Эволюция налогового контроля в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 07.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.2 ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ 7
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 14
2.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Во многом это связано с тем, что контроль за хозяйственной деятельностью предприятий раньше осуществлялся в рамках отраслевых и межведомственных отношений между контролирующими органами и организациями, а контролируемые организации действовали в рамках плановых заданий и имели мало самостоятельности в сфере хозяйственной деятельности. Поэтому выбор методов контроля обычно не оказывает правового воздействия на саму организацию, правовое значение имеют только результаты контрольной деятельности. Возможно, именно по этой причине в области права мало научных исследований по вопросу контроля и методов контроля.Сегодня, в условиях полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, методы и формы контрольной деятельности в сфере налогообложения существенно трансформировались, приобрели юридическое значение и нашли свое закрепление в налоговом праве. Сегодня неправильный выбор форм, методов и приемов налогового администрирования, а также несоблюдение установленных законом процедур административной деятельности может привести к серьезным правовым последствиям, таким как отмена неправомерно полученных решений по результатам налогового администрирования, признание недействительными ненормативных актов контролирующих органов, возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов, взыскание убытков с налоговых органов Налоговые органы и иные компетентные органы могут Налоговые органы и иные компетентные органы являютсяНалоговые органы и иные компетентные органы регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Впервые в законодательной практике определены понятие и содержание налоговых проверок, их особенности по отношению к средствам и формам налогового администрирования, а также различные цели и объекты налогового администрирования. При этом все действия налоговых органов должны соответствовать положениям правового кодекса.Авторы по-разному трактуют ревизии, проверки и тематические инспекции как методы, способы, виды и формы контроля. Иногда эти понятия используются неоднозначно: одни специалисты трактуют формы контроля как часть метода, другие, наоборот, рассматривают их как основу для классификации форм контроля.Например, Е.Ю. Грачева и Е.Д. Соколова не делают различий между формами и методами налогового контроля. Они рассматривают предварительный контроль, текущий контроль и последующий контроль как формы и как типы или виды. Аналогичные терминологические расхождения характерны при трактовке таких понятий, как документальный контроль, фактический контроль и др. М., 2001. С. 90.Также по мнению Бурцева В.В." В настоящее время в экономической литературе не существует общепринятого определения понятия контроля или его классификации. В результате проводится различие между "фискальным контролем", который охватывает все государственные финансы, и "фискально-экономическим контролем", который охватывает деятельность отдельных экономических агентов (или экономических единиц). Фискальный контроль состоит в основном из различных видов контроля в самом бюджетном процессе, а фискальный и экономический контроль выражается в проверках и ревизиях фискальных и экономических операций экономических агентов. Государственный финансовый контроль: методология и организация М., 2000. С. 86 - 89.Предлагается считать, что понятие формальности составляет методологический аспект экономического контроля, т.е. берется как техника его осуществления. Экономический контроль можно разделить на различные формы в соответствии с его основной методологией. К этим признакам относятся сроки проведения контроля, источник данных контроля, методика Н.П. Белов его осуществления. Контроль и ревизия на сельскохозяйственных предприятияхДанное определение наиболее соответствует философской трактовке категории "форма", которая в этом смысле представляет собой способ присутствия или представления содержания предмета или явления. Но даже исходя из этого в целом верного понимания, формы контроля можно выделить как количественные, качественные и стоимостные, каждая из которых имеет свои специфические методы и приемы.Форма налогового контроля как внешнее выражение конкретного содержания в основном отражается в документации налогового контроля, которая определяет совершение конкретных действий и их результаты в части применения приемов и методов для установления фактов объективной действительности.В целом организация контрольной деятельности предполагает организационное объединение ряда контрольных процедур, объединенных общей и конкретной целью (например, осмотр предметов, товаров, документов и т.д.), которая есть не что иное, как конкретное мероприятие налогового контроля.Таким образом, форму налогового контроля можно определить как урегулированный нормами налогового права способ организации, осуществления и публичной интеграции результатов мероприятий налогового контроля, представляющий собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретных задач налогового контроля.