Формирование читательской компетенции в процессе изучения творчества Н.С. Гумилева

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 59 59 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 15.01.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение …………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические подходы к формированию читательской компетенции на уроках литературы …………………………………………………………….7
1.1. Сущность понятия «читательская компетенция»……………………….. 7
1.2. Возможности художественной литературы в формировании читательской компетенции обучающихся …………………………………...17
1.3. Основные методы и приемы формирования читательской компетенции обучающихся………………………………………………………………….. 19
Глава II. Литературоведческие основания изучения творчества Н.С. Гумилева………………………………………………………………………. 22
2.1. Место Н.С. Гумилева в историко-литературном процессе начала ХХ века и основные темы его творчества……………………………………….. 22
2.2 Основные темы творчества Н.С. Гумилева……………………………...25
2.3. Особенности поэтического мировидения Н.С. Гумилев………………. 26
Глава III. Методические основы формирования читательской компетенции при изучении творчества Н.С. Гумилева ……………………………………...28
3.1. Анализ УМК с точки зрения изучения творчества Н.С. Гумилева в средней школе …………………………………………………………………28
3.2. Способы и приемы изучения лирики Н.С. Гумилева с целью формирования читательской компетенции обучающихся………………….32
3.3. Примерный план–конспект урока по творчеству Н.С. Гумилева «Поэт, воин, путешественник» ……………………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованных источников………………………………………..…57

