Блеск и нищета бихевиоризма

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История психологии
  • 10 10 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 09.10.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
.
Фрагмент для ознакомления

-П. Сартра. Например, он пишет: «человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет» [13]. Другими словами, человек (личность) представляет собой «не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь» [Там же]. Также аналогичны подходу бихевиористов тезисы Ж.-П. Сартра, согласно которым реальность и значимость чувства определяются не иначе, как в поступке (бихевиорист сказал бы: в поведении). Кроме того, есть даже намёк на то, что кроме поступка в чувстве нет никакой самостоятельной сущности: «чувство, которое изображают, и чувство, которое испытывают, почти неразличимы. Решить, что я люблю свою мать, и остаться с ней или же разыграть комедию, будто я остаюсь ради матери, — почти одно и то же. Иначе говоря, чувство создаётся поступками, которые мы совершаем» [Там же]. Итак, в экзистенциализме «человек есть не что иное, как ряд его поступков, что он есть сумма, организация, совокупность отношений, из которых составляются эти поступки» [Там же].
Поразительно, что Л.С. Выготский также в чём-то разделял эту позицию! Так, на втором Всероссийском съезде по психоневрологии (1924 г.) он говорил: «психики без поведения так же не существует, как и поведения без психики, потому хотя бы, что это одно и то же» [Цит. по: 6]. Конечно, ранний период творчества отечественного гения нельзя обобщать как его подлинную позицию, и всё же слова о близости (если не тождестве) психического и поведенческого весьма показательны – как и сходство этих слов с мыслями бихевиористов и экзистенциалистов.
Наконец, отметим также и блеск бихевиоризма, который не проявился, не заблистал должным образом. В уже упоминавшейся работе Б.Ф. Скиннера, которая позиционируется как работа по философии психологии, вся первая глава посвящена анализу использования слов, используемых для описания внутреннего опыта. Так, Б.Ф. Скиннер тщательно анализирует процесс усвоения ребёнком слова «больно», перечисляет используемые для этого метафоры и показывает ситуативный характер усвоения и применения подобных выражений [20, с.24-28]. Невозможно не отметить, до чего подобный анализ вербального поведения схож с описаниями «языковых игр» Л. Витгенштейна [3] – в том числе анализа описаний боли! Учитывая статус Л. Витгенштейна как признанного выдающегося лингвистического философа, можно лишь посетовать, что бихевиоризм не погрузился глубже в анализ «языковых игр» на уровне философии науки, как это начал делать Б.Ф. Скиннер.
Подытожим сказанное выше. На протяжении своего развития бихевиоризм (будучи представленным одной из своих школ) представал и в блеске, и в нищете. Иногда блеск оборачивался нищетой, как это произошло с позитивизмом. Однако некоторые аспекты позитивизма остались и сияют до сих пор, помогая доказанными методами способствовать изменению поведения. Таким образом, главный урок, который следует вынести из изучения бихевиоризма, таков: история науки не идёт по безупречной прямой. Каждый шаг развития является реакцией на предыдущий, а в перспективе общего развития блеск и нищета могут поменяться местами.

Список использованной литературы:
Аллахвердов В.М., Кармин А.С., Шилков Ю.М. Принцип проверяемости. Часть III. Стратегии независимой проверки // Методология и история психологии. 2008. № 2. С. 175–185.
Бернс Д. Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений. М.: АСТ. 1995. 400 с.
Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Пер. с англ.: В.А. Суровцев, В.В. Иткин // Новосибирск: Сибирское универстетское издательство. 2008. 256 с.
Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. C. 20-29.
Дьяков Д.Г. Метод mindfulness как центральное направление «третьей волны» когнитивно-поведенческого подхода / Д.Г. Дьяков, А.И. Слонова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. №11. С. 160–163.
Ждан А.Н. Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 1. С. 29–34.
Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка / Пер. А.В. Кезина // Вестник МГУ, сер. 7 «Философия». №6. 1993. С. 11-26.
Льюис К.С. Человек отменяется // в сб: Льюис К.С. Чудо / М.: АСТ, 2019. 384 с.
Лихи Р. Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни. СПб.: Питер. 2020. 480 с.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / СПб.: Азбука, 2014. 544 с.
Петровский А.Б., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 50-52.
Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали (Пер. с англ.) / К.: Port-Royal, 1996. 368 с. С.313–315.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_545.html (Дата обращения: 05.09.2022)
Соколова Е.Е. Школа А.Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. №2. С. 80-10.
Толстой Л.Н. Исповедь // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. С. 106—165.
Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста // Вестник Новосибирского гос. ун-та, сер. «Психология». №2. 2013. С. 15-26.
Хаксли О. О дивный новый мир / М.: АСТ, 2014. 352 с.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. / М., 1996. 416 с.
Duschinsky R. Cornerstones of Attachment Research / Oxford University Press, 2020. 601 p.
Skinner B.F. About Behaviorism / NY: Random House, Inc. 1976. 304 p.
Stein H. What do adult attachment scales measure? / H. Stein, N.J. Jacobs, K.S. Ferguson, J.G. Allen et al. // Bulletin of the Menninger Clinic. 1998. Vol.62. P.33–82.

