Женский портрет в древнеримской скульптуре эпох республики и империи
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 06.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ И ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ СКУЛЬПТУРНОГО РИМСКОГО ПОРТРЕТА 4
1.1. Появление римского скульптурного портрета как художественного явления 4
1.2. Идеология римского скульптурного портрета 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЖЕНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РИМСКОГО СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА 12
2.1. Скульптурный портрет эпохи Республики 12
2.2. Скульптурный портрет Римской эпохи 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Адриан был эллинофилом, что привело к новому направлению в римском искусстве - всплеску классицизма (символом которого является портрет любовника АдрианаАнтиноса)[1]. Его любовь к грекам была визуально выражена в моде на бороды, которые он начал носить.Стилистической особенностью этого периода является более живое моделирование человеческого тела - реакция на сухость искусства Траяна. Угловатые контуры сменяются мягкими, плавными, а волосы рисуются локонами, а не по линии роста волос. Подражание греческой портретной живописи очевидно. Мраморная поверхность начинает полироваться, и с этого момента разница между волосами и кожей становится сильнее. Главное новшество заключается в том, что скульптор придумал способ изобразить глазные яблоки, тогда как раньше их просто изображали (именно поэтому в большинстве случаев ранние портреты кажутся нам "слепыми"). Зрачки (с помощью боросенсоров) и радужки (с помощью линий) стали рельефно изображать глазные яблоки.Хотя императоры Траян и Адриан также номинально принадлежали к династии Антонинов, принято рассматривать искусство их периодов отдельно и объединять в один период художественное наследие, созданное представителями следующей династии, начиная сАнтонина Пия.В стилевом отношении также произошли менее резкие изменения, чем во времена Адриана, а введенные в это время техники стали использоваться более широко; для техники II века характерно обильное использование буры, завитки бороды и волос с активным светом и тенью, гладко отполированные поверхности лица. Изображение учеников становится обычным явлением. Портреты также отражают ранний упадок Римской империи, который проявляется в виде декаданса, отхода от реальной жизни, углубления в себя и легкой грусти в моделях. Различие между римским и греческим портретом исчезло, и римские мастера начали подражать портретам греческих философов[28]. Во время правления Марка Аврелия, императора после Антонина Пия, техника была еще более усовершенствована и превратилась в виртуозное искусство. Стремясь к большей выразительности, контраст между светом и тенью передавался более интенсивно в глубоком рельефе, рельеф глаз был более богатым, зрачки вырезались глубже, глазам придавалась большая одухотворенность, а кожа становилась более сияющей и полированной. В то же время простота композиции и строгость исполнения остались нетронутыми. Римские столичные портреты, совершенствуя и развивая принципы классицистического искусства времен Антонина, в более поздних работах отвергли его основные принципы - строгость, простоту и ясность композиции"[1].Что касается женской скульптуры, то яркой представительницей той эпохи была Фаустина Младшая — жена императора Марка Аврелия. Ее портрет - это не камея, а миниатюрная скульптура. Традиционный цвет зеленого минерала, пратера, либо имел магическое значение, либо напоминал о благородных бронзовых патенах римлян. Судя по изображению монеты, портрет очень похож. Легкий наклон головы и обращенный к небу взгляд придают миниатюрам из цветного камня неожиданную эстетику, что заставляет ожидать более интимного и лирического изображения.Причину этого подсказывает диадема в волосах Фаустины. Этот портрет имеет культовый аспект. Императрицу сравнивают с Венерой. Судя по скандальным эпизодам ее биографии, Фаустина не была лишена любви, но мастер, вероятно, не собирался упоминать о личной жизни императрицы. Отождествив Фаустину с Венерой, мастер глиптики дал ее портрету формальный титул "Священная Фаустина", прародительница римлян (см. Приложение рис. 8).Для истории Римской империи проблемный третий век нашей эры был периодом упадка и вырождения, но в то же время это был чрезвычайно плодотворный период для изобразительного искусства. Более того, вторую четверть третьего века ученые [12] называют периодом наибольшего развития римского портретного искусства. Духовный кризис (особенно проявившийся в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в изысканиях, отраженных в портретах. Искусство классификации в период Антонинов не соответствует настроению возвышенных фигур. Развитие портретного искусства в третьем веке нашей эры демонстрирует непоследовательность и стилистический направленный конфликт[35].