Личность и индивидуальность

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 16 16 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 02.11.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Соотношение категорий личности и индивидуальности в социологии 4
Социологические школы изучения личности и индивидуальности 9
Заключение 14
Библиографический список 16
Фрагмент для ознакомления

Социальный психолог Эрик Эриксон предложил теорию развития личности в течение всей жизни. Он отметил важности кризисов в этом процессе. Согласно данной теории, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий: доверие, автономия, инициатива, трудолюбие, становление индивидуальности, интимность, творческая активность, умиротворение. Первые пять приходятся на детство. На каждой стадии возникает кризис, сомнение, необходимость принятия решений и выбора. В результате преодоления этого кризиса происходит переход от одной стадии к другой.Социолог Питирим Сорокин разработал в “Системе социологии” теоретическую модель личности, которая суммирует и комплексно перерабатывает идеи других ученых. Согласно его идее, личность развивается и действует в системе социальных координат. Это определяется тем, что индивид принадлежит сразу нескольким социальным группам, каждая из которых отражается на человеке через социальные предписания, роли, статусы, табу и традиции. При этом воздействие каждой группы на личность не равно другой. В этой системе, считает Сорокин, личность в одно и то же время целостна и мозаична. Она распадается наряд «Я», часто противоположных друг другу. Каждый индивид в этой системе выполняет разные социальные роли, которые могут противоречить друг другу.Отдельного упоминания заслуживает теория В.А.Ядова об иерархической структуре диспозиций личности и ее социальной обусловленности. Решающим шагом в изучении концепции исследователь считал выделение иерархических структур потребностей, условий деятельности и собственно диспозиционных образований, формирующихся «на стыке» между потребностью и условиями (предметами) ее реализации. В момент совершения какого-либо действия человек актуализирует свои диспозиции, то есть представления о мире и самом себе, собственные ощущения, ресурсы, ценности и сознательные установки. Сюда включаются и эмоциональные компоненты социальной установки. В нормальных условиях, пишет В.А.Ядов, выделение иерархических структур потребностей, условий деятельности и собственно диспозиционных образований, формирующихся «на стыке» между потребностью и условиями (предметами) ее реализации. При этом регулирование социального поведения определяется системой диспозиции личности, а не только одним аспектом. Таким образом, при изучении социального поведения следует учитывать взаимодействие личного и социального, осознанного и бессознательного, рационального и эмоционального факторов.Например, человек является одновременно отцом и руководителем отдела. В одно и то же время он должен быть либо на важном совещании, либо на школьном концерте своей дочери. В этот момент социальные ожидания от двух его ипостасей вступают в конфликт. В тот момент, когда человек делает выбор, он действует и идентифицируется как личность, совершая моральный и нравственный поступок, следуя за индивидуальными ценностями, но при этом сверяясь с социальными требованиями.ЗаключениеПонятие личности – достигаемая характеристика. Личностей еще меньше, чем индивидуальностей. Индивид и индивидуальность подчиняются социально-психологическим факторам, например групповому давлению. Но если индивид неосознанно подчинился группе или перешагнул через собственные принципы и ценности, он перестал быть личностью, поскольку личность – это то, что делается вопреки группе, толпе, коллективу, массе. Человек – самое общее, родовое понятие. Индивид, если это типичный представитель большой социальной группы: своего класса, народа или профессии – суть видовое понятие. Личность – исключительно единичное понятие, определяющееся в тот момент, когда человек совершает выбор и моральный поступок. Таким образом, представляет, что личность – это категория, вырастающая из категории индивидуальности. При этом личность является социальной категорией, так как проявляется в тот момент, когда индивидуальность сталкивается с обществом и вынуждена выбирать, как с ним взаимодействовать. Можно сказать, что личность – это социальная модификация индивидуальности: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.В процессе становления личности из индивидуальности больше значение имеют социальные институты, например, культура, образование, экономические реалии. Личности людей формируются в процессе их взаимодействия друг с другом. Окружающая среда также оказывает влияние на личности. В значительной мере личности формируется и под влиянием индивидуальных, психологически или биологически детерминированных черт. Кроме того, важным аспектом формирования является культура. Библиографический списокAriansen, A. M. S. “Quiet is the New Loud”: The Biosociology Debate’s Absent Voices. The American Sociologist, 52(3), 477–504. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности – М., 1986. Клементьев Д.С. Социология личности. – М., 2020.Кон И. С. В поисках себя: личности и её самосознание. – М., 1984. Кравченко А.И. Социология. – М., 2014. Кухтевич Т. Н. Социология воспитания. – М., 1989. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. Наумова Н. В. Влияние переходных социальных структур на социальные качества личности. – М., 1990. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. Тугаринов В.П. Философия сознания. – М., 1971. Ядов В. А. Саморегуляция и самопрогнозирование социального поведения личности. – Л., 1987.

