Методология и методы изучения коммуникативных процессов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 19 19 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 28.10.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение 3
1 Понятие теории коммуникации. Методология как область познания 4
2 Методологические подходы к изучению коммуникации как процесса, основное содержание. Методы в исследовании коммуникации (качественные и количественные) 5
3. Примеры исследований 15
Заключение 18
Список литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Конечно же, в первую очередь, меняются главные ценности, что не может не оказывать влияния на коммуникации. Если цивилизация Первой волны ценила землю, а главной ценностью цивилизации Второй волны являлись капитал и рабочая сила, производительная сила и средства производства, то знания и информация стали основной ценностью цивилизации Третьей волны. Соответственно, исходя из этого, и развиваются все коммуникативные процессы в современном обществе. ЭлвинТоффлер выделил следующие принципиальные события, которые повлияли на коммуникации: больший оборот денежных средств в сфере услуг, уменьшение количества работников, занятых в производственных операциях (причём, данный процесс касается почти всех стран мира, не только США), появление компьютеров, внедрение в разные области жизни инноваций, резко увеличилась ценность информации и знаний, начался процесс деммассификации средств массовой информации, появились новые малые компании, которым впоследствии будет суждено серьёзным образом потеснить гигантские корпорации прошлого (пример – корпорация Майкрософт), наконец, появились новые источники энергии, новые формы (нетрадиционные) духовной жизни. Всё это так или иначе связано с информацией, точнее, информационным бумом. Всё вышеперечисленное справедливо отнесено Э. Тоффлером к переднему фронту Третьей волны. Модель Дж. Гербнера выглядит следующим образом.1.Кто-то2.Воспринимает событие3.И реагирует4.В данной ситуации5.С помощью неких средств,6.Чтобы сделать доступными материалы7.В некоей форме8.И контексте9.Сообщая содержание10.С какими-то последствиями. Дж. Гербнер стремился своей моделью решить многие проблемы, в частности, сделать исследование коммуникации более удобным и универсальным, приблизить модель к реальным практическим случаям, избавиться от «умозрительности» в прикладной коммуникативистике. 3. Примеры исследований Например, в подходеГербнера было интересно то, что образ события, рассматривался отдельно от события как факта, условно говоря. Модель, в целом, как отмечают МакКуэйл и Виндал (1982), получилась многофункциональной: особо отмечалось, что модель хорошо применима к случаям, касающимся смешанной коммуникации человека и машины. Кроме того, она может быть использована для проведения границ между разными областями исследований в области коммуникаций и для строительства теорий. Сам Гербнер, например, успешно теоретизировал относительно применения метода контент-анализа. Сам Гербнер считал, что эта модель применима для всех случаев смешанной коммуникации, а ее достоинства состоят в динамичности и наглядности. Также модель возможно применить к различным по масштабу коммуникативным взаимодействиям — как на уровне отдельных людей, так и на уровне больших социальных групп и общностей.Но все же, как считают исследователи, эта модель имеет и слабые места. В частности, речь идет об отсутствии выявления коммуникативных шумов, которые оказывают влияние на эффективность коммуникации. Модель определяет коммуникацию как передачу сообщений, и хотя она поднимает вопрос о значении, но никогда не обращается непосредственно к проблемам, как осуществляется генерация значения. В научных публикациях эта модель, как и модель Лассуэлла, используется в исследованиях политических коммуникаций, коммуникаций в организациях, также она применима в ситуации изучения коммуникативных процессов в СМИ, межличностной коммуникации. Современные исследователи отмечают наличие двух основных теоретических каналов изучения коммуникации. С одной стороны, это были методы анализа коммуникативных процессов сквозь призму таких понятий, как «коммуникатор», «коммуникант», «трансляция», «коды» («кодирование», «декодирование»), «канал трансляции», «локал распространения информации» и т.д. Популярность подобных понятий и основанных на них моделей, подчеркивает Л.Е. Бляхер, объяснялась тем, что с их помощью удавалось раскрыть ряд неявных структур социальной и политической реальности.Второй теоретический канал осмысления феномена коммуникации составляет совокупность подходов, развитых в рамках философского экзистенциализма и персонализма и обогащенных концептуальными достижениями смежных направлений мысли - феноменологии, марксизма, фрейдизма, интуитивизма и т.