Фрагмент для ознакомления

Как видно из модели, первичным в развитии читательской компетенции является формирование мотивационного и когнитивного аспектов. При этом, по нашему мнению, деятельностный аспект не выступает на первый план, поскольку ученики средней школы уже имеют навыки чтения, хотя и нуждаются в последующем развитии этого навыка, но уже в меньшей степени, чем развитие мотивационного и когнитивного аспектов. Так, можно сказать, что в средних и старших классах школы чтение используется как средство обучения, однако, ученики склонны считывать только очевидную, «поверхностную» информацию. Для формирования мотивационного аспекта необходимо развить саму библиографическую культуру как составляющую читательского кругозора. Это отражено и в документах ФГОС. Также, очевидно, что охватить большой объем информации и проанализировать большое количество произведений Гумилева Н.С. невозможно, поскольку время на изучение творчества поэта выделено мало в школьной программе. Поэтому проведение открытых уроков, которые посвящены Гумилеву, работа с его произведениями во внеурочное время (например, анализ стихотворений в качестве домашнего задания), позволит сформировать достаточный читательский кругозор для ученика средней школы.Также мотивационный аспект развивается в процессе изучения, поскольку происходит развитие познавательной мотивации. Здесь важную роль играет учитель, поскольку ему необходимо выстроить правильный контакт с теми учениками, которые имеют средний и низкий уровень читательской компетенции, чтобы помочь им подняться на уровень выше. Для этого, учителю необходимо пользоваться средствами ИКТ для того, чтобы вызывать интерес у учеников, также использовать и другие передовые приемы передачи информации – игровые формы обучения, проектное обучение, кейс-технология, и др. В результате применения современных методов и приемов обучения обучающиеся средней школы развивают кругозор по произведениям поэта Гумилева Н.С., испытывают потребность в чтении и заучивании его стихотворений, Ученики умеют пользоваться справочной литературой (ситуация, когда ученики ищут неизвестное слово, используемое автором произведения, в справочном литературе – словарях), участвуют в диалоге с учителем, строят свое монологическое высказывание о проблемах в стихотворении, развивают устную и письменную речь (при ответе на вопрос учителя письменно). Формирование и развитие когнитивного критерия читательской компетенции происходит через эмоционально-оценочное отношение к прочитанному произведению, поскольку позволяет понять и удерживать ее в памяти особо запоминающиеся строки более длительное время, чем при формальном заучивании. Так, детальный анализ произведений Гумилева Н.С. позволит выстроить глубокое понимание и осознание подтекста стихотворений, сформирует особое отношение читающего к произведению, и читающему будет намного легче выучить заданное на дом стихотворение и запомнить его надолго. Этот аспект важен, поскольку эстетическая ценность произведений Гумилева Н.С. способна затрагивать эмоции читателей и вызывать их эстетические реакции. Последнее, согласно Выготскому, увеличивается в результате творческой работы. То есть, когда происходит индивидуальная или групповая работа над произведением – иллюстрации к стихотворениям Гумилева, описание своих чувств и образов после прочтения является эстетической реакцией. Любое произведение искусства – если оно претендует на сильное эстетическое восприятие - должна включать несколько психических плоскостей с противоположной силой. Например, противоречие -противоречие между конфликтующими психологическими аспектами творчества приводит к ‘взрыву" эмоциональных ощущений от прочтения произведения. Способность устанавливать отдаленные ассоциации к образам стихотворений, которые связывают понятия из отдаленных категорий, который рассматривается как один из основных компонентов творчества. Поэзия, которая содержит отдаленные ассоциации, описанные с помощью метафор и аналогий (творчество Гумилева Н.С. содержит достаточно много средств выразительности), сочетает в себе несвязанные понятия нетипичными способами. В целом, метафорическое выражение часто включает сопоставление абстрактных и более конкретных понятий и поэтому понимание метафор требует активации более широкого набора семантических ассоциаций у человека при прочтении произведения. Восприятие произведений Гумилева Н.С. может включать готовность замечать сходство между удаленными категориями, что может быть решающей способностью в генерировании творческих идей. Тренировка метафорического мышления приводит к расширению категорий, ассоциаций, обеспечивает новый способ понимания реальности и человеческих чувств.Деятельностный аспект обусловлен самим процессом чтения. Но, как показывает практика, существует комплексная причина допущения ошибок при прочтении текстов учениками средней школы. Она состоит в следующем:- недостаточность развития артикуляции читателей; - несовершенство работы зрительного анализатора,- недостатки речевого развития детей в дошкольный период детства (то есть, это систематические ошибки в устной речи – метатезах, эпентезах, диерезах).Эти явления считаются нежелательными факторами, которые тормозят формирование правильного, плавного и выразительного чтения.На уроках литературы, посвященных изучению творчества Гумилева Н.