска. Без поиска нет философии.Список использованных источниковАлексеев П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2018. - 240 c.Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа; Издание 3-е, 2018.-400 c.Ахутин А.В. Античные начала философии. - М.: Наука, 2017. - 784 c.Баранова Н. Н., Шкундич А.О. Философия. - М.: Эксмо, 2018. - 256 c.Бейкер Г. П., Хакер М.С. Скептицизм, правила и язык. - М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2018. - 240 c.Беркли Дж. Трактат о началах человеческого знания, в котором исследуются главные причины заблуждения и трудности наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия. - Москва: Высшая школа, 2017. - 767 c.Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Московский Университет, 2015. - 368 c.Богуславский В. М. Скептицизм в философии. - Москва: Огни, 2019. - 272 c.Вундт В. Введение в философию. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2018. - 295 c.Гусев Д. А. Античный скептицизм и философия науки: диалог сквозь два тысячелетия. - М.: Прометей, 2019. - 718 c.Гусев Д. А. Популярная философия. Учебное пособие. - М.: Прометей, 2018. - 973 c.Донских О. А., Кочергин, А.Н. Античная философия. - М.: Издательство МГУ, 2017. - 240 c.ИльинИ.С. Истокискептицизма. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 300 c.Лазутина Т. В. Античная философия. Специфика мировоззрения. Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 2015. - 120 c.Литинская О.Н. Исостения Пиррона Элидского и античный скептицизм. - М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2018. - 132 c.Лосев А. Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 2017. - 208 c.Льюис Дж. Г. Античная философия. - М.: Галаксиас, 2019. - 224 c.Рассел Дж. Скептицизм. - М.: VSD, 2018. - 405 c.Сантаяна Д. Скептицизм и животная вера. - М.: Владимир Даль, 2018. - 105 c.Эннес Дж. Античная философия. Очень краткое введение. - М.: Астрель, АСТ, 2018. - 192 c.

1. Алексеев П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2018. - 240 c.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа; Издание 3-е, 2018.-400 c.
3. Ахутин А.В. Античные начала философии. - М.: Наука, 2017. - 784 c.
4. Баранова Н. Н., Шкундич А.О. Философия. - М.: Эксмо, 2018. - 256 c.
5. Бейкер Г. П., Хакер М.С. Скептицизм, правила и язык. - М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2018. - 240 c.
6. Беркли Дж. Трактат о началах человеческого знания, в котором исследуются главные причины заблуждения и трудности наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия. - Москва: Высшая школа, 2017. - 767 c.
7. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Московский Университет, 2015. - 368 c.
8. Богуславский В. М. Скептицизм в философии. - Москва: Огни, 2019. - 272 c.
9. Вундт В. Введение в философию. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2018. - 295 c.
10. Гусев Д. А. Античный скептицизм и философия науки: диалог сквозь два тысячелетия. - М.: Прометей, 2019. - 718 c.
11. Гусев Д. А. Популярная философия. Учебное пособие. - М.: Прометей, 2018. - 973 c.
12. Донских О. А., Кочергин, А.Н. Античная философия. - М.: Издательство МГУ, 2017. - 240 c.
13. Ильин И.С. Истоки скептицизма. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 300 c.
14. Лазутина Т. В. Античная философия. Специфика мировоззрения. Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 2015. - 120 c.
15. Литинская О.Н. Исостения Пиррона Элидского и античный скептицизм. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
16. Лосев А. Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 2017. - 208 c.
17. Льюис Дж. Г. Античная философия. - М.: Галаксиас, 2019. - 224 c.
18. Рассел Дж. Скептицизм. - М.: VSD, 2018. - 405 c.
19. Сантаяна Д. Скептицизм и животная вера. - М.: Владимир Даль, 2018. - 105 c.
20. Эннес Дж. Античная философия. Очень краткое введение. - М.: Астрель, АСТ, 2018. - 192 c.

Вопрос-ответ:

Что такое скептицизм?

Скептицизм - это философское направление, которое отрицает возможность достижения истины или надежного знания. Скептики сомневаются в достоверности всех знаний и призывают к сдержанности в утверждениях и суждениях.

Какие особенности развития философии античного скептицизма?

Философия античного скептицизма имела свои теоретические особенности развития. Скептицкие философы не стремились к построению систематической философии, они скорее ориентировались на критику и опровержение других философских учений. Также характерной чертой скептицизма было отрицание возможности достижения истины и утверждение, что все суждения и знания относительны и зависят от внешних условий.

Как делится период развития скептицизма?

Период развития скептицизма можно разделить на несколько эпох. Первый период связан с именем Пиррона и называется "сократовским скептицизмом". Второй период - это период развития скептицизма в Платоновской Академии. Третий период связан с именем Секста Эмпирика и назван его именем.

Какие философские учения относятся к античному скептицизму?

В античном скептицизме выделяются несколько философских учений. Одно из них - скептицизм Пиррона, основанный на утверждении о невозможности достичь истины. Другое учение - скептицизм Платоновской Академии, которое признавало невозможность достоверного знания и занимало позицию сомнения во всем. Ещё одно учение - скептицизм Секста Эмпирика, который критиковал и опровергал другие учения и призывал к сдержанности в суждениях и утверждениях.

Что требовал Карнеад от вероятности?

Карнеад, один из представителей античного скептицизма, требовал высочайшей степени вероятности. Он считал, что утверждение может считаться вероятным только в том случае, если оно полностью преобладает над всяким другим возможным утверждением в определенном контексте. Такое требование Карнеада было высоким и сильно ограничивало возможности достижения достоверного знания.

Что такое скептицизм?

Скептицизм - это философское учение, которое подвергает сомнению возможность достижения истины и утверждает, что все формы знания относительны и неопределенны.

Какие особенности развития философии античного скептицизма можно выделить?

Особенности развития философии античного скептицизма включают периоды развития, влияние на отечественную и зарубежную литературу и теоретические особенности.

Какие периоды развития скептицизма выделяются?

Скептицизм можно разделить на период Пиррона, Платоновской Академии и Секст Эмпирика.

Какое философское учение связано с Пирроном?

Скептицизм Пиррона основан на идеи отсутствия возможности достичь истины и необходимости придерживаться эпохе - удерживаться от какого-либо суждения о мире.

Какой философский скептицизм связан с Платоновской Академией?

Скептицизм Платоновской Академии подразумевает отказ от принятия конкретных знаний и понятий, а также отвержение возможности достичь истины.

Чем характеризуется скептицизм в философии?

Скептицизм в философии характеризуется отказом от возможности достичь истины, сомнением в возможности познания окружающего мира и ограниченностью наших познавательных способностей. Скептики относятся к непреклонному отрицанию возможности дать определенные ответы на философские вопросы.