Шведский иллюстратор Карл Ларссон

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 14.10.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КАРЛ ЛАРССОН: СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА 6
1.1 Основные биографические сведения о К. Ларссоне 6
1.2 Особенности творческого стиля К. Ларссона. «Маленькая хижина» как концентрация творческих идей К. Ларссона 9
Глава II. Творческое наследие Карла Ларссона 16
2.1 Французский период 16
2.2.Шведский период творчества К. Ларссона. Акварели серии «Дом» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 30

Фрагмент для ознакомления

Деревянные панели и мебель, тонкий резной орнамент, обилие света из окон и растений и такие же светлые стены со всеми дополнительными элементами. Во многих изображениях интерьеров Ларссона в чем-то узнаются мотивы пришедшего из Франции Арнуво или популярного на всю Европу естественного и декоративного Модерна. Одно из поздних произведений мастера «В церкви» было создано в 1918 году. Оно, однако, выражает с той же силой идеи самого Ларссона, его методику и подход к искусству, принятые им годами ранее. Снова перед нами характерный светлый интерьер. Справа изображены две фигуры. Женщина и молодая девушка изображены в национальных шведских костюмах – яркие бело-красные платья с вышивкой, брошками на груди, подпоясанные узорчатыми ремнями. Платья покрыты передниками, у женщины длинный голубой, у девушки более короткий красный. На голове у женщины белая косынка с линейным геометрическим узором голубого и синего оттенка, у девушки - такая же белая, но с цветочным красным орнаментом. Героини свободно располагаются в интерьере. Их образы трактованы с характерными шведскими чертами лиц и белокурыми волосами. Они созерцают различные детали, наполняющие интерьер церкви [4].Рис.4. «В церкви»Помимо создания образов родного дома художника и его близкого окружения, мастер обращался в то время к видам местной природы. Интересен пейзаж «Дом в снегу» 1909 года. Художник выходит на открытый воздух, как когда-то раньше во Франции, и создает портрет красного деревянного домика с зеленой отделкой и с резными, ажурными, белыми рамами из комплекса своей усадьбы. Образ дома трактован снаружи, он окружен засыпанным снегом садом. На первом плане слева нарисована молодая елочка, чье ветви также пышно покрыты снегом. С крыш дома свисают прозрачные, оттененные голубизной, сосульки. Квадратики разделенных деревянными штапиками окон в некоторых местах трактованы акварельными разводами, изображая запотевание. Зимние и осенние пейзажи – не редкость для творческого наследия Карла Ларссона.Рис.5. «Дом в снегу» Как любое художественное произведение, дом Ларссонов в Сундбурне должен был найти своего зрителя и почитателя, но прежде он должен был стать «моделью» для другого произведения, которое и распространило его по всему миру. Акварели Карла Ларссона серии «Дом» явились «рекламой» «Маленькой хижины», а сам художник - пропагандистом своего идеального мира. Акварели серии «Дом», составившие основу одноименной книги, дали старт широкой популярности «Маленькой хижины». Идея создания серии рисунков родилась летом 1894 г. В самой книге Карл Ларссон рассказывает историю ее возникновения. Лето было очень холодным, дождь шел 6 недель подряд, и художник ходил по дому без дела, так как невозможно было работать на пленэре. Тогда Карин посоветовала ему рисовать все, что он видит вокруг себя, не выходя на улицу. Все лето Ларссон изображал свои интерьеры. Идея же самой серии, а затем и книги возникла чуть позже и также, по признанию художника, принадлежит Карин: первоначально было задумано сделать из этого некое подобие семейного фотоальбома. Но вскоре, как утверждают биографы Ларссона, впервые увидев репродукцию одной из своих акварелей, он воскликнул, что ничто не может так распространить произведения художника по всему миру, а это, в свою очередь, дает творцу силы работать; началось тиражирование акварелей серии «Дом», первая из которых была продана еще в 1890 г [12]. О книге «Дом» следует сказать особо. Это наиболее полный авторский портрет «Маленькой хижины», при чем не только изобразительный, но и «идеологический», благодаря комментариям Ларссона. Акварели для «Дома», действительно, очень напоминают фотографии, запечатлевшие будничные сценки семейной жизни Ларссонов. Иллюстрации книги представляют все комнаты дома. Однако в ней не дается план строения. Интерьеры тщательно прорисованы в деталях, тогда как члены семьи в них действуют как мало заметные стаффажные персонажи. Это наводит на мысль о том, что для Ларссона было куда более значимо представить декоративное убранство «Маленькой хижины», нежели ее архитектурный облик или образ жизни хозяев. Амбиции Ларссона быть представленным в качестве создателя жилищной среды доказывает также тот факт, что, демонстрируя акварели на стокгольмской выставке 1897 г., он предлагал определить их в художественнопромышленный отдел. На данный факт указывает Георг Нурденсван (Georg Nordensvan), автор первой книги о К. Ларссоне. По его мнению, это означает, что Ларссон в меньшей степени воспринимал свои акварели как произведение искусства, чем как художественную программу [6].Рис.6. Акварели серии «Дом» Также как и все последующие книги Ларссона, «Дом» был выпущен в элегантном дорогом оформлении. Но, не смотря на свою высокую стоимость, весь тираж книги был раскуплен, и она получила широкую известность. Стало модно вешать копии акварелей Ларссона в интерьерах городских квартир, а благодаря деятельности движения «Искусство в школе», они в массовом порядке вывешивались в школьных классах по всей стране. Последняя книга Карла Ларссона, посвященная быту семьи - «На солнечной стороне», больше других его произведений соотносится с «Домом» [6]. Однако будучи созданной в 1910 г., она отражает все изменения, произошедшие в «Маленькой хижине» с середины 1890-х гг. и выражает поменявшееся отношение художника к своему дому. Иллюстрации книги представляют новые пристройки усадьбы и изображают перемены в декоре ранних помещений дома в Сундбурне, а также знакомят публику с новой, зимней усадьбой Ларссонов в Фалуне. В этих иллюстрациях люди играют значительно более важную роль по сравнению со средой, а интерьеры и внешний облик зданий скорее являются фоном для бытовых сцен. Это свидетельствует о том, что следствием популярности дома в Сундбурне, моды на него, стала смена приоритетов хозяев. Теперь они воспринимают свой дом как личную семейную резиденцию. Из образца дом превращается в жилую среду, которая в первую очередь отражает внутренний мир хозяев, их образ жизни. В результате дом все больше приобретает традиционные черты обычной шведской крестьянской усадьбы. Возможно, это отчасти происходит осознанно, в соответствие со взглядами К. Ларссона о том, что традиция должна спасти от веяний времени. Но, вероятнее всего, эти изменения раскрывают характер хозяина [12].