С. необходимо читать вслух, поскольку при прочтении стихотворений развивается правильное и плавное чтение. При заучивании стихотворений развивается не только память, но и выразительность чтения, поскольку применения подхода в заслушивании стихов другими детьми мотивирует учащегося подготовить стихотворение более тщательно. Деятельностный критерий модели реализуется также посредство организации учебной деятельности. Во время изучения творчества Гумилева Н.С. используется весь потенциал активности учащегося средней школы, когда читательские умения формируются в процессе моделирования учебных ситуаций, что приводит к развитию и познавательной деятельности.Следующим разработанным блоком педагогической модели является блок «Образовательная среда». Этот блок включает следующие аспекты:- формирование круга чтения стихов Гумилева Н.С.; - формирование сотрудничества ученика и учителя; - организацию уроков литературного чтения и внеурочной деятельности с ориентацией на формирование читательских умений; - проходит отбор форм и методов работы, соответствующих специфике учебного материала; - обеспечение учащимся возможности самим ставить учебные задачи, самостоятельно осуществлять познавательную деятельность. Например, реализация блока «Образовательная среда» может состоять в организации доступной библиотеки с произведениями Гумилева Н.С., создании уголка, посвященного писателю. Учителю необходимо стимулировать пользоваться этими книгами и сборниками, в том числе, и во внеурочной деятельности. Ученики имеют возможность пользоваться книгами во время перемены, продленки. Они могут делиться ими с одноклассниками, могут обсудить прочитанное и задать интересующие вопросы учителю. Ученики могут сами наполнять «литературный уголок», поскольку вовлечение учеников создание этой образовательной среды мотивирует их изучать творчество поэта, интересоваться его малоизвестными произведениями, или его творчеством в целом.Следующим блоком в модели идет блок «Работа с родителями». Согласно модели, блок характеризуется проведением открытых уроков (или семинаров), и классных часов вместе с родителями. Проведение тематических часов, которые посвящены творчеству Гумилева Н.С. для интересующихся родителей будет способствовать укреплению отношений между родителем и ребенком. Интересующийся процессом обучения родитель в большинстве случае вызывает положительные эмоции у детей, которые учатся в средней школе, поскольку ученики замотивированы поделится опытом, своим творчеством, идеями, которые они получают в процессе обучения. Также, учитель может составить рекомендации по работе с домашним заданием для учеников и их родителей, которые, например, могут содержать советы: не заставлять ребенка читать насильно, не выбирать произведения для чтения за учащегося, тем самым предоставляя ему самостоятельность выбора. Посоветовать ему в положительном ключе произведения, которые могут отозваться. Самое важное - не критиковать учащегося, если читает неправильно, мягко исправлять его, обсуждать прочитанное, приводить примеры из своей жизни по аналогии с произведением, читать ребенку вслух несмотря на то, что он умеет читать сам.Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная модель взаимосвязана со всеми ее блоками и аспектами, поскольку оказывает воздействие на среду учащихся как дома, так и на их среду в классе.Этому способствуют такие технологии обучения, как проектное обучение, кейс-технология. Анализ стихотворений и создание иллюстраций к ним, игровые и групповые формы обучения помогают учителю формировать читательскую компетенцию у учащихся на уроках изучения творчества Н.С. Гумилева.3.3. Примерный план–конспект урока по творчеству Н.С. Гумилева «Поэт, воин, путешественник»Предмет: литератураКласс: 11 классТема урока: Поэт, воин, путешественник Н.С. ГумилевЦель:  формировать читательскую компетенцию учащихся путем знакомства с творчеством Н.С.Гумилёва; Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).Формы работы на уроке: самостоятельная работа, практическая работа.Используемые технологии: технология проблемного обученияОжидаемые результаты:предметныеЗнает:понятия «художественные средства выразительности», «выразительное чтение», «интонация»;алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом;Умеет:находить в произведение художественные средства выразительности;определять жанр произведения;определять тему и главную мысль произведения;метапредметныеПознавательные:поиск и выделение необходимой информации (анализ произведения, нахождение заданной информации);умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде;Регулятивные:способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;умение действовать по алгоритму-плану;умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);Коммуникативные:умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов), умение доказывать свою позицию,Методические задачи урока:Обучающая: повторение и закрепление знаний по теме «Творчество Н.С. Гумилева;Развивающая: развивать логическое мышление, творческие способности, отрабатывать устные и письменные, вычислительные навыки, искать, получать и использовать информацию соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к работе, аккуратность, способствовать воспитанию активности, самостоятельности, продолжить формирование коммуникативных навыков.