Правление императора Септимия Севера и его ближайших преемников представляет собой переходный период в развитии портрета в этот период. Портреты императора демонстрируют попытку продолжить стиль второго века, который пересекался с его политической линией позиционирования себя как законного наследника рода Антонинов. Характерны курчавый лоб, разделенная борода (как у ЛуцияВеруса), контраст между белизной кожи и светлотой волос, исполнение мелкое, исчезла легкость руки антонинианского художника[1].Портреты его сыновей Геты и Каракаллы демонстрируют совсем другие стилистические колебания и рудименты. Наиболее важным из них является требование характеристики личности и характера, которое было характерно для первого периода римской скульптуры. Как культ личности в период Республики привел к индивидуализации скульптуры, так и назначение личности в III веке привело к новому этапу развития. Атмосфера бурного времени не требовала тонких эффектов, которые можно было уловить только глазами культурных людей. Требовался новый стиль, более наглядный и брутальный". Тенденция к неумолимой правдивости, желание найти и передать сущность изображаемой личности, разоблачить ее, иногда не останавливаясь на ее негативных и отталкивающих чертах, являются характерными чертами нового направления в скульптурном портрете начала третьего века нашей эры". Похоже, что интерес к картинам Антонинова возрождается. При его преемнике, Александре Севере, окончательно сформировался новый тип портрета, основанный на предпосылках, заложенных в период Каракаллы [30].: стиль, брутальность и выявление индивидуальности. Многие портреты этого периода напоминают портреты поздней Республики, но они более техничны.Другие сохранившиеся портреты Септимия Севера имеют поразительное сходство с мюнхенским портретом. Возможно, художнику было поручено следовать образцу. В то время как образ Септимия Севера по-прежнему находится в кругу позднеантониновского искусства, и в его интерпретации мало нового, в женских портретах этого периода есть новые черты. В частности, в портрете Юлии Домны, жены Септимия Севера, акцент был сделан на чертах лица и выразительности. Юлия Домна, дочь Басиана, жреца бога солнца Элагабала в Эмесе в Сирии, была одной из самых интересных женщин своего времени. Жестокая и устрашающая, она отличалась блестящим умом и выдающейся красотой. Став императрицей, она сыграла важную роль в привнесении в Рим восточного влияния в области философии и культуры. Ее драматическая жизнь, полная славы, власти и трагического конца (она вышла замуж за своего пасынка Каракаллу и покончила с собой после его убийства), является типичным примером этого периода. Образ императрицы запечатлен на многих портретах. Портрет Юлии Домны в коллекции музея Капитолия в Риме отличается от портрета Септимия Севера, который мы рассматривали, более характерной передачей образа. У него крупное лицо, густые волосы, разделенные прямым пробором ото лба до ушей, и широкий, плоский локон волос на затылке. Такая прическа характерна для конца II - начала III века[33]. Выражение глаз и рта Юлия, которые показывают внутреннее беспокойство и озабоченность, сдерживается формальными очертаниями портрета, включая свободное положение головы, строгость сложной прически и глубокие складки одежды на груди. Тонкая поверхность волос и складки одеяния на груди контрастируют с гладкой поверхностью лица. Портрет смягчает твердый, властный характер Юлии Домны за счет ее высокой внутренней культуры (см. Приложение рис. 9).ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение можно сказать, что в ранней истории Рима его искусство едва ли можно было отличить от этрусского. Римские художники подражали классической греческой скульптуре, оказавшей влияние на эллинистическое искусство, а архитекторы осваивали храмовые формы и мотивы греческих капителей. Но главное, что римляне заимствовали из греческого искусства, - это идею реалистического скульптурного портрета, который стал венцом римского искусства. В отличие от греческих художников, древнеримские мастера увековечивали каждую черту женскойфигуры. Портреты также могли иметь политическое значение. Римским портретам присуща определенная строгость, даже безжалостность, но со временем они стали более утонченными. Тогда портреты достигают карикатурности и поразительного реализма.Портреты, написанные римскими мастерами с I по IV века, отражают эстетическое чувство, идеалы и мировоззрение римлян. Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением реалистической техники в изображении неповторимой индивидуальности человека. Дальнейшее развитие портретной скульптуры во многом основывается на творческом наследии римских мастеров. Скульптурный портрет является выдающимся достижением в искусстве Римской империи.