Функциональность и удобство в использовании каждого предмета, свободное обращение со старой мебелью, соответствие архитектуры, обстановки, декора, колористического решения среды климату, природе, образу жизни хозяев - все это связывает «Маленькую хижину» с народной культурой шведского жилища [6]. В отличие от приверженцев древнескандинавского стиля, Ларссоны не превращали свой дом в музей, не культивировали традиционные детали оформления, а, наоборот, достаточно вольно, но бережно относились ко всему, что унаследовали от своих предков. И что не менее важно, для живописцев Ларссонов разработка жилой среды была непрофессиональной работой, и по сравнению с виллами последней четверти XIX в., созданными по проектам архитекторов, дом в Сундбурне выглядит любительски, и в этом также проявился его народный характер [12].Будучи успешным живописцем, Ларссон, безусловно, принадлежал к элите шведского общества, но он стал всешведским идолом благодаря своим акварелям, запечатлевшим счастье, которое чувствует молодая семья (независимо от своего социального статуса и уровня благосостояния), когда она находит верное место для жизни, строит свой дом в соответствии со своими идеалами и нуждами.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ курсовой работе представлены результаты исследования по выбранной теме. На основании проведенного анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.Карл Ларссон – один из ярчайших и выдающихся представителей шведского романтизма, шведского национального стиля и модерна. Он прославился по всему миру благодаря своим иллюстративным работам, акварелям, кроме того, в Европе известны и его монументальные полотна, которые сам Карл Ларссон считал вершиной своего творчества.Идейная художественная концепция Карла Ларссона нашла свое концентрированное выражение в оформлении и стилистическом развитии семейного дома супругов Ларссонов под названием «Маленькая хижина». Интерьеры и внешний облик «Маленькой хижины» стали повсеместно известны благодаря серии акварелей «Дом», выпущенных К. Ларссоном. Эти акварели отличаются яркостью колорита, непринужденностью прорисовки каждой детали, особым вниманием к цветовым и композиционным контрастам. В эмоциональном отношении данные акварели необыкновенно теплые, насыщенные солнечным светом. Традиционность и романтичность здесь органично синтезируются, дополняя друг друга. Ларссону удалось создать собственный уникальный мир, поистине сказочный, идеальный, отражающий общечеловеческие ценности бытия. Семья, дети, уютный дом служили Карлу Ларссону непрестанным источником творческого вдохновения.Как уже отмечалось ранее, творчество Карла Ларссона продолжает оказывать свое влияние на развитие дизайна и интерьера. В частности, это влияние выражено в широко популярном по всему миру скандинавском стиле хюгге, который является современным символом уютного домашнего мира.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБезрукова М.И. Шведское искусство XIX - XX вв. // История Швеции / Отв. ред. А.С. Канн. - М., 1974.Безрукова-Долматовская М.И. Усадьбы скандинавских художников и идеи национального романтизма: шведский опыт // Скандинавские чтения. Вып. - СПб., 1998. Безрукова-Долматовская М.И. Усадьбы художников и идеи национального романтизма в Финляндии и Швеции // Стиль жизни - стиль искусства. - М., 2000.Гриккис К.А. Концепция национального романтизма в изобразительном искусстве Скандинавии 1880 – 1920-х годов. – Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/kontseptsiya-natsionalnogo-romantizma-v-izobrazitelnom-iskusstve-skandinavii-1880-1920-h-godov-5a6f881e7966e12684eea02e?ysclid=l7uidf1l99129961964 (Дата обращения 09.09.2022)Коккинаки И. Дом на солнце. Карл Ларссон и его дом в Сундборне / Мир Музея. - №5. - 1999.Комарова М.М. Шведский жилой дом эпохи национального романтизма конца XIX-начала XX вв.: традиция и новаторство : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Комарова Майя Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - М., 2008.- 180 с.[Электронный ресурс] (Дата обращения 09.09.2022)Лисичникова М.В. Шведская колония художников в Грец-Сюр-Луа // Проблемы изучения зарубежного искусства: Научные труды. – № 17. – СПб, 2011.Пьювогель Р. Карл Ларссон: 1853-1919. Рисунки и акварели / Рената Пьювогель ; [перевод с английского И. Д. Голыбиной]. — М. : Taschen : Арт-Родник, 2005.Сомова М. Карл Ларссон и его дом в Сундбурне // Европейский символизм. - СПб., 2006. Сомова М. Карл Ларссон и русская художественная культура // Русскоскандинавские культурные и художественные связи. Тезисы докладов международной научной конференции. М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2001. Сомова М. «Стиль Карла Ларссона» как социокультурное явление // XV конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов, ч. 2. - М., 2004.Сомова М. Традиция шведского жилого дома // Мозаика. Фрагменты истории шведской культуры. - М., РГГУ, 2006.ZeitlerR. Sweden. Paintingandgraphicarts [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cufts.library.spbu.ru/CRDB/SPBGU/resource/172 (Дата обращения 09.09.2022)ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙhttps://zen.yandex.ru/media/want2readru/karl-ulof-larsson--znamenityi-shvedskii-hudojnik-6131c36d31664b7f160463a1https://www.epochtimes.ru/culture-and-art/iskustvo/semya-chast-tvorchestva-150904/?ysclid=l7uejxn035225800823https://gallerix.ru/storeroom/335440681/?ysclid=l7uilsts13638511990

ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1 https://zen.yandex.ru/media/want2readru/karl-ulof-larsson--znamenityi-shvedskii-hudojnik-6131c36d31664b7f160463a1
2 https://www.epochtimes.ru/culture-and-art/iskustvo/semya-chast-tvorchestva-150904/?ysclid=l7uejxn035225800823
3 https://gallerix.ru/storeroom/335440681/?ysclid=l7uilsts13638511990


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Безрукова М.И. Шведское искусство XIX - XX вв. // История Швеции / Отв. ред. А.С. Канн. - М., 1974.
2. Безрукова-Долматовская М.И. Усадьбы скандинавских художников и идеи национального романтизма: шведский опыт // Скандинавские чтения. Вып. - СПб., 1998.
3. Безрукова-Долматовская М.И. Усадьбы художников и идеи национального романтизма в Финляндии и Швеции // Стиль жизни - стиль искусства. - М., 2000.
4. Гриккис К.А. Концепция национального романтизма в изобразительном искусстве Скандинавии 1880 – 1920-х годов. – Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/kontseptsiya-natsionalnogo-romantizma-v-izobrazitelnom-iskusstve-skandinavii-1880-1920-h-godov-5a6f881e7966e12684eea02e?ysclid=l7uidf1l99129961964 (Дата обращения 09.09.2022)
5. Коккинаки И. Дом на солнце. Карл Ларссон и его дом в Сундборне / Мир Музея. - №5. - 1999.
6. Комарова М.М. Шведский жилой дом эпохи национального романтизма конца XIX-начала XX вв.: традиция и новаторство : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Комарова Майя Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - М., 2008. - 180 с. [Электронный ресурс] (Дата обращения 09.09.2022)
7. Лисичникова М.В. Шведская колония художников в Грец-Сюр-Луа // Проблемы изучения зарубежного искусства: Научные труды. – № 17. – СПб, 2011.
8. Пьювогель Р. Карл Ларссон: 1853-1919. Рисунки и акварели / Рената Пьювогель ; [перевод с английского И. Д. Голыбиной]. — М. : Taschen : Арт-Родник, 2005.
9. Сомова М. Карл Ларссон и его дом в Сундбурне // Европейский символизм. - СПб., 2006.
10. Сомова М. Карл Ларссон и русская художественная культура // Русскоскандинавские культурные и художественные связи. Тезисы докладов международной научной конференции. М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2001.
11. Сомова М. «Стиль Карла Ларссона» как социокультурное явление // XV конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов, ч. 2. - М., 2004.
12. Сомова М. Традиция шведского жилого дома // Мозаика. Фрагменты истории шведской культуры. - М., РГГУ, 2006.
13. Zeitler R. Sweden. Painting and graphic arts [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cufts.library.spbu.ru/CRDB/SPBGU/resource/172 (Дата обращения 09.09.2022)

