Технология и организация строительства и ремонта автомобильных дорог»
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 04.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Контролируют параметры шероховатости и коэффициента сцепления. Такоеиспытание проводят по методу песчаного пятна, результате которого вычисляютсреднюю высоту шероховатой поверхности. Для оперативного контроля сцепныхкачествпокрытиянаместестроительства,цельюкоторогоявляетсясвоевременноевыявлениеиустранениедефектовповерхности,используютпортативныйприборКузнецова(ППК),которыйпозволяетопределятькоэффициентсцепленияпокрытиябезрасчетов.Кроме этого постоянно контролируют качество продольных и поперечныхсопряженийукладываемыхполос.Таблица9-Картаоперационногоконтролякачествапокрытия[12]КонтролируемыепараметрыПредельныеотклоненияШиринаслоя,смd1=+10Толщинаслоя,ммd2=+5Высотныеотметкипооси,ммd3=+10Поперечныеуклоныd4=+0,005Ровностьповерхностислоя(просветподтрехметровойрейкой),смd5=+37Охранатруда иокружающейсредыОрганизация рабочих мест должна обеспечивать безопасность выполненияработ. Рабочие места должны быть оборудованы необходимыми ограждениями,защитнымиипредохранительнымиприспособлениямии устройствами.На рабочих местах и строительной площадке запрещается присутствоватьпосторонним лицам. Опасные зоны должны обозначаться знаками безопасности инадписямиили иметьограждения.Материалыиконструкцииразмещатьнавыровненныхплощадках,принимаямеры против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатыванияскладируемых материалов.Погрузочно-разгрузочныеработывыполнятьподруководствомлица,ответственного за перемещение грузов кранами. Он обязан заблаговременноустанавливатьпорядоквыполненияопераций,определятьпотребностьвприспособлениях,обеспечивающихбезопасностьработы,проверятьисправностьгрузоподъемныхмеханизмовипрочегопогрузо-разгрузочногоинвентаря.Работананеисправноммеханизмеинеисправноминвентарезапрещается.Механизированныйспособпогрузо-разгрузочныхработявляетсяобязательнымдлягрузоввесом более50кг,атакжепри подъемегрузов навысотуболее3м.Кпроизводствуработдопускатьмашины,прошедшиеосвидетельствованиеииспытание[13]Техника безопасности и охрана труда при устройствеасфальтобетонныхпокрытийДоначалаработпостроительствуасфальтобетонногопокрытияучастокограждаютиоформляютобъезд,покоторомунаправляютдвижение.Длярабочих,занятых на укладке, намечают безопасные места их работы, а также схему выходаивходавзонуработасфальтоукладчиков.Вночноевремяместоработдолжнобытьосвещенопереноснымипрожекторамиифонарями.Каткидолжныбытьоборудованымеханизированнымустройствомдлясмазкивальцов.При одновременной и совместной работе двух и более асфальтоукладчиковдистанциямеждунимидолжнабытьнеменее10м.Включатькатки,асфальтоукладчикиидругиемашинымогуттолькомашинисты,соблюдаясоответствующиеправила техникибезопасности.Запрещаетсяработапринеисправномзвуковомсигнале.Передпускомасфальтоукладчиканеобходимоубедитьсявисправностиконвейерногопитателя.Передопусканиемнавеснойчастиасфальтоукладчиканеобходимо убедиться в отсутствии людей сзади машины. Во избежание ожоговпризагрузкебункерасмесьюнельзянаходитьсяоколо его боковыхстенок.При подогреве выглаживающей плиты разжигать форсунку можно толькофакеломнадлинномпрутеинеприкасатьсякразогретомукожухунадвыглаживающейплитой.Приизменениинаправлениядвижениякатка,асфальтоукладчикаидругихмашиннеобходимоподаватьпредупредительныйсигнал.