д. Эти подходы ориентируют прежде всего на понимание коммуникации как специфически человеческого феномена, обусловленного диалогической природой сознания и языка. Исследование коммуникации в этом ключе требует междисциплинарных усилий филологов, философов, социологов, на основе которых в настоящее время сложился целый ряд парадигм и интерпретаций коммуникативного процесса. Методологические подходы Тоффлера, Хабермаса и других ученых используются в исследованиях, которые посвящены изучению информационного общества, медиа эффектов, массовой коммуникации и ее влияния на общество и человека. Эти подходы часто сочетаются с общим системным подходом. Методы анкетирования и включенного наблюдения используются при исследовании коммуникаций в разных конфессиях, социальных организациях и группах. Метод когнитивного картирования частотен при изучении политической коммуникации. ЗаключениеВ ходе определения теоретических подходов к исследованию коммуникаций мы пришли к выводу о том, что, согласно теориям и концепциям коммуникации, информационное общество меняет саму суть коммуникации и подходы к ее осмыслению. Универсалистская модель коммуникации на современном этапе не способна объяснить многие актуальные проблемы. В частности, следует отказаться от рассмотрения коммуникации с позиции должного, а именно, такие позиции, как идеалы, внутренние цели, нормативные основания коммуникации. В коммуникации в условиях информационного общества огромную роль выполняют случайные факторы. Вся методология и методика социологического исследования коммуникации направлена на выявление ведущих тенденций в развитии общественных отношений; определение оптимальных путей и средств совершенствования отношений в обществе; обоснование планов и управленческих решений; анализ и прогноз социальных коммуникативных ситуаций и др. Но социологические исследования не являются решением всех проблем — это просто одно из средств получения информации относительно коммуникации. Конечно же, проведение социологического исследования должно быть обоснованным, согласоваться с критериями практической или научной целесообразности. Одна и та же система действий в рамках социологического исследования некоторыми авторами называется методом, другими — техникой, третьими — процедурой или методикой, а иногда — методологией. Эта путаница вызывает существенные затруднения в изучении коммуникации.Список литературыБандаков П.В. Особенности политической массовой коммуникации в постсоветских региональных СМИ (На примере Нижнего Новгорода) :Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / П.В. Бандаков. - Н. Новгород, 2004. - 167 c.Бляхер Л.Е. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства/Л.Е. Бляхер //Полис. - 2002. - № 3. - С. 34.ГербнерДж. К общей модели коммуникации / Дж. Гербнер // Обзор аудиовизуальной коммуникации. - 1958. - № 4. - С. 171-199.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://society.polbu.ru/ (Дата обращения 28.09.2022)Доброзракова Г.А. Современные теории массовой коммуникации [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. А. Доброзракова. — Электрон.текстовые данные. — Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. — 93 c. — 978-5-906605-48-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71884.html (Дата обращения 28.09.2022)Долженко Р.А. Опыт исследования системы внутренних коммуникаций как инструмента воздействия на вовлеченность персонала /Р.А. Долженко// Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». - 2014. - № 3(21). - С. 52 - 59. Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов / В. В. Касьянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09602-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472780 (дата обращения 28.09.2022)Ланина, Т. М. Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога / Т. М. Ланина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 174-178. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М.: Жуковский: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2003. – 450 с.Машурян И.С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества / И. С. Машурян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 270-273. Петрова Е.А. Внутриорганизационные коммуникации. Построение системы эффективных внутриорганизационных коммуникаций на примере компании Google / Е.А. Петрова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ruI2014I03I4181 Пешкова О.А. Система коммуникаций организации / О.А. Пешкова // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). - С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archiveI58I8246I Почепцов Г.Г. Информационные войны. – Режим доступа: http://ligis.ru/librari_2/049/40.html?ysclid=l8lg395bs2421786234 (Дата обращения 28.09.2022)Савельев А.И. Теоретико-методологический обзор моделей политической коммуникации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-obzor-modeley-politicheskoy-kommunikatsii?ysclid=l8h35c3eae56143841 (Дата обращения 28.09.2022) Сидорова Л.А. Особенности проведения включенного наблюдения при изучении конфессиональной структуры. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-vklyuchennogo-nablyudeniya-pri-izuchenii-konfessionalnoy-struktury?ysclid=l8led9jp5u980411730 (Дата обращения 28.09.2022)Урри Д. Как выглядит будущее? / Д. Урри. – М.: Дело, 2018. – 320 с.Хадисова К.В. Глобализация как противоречивый социально-культурный процесс /К.В. Хадисова// Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 912-914Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса. / С.В. Шачин. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 243 с.