Этап урокаСодержание урока, деятельность учителяДеятельность учащихся1. Этап. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности.Организационный настрой на урок.Учитель эмоционально настраивает учеников, проверяет их готовность к уроку. Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.-Здравствуйте, ребята. Недавно мы с вами познакомились со словами «акмеизм», «адамизм». Так что значат эти понятия?На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?В чём вы видите отличия символизма и акмеизма? Что у них общего?- Ребята, давайте вместе с вами поможем поговорим о Серебряном веке искусства. Почему он «Серебряный» и о каких видах искусства прежде всего говорят в рамках Серебряного века. - Ребята, сегодня мы всем классом отправимся в Серебряный век для того, чтобы познакомиться с талантливым русским поэтом, одним из основателей акмеизма – Николаем Степановичем Гумилёвым. Мы с вами будем выступать на уроке в роли корреспондентов. Наша задача – это задавать вопросы Гумилеву, слушать его мысли, ответы и делать записи. Приглашается один ученик, которому заранее было дано индивидуальное задание – изучить творческий путь Н.С. Гумилева. - Ребята, а какие вопросы мы будем ему задавать, если мы совершенно не знаем о нем ничего? Во время дискуссии учитель подводит школьников к выводу, что им не хватает определённых знаний и умений.Ребята, есть ли у вас желание приобрести знания и умения, чтобы составить полезные вопросы?Ученики приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.Учащиеся сформулировали и представили свои суждения. Ученики отвечают.Ученики пытаются задавать вопросы, но понимают, что им не хватает знаний о жизненном пути поэта.2. Этап. Контроль и самопроверка знанийУчитель обеспечивает мотивацию выполнения задания и контролирует выполнение работы. «Заблудившийся трамвай», написанное русским поэтом серебряного века Николаем Степановичем Гумилёвым, является одним из самых загадочных стихотворений, входивший в «Огненный столп», неоднократно исследовался в литературоведении. Чем оно так интересно?Гумилев создал свое стихотворение после Октябрьской революции, поэтому, можно сказать, что история написания стихотворения связана с ситуациями в стране в начале двадцатого века. По атмосфере стихотворения видно, что Гумилев отрицательно относился к революции, так как считал, что нельзя строить новую жизнь страны на вранье. Он публично утверждал, что теперь страной владеют варвары, которые разрушают, не жалея того, что наша страна создавала веками. Когда революция прошла, другим душе тревожащим событием для Гумилева стала гражданская война. Военные действия вызывали у поэта неприятные ощущения, которые отразились в произведении «Заблудившийся трамвай». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1921 его опубликовали в сборнике «Огненные столпы».- Ребята, а давайте сейчас прочитаем стихотворение «Заблудившийся трамвай». - Опишите настроение, которое создаёт картина осени в этом произведении? Назовите слова, которые выражают настроение. - Назовите средства выразительности, которые вы будете использовать при чтении, чтобы передать настроение стихотворения Учитель контролирует выполнение заданий.- Следующее задание вы выполняете по парам. Вам нужно в парах выразительно прочитать стихотворение и оценить выразительность чтения своего соседа по парте.-Молодцы! Я думаю все постарались выразительно прочитать это красивое стихотворение.- Ученик Итак, ребята, я - Гумилев Николай Степанович (1886–1921 гг. жизни) является русским поэтом, прозаиком, а также литературным критиком и одним из представителей литературы Серебряного века, основателем школы русского акмеизма. Его Творчество полно мировоззренческого мотива и идеи о главенстве души человека над его телом. Хочу сегодня познакомить вас с моим стихотворением «Заблудившийся трамвай»Читают стихотворение.- Грустное.Отвечают.Выразительно читают и оценивают чтение соседа по парте.3. Этап.Локализация индивидуальных затруднений.- Ребята, назовите тему произведения? (О чём оно?)- Опишите, какие представления возникли в вашем воображении, когда вы слушали стихотворение.- Укажите слова автора, которые помогают увидеть этот образ. - Назовите сочетания слов, в которых автор выразил своё отношение к жизни.- Ребята, созрели ли у вас в голове какие-либо вопросы для нашего гостя? О зарождении задумки стихотворения «Заблудший трамвай» говорила И. Одоевцева. Гумилев когда-то рассказал ей о своих веселых гулянках, и о своих ночных возвращениях домой. Как-то раз Гумилев при возвращении домой увидел трамвай, летящий в небе. Так, летящий трамвай мысленно перенес поэта в его прошлое, а затем в будущее. Как он рассказывал, в его мыслях стали появляться строки стихотворения «Заблудший трамвай», поэтому стихотворении Гумилев написал меньше чем за час. Поэт с удивлением говорил о получившемся стихотворении.- Отвечают на вопросы учителяКакая задумка данного стихотворения?4. Этап. включения изученного в систему знаний.Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом.-Ребята, а давайте с вами вместе повторим порядок работы с художественным (поэтическим) текстом. Это задание вы выполняете в четверках, чтобы каждый из вас смог проговорить свой вариант алгоритма работы с художественным (поэтическим) текстом.А сейчас наш приглашенный гость задаст вопросы вам. Н.С. Гумилев: Какая тема данного стихотворения?