Все инструменты, применяемые для отделки а/б покрытия из горячей смеси,подогревают в передвижной жаровне. Бригада рабочих, занятая на постройке а/бпокрытия,должнабытьобеспеченапередвижнымвагоном,которыйслужитукрытиемвнепогоду,местомхраненияаптечки,бакаспитьевой водой.Придлительныхперерывахвработе(6чиболее)асфальтоукладчикиикаткиочищаютотостатковсмеси,осматриваютмеханизмыиустраняютмелкиенеполадки.Машины ставятна тормозаводнуколонну.РабочихиИТРдопускаюткработепослепрохожденияинструктажаипроверки знаний по технике безопасности, противопожарной защите и правилличнойгигиены иоказанияпомощи внесчастныхслучаях[13]Мероприятияпо охранеокружающейсредыЗагрязнениеатмосферыЗагрязнение окружающей среды происходит при выполнении большинстватехнологическихпроцессов,связанныхсостроительствомдорогииприготовленииматериалов.Похарактеруистепенивоздействиятехнологическиепроцессыпристроительствеавтомобильныхдорог можноразделитьна:разработку,перемещениеиукладкугрунтаидругихминеральныхматериаловпривозведенииземляногополотнаиустройствеоснованийдорожных одежд;приготовлениематериаловиизделийнапроизводственныхпредприятиях дорожногостроительства;укладкуимонтажматериаловиконструкций;функционированиеприобъектныхпунктовобеспечениядорожногостроительства.Каждыйизприведенныхтехнологическихпроцессовотличаетсяпохарактеру и степени воздействия на окружающую среду. Наибольшее воздействиеоказываютдорожно-строительныеитранспортныемашины,проявляющеесявзагрязненииатмосферы,почвы,поверхностиигрунтовыхвод,повышениишумовогофонаивибрации,чтовызываетсерьезныенегативныеизменениявовсехкомпонентах окружающей среды.Особенномощнымфакторомвоздействияявляютсятехнологическиепроцессы добычи и приготовления дорожно-строительных материалов и изделий,что связанослокальнымхарактером ихвоздействия.При выполнении технологических процессов по разработке, перемещению,укладке и уплотнению грунта, а также при укладке или монтаже материалов иконструкций происходит загрязнение воздуха отработавшими газамидорожно-строительныхитранспортныхмашин,летучимисоединениямивяжущихматериалов, растворителей, мастик, смол, пленкообразующих веществ и другихматериалов,атакжепыльютонкодисперсныхгрунтов,каменныхматериалов,минеральных вяжущихи отходовпромышленности.Основную массу загрязняющих воздух веществ составляют отработавшиегазыразнообразныхдорожно-строительных итранспортныхмашин.Основные мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферного воздухапривыполнениитехнологическихпроцессовстроительствавпервуюочередьдолжныбытьнаправленынауменьшениетоксичностиотработавшихгазов,учитывая,чтобольшинствоизиспользуемыхмашинимеютдизельныедвигатели.Почтивсетехнологическиепроцессыпостроительствуавтомобильныхдорогвызываютвыделениепыли,загрязняющей атмосферныйвоздух.Образованиепылиобусловливаютнедостаточнаявлажностьгрунтовидругихматериалов,наличиевгрунтахдисперсныхпылеватыхиглинистыхчастиц,атакже ветровые воздействия.При разработке грунтов и каменных материалов снижения пылевыделенийможнодостичьполиваводойместразработки.Сэтойжецельюнеобходимоуменьшитьколичествоперевалокпылящихматериалов,априпогрузочно-разгрузочныхработахприменятьгидроорошение.Удельныйрасходводыприэтомизменяетсяот20до200 л/м3 взависимости отсвойствматериалов.Обеспыливание должно производится в первую очередь на участках дорог,недалекоотжилыхрайонов,зонотдыха,вдольполей,занятыхсельскохозяйственнымикультурами,идр.Привыполнениитехнологическихпроцессовпостроительствудорогзначительноезагрязнениеатмосферноговоздухавызываетсяэксплуатациейасфальтобетонныхзаводов,заводовпопроизводствукаменныхматериаловидругихпредприятий.