Направленная коррекционно- развивающей логопедической работы при устранении ОНР

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 16 16 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 24.10.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Характеристика детей с общим недоразвитием речи 3
Обследование детей с общим недоразвитием речи 8
Направления коррекционно-развивающей логопедической работы при устранении ОНР 11
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

II этап – выстраиваниедвухсловных предложений с использованием простейших грамматических форм слова.III этап – расширение объема предложений. Выстраиваниепервых сложных предложений.На данном этапе логопедической работы главными задачами являются не заучивание слов и постановка звуков, правильно произносимых детьми, а накопление активного и пассивного словаря (вне зависимости от произносительных возможностей ребенка), усвоение самых простых грамматических форм и употребление вызванных слов в предложениях.Дети, которые достигли второго уровня речевого развития, должны не только отвечать на вопросы, но и полностью самостоятельно задавать их друг другу. Прежде всего это вопросы по поводу окружающих ребенка предметов и действий хорошо ему знакомых.Ввиду того что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в запоминании стихов, необходимо включать в логопедические занятия заучивание стихотворных текстов, начиная с небольших двустиший.В это время детей обучают составлению рассказов по картине. При подборе картин руководствуются двумя условиями: на картине должно быть изображено небольшое число персонажей, и она должна иметь четко выраженный сюжет, где легко прослеживаются начало и конец действия.По мере уточнения предметного и глагольного словаря дошкольников знакомят с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Детей учат сравнивать предметы, различающиеся сначала одним, а затем несколькими признаками (величиной, формой, цветом и т.д.):Коррекционное обучение детей с третьим уровнем речевого развития предусматривает:дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;подготовку к обучению грамоте.После упражнений по составлению простых предложений переходят к обучению практическому употреблению сложносочиненных предложений с союзами «и», «а». Дети должны овладеть умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать ее словами.Дальнейшее совершенствование повествовательной формы речи включает обучение составлению разных видов рассказов (по серии картин, по вопросам). Если уровень речевого развития у детей уже приближается к норме, можно использовать и такие формы работы, как выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.Работа по уточнению и обогащению словарного запаса, формированию синтаксического строя речи сочетается с упражнениями по тренировке артикуляционного аппарата, вызыванию отсутствующих звуков общепринятыми в логопедии методами. Наряду с занятиями по формированию лексико–грамматических навыков продолжаются занятия по формированию правильного звукопроизношения, фонематического слуха, навыков словообразования.Целью работы с детьми, достигшими четвертый уровень речевого развития является комплексная подготовка детей к обучению в школе.Направлениями коррекционно-развивающей работы являются: совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.В ходе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей: умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;способности к сосредоточению; умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий; умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата; возможности использования помощи партнера по работе.Определение отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка еще не завершено, представляется весьма трудным, но важным.Основная логопедическая работа должна идти по следующим направлениям: практическое усвоение лексико-грамматических средств языка; дальнейшее развитие связной речи; формирование полноценной фонетической стороны языка: совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры; развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза; овладение грамотой.Коррекция отклонений речевого развития у детей с ОНР является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы. Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и в конечном счете подготовить их к обучению в общеобразовательной или специальной школе.ЗаключениеОбщее недоразвитие речи представляет собой распространённое нарушение у детей. В условиях в современности, в связи с происходящими в России процессами интеграции разнообразных образовательных систем, учителя и логопеды отмечают увеличение числа детей с недостатками речи, которые поступают в общеобразовательные школы.Занятия с такими детьми, как правило, проходят в мини группах и индивидуально по следующим основным программам: развитие речи; развитие связной речи; развитие понимания речи; увеличение словарного запаса; элементы речевой и дыхательной гимнастики; развитие грамматической стороны речи; развитие речевого внимания, памяти; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие просодических компонентов речи; профилактика дисграфии, дислекции; логоритмика; изучение лексико-грамматических категорий; а также развитие речевого дыхания. Логопедическую работу с детьми, которые отстают в развитии речи, необходимо начинать с раннего возраста. Определение отклонений в развитии речи, их корректная классификация и преодоление в таком возрасте, когда развитие языка ребенка еще не завершено, представляется очень сложным. От логопеда при этом требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в патологии и в норме. В логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне взаимосвязи с умственным развитием ребенка, именно поэтому связь речевой деятельности детей с другими сторонами их психического развития должна находиться в центре внимания логопеда. Грамотный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между умственным и речевым развитием в каждом отдельном случае. Значение логопедии состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, и в результате обеспечить всестороннее, полноценное его развитие.Список литературыБородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2017. - 226с.Волкова Л.С. Логопедия. - 6-е издание. - М.: Просвещение, 2019. - 528 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2018 - 315с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. - СПб.: Союз, 2016. - 326 с.Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Столица, 2017. - 273 с.Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/ Под ред. А.М. Шахнаровича, - М., 2018 -128 с.Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения - СПб.: Детство - пресс, 2018. - 321 с.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Гном и Д, 2015. - 144 с.Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Центр- пресс, 2018. - 256 с.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 2020. - 547 с.