Римские скульптурные портреты обладают особой духовностью, в отличие от египетских или греческих портретов. Этот портрет - лучшее произведение, созданное римлянами в области скульптуры. Развитие римского искусства, особенно портрета, показывает различные художественные тенденции в республиканский и более поздний периоды. Вкусы римских заказчиков различались: одни предпочитали традиционные физиогномические портреты, другие почитали греческую культуру и искусство и использовали греческие произведения в качестве моделей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнтичное искусство.Скульптурный портрет в Римской империи // Интернет-ресурс: www.antica.lt .Бритова Н.Н., Лосева Н.М, Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. - М.: Искусство, 1975 // Интернет-ресурс: www.ancientrome.ruБритова Н.Н., Лосева Н.М. Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. - М.: Искусство, 1975. – 224 с.Власов В. Г. Стили в искусстве. - СПб., 1995.Всеобщая история искусств. Т. 1. - М., 1956; т.5. - М., 1964; т. 6. - М., 1965.Древнеримская живопись. Альбом репродукций. / Сост. А.П. Чубова Л. – М., 1966.Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т.1. - М., 1967.История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990. – 351 с.Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима // Интернет-ресурс: www.school.edu.ruКобылина М.М. Искусство Древнего Рима. - М. – Л., 1939.Культура Древнего Рима. Т.1. – М.: Наука, 1985.Либерати Древний Рим. История цивилизации, которая правила миромЛиберати, Анна Мария; Бурбон, Фабио. - М.: АСТ, 2004. - 292 cЛисовый, И. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции / И.А. Лисовый, К.А.Ревяко. - Москва: Гостехиздат, 1996. - 253 c.Лисовый, И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции / И.А. Лисовый, К.А.Ревяко. - М.: Мн: Беларусь, 1996. - 253 c.Машкин, Н. А. История Древнего Рима / Н.А. Машкин. - М.: Высшая школа, 2006. - 752 c.Машкин, Н. А. История Древнего Рима / Н.А. Машкин. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1982. - 680 c.Машкин, Н. А. История Древнего Рима / Н.А. Машкин. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 680 c.Микель Древний Рим. Животные в Древнем Риме / Микель, Плантен Пьер; , Поль. - М.: Олма-пресс, 1999. - 505 c.Рыбаков, Б. А. Из истории культуры древней Руси / Б.А. Рыбаков. - Москва: Мир, 1984. - 240 c.Рыбаков, Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки / Б.А. Рыбаков. - М.: Московского университета, 1984. - 240 c.Рыжов, К. Все монархи мира. Древняя Греция, Древний Рим, Византия / К. Рыжов. - М.: Вече, 1998. - 456 c.Соколов, Г. Искусство Древнего Рима / Г. Соколов. - Москва: СИНТЕГ, 2002. - 232 c.Соколов, Г.И. Искусство Древнего Рима / Г.И. Соколов. - М.: Искусство, 2008. - 232 c.Утченко, С.Л. Древний Рим / ред. Д.П. Каллистов, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз; Издание 2-е, перераб., 1984. - 275 c.Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. - М., 1969Скульптурный портрет в Риме, 2004 // Интернет-ресурс: www.elib.org.uaСловарь терминов архитектуры. - СПб., 1994.Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М., 1971Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III века. – М.: Искусство, 1983. – 156 с.Чубова А.П. Искусство Европы 1-3 веков. - М., 1970.Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. - М., 1966.Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств // Интернет-ресурс: www.bibliotekar.ruПРИЛОЖЕНИЯРис.1. Безымянная женщина в Национальном музее в НеаполеРис. 2. Портрет молодой женщины, известная как «сирийская женщина»Рис. 3. Скульптурный портрет АгриппиныСтаршей, I в. н.э.Рис. 4. Статуя Германик, Марцелл в образе Гермеса ЛогиосаРис. 5. Портрет Юлии, дочери императора ТитаРис. 6. Молодая римлянка эпохи ФлавиевРис. 7. Плотина - жена императора ТроянаРис. 8. Фаустина Младшая — жена императора Марка Аврелия.Рис. 9. Бюст Юлии Домны - жена Септимия Севера
1. Античное искусство.Скульптурный портрет в Римской империи // Интернет-ресурс: www.antica.lt .
2. Бритова Н.Н., Лосева Н.М, Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. - М.: Искусство, 1975 // Интернет-ресурс: www.ancientrome.ru
3. Бритова Н.Н., Лосева Н.М. Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. - М.: Искусство, 1975. – 224 с.
4. Власов В. Г. Стили в искусстве. - СПб., 1995.
5. Всеобщая история искусств. Т. 1. - М., 1956; т.5. - М., 1964; т. 6. - М., 1965.
6. Древнеримская живопись. Альбом репродукций. / Сост. А.П. Чубова Л. – М., 1966.
7. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т.1. - М., 1967.
8. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990. – 351 с.
9. Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима // Интернет-ресурс: www.school.edu.ru
10. Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. - М. – Л., 1939.