Мероприятия по защите атмосферного воздуха от вредных выбросов припроизводстве каменных материалов, асфальтобетона и других материалов можноразделитьнаорганизационные,технологическиеиконструктивные.Организационные мероприятия затрагивают вопросы размещения как самихпредприятий,такиотдельныхтехнологическихлиний,складов,способыперемещенияматериалов,атакжеобеспеченияопределенныхтребованийкисходномусырью.Асфальтобетонные заводы, заводы по производству каменных материаловдолжнырасполагатьсявпониженныхместахсподветреннойстороныотнаселенныхпунктов,санаторно-курортныхзон,атакжеучастков,занятыхсадовымиилисельскохозяйственнымикультурами,рыбо-извероводческиххозяйствит.п.иотделеныотнихсанитарно-защитнымизонами,размерыкоторыхопределяютсяСанитарныминормамипроектированияпромышленныхпредприятий.К числу технологических мероприятий относятся разработка рациональныхсхемдобычиипроизводствадорожно-строительныхматериалов,соответствующих наименьшему загрязнению воздушной среды, и гидроорошениеобрабатываемых материалов. Очистку щебня, гравия, песка и других материаловможно производить мокрым или сухим способом, предусматривая необходимыемероприятияпопылеподавлению.Наибольшее внимание обычно уделяют конструктивным мероприятиям, вкоторыевходитразработкаиустановкапылеулавливающегоигазоочистногооборудования. В этом направлении имеется определенный положительный опытприменения различного оборудования по очистке выбросов на асфальтобетонныхзаводахпопереработке каменныхматериалов.Дляснижениязагрязнениявоздухапридроблении,сортировке,очисткекаменныхматериаловместанаибольшегопылевыделения(местазагрузкииразгрузкидробилок,грохотов,конвейерыидр.)необходимозакрыватьаспирируемымиукрытиямиссистемамиподачизагрязненноговоздухакочистнымустановкам.Системамипылегазоочисткидолжныбытьоборудованытакжеустановкидляприготовлениясмесей минеральныхматериаловсорганическимивяжущими.Количествоступенейсистемпылегазоочисткидолжноопределятьсястепеньюзагрязненностивыбросов,установленнымизначениямиПДВиПДК,атакжевозможностьюрассеиваниявыбросов.Существующаянабольшинствеасфальтобетонныхзаводовдвухступенчатаясистемапылегазоулавливанияобеспечиваетстепеньочисткивыбросовлишьдо86%,чтонеобеспечиваетсоблюдения установленных допусти мых норм загрязнения воздуха. Поэтому дляболееэффективнойочисткинеобходимопринятьтрехступенчатыесистемыпылегазоочистки,втомчислеспомощьюмокрыхсистем.Втомслучаеэффективностьпылегазоулавливаниядостигает99,2-99,8%.[13]ШумовоевоздействиенаокружающуюсредуТехнологические процессы строительства автомобильных дорог являютсяисточником интенсивного шума и вибрации, которые отрицательно воздействуютназдоровьелюдей,какнепосредственнопринимающихучастиевтехнологическихпроцессах,такипроживающихвприлегающихжилойзастройке,атакженафлоруифауну.Интенсивностьвнешнегошумадорожныхмашинзависитоттипарабочего органа, вида привода, режима работы и расстояния от места работы.Особенно сильный внешний шум создается при работе бульдозеров, скреперов,отбойныхмолотков,вибраторов,вибросит,некоторыхмарокавтогрейдеров,катков,экскаваторов,дизельныхгрузовикови др.Мероприятия по снижению уровня шума при выполнении технологическихпроцессов сводится главным образом к снижению шума в его источнике, т.е. кснижению шума дорожно-строительных машин и применению звукоотражающихилизвукопоглощающихэкрановнапутираспространениязвукаилишумозащитных мероприятий на самомзащищаемомобъекте.Длязвукоизоляциидвигателейдорожныхмашинможноприменятьзащитные кожуха и капоты с многослойными покрытиями из резины, поролона ит.п.