Список литературы

1. Бандаков П.В. Особенности политической массовой коммуникации в постсоветских региональных СМИ (На примере Нижнего Новгорода) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / П.В. Бандаков. - Н. Новгород, 2004. - 167 c.
2. Бляхер Л.Е. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства/Л.Е. Бляхер //Полис. - 2002. - № 3. - С. 34.
3. Гербнер Дж. К общей модели коммуникации / Дж. Гербнер // Обзор аудиовизуальной коммуникации. - 1958. - № 4. - С. 171-199.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://society.polbu.ru/ (Дата обращения 28.09.2022)
5. Доброзракова Г.А. Современные теории массовой коммуникации [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. А. Доброзракова. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. — 93 c. — 978-5-906605-48-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71884.html (Дата обращения 28.09.2022)
6. Долженко Р.А. Опыт исследования системы внутренних коммуникаций как инструмента воздействия на вовлеченность персонала /Р.А. Долженко// Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». - 2014. - № 3(21). - С. 52 - 59.
7. Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов / В. В. Касьянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09602-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472780 (дата обращения 28.09.2022)
8. Ланина, Т. М. Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога / Т. М. Ланина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 174-178.
9. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М.: Жуковский: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2003. – 450 с.
10. Машурян И.С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества / И. С. Машурян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 270-273.
11. Петрова Е.А. Внутриорганизационные коммуникации. Построение системы эффективных внутриорганизационных коммуникаций на примере компании Google / Е.А. Петрова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ruI2014I03I4181
12. Пешкова О.А. Система коммуникаций организации / О.А. Пешкова // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). - С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archiveI58I8246I
13. Почепцов Г.Г. Информационные войны. – Режим доступа: http://ligis.ru/librari_2/049/40.html?ysclid=l8lg395bs2421786234 (Дата обращения 28.09.2022)
14. Савельев А.И. Теоретико-методологический обзор моделей политической коммуникации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-obzor-modeley-politicheskoy-kommunikatsii?ysclid=l8h35c3eae56143841 (Дата обращения 28.09.2022)
15. Сидорова Л.А. Особенности проведения включенного наблюдения при изучении конфессиональной структуры. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-vklyuchennogo-nablyudeniya-pri-izuchenii-konfessionalnoy-struktury?ysclid=l8led9jp5u980411730 (Дата обращения 28.09.2022)
16. Урри Д. Как выглядит будущее? / Д. Урри. – М.: Дело, 2018. – 320 с.
17. Хадисова К.В. Глобализация как противоречивый социально-культурный процесс /К.В. Хадисова// Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 912-914
18. Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса. / С.В. Шачин. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 243 с.

Вопрос-ответ:

Что такое теория коммуникации?

Теория коммуникации - это научная дисциплина, изучающая процесс передачи информации и коммуникации между людьми.

Что включает в себя методология изучения коммуникативных процессов?

Методология изучения коммуникативных процессов включает в себя различные методы, подходы и стратегии, которые используются для анализа и понимания коммуникации.

Какие методологические подходы существуют в изучении коммуникации?

Существуют различные методологические подходы к изучению коммуникации, включая качественные и количественные методы исследования.

Какие методы используются в исследовании коммуникации?

В исследовании коммуникации используются как качественные методы, например, анализ текстов и интервью, так и количественные методы, включающие опросы и статистический анализ данных.

Можете привести примеры исследований в области коммуникации?

Например, одно из исследований может быть посвящено анализу коммуникативных стратегий в политических дебатах или изучению влияния коммуникации на формирование общественного мнения.

Какое значение имеет методология в изучении коммуникативных процессов?

Методология играет важную роль в изучении коммуникативных процессов, так как она определяет основные принципы, подходы и методы исследования. Благодаря методологическому подходу можно систематизировать знания о коммуникации и установить ее закономерности.

Какие методологические подходы используются при изучении коммуникации?

При изучении коммуникации применяются различные методологические подходы. Некоторые из них включают в себя структурно-функциональный анализ, социокультурный подход, семиотический анализ и др. Каждый подход имеет свои особенности и позволяет рассмотреть коммуникацию с разных сторон.

Какие методы используются в исследовании коммуникации?

Исследование коммуникации может проводиться с использованием как качественных, так и количественных методов. Качественные методы, например, интервью или наблюдение, позволяют получить более глубокое понимание коммуникативных процессов и выявить нюансы взаимодействия. Количественные методы, такие как опросы или статистический анализ, позволяют получить более широкую информацию и выявить закономерности.

Можете привести примеры исследований, связанных с коммуникацией?

Конечно! Например, одно из исследований могло быть посвящено анализу влияния непрямой речи на эффективность коммуникации в бизнес-среде. Другое исследование могло исследовать влияние использования эмодзи в текстовых сообщениях на точность передачи эмоциональной информации. Существует множество интересных исследований, связанных с коммуникацией в различных сферах жизни.

Как меняются коммуникации в связи с изменением ценностей в обществе?

С изменением ценностей в обществе меняются и коммуникации. Например, в цивилизации Первой волны ценилась земля, и это могло отразиться на коммуникационных паттернах в этом обществе. С изменением ценностей могут изменяться темы и контексты коммуникации, а также используемые способы и средства коммуникации.

Что такое методология и методы изучения коммуникативных процессов?

Методология изучения коммуникативных процессов - это область знаний, связанная с разработкой и применением методов исследования коммуникации. Методы изучения коммуникативных процессов включают в себя как качественные (например, анализ текстов, интервью, наблюдение), так и количественные (например, опросы, эксперименты) подходы.

Какие методы используются в исследовании коммуникации?

В исследовании коммуникации используются как качественные, так и количественные методы. Качественные методы позволяют глубже понять содержание коммуникативных процессов, анализируя тексты, проводя интервью и наблюдая за коммуникацией. Количественные методы предоставляют объективные данные, такие как опросы и эксперименты, которые могут быть подвергнуты статистическому анализу.