Какая проблема стихотворения?Какие средства выразительности в данном стихотворении я использовал?Ребята, мое стихотворение «Заблудившийся трамвай» олицетворяет мои мировоззренческие мотивы. Это стихотворение доказывает то, что я -Гумилёв не буду участвовать в фарсе, который те самые крестьяне называли светлым будущем». Я требую: «Остановите трамвай!», остановите «жизнь». Но остановить «трамвай» никто не может и мне приходится ехать дальше, с горечью осознавая, что «дом в три окна и серый газон», которые промелькнули в окне, останутся в прошлом навсегда. Только когда произошла революция, я по-настоящему понял, как дорога мне была та прежняя страна! «Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить».Ученики обсуждают в четверках варианты работы с художественным (поэтическим) текстом.Отвечают на вопросы5. Этап рефлексии учебной деятельности.  Учитель настраивает класс на рефлексию учебной деятельности. Комментирует оценки по группам, индивидуально. Ребята, понравился ли наш урок вас сегодня? А как вам наш Гумилев? Справился со своим домашним заданием? А оценка всему классу: МОЛОДЦЫ!УРОК ОКОНЧЕН!Ребята проводят рефлексию учебной деятельности. ЗаключениеВ данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрелиосновы формирования читательской компетенции в процессе изучения творчества Н.С. Гумилева.В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи:- определены основные теоретические аспекты понятия «читательская компетенция» и провести обзор традиционных и новаторских методических приемов для ее формирования;- проведен анализ жизненного и творческого пути Н.С. Гумилева, определить основные темы его лирики;- проанализированы произведения Н.С. Гумилева в рамках изучения его творчества на уровне среднего общего образования;- произведен отбор наиболее эффективных методических приемов формирования читательской компетенции учащихся среднего звена общего образования.В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.Читательская компетенция - это психологическая система, компоненты которой исполняют функции превращения содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя.Основными функциями читательской компетенции являются информативная, инструментальная, коммуникативная, учебная, развлекательная и профессиональная функции.Сформированная читательская компетенция обучающегося образовательного учреждения определяется следующими компонентами: Читающий имеет ценностное отношение к процессу чтения и познания; Читающий имеет некоторый читательский кругозор и литературоведческие представления, знает о разнообразии жанров и тематик произведений; Читающий умеет выполнять различные виды работ по тексту, книге; имеет продуктивные способы получать текстовую информацию; постоянно развивает качественный навык осмысленного чтения.Формирование читательской компетенции на уроках литературы в общеобразовательном учреждении возможно организовать с помощью изучения творчества Н.С. Гумилева, потому что стихотворения поэта яркие, фантастические, которые «захватывает» и далее «поглощают» читателя, вызывая у него интерес к чтению. Поэзия Гумилева охватывает много тем. Основными темами стихотворений Гумилёва являются любовь, жизнь, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства современных ему поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.Любовная лирика Гумилева охватывает читателей страстью и волей. Любовная тема настолько мелодично раскрыта в его стихотворениях, что они становятся близкими к романсу. Любовь в произведениях Гумилева является таким чувством, которое включает в себя природную стихию. И эта природа является грозной, недоступной человеку. Природа сама выбирает, кого казнить, а кого помиловать, как и любовь.Проанализировав учебники и учебные пособия старших классов, мы сделали вывод о том, как представлено в них творчество Н.С. Гумилева. Было выявлено, что изучению что в большинстве учебников по литературе 6-ого класса темы уроков по Гумилеву Н.С. отсутствуют. В учебнике для 7-ого класса поэзию Н.С. Гумилева рассматривают в рамках темы «В мастерского художника слова. Поэтическое мастерство». В учебнике рассматривается статья Гумилева Н.С. о поэтических произведениях. Чтение такого текста формирует углубленное изучение, поскольку это прозаическое произведение состоит из специальных терминов и слов. Несомненно, изучение таких текстов также формирует читательскую компетенцию.В основном творчество Гумилева изучают на открытых уроках. Открытые уроки по литературе чаще проходят в классах по углублённому изучению русского языка и литературы. На таких уроках проходят жизненный и творческий путь поэта Гумилева Н.С., изучают его произведения. В основном такие уроки проводят по авторским методикам различных педагогов. В настоящее время в школьной программе творчество поэта Н.С. Гумилева изучается в средней школе (6-7 класс). Учителями литературы проводятся открытые уроки по данной теме с использованием различных средств информационно-коммуникационных технологий. Но перед учителем литературы встаёт проблема отбора учебного материала для наиболее глубокого освещения творчества поэта. По этой причине целесообразна разработка методических приёмов и конспектов уроков, помогающих школьникам освоить специфику творчества поэта, научиться анализировать и сравнивать произведения художественной литературы. Таким образом, поставленные в работе задачи решены, цель исследования достигнута. Список использованных источниковАлександровская М. А., Русская баллада XVIII века. Поэтика жанры. Проблемы поэтики русской литературы. МПГУ. С. 14 – 22. Беленькая О.