Длясниженияшумадвигателейможноприменятьусовершенствованныеконструкции глушителей, значительно снижающие уровень звука при выпускеотработавших газов(лабиринтные,реактивные,многозвенные ит.п.).Втомслучае,когданеудаетсяснизитьуровеньшумаотстроительнойплощадки до допустимого уровня, установленного для данной территории, за счетсниженияшумадорожно-строительныхмашин,необходимоустанавливатьзвукоотражающиеилизвукопоглощающиеэкранынапутираспространениязвука.Определенногосниженияуровняшумаотстроительнойплощадкиможнодобитьсяпутемприменениярациональнойтехнологииведенияработ,состоящейвсокращениипродолжительностиработыдорожно-строительныхмашин,прекращенииработввечерниеиночныечасы,выборерациональногорежимаработыдорожно-строительныхмашин[13]Мерыпо защитерастенийиживотныхТехнологические процессы строительства и ремонта автомобильных дорогоказывают отрицательное воздействие не только на человека, но и на растения,животных. Это проявляется в механическом повреждении растений, замедленииили прекращении биохимических процессов под действием отработавших газов,продуктовсгорания,испаряющихсявеществ,пыли,принепосредственномсоприкосновениисгорюче-смазочнымиматериалами,органическимииминеральнымивяжущимиидругими веществами иматериалами.Главнымобразомзащитазаключаетсявуменьшенииобъемаиконцентрациивыбросатоксичныхвеществипроведенииобеспылеванияпривыполнениитехнологических процессовстроительстваи ремонтадорог.В целях снижения или исключения воздействия на растения необходимоустраиватьорганизованныестоянкидорожно-строительныхитранспортныхмашин,изолированныеотокружающихтерриторийсистемойводоотводныхлотков,производитьихзаправкуимойкувспециальноотведенных местах.Прираспределениивяжущихипленкообразующихматериаловдолжныбытьприняты меры,исключающееихпопаданиена растенияи почву.Транспортированиеихранениеуказанныхматериаловдолжноосуществлятьсявгерметичныхемкостях.Припопаданиинефтепродуктовнапочвуирастительность дляускорения биологического окисленияэтих материаловвпочвуназагрязненныхматериаловвпочвуназагрязненныхучасткахможновноситьвещества,содержащие азоти фосфор.Особуюважностьприпроизводствеработприобретаетпредупреждениерезкихшумовыхвоздействийвмалоосвоенныхместахвцеляхсохранениябезопасностидикихживотных.Шумотработающихмашинвызываетбеспорядочноеперемещениеживотных,впериодразмноженияприводиткоставлениюгнездилежбищ,преждевременнымродамигибелиноворожденных.Крупные виды млекопитающих животных обычно избегают придорожнойполосы и мест производства работ. Однако возникают случаи, когда строящаясядорога пересекает пути их эмиграции. Для того чтобы исключить возможностипопаданиявзонустроительствадороги,атакжевзонупроизводстваработ,связанныхсдобычейипроизводствомдорожно-строительныхматериаловиизделий,необходимоустраиватьограждения,аналогичныеприменяемымприэксплуатации дорог. Наиболее широкое распространения получили ограждения изметаллическойилипластмассовой сетки смелкими ячейками.Для того чтобы ограждение эффективно выполняло свои функции, высотаегодолжнабытьне менее2-2,5 м,арасстояние междуопорами от4до6 м[13]ТехнологическоезагрязнениеводПрипроизводствеработпосооружениюземляногополотна,устройствудорожнойодежды,водопропускныхидругихискусственныхсооруженийзагрязнениеповерхностныхиподземныхводпроисходитглавнымобразомвследствие выноса мелкодисперсных грунтовых частиц, смыва с поверхности стерриториистроительстваотходовгорюче-смазочныхматериалов,продуктовсгораниятоплива,производственныхотходовидругихвредныхвеществикомпонентов.