1. Ariansen, A. M. S. “Quiet is the New Loud”: The Biosociology Debate’s Absent Voices. The American Sociologist, 52(3), 477–504.
2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности – М., 1986.
3. Клементьев Д.С. Социология личности. – М., 2020.
4. Кон И. С. В поисках себя: личности и её самосознание. – М., 1984.
5. Кравченко А.И. Социология. – М., 2014.
6. Кухтевич Т. Н. Социология воспитания. – М., 1989.
7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
8. Наумова Н. В. Влияние переходных социальных структур на социальные качества личности. – М., 1990.
9. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
10. Тугаринов В.П. Философия сознания. – М., 1971.
11. Ядов В. А. Саморегуляция и самопрогнозирование социального поведения личности. – Л., 1987.

Вопрос-ответ:

Какие категории личности и индивидуальности существуют в социологии?

В социологии выделяют две основные категории - личность и индивидуальность. Личность включает в себя набор характеристик, образующих уникальную индивидуальность каждого человека. Индивидуальность – это сочетание физических и психологических особенностей, которые делают человека уникальным.

Какие социологические школы изучают личность и индивидуальность?

В социологии существуют различные школы, которые изучают личность и индивидуальность. Некоторые из них это социальная психология, социальное конструирование реальности, символическая интеракционисткая теория. Все эти школы предлагают различные подходы к изучению личности и индивидуальности, исследуют взаимодействие личности с социальной средой и роль общества в формировании индивидуальности.

Какую теорию развития личности предложил Эрик Эриксон?

Эрик Эриксон, социальный психолог, предложил теорию развития личности на протяжении всей жизни. Он выделил восемь стадий жизненного цикла развития, каждая из которых характеризуется особыми задачами и конфликтами. Некоторые из этих стадий включают доверие, автономию, инициативу, трудолюбие, становление индивидуальности, интимность и творческую активность.

Какое соотношение категорий личности и индивидуальности в социологии?

В социологии личность и индивидуальность рассматриваются в тесной взаимосвязи. Личность представляет собой социальный конструкт, формирующийся через взаимодействие индивидуальности с социальной средой. Таким образом, индивидуальность, которая является уникальными чертами человека, влияет на формирование личности в обществе.

Какую роль играют кризисы в развитии личности?

Согласно теории Эрика Эриксона, кризисы играют важную роль в развитии личности на протяжении всей жизни. Каждая стадия развития характеризуется определенными задачами и конфликтами, которые являются кризисными моментами. Прохождение через эти кризисы помогает личности расти и развиваться, а также формировать свою индивидуальность.

Чем отличается личность от индивидуальности?

Личность - это сложный социально-психологический феномен, который включает в себя все аспекты поведения, структуру личности, индивидуальные характеристики, ценности и убеждения. Индивидуальность же является более узким понятием и относится к уникальным чертам и качествам каждого человека, его особенностям, которые делают его неповторимым.

Какие социологические школы изучают личность и индивидуальность?

Существует несколько социологических школ, изучающих личность и индивидуальность. Например, символическое взаимодействие и социальное конструирование реальности, которые считают, что личность формируется исключительно в процессе взаимодействия с другими людьми и социальными институтами. Еще одной школой является биографический подход, при котором акцент делается на рассмотрении жизненного пути и истории индивидуальности, чтобы понять ее формирование и развитие. Другие школы, такие как структурал-функционализм и конфликтология, также вносят свой вклад в изучение личности и индивидуальности в социологии.

Какая теория развития личности была предложена Эриком Эриксоном?

Эрик Эриксон разработал теорию развития личности в течение всей жизни, известную как "эриксоновская психосоциальная теория". Он отметил важность кризисов в этом процессе. В соответствии с данной теорией, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий: доверие, автономия, инициатива, трудолюбие, становление индивидуальности, интимность, творческая активность и мудрость. Каждая стадия связана с определенными задачами и вызовами, которые личность должна преодолеть для достижения определенных качеств и развития.

Какие категории личности и индивидуальности существуют в социологии?

В социологии существуют такие категории личности и индивидуальности, как социальная роль, социальная идентичность, социальная компетентность, социальные навыки, социальные нормы и ценности.