В настоящее время статья 82 Налогового кодекса определяет формы и методы налогового администрирования следующим образом.Таблица 1Методы налогового контроляПроверка данных налоговойКамеральные налоговые проверкиВыездные налоговые проверкиДетализация сводных показателейПрием сравнений показателейМетод группировокМетод факторного анализаПроведение опросовИстребование дополнительных документовПолучение объяснений налогоплательщиковОпрос свидетелейНазначение экспертизыИнвентаризацияОсмотрИстребование документовВыемка документовПроведение опросовНалоговый кодекс не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификации неоднозначны (таблица 2).Таблица 2Виды налогового контроляПо видамПо формамПо методамПредварительныйТекущийПоследующийНалоговые проверкиПолучение объяснений налогоплательщиковПроверка данных учета и отчетностиОсмотр помещенийНаблюдение ОбследованиеАнализРевизияВ целях расширения и укрепления налогового администрирования Закон предусматривает, что:1. Налогоплательщики, подающие налоговые декларации в электронном виде, должны также предоставлять электронное уведомление путем отправки квитанций. В противном случае налоговые органы могут опечатать обычный счет организации (ст. 76.1.3 НК РФ, Письмо налогового органа РФ от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).(2.) Если организация или ИП не подает налоговые декларации, инспектор может приостановить операции по банковскому счету на срок до трех лет (пункт 3 части 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ).(3.) Налоговое администрирование также затрагивает декларации по НДС. При обнаружении расхождений налоговый инспектор имеет право запросить документы, относящиеся к операциям, указанным в декларации, а также провести осмотр территории и помещений организации.4. граждане, владеющие различными видами недвижимости и не получившие налоговое уведомление, должны сами уведомить об этом налоговую инспекцию (статья 2.1.23 Налогового кодекса)5. сбор информации о браках, разводах, установлении или прекращении опекунства является предметом налогового администрирования (статья 85, параграф 1, пункт 3 Токийского регионального бюро по налогообложению)6. налоговое администрирование является одним из основных приоритетов государства для обеспечения своевременного и полного пополнения бюджетов всех уровней. 7. проверки являются наиболее эффективной формой налогового администрирования для дисциплинирования налогоплательщиков.Таким образом, подводя итоги главы 2, можно сделать вывод, что налоговое администрирование - это деятельность компетентного органа, который контролирует соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и налоговыми инспекторами в порядке, установленном федеральным налоговым законодательством. Это специальное (осуществляемое только в отношении налогообложения и налогового администрирования) и наднациональное (осуществляемое конкретным компетентным органом) администрирование.Стадия налогового администрирования, в силу характера своей административной деятельности, занимает важное место в налоговом процессе и имеет сложную и многоуровневую структуру.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсобенностью налогового контроля является то, что отношения, возникающие в связи с налоговыми платежами, могут быть эффективно реализованы только тогда, когда налоговое администрирование - особая форма государственного контроля - является составной частью государственного финансового управления.При его осуществлении проверяется соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками (сборщиками налогов) и налоговыми агентами.Только через налоговое администрирование может быть обеспечена реализация налоговой системы.Только через налоговое администрирование можно обеспечить доходную часть государственного бюджета, что является основной задачей государства.Бюджет финансируется в основном за счет налогов. Что касается налоговой системыОна используется как механизм проверки соблюдения проверяемыми компаниями налогового законодательства.Целью налогового администрирования является достижение совершенной налоговой системы, высокого уровня налогообложения, высокой налоговой дисциплины, а также предотвращение нарушений налогового законодательства.Дальнейшее развитие налогового контроля в Российской Федерации означает укрепление налоговой системы, повышение ее эффективности и сосредоточение ресурсов налоговой администрации на ключевых областях, где существует потенциал для нарушений налогового законодательства.Однако развитие налогового контроля само по себе не принесет желаемых результатов в плане увеличения налоговых поступлений. Без решения этой проблемы налогоплательщики и государство не смогут договориться о взаимовыгодных обязательствах, а усилия по налоговому администрированию будут неэффективными. Эффективное налоговое администрирование может быть достигнуто не только за счет бюджетных соображений, но и за счет соблюдения основных принципов налогового администрирования.