Длясоблюдениятребований,предъявляемыхксточнымводам,должныприменятьсяразличныемерыпоихочисткекакнатерриториистроительныхплощадок,резервовикарьеровгрунтаикаменныхматериалов,такинапредприятияхпопереработкеипроизводствудорожно-строительныхматериалов, баз, складов, стоянок дорожно-строительных машин и механизмов идр.Очисткасточныхводпроизводитсямеханическим,химическимибиологическимметодами.Механическаяочисткаможетпроизводитсяпутемприменениянаиболеедешевого и доступного методаотстаивания,атакжефильтрации.Для повышения очистки сточных вод (до 94-99%) применяют химическийметодосажденияспомощьюкоагулянтовифлокулянтов.НаибольшеераспространениеполучилоприменениесернокислогоалюминияAL2(SO)4придозе50 мг/л.Дляуменьшениявыносазагрязняющихвеществсосточнымиводамистерриториистроительныхплощадок,предприятиядобычиипереработкиматериаловнеобходимопроведениеследующихмероприятий:организациярегулярной уборки территории с максимальной механизацией уборочных работ;ограждение строительных площадок с упорядочением отвода поверхностных водпо временной системе гидроизолированных лотков в отстойники с очисткой их на50-70%; локализация территории стоянок и мест заправки дорожно-строительныхмашин и механизмов, а также участков, где неизбежны просыпи и пролив сырья ипромежуточныхпродуктовсотведениемповерхностногостокавсистемуочистки;упорядочениескладированияитранспортированиядорожно-строительныхматериалов;повышениетребованийксоблюдениюПравилтехническойэксплуатациидорожно-строительныхмашинитранспортных средств[13].ЗаключениеДля заданной категории дороги и подобранной конструкции дорожнойодежды рассчитана захватка для конструктивных слоев, подобран и принят составзвена, рассчитаны производительности машин и построен технологическая карта.Длязаданногорайонастроительствопостроендорожно-климатическийграфик.Пополученнымданнымпостроиликалендарныйграфикработы.СписокиспользованнойлитературыЯковлевВ.В.Лекциипокурсу:“Технологияиорганизациястроительстваавтомобильныхдорог”.Уфа:УГНТУ, АСФ,2012.НекрасовВ.К.идр.Строительствоавтомобильныхдорог.1и2ч.–М.:Транспорт.1980СНиП2.01.01–82.Строительнаяклиматологияигеофизика/ГосстройСССР–М.,1986СНиП2.05.02–85.Автомобильныедороги/ГосстройСССР–М.,1986СНиП 4.02 – 91. Сборник сметных норм и расценок строительных работ.Сб.27.Автомобильные дороги.-М.Стройиздат ,1991ГОСТ31015-2005.Смесиасфальтобетонныеиасфальтобетонщебеночно-мастичные.Технические условия.– Госстрой России.– М.,2003Общие производственные нормы расхода материалов в строительстве. Сб.29.Дорожныеработы.– М.,1990Горячев М.Г. Строительство автомобильной дороги. Методические указанияккурсовомупроектуподисциплине«Проектированиеистроительствоавтомобильныхдорог».МАДИ,-М.,2001Руководствопо строительству дорожных асфальтобетонных покрытий,«Транспорт».–М.,1978ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сб. Е17. Строительство автомобильных дорог. – М.,1989ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительныеработы.Сб.Е2.Земляныеработы,вып.1– М.,1989Аминов Ш.Х. и др. Операционный контроль качества дорожно-строительныхработ.Изд-во«Монография»,Уфа,2002СНиПIII-4-80.Техникабезопасностивстроительстве.–М.,Стройиздат,1985Методическиеуказанияквыполнениюкурсовогопроекта№2подисциплине«Технология и организация строительства автомобильных дорог». / УГНТУ –УФА.,2006Учебно-методическое пособие «Машины и механизмы для дорожных работ:технические характеристики и расчет производительности». / УГНТУ – Уфа.,2010
1. Яковлев В.В. Лекции по курсу: “Технология и организация строительства автомобильных дорог”. Уфа: УГНТУ, АСФ, 2012.