Список литературы
1. Бородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2017. - 226с.
2. Волкова Л.С. Логопедия. - 6-е издание. - М.: Просвещение, 2019. - 528 с.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2018 - 315с.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. - СПб.: Союз, 2016. - 326 с.
5. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Столица, 2017. - 273 с.
6. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/ Под ред. А.М. Шахнаровича, - М., 2018 -128 с.
7. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения - СПб.: Детство - пресс, 2018. - 321 с.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Гном и Д, 2015. - 144 с.
9. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Центр- пресс, 2018. - 256 с.
10. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 2020. - 547 с.

Вопрос-ответ:

Какие дети нуждаются в направленной коррекционно развивающей логопедической работе?

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в направленной коррекционно развивающей логопедической работе. Они испытывают трудности в овладении речью и нуждаются в специальной помощи и поддержке для устранения этих трудностей.

Что включает в себя обследование детей с общим недоразвитием речи?

Обследование детей с общим недоразвитием речи включает в себя анализ и оценку речевого развития, выявление нарушений и определение характера этих нарушений. Также проводится анализ аудитивно-вербальных функций и других аспектов речи.

Какие направления коррекционно развивающей логопедической работы применяются при устранении общего недоразвития речи?

При устранении общего недоразвития речи применяются различные направления коррекционно развивающей логопедической работы. Одно из них - это работа по формированию первых слов и фраз. Другое направление - это развитие звуковой стороны речи и работа с дифференциацией звуков. Также проводится работа по развитию словарного запаса и грамматических навыков.

Какие этапы развития речи можно выделить в коррекционно развивающей логопедической работе?

В коррекционно развивающей логопедической работе можно выделить несколько этапов развития речи. Первый этап - это выстраивание простейших словесных ассоциаций и формирование словарного запаса. Второй этап - это выстраивание двухсловных предложений с использованием простейших грамматических форм слова. И третий этап - это расширение объема предложений и выстраивание первых сложных предложений.

Какая литература может быть полезной для работы с детьми с общим недоразвитием речи?

Для работы с детьми с общим недоразвитием речи можно использовать различную литературу. Например, следующие книги могут быть полезны: "Логопедия: основы логопедического обследования и коррекции" Панова Т.А., "Логопедия: учебное пособие для студентов медицинских вузов" Еременко Е.Е., "Логопедия: методическое пособие для практических занятий с детьми дошкольного возраста" Сальмина Т.К. и др.

Какие характеристики детей с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи могут испытывать трудности в произношении звуков, понимании и использовании слов, построении предложений и развитии речевой деятельности в целом.

Какие методы обследования используются при выявлении детей с общим недоразвитием речи?

При обследовании детей с общим недоразвитием речи применяются различные методы, включая аудиометрию, обследование речи и языка, тесты на понимание и восприятие речи, а также наблюдение за речевой деятельностью ребенка.

Какие направления работы используются при устранении общего недоразвития речи?

При устранении общего недоразвития речи используются разные направления работы, включая фонетическую, лексическую и грамматическую коррекцию, развитие слухового восприятия и навыков артикуляции, тренировки по формированию правильного произношения и построению предложений.

Какие этапы может включать развитие речи у детей с общим недоразвитием речи?

Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи может включать несколько этапов, таких как формирование звуковой стороны речи, выстраивание двухсловных предложений, расширение объема предложений и выстраивание сложных предложений.

Какими методами осуществляется выстраивание сложных предложений у детей с общим недоразвитием речи?

Выстраивание сложных предложений у детей с общим недоразвитием речи может осуществляться с помощью различных методов, таких как игровая деятельность, использование картинок и рисунков, тренировки на построение предложений с разными семантическими отношениями и т. д.