Вопрос-ответ:

Какие основные биографические сведения о Карле Ларссоне?

Карл Ларссон был шведским художником, родился 28 мая 1853 года в Стокгольме. Он рос в бедной семье, но уже в раннем возрасте проявил талант красиво рисовать. В 1877 году он поступил в Королевскую Шведскую академию искусств, где получил качественное художественное образование.

Какие особенности творческого стиля Карла Ларссона?

Карл Ларссон был приверженцем реализма в искусстве. Его стиль характеризуется яркими цветами, четкими линиями и детальной проработкой. Он пользовался техникой акварели и масла, что позволяло ему создавать насыщенные и живые произведения искусства.

В чем заключается концентрация творческих идей Ларссона в маленькой хижине?

Маленькая хижина, где жил и работал Карл Ларссон, была настоящим источником вдохновения для художника. Она служила ему как студия, где он создавал свои произведения искусства. Здесь он находил покой и уединение, что позволяло ему полностью погрузиться в свое творчество и воплотить свои идеи на холсте.

Какое творческое наследие оставил Карл Ларссон?

Карл Ларссон оставил богатое творческое наследие, включающее различные жанры и техники. В его творчестве можно выделить два периода: французский и шведский. Во французском периоде Ларссон создавал больше портретов и пейзажей, в то время как в шведском периоде он сосредоточился на создании акварельных серий, таких как "Дом". Его произведения отличаются яркими красками, точностью и детальной проработкой.

Как использовался резной орнамент на деревянных панелях и мебели Ларссона?

Резной орнамент был важной частью творчества Карла Ларссона. Он использовал его для создания уникальности и изысканности деревянных панелей и мебели. Резные узоры и детали придавали комнатам и предметам интерьера особую атмосферу и стиль. Резной орнамент Ларссона отличался тонкостью и красотой исполнения.

Какие основные биографические сведения о Карле Ларссоне?

Карл Ларссон - шведский иллюстратор, родившийся 28 мая 1853 года в поселке Гамла Хюсум. Он проявил интерес к искусству с самого детства, и его талант быстро заметили. Молодой художник отправился в Стокгольм, где получил образование в Королевской академии изящных искусств. Затем он работал в разных городах Швеции и за границей, прежде чем вернуться в Стокгольм и заслужить мировую славу своими произведениями.

В чем заключаются особенности творческого стиля Карла Ларссона?

Творческий стиль Карла Ларссона отличается светлой и радостной атмосферой, которая пронизывает его работы. Он изображает обыденные сцены из жизни, используя яркие краски и простые, но выразительные формы. Ларссон также славится своим вниманием к деталям и умением передать настроение и эмоции персонажей. Его работы часто отражают семейную жизнь и домашний уют.

В чем заключается концентрация творческих идей Карла Ларссона в его маленькой хижине?

Маленькая хижина, где Карл Ларссон жил и работал большую часть своей жизни, стала источником вдохновения для художника. Он использовал свою хижину, чтобы создать уютную и творческую обстановку, в которой мог сосредоточиться на своей работе. Внутреннее убранство хижины, деревянные панели и мебель с резным орнаментом, стали объектами его иллюстраций и вдохновляли его на создание уникальных и неповторимых произведений искусства.

Какое творческое наследие оставил Карл Ларссон?

Творческое наследие Карла Ларссона состоит из двух периодов - французского и шведского. Он начинал свою карьеру во Франции, под влиянием французской школы живописи. Однако позднее он вернулся в Швецию, где создал неповторимый стиль, изображая жизнь шведской семьи. Особенно известны его акварели серии "Дом", которые передают теплоту и уют домашнего очага.

Какие основные биографические сведения о Карле Ларссоне?

Карл Ларссон был шведским художником, который жил с 1853 по 1919 годы. Он стал известен своими яркими иллюстрациями, а также живописными работами, изображающими жизнь шведской сельской местности. Ларссон начал свою карьеру как иллюстратор, работая в различных журналах и изданиях. Он также создал многочисленные картины, на которых изображал свою семью и сельские пейзажи. В его работах часто преобладает яркая цветовая гамма и чувство уюта и гармонии.