Расстановка приоритетов и рационализация государственных расходовС практической точки зрения важно проанализировать текущее состояние налогового администрирования и области, требующие улучшения.Налоговая система Российской Федерации направлена на повышение эффективности налогообложения. Выводы, содержащиеся в данной работе, могут быть учтены в процессе поиска путей дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации о государственном налоговом администрировании.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Агильбова А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства [Текст] // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. С. 565-569. 2. Боратаева А. Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] //Научные известия. 2019. № 6. С. 41-45. 3. Бочарова О.Ф., Волошина Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития [Текст] // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 5 (13). С. 69-70.4. Брякина А.В. Система налогов и сборов как элемент налоговой системы [Текст] // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. менеджмент. 2017. № 3. С. 57-61. 5. Воробьева Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] // Вестник Китайско-Российского консорциума университетского образования. Серия: экономика и управление 2017.№ 9. С. 75-76. 6. государственный бюджет и налоговая система // Экономический журнал. 2017. № 2. С. 7. современная налоговая система России, основные направления ее развития [Текст] // Бенефис. 2017. № 14. С. 31-34. 8. налоговая система России: проблемы и перспективы // Интернет-журнал "Науковедение". 2017. Т. 9. № 3. С. 76.9. Имыкшенова, Е.А. Налог и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова [Текст] // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5. 10. бюджетные итоги исполнения федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год (предварительные данные).11. [Электронный ресурс] / URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf12.Казакова О.Б. Инфраструктурное развитие для инновационного развития экономики [Текст]: монография // Казакова О.Б. - электрон. текстовые данные. - Москва: Компания "Палеотип", 2019.-164 с.13. крохина Ю. А. Налоговое право : текст для бакалавров [Текст] / Крохина Ю. А. - электронные текстовые данные А. Налоговое право, Крохина Ю. А. - 6-е издание переработанное и дополненное - М.: Издатель Юрайт, 2018. - 495 с.14. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации // Научное сообщество экономических наук: мат.вып.1. LXI Международная научно-практическая конференция студентов № 1(61). 15. 15.[Электронный ресурс] / URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf16. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение [Текст] / Л.Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 357с. 17. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы [Текст] / Априори. Гуманитарные науки. - 2020.-№ 5. 18. николаева Е.В. Сравнительный анализ систем налогообложения роскоши в разных странах. Оценка перспектив в России [Текст] // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014. - № 5. - С.53-55.19. Польская Г.А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе [Текст] // Таврический научный обозреватель. 2017. № 11-2 (28). С. 16-20. 20. Пономарев, А.И., Топоров, И.В. "Экономический и налоговый потенциал налоговой системы Российской Федерации" [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47-51 21. Рябинин А.В., Коротаева О.А. О функциях налогов // Научное сообщество студентов: сборник статей Мат. XLI Международной студенческой научно-практической конференции № 6 (41). / 22. [электронный ресурс] / URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf23. формирование и развитие понятия "налоги" [Текст] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-11.24. Страбыкина, Ю.С., Конкина, А.В., Коротаева, О.А. Налоги на "роскошь": тенденции развития и альтернативы [Текст] // Сборник статей в мат. 39-й Международной студенческой научно-практической конференции № 3(39). 2018. - С. 74-79 25. Худяков А.И., Бродский Г.М. Основы налогообложения [Текст]: Учебное пособие. СПб: Европа Хаус, 2019. - 432 с. 26. Шарохина С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Практические проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 6. № 11 (11). С. 122-125
2. Боратаева А. Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] //Научные известия. 2019. № 6. С. 41-45.
3. Бочарова О.Ф., Волошина Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития [Текст] // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 5 (13). С. 69-70.
4. Брякина А.В. Система налогов и сборов как элемент налоговой системы [Текст] // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. менеджмент. 2017. № 3. С. 57-61.
5. Воробьева Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] // Вестник Китайско-Российского консорциума университетского образования. Серия: экономика и управление 2017.№ 9. С. 75-76.
6. государственный бюджет и налоговая система // Экономический журнал. 2017. № 2. С.
7. современная налоговая система России, основные направления ее развития [Текст] // Бенефис. 2017. № 14. С. 31-34.