Н. Читательская компетенция как базовая основа ключевых компетенций учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/user/116534/page/chitatelskaya-kompetenciya-kak-bazovaya-osnova-klyuchevyh-kompetenciy-uchashchihsya (дата обращения 26.09.2022)Буркало Л.Н., Жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/29/zhiznennyy-i-tvorcheskiy-put-n-s-gumileva (дата обращения 10.10.2022)Выготский Л. С. Педагогическая психология. Моска: АСТ, 2005, 670 с. Гончарова Е.Л., Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. Дефектология. 2007. – № 1. – С. 4–11.Гумилёв Н.С., Николай Гумилев : [Избранное]. Смоленск: Русич, 1999. 553 с.Гумилёв Н.С., Огненный столп : Стихи и проза. Ижевск: Удмуртия, 1991. 430 с.Гумилёв Н.С., Стихотворения. Поэмы. М: Э, 2017.541 с.Гутов А. Г., Творческий путь Н. С. Гумилева. Характеристика основных этапов. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/tvorchieskii-put-a-a-bloka-osnovnyie-etapy-tvorchiestva-kharaktieristika-proizviedienii-i-poetiki-avtora.html (дата обращения 10.10.2022).Дорогами Николая Гумилева. Литература (Прилож. к "1 Сент."). 2007. N 5 (Март). С. 45.Камалова Л. А., Колетвинова Н. Д. Проблема чтения и повышения культуры чтения студентов-бакалавров начального образования в современной высшей школе // Международный журнал экологического образования науки. № 11 (4). С. 473-484.Клычникова З.И., Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1983.Колганова Н.Е.,Первова Г.М., Понятие о компетентном читателе. Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы 4 Всероссийской научно-практической интернет-конференции. 2012. С. 186-191.Колосова Е. А. Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики: автореф. дисс. на соиск. учен. степени кандидата соц. наук. Москва., 2011. 36 с.Кольчикова Н.Л., Формирование читательских компетенций школьника в процессе литературного образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 4 (132). 176-180 с. Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение. 1969. 214с.Лукницкая В. К.,Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домаш. арх. семьи Лукницких. Л. : Лениздат, 1990. - 301,[1] с.Наумчук Г.Н., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89. 2006. 240 с.Новейший философский словарь / Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1999. 877 с.Овсянникова Т.Г., Мовнар И.В., Шишигина Т.Л Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы. Вологда: Изд-во Вологодского института развития образования, 2016, 80 с.Петров И. В., Жанр баллады в поздней лирике Н.С. Гумилева [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/49495/1/dc-1998-099.pdf (дата обращения 09.10.2022)Разуваева Т.А., Методические рекомендации по совершенствованию читательской компетенции студентов факультета иностранных языков на занятиях по немецкому языку. Федеральное агентство по образованию РФ, Пензенский гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. Пенза. 2006. 171 с.Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. – М: МГПУ, 2003.Светловская Н.Н. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь –справочник. –М.: Экон – Информ, 2011.Синявский А. Д., Синявский А. Д., Гумилёв. Краткая литературная энциклопедия. М.:Советская энциклопедия, 1962. Т. 2.Скрипова Ю. Ю., Структура читательской компетентности младших школьников. Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (6–7 дек. 2012 г., г. Пермь). Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. 2012. – Ч. 1. – С. 330–339.Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007.Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007.Тимофеев Л. И.,Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М: Просвещение. 1974. 509 с.Тимофеева Е. Д., Н.С. Гумилев – переводчик и редактор сборника “Роберт Саути. Баллады издательства “Всемирная литература”. Издательство “Всемирная литература”. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Язык и литература. 16 (1). С. 141-155. Ушинский К.Д., Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. К.: Початкова школа. 2002. 296 с.Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (российский книжный союз) Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/natsionalnaja-programma-podderzhki-i-razvitija-chtenija-utv-rospechatiu/ (дата обращения 26.02.2022)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)Ходасевич В.Ф. Некрополь. Изд-тво: Вагриус, 2006 г. Серия: Мой 20 век.Хомский Н., Язык и мышление М. 1972. 196 с.Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. - М., 2007.Эльконин Д. Б., Избранные психологические труды. Под ред. В.П. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. 386с.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Педагогика,1996Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Педагогика,1996Hutmacher W. Key comрetencies for Euroрe // Reрort of the Symрosium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooрeration (CDCC) // Secondary Education for Euroрe Strasburg, 1997. Р.18-28, Р.22.Grzesik J. Textverstehen lernen und lehren. Stuttgart: Klett, Verlag für Wissen und Bildung, 1990. 405 s.