11. Культура Древнего Рима. Т.1. – М.: Наука, 1985.
12. Либерати Древний Рим. История цивилизации, которая правила миром
13. Либерати, Анна Мария; Бурбон, Фабио. - М.: АСТ, 2004. - 292 c
14. Лисовый, И. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции / И.А. Лисовый, К.А.
15. Ревяко. - Москва: Гостехиздат, 1996. - 253 c.
16. Лисовый, И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции / И.А. Лисовый, К.А.
17. Ревяко. - М.: Мн: Беларусь, 1996. - 253 c.
18. Машкин, Н. А. История Древнего Рима / Н.А. Машкин. - М.: Высшая школа, 2006. - 752 c.
19. Машкин, Н. А. История Древнего Рима / Н.А. Машкин. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1982. - 680 c.
20. Машкин, Н. А. История Древнего Рима / Н.А. Машкин. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 680 c.
21. Микель Древний Рим. Животные в Древнем Риме / Микель, Плантен Пьер; , Поль. - М.: Олма-пресс, 1999. - 505 c.
22. Рыбаков, Б. А. Из истории культуры древней Руси / Б.А. Рыбаков. - Москва: Мир, 1984. - 240 c.
23. Рыбаков, Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки / Б.А. Рыбаков. - М.: Московского университета, 1984. - 240 c.
24. Рыжов, К. Все монархи мира. Древняя Греция, Древний Рим, Византия / К. Рыжов. - М.: Вече, 1998. - 456 c.
25. Соколов, Г. Искусство Древнего Рима / Г. Соколов. - Москва: СИНТЕГ, 2002. - 232 c.
26. Соколов, Г.И. Искусство Древнего Рима / Г.И. Соколов. - М.: Искусство, 2008. - 232 c.
27. Утченко, С.Л. Древний Рим / ред. Д.П. Каллистов, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз; Издание 2-е, перераб., 1984. - 275 c.
28. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.
29. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. - М., 1969
30. Скульптурный портрет в Риме, 2004 // Интернет-ресурс: www.elib.org.ua
31. Словарь терминов архитектуры. - СПб., 1994.
32. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М., 1971
33. Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III века. – М.: Искусство, 1983. – 156 с.
34. Чубова А.П. Искусство Европы 1-3 веков. - М., 1970.
35. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. - М., 1966.
36. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств // Интернет-ресурс: www.bibliotekar.ru
Вопрос-ответ:
Как появился скульптурный портрет в Риме?
Скульптурный портрет появился в Риме с появлением республики. В это время в Риме начала формироваться новая элита, которая стремилась увековечить свою власть и достижения в скульптурных образах.
Какая идеология была в основе римского скульптурного портрета?
Основная идеология римского скульптурного портрета заключалась в показе власти, достоинства и могущества римской элиты. Портреты государей и военачальников особенно акцентировали на их лидерских качествах и военных подвигах.
Какие особенности характеризуют женский скульптурный портрет в Риме?
Женский скульптурный портрет в Риме отличается более мягкими, женственными чертами лица. Часто такие портреты отличаются большей проработкой деталей волос и одежды, а также выразительной позой и интенсивной мимикой.
Какие черты идеала женской красоты были представлены в римских скульптурных портретах?
В римских скульптурных портретах женская красота была представлена идеалом сдержанной, благородной и элегантной женщины. Часто подчеркивалась пропорциональность фигуры, грациозность движений и изящество черт лица.
Какие материалы использовались для создания скульптурных портретов в Риме?
Для создания скульптурных портретов в Риме использовались различные материалы, включая мрамор, бронзу и терракоту. Мрамор был самым популярным материалом и использовался для создания большинства портретов эпохи Республики и Империи.
Когда появился римский скульптурный портрет?
Римский скульптурный портрет появился в эпоху Республики.
Какие основные тенденции можно наблюдать в римском скульптурном портрете?
Основными тенденциями римского скульптурного портрета являются реализм и идеализация.
Какие мотивы лежат в основе римского скульптурного портрета?
Основными мотивами римского скульптурного портрета являются идеал красоты, патриотизм и власть.
Какова роль женского портрета в развитии римского скульптурного портрета?
Женский портрет играл важную роль в развитии римского скульптурного портрета, отражая идеалы красоты и показывая статус и влияние женщин в обществе.
Какие события и периоды можно выделить в истории женского портрета в древнеримской скульптуре?
В истории женского портрета в древнеримской скульптуре можно выделить эпоху Республики и эпоху Империи, каждая из которых имела свои особенности и стиль.