8. налоговая система России: проблемы и перспективы // Интернет-журнал "Науковедение". 2017. Т. 9. № 3. С. 76.
9. Имыкшенова, Е.А. Налог и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова [Текст] // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5.
10. бюджетные итоги исполнения федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год (предварительные данные).
11. [Электронный ресурс] / URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf
12.Казакова О.Б. Инфраструктурное развитие для инновационного развития экономики [Текст]: монография // Казакова О.Б. - электрон. текстовые данные. - Москва: Компания "Палеотип", 2019.-164 с.
13. крохина Ю. А. Налоговое право : текст для бакалавров [Текст] / Крохина Ю. А. - электронные текстовые данные А. Налоговое право, Крохина Ю. А. - 6-е издание переработанное и дополненное - М.: Издатель Юрайт, 2018. - 495 с.
14. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации // Научное сообщество экономических наук: мат.вып.1. LXI Международная научно-практическая конференция студентов № 1(61). 15.
15.[Электронный ресурс] / URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf
16. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение [Текст] / Л.Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 357с.
17. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы [Текст] / Априори. Гуманитарные науки. - 2020.-№ 5.
18. николаева Е.В. Сравнительный анализ систем налогообложения роскоши в разных странах. Оценка перспектив в России [Текст] // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014. - № 5. - С.53-55.
19. Польская Г.А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе [Текст] // Таврический научный обозреватель. 2017. № 11-2 (28). С. 16-20.
20. Пономарев, А.И., Топоров, И.В. "Экономический и налоговый потенциал налоговой системы Российской Федерации" [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47-51
21. Рябинин А.В., Коротаева О.А. О функциях налогов // Научное сообщество студентов: сборник статей Мат. XLI Международной студенческой научно-практической конференции № 6 (41). /
22. [электронный ресурс] / URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf
23. формирование и развитие понятия "налоги" [Текст] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-11.
24. Страбыкина, Ю.С., Конкина, А.В., Коротаева, О.А. Налоги на "роскошь": тенденции развития и альтернативы [Текст] // Сборник статей в мат. 39-й Международной студенческой научно-практической конференции № 3(39). 2018. - С. 74-79
25. Худяков А.И., Бродский Г.М. Основы налогообложения [Текст]: Учебное пособие. СПб: Европа Хаус, 2019. - 432 с.
26. Шарохина С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Практические проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 6. № 11 (11). С. 122-125
Вопрос-ответ:
Что такое налоговый контроль?
Налоговый контроль - это система мер, осуществляемых налоговыми органами, направленных на проверку исполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов и соблюдение законодательства в сфере налогообложения.
Как развивался налоговый контроль в России до революции?
До революции налоговый контроль в России находился в стадии развития, и осуществлялся в основном через налоговых инспекторов, которые контролировали уплату налогов основных предприятий и крупных организаций.
Какое правовое регулирование налогового контроля в России существует?
Правовое регулирование налогового контроля в России осуществляется на основе федерального законодательства, а также специальных нормативных актов, принятых налоговыми органами.
Какие принципы и виды налогового контроля существуют?
Принципы налогового контроля включают принцип законности, принцип справедливости и принцип эффективности. Виды налогового контроля включают плановый, внеплановый, периодический и проверочный.
Какие формы и методы налогового контроля существуют?
Формы налогового контроля включают выездные и кабинетные проверки, а также налоговые аудиты. Методы налогового контроля включают анализ документов, проведение перекрестных проверок и использование информационных систем.
Каково понятие налогового контроля?
Понятие налогового контроля означает систему мер и механизмов, применяемых государством для контроля за исполнением налогового законодательства и правильным уплатой налогов.
Как развивался налоговый контроль в России до революционного периода?
Дореволюционный период развития налогового контроля в России характеризовался усилением государственного контроля над предприятиями и населением, а также введением новых налоговых форм и методов контроля.
Какое правовое регулирование налогового контроля существует в Российской Федерации?
В Российской Федерации налоговый контроль регулируется законодательством, которое устанавливает принципы и виды налогового контроля, а также определяет формы и методы проведения контрольных мероприятий.