1. Александровская М. А., Русская баллада XVIII века. Поэтика жанры. Проблемы поэтики русской литературы. МПГУ. С. 14 – 22.
2. Беленькая О.Н. Читательская компетенция как базовая основа ключевых компетенций учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/user/116534/page/chitatelskaya-kompetenciya-kak-bazovaya-osnova-klyuchevyh-kompetenciy-uchashchihsya (дата обращения 26.09.2022)
3. Буркало Л.Н., Жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/29/zhiznennyy-i-tvorcheskiy-put-n-s-gumileva (дата обращения 10.10.2022)
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Моска: АСТ, 2005, 670 с.
5. Гончарова Е.Л., Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. Дефектология. 2007. – № 1. – С. 4–11.
6. Гумилёв Н.С., Николай Гумилев : [Избранное]. Смоленск: Русич, 1999. 553 с.
7. Гумилёв Н.С., Огненный столп : Стихи и проза. Ижевск: Удмуртия, 1991. 430 с.
8. Гумилёв Н.С., Стихотворения. Поэмы. М: Э, 2017.541 с.
9. Гутов А. Г., Творческий путь Н. С. Гумилева. Характеристика основных этапов. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/tvorchieskii-put-a-a-bloka-osnovnyie-etapy-tvorchiestva-kharaktieristika-proizviedienii-i-poetiki-avtora.html (дата обращения 10.10.2022).
10. Дорогами Николая Гумилева. Литература (Прилож. к "1 Сент."). 2007. N 5 (Март). С. 45.
11. Камалова Л. А., Колетвинова Н. Д. Проблема чтения и повышения культуры чтения студентов-бакалавров начального образования в современной высшей школе // Международный журнал экологического образования науки. № 11 (4). С. 473-484.
12. Клычникова З.И., Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1983.
13. Колганова Н.Е., Первова Г.М., Понятие о компетентном читателе. Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы 4 Всероссийской научно-практической интернет-конференции. 2012. С. 186-191.
14. Колосова Е. А. Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики: автореф. дисс. на соиск. учен. степени кандидата соц. наук. Москва., 2011. 36 с.
15. Кольчикова Н.Л., Формирование читательских компетенций школьника в процессе литературного образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 4 (132). 176-180 с.
16. Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение. 1969. 214с.
17. Лукницкая В. К., Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домаш. арх. семьи Лукницких. Л. : Лениздат, 1990. - 301,[1] с.
18. Наумчук Г.Н., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89. 2006. 240 с.
19. Новейший философский словарь / Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1999. 877 с.
20. Овсянникова Т.Г., Мовнар И.В., Шишигина Т.Л Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы. Вологда: Изд-во Вологодского института развития образования, 2016, 80 с.
21. Петров И. В., Жанр баллады в поздней лирике Н.С. Гумилева [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/49495/1/dc-1998-099.pdf (дата обращения 09.10.2022)
22. Разуваева Т.А., Методические рекомендации по совершенствованию читательской компетенции студентов факультета иностранных языков на занятиях по немецкому языку. Федеральное агентство по образованию РФ, Пензенский гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. Пенза. 2006. 171 с.
23. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. – М: МГПУ, 2003.
24. Светловская Н.Н. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь –справочник. –М.: Экон – Информ, 2011.
25. Синявский А. Д., Синявский А. Д., Гумилёв. Краткая литературная энциклопедия. М.:Советская энциклопедия, 1962. Т. 2.
26. Скрипова Ю. Ю., Структура читательской компетентности младших школьников. Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (6–7 дек. 2012 г., г. Пермь). Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. 2012. – Ч. 1. – С. 330–339.
27. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007.
28. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007.
29. Тимофеев Л. И., Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М: Просвещение. 1974. 509 с.
30. Тимофеева Е. Д., Н.С. Гумилев – переводчик и редактор сборника “Роберт Саути. Баллады издательства “Всемирная литература”. Издательство “Всемирная литература”. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Язык и литература. 16 (1). С. 141-155.
31. Ушинский К.Д., Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. К.: Початкова школа. 2002. 296 с.
32. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (российский книжный союз) Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/natsionalnaja-programma-podderzhki-i-razvitija-chtenija-utv-rospechatiu/ (дата обращения 26.02.2022)
33. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
34. Ходасевич В.Ф. Некрополь. Изд-тво: Вагриус, 2006 г. Серия: Мой 20 век.
35. Хомский Н., Язык и мышление М. 1972. 196 с.
36. Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. - М., 2007.
37. Эльконин Д. Б., Избранные психологические труды. Под ред. В.П. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. 386с.
38. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Педагогика,1996
39. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Педагогика,1996
40. Hutmacher W. Key comрetencies for Euroрe // Reрort of the Symрosium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooрeration (CDCC) // Secondary Education for Euroрe Strasburg, 1997. Р.18-28, Р.22.
41. Grzesik J. Textverstehen lernen und lehren. Stuttgart: Klett, Verlag für Wissen und Bildung, 1990. 405 s.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы используются для формирования читательской компетенции на уроках литературы?

