Содержание логопедической работы с детьми по преодолению ОНР
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 09.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Характеристика детей с I уровнем развития речи 4
Обследование детей с общим недоразвитием речи 7
Логопедическая работа при ОНР I уровня 10
Заключение 14
Список литературы 15
д.Далее, после появления у детей возможности подражать слову взрослого, логопед добивается воспроизведения ударного слога, а следом ритмико-интонационного рисунка относительно одно-двух-трехсложных слов (мак, киса, машина). Детей учат из доступных звуков в конце словаприращивать одинаковые слоги (ру-ка, нож-ка, лап-ка). Лепетные слова при этом используются в простых предложениях, которые содержат обращение и повеление (мама, дай); именительный падеж существительного и указательные слова (тут киса); прямое дополнение и поведение (дай мяч).Детей учат правильно грамматическивыстраивать предложения типа: именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица в настоящем времени. Также при этом рекомендуется повторить глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа, а далее к основе глагола наращивать звук «т» (сиди - сидит).Логопед непосредственно вовлекает детей в речевое общение и приучает к применению такой элементарной формы устной речи, как краткий ответ на вопрос. Это представляется переходной ступенью к овладению наиболее простым диалогом.Работа,направленная на формирование звуковой стороны речи в данный период,состоит, в первую очередь, в развитии восприятия речи. Рекомендуются разнообразные специальные упражнения:Выделение определенного слова в ряду других слов. Логопед называет: машина, собака, кошка, а ребенок должен, в качестве примера, поднять флажок, если услышит слово собака;Различение слов, которые близки по звучанию, но разные по смыслу (уточка - удочка); различение сходных по звуковому составу предложений (показать картинку: то купается, то катается).С целью удержания последовательности слов и расширения объема слуховой памяти детям предлагается ряд занятий на выполнение двух – трехступенчатых инструкций, запоминание ряда из трёх-четырех картинок и пр.Процесс формирования звукопроизношения не выступает самостоятельной задачей. При этом отдельные артикуляционные упражнения, уточнение корректного произношения имеющихся у детей звуков способствуетобразованию благоприятных условийс целью вызывания отсутствующих. Процесс формированияпроизношения непосредственно связан также с усвоением слов различной слоговой структуры. Детей непосредственно обучают неосознанному членению на слоги слов, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова идёт вместе сотхлопыванием с соблюдением ритма. Кроме того, проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с различными согласными звуками (ма-па, па-ма), обратные слоги и закрытие (пап-ап).В ходе проведения занятий с детьми первого уровня последовательным образомскладывается активное отношение ребенка к языковой действительности. Основным моментом на данном этапе обучения выступает специально организованная эмоционально окрашенная игра с конкретной учебно-речевой задачей. Цель, мотивы и ситуация игры конкретизируются в непосредственной зависимости от направленности на овладение словарным запасом, начатками грамматических значений.По итогу многоаспектного воздействия на речевую деятельность дети переходят на качественно новую ступень развития. Они начинают применять начатки разговорной речи в разных ситуациях в связи с разнообразными видами деятельности. При этом непосредственно повышается их речевая и познавательная активность.ЗаключениеОбщее недоразвитие речи представляет собой распространённое нарушение у детей. В условиях в современности, в связи с происходящими в России процессами интеграции разнообразных образовательных систем, учителя и логопеды отмечают увеличение числа детей с недостатками речи, которые поступают в общеобразовательные школы.Занятия с такими детьми, как правило, проходят в мини группах и индивидуально по следующим основным программам: развитие речи; развитие связной речи;развитие понимания речи; увеличение словарного запаса; элементы речевой и дыхательной гимнастики; развитие грамматической стороны речи; развитие речевого внимания, памяти; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие просодических компонентов речи; профилактика дисграфии, дислекции;логоритмика; изучение лексико-грамматических категорий; а также развитие речевого дыхания. Логопедическую работу с детьми, которые отстают в развитии речи, необходимо начинать с раннего возраста. Определение отклонений в развитии речи, их корректная классификация и преодоление в таком возрасте, когда развитие языка ребенка еще не завершено, представляется очень сложным. От логопеда при этом требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в патологии и в норме. В логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне взаимосвязи с умственным развитием ребенка, именно поэтому связь речевой деятельности детей с другими сторонами их психического развития должна находиться в центре внимания логопеда. Грамотный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между умственным и речевым развитием в каждом отдельном случае. Значение логопедии состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, и в результате обеспечить всестороннее, полноценное его развитие.Список литературыБородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2017. - 226с.Волкова Л.С. Логопедия. - 6-е издание. - М.: Просвещение, 2019. - 528 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2018 - 315с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. - СПб.: Союз, 2016. - 326 с.Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Столица, 2017. - 273 с.Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/ Под ред. А.М. Шахнаровича, - М., 2018 -128 с.Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения - СПб.: Детство - пресс, 2018. - 321 с.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Гном и Д, 2015. - 144 с.Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Центр- пресс, 2018. - 256 с.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 2020. - 547 с.
1. Бородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2017. - 226с.
2. Волкова Л.С. Логопедия. - 6-е издание. - М.: Просвещение, 2019. - 528 с.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2018 - 315с.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. - СПб.: Союз, 2016. - 326 с.
5. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Столица, 2017. - 273 с.
6. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/ Под ред. А.М. Шахнаровича, - М., 2018 -128 с.
7. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения - СПб.: Детство - пресс, 2018. - 321 с.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Гном и Д, 2015. - 144 с.
9. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Центр- пресс, 2018. - 256 с.
10. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 2020. - 547 с.