2. Некрасов В.К. и др. Строительство автомобильных дорог. 1 и 2 ч. – М.: Транспорт. 1980
3. СНиП 2.01.01 – 82. Строительная климатология и геофизика / Госстрой СССР
– М., 1986
4. СНиП 2.05.02 – 85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР – М., 1986
5. СНиП 4.02 – 91. Сборник сметных норм и расценок строительных работ. Сб.27. Автомобильные дороги. - М. Стройиздат , 1991
6. ГОСТ 31015-2005. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно- мастичные. Технические условия. – Госстрой России. – М., 2003
7. Общие производственные нормы расхода материалов в строительстве. Сб.29. Дорожные работы. – М., 1990
8. Горячев М.Г. Строительство автомобильной дороги. Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Проектирование и строительство автомобильных дорог». МАДИ, - М., 2001
9. Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий,
«Транспорт». – М., 1978
10. ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно- строительные работы. Сб. Е17. Строительство автомобильных дорог. – М., 1989
11. ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно- строительные работы. Сб. Е2. Земляные работы, вып.1 – М., 1989
12. Аминов Ш.Х. и др. Операционный контроль качества дорожно-строительных работ. Изд-во «Монография», Уфа, 2002
13. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве. – М., Стройиздат, 1985
14. Методические указания к выполнению курсового проекта № 2 по дисциплине
«Технология и организация строительства автомобильных дорог». / УГНТУ – УФА., 2006
15. Учебно-методическое пособие «Машины и механизмы для дорожных работ: технические характеристики и расчет производительности». / УГНТУ – Уфа., 2010
Вопрос-ответ:
Какие параметры контролируются при строительстве и ремонте автомобильных дорог?
При строительстве и ремонте автомобильных дорог контролируются параметры шероховатости и коэффициента сцепления покрытия. Это необходимо для обеспечения безопасности движения транспорта.
Как проводится измерение шероховатости дорожного покрытия?
Измерение шероховатости дорожного покрытия проводится с помощью метода песчаного пятна. В результате этого испытания вычисляется средняя высота шероховатой поверхности, что позволяет оценить качество дорожного покрытия.
Для чего необходим оперативный контроль сцепных качеств покрытия на месте строительства?
Оперативный контроль сцепных качеств покрытия на месте строительства необходим для своевременного выявления и устранения дефектов поверхности. Это позволяет обеспечить безопасность движения и долговечность дорожного покрытия.
Каким прибором можно определить коэффициент сцепления покрытия без разрушения?
Для определения коэффициента сцепления покрытия без разрушения используется портативный прибор Кузнецова ППК. Он позволяет быстро и точно определить сцепные качества покрытия, что упрощает контроль и позволяет оперативно реагировать на неисправности.
Какие задачи решает технология и организация строительства и ремонта автомобильных дорог?
Технология и организация строительства и ремонта автомобильных дорог решают задачи обеспечения безопасности движения, повышения комфорта и эффективности дорожного движения, а также увеличения срока службы дорожного покрытия. Они также направлены на улучшение сцепных качеств покрытия и предотвращение возникновения дефектов на дорогах.
Какие параметры контролируются при строительстве и ремонте автомобильных дорог?
При строительстве и ремонте автомобильных дорог контролируются параметры шероховатости и коэффициента сцепления покрытия.
Каким методом можно вычислить среднюю высоту шероховатой поверхности автомобильной дороги?
Для вычисления средней высоты шероховатой поверхности автомобильной дороги используется метод песчаного пятна. Результаты этого испытания позволяют определить среднюю высоту шероховатой поверхности.
Каким прибором можно оперативно контролировать сцепные качества покрытия автомобильной дороги на месте строительства?
Для оперативного контроля сцепных качеств покрытия автомобильной дороги на месте строительства используется портативный прибор Кузнецова ППК. Он позволяет определить коэффициент сцепления покрытия безразрушительным способом.
Какая цель у контроля поверхности покрытия автомобильной дороги на месте строительства?
Целью контроля поверхности покрытия автомобильной дороги на месте строительства является своевременное выявление и устранение дефектов, которые могут негативно повлиять на сцепные качества покрытия и безопасность дорожного движения.
Какой прибор позволяет определить коэффициент сцепления покрытия автомобильной дороги?
Портативный прибор Кузнецова ППК позволяет определить коэффициент сцепления покрытия автомобильной дороги безразрушительным способом. Он используется для оперативного контроля сцепных качеств покрытия на месте строительства.