Список использованной литературы:
1. Аллахвердов В.М., Кармин А.С., Шилков Ю.М. Принцип проверяемости. Часть III. Стратегии независимой проверки // Методология и история психологии. 2008. № 2. С. 175–185.
2. Бернс Д. Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений. М.: АСТ. 1995. 400 с.
3. Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Пер. с англ.: В.А. Суровцев, В.В. Иткин // Новосибирск: Сибирское универстетское издательство. 2008. 256 с.
4. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. C. 20-29.
5. Дьяков Д.Г. Метод mindfulness как центральное направление «третьей волны» когнитивно-поведенческого подхода / Д.Г. Дьяков, А.И. Слонова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. №11. С. 160–163.
6. Ждан А.Н. Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 1. С. 29–34.
7. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка / Пер. А.В. Кезина // Вестник МГУ, сер. 7 «Философия». №6. 1993. С. 11-26.
8. Льюис К.С. Человек отменяется // в сб: Льюис К.С. Чудо / М.: АСТ, 2019. 384 с.
9. Лихи Р. Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни. СПб.: Питер. 2020. 480 с.
10. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / СПб.: Азбука, 2014. 544 с.
11. Петровский А.Б., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 50-52.
12. Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали (Пер. с англ.) / К.: Port-Royal, 1996. 368 с. С.313–315.
13. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_545.html (Дата обращения: 05.09.2022)
14. Соколова Е.Е. Школа А.Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. №2. С. 80-10.
15. Толстой Л.Н. Исповедь // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. С. 106—165.
16. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста // Вестник Новосибирского гос. ун-та, сер. «Психология». №2. 2013. С. 15-26.
17. Хаксли О. О дивный новый мир / М.: АСТ, 2014. 352 с.
18. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. / М., 1996. 416 с.
19. Duschinsky R. Cornerstones of Attachment Research / Oxford University Press, 2020. 601 p.
20. Skinner B.F. About Behaviorism / NY: Random House, Inc. 1976. 304 p.
21. Stein H. What do adult attachment scales measure? / H. Stein, N.J. Jacobs, K.S. Ferguson, J.G. Allen et al. // Bulletin of the Menninger Clinic. 1998. Vol.62. P.33–82.

Вопрос-ответ:

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм - это теория психологии, согласно которой поведение является единственно измеримым и наблюдаемым аспектом человека, а психологические процессы и сознание не имеют значения для исследования.

Какие тезисы П. Сартра согласны подходу бихевиористов?

П. Сартр утверждает, что реальность и значимость чувства определяются не иначе, как в поступке или поведении. Это сходится с тезисами бихевиористов, которые утверждают, что вся реальность проявляется и измеряется в наблюдаемых действиях.

Что значит выражение "человек настолько существует, насколько себя осуществляет"?

Это значит, что для П. Сартра человек становится личностью только через свои поступки и действия. Человек существует только в той мере, в которой он проявляет и реализует себя в своей жизни.

Какая связь между бихевиоризмом и тезисами П. Сартра?

Связь заключается в том, что и бихевиоризм, и тезисы П. Сартра придают большое значение поведению и поступкам человека. Они оба считают, что именно в действиях и поведении проявляется реальность и значимость чувства.

Какие аргументы приводит бихевиорист для поддержки своего подхода?

Бихевиористы ссылаются на то, что поведение является единственным измеримым и наблюдаемым аспектом человека. Они считают, что психологические процессы и сознание не могут быть надежно изучены и измерены, поэтому более важно изучать и анализировать наблюдаемое поведение.

Какие идеи высказывает П. Сартр в своей статье о бихевиоризме?

В статье П. Сартр высказывает идею, что человек существует только в той мере, в которой он осуществляет себя через свои поступки и что личность представляет собой совокупность этих поступков, то есть собственную жизнь. Он также утверждает, что реальность и значимость чувств определяются исключительно через поступок, что соответствует подходу бихевиористов.

В чем сходство между взглядами П. Сартра и бихевиористов?

Подобно бихевиористам, П. Сартр утверждает, что реальность и значимость чувств определяются поступками или поведением. Он считает, что человек существует только в той мере, в которой он осуществляет себя через свои поступки, и что личность представляет собой совокупность этих поступков, то есть собственную жизнь.

Какие позиции занимает П. Сартр по отношению к бихевиоризму?

П. Сартр соглашается с основными тезисами бихевиоризма, считая, что реальность и значимость чувств определяются исключительно через поступок или поведение. Он утверждает, что человек существует только насколько он осуществляет себя через свои поступки и что личность представляет собой совокупность этих поступков, то есть собственную жизнь.