В статье рассматриваются различные теоретические подходы к формированию читательской компетенции, такие как психологический, литературоведческий и педагогический подходы.

Что такое читательская компетенция?

Читательская компетенция - это способность понимать, интерпретировать и анализировать текст, а также умение критически мыслить и развивать свою литературную эрудицию.

Какую роль играет художественная литература в формировании читательской компетенции у учащихся?

Художественная литература имеет значительное значение в формировании читательской компетенции, так как она способствует развитию воображения, эмоционального восприятия, эстетического вкуса и позволяет расширить кругозор и общую культуру обучающихся.

Какие методы и приемы используются для формирования читательской компетенции у обучающихся?

Для формирования читательской компетенции используются различные методы и приемы, такие как анализ текстов, обсуждение произведений, ролевые игры, чтение в группах, написание эссе и сочинений, чтение вслух и т. д.

Какую роль играют уроки литературы в развитии читательской компетенции?

Уроки литературы играют важную роль в развитии читательской компетенции, так как они предоставляют учащимся возможность погружения в мир литературы, анализа произведений, обсуждения их с другими обучающимися и развития критического мышления.

Что такое читательская компетенция?

Читательская компетенция - это набор знаний, навыков и умений, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с текстами, понимать и анализировать их, создавать свое собственное толкование произведений и находить в них глубинное содержание.

Как художественная литература помогает формировать читательскую компетенцию обучающихся?

Художественная литература позволяет обучающимся развивать различные аспекты читательской компетенции. Через чтение и анализ литературных произведений они учатся понимать текст, анализировать его структуру и композицию, сопереживать героям, интерпретировать содержание и выражать свое мнение о прочитанном.

Какие методы и приемы можно использовать для формирования читательской компетенции обучающихся?

Для формирования читательской компетенции можно использовать различные методы и приемы. Например, можно проводить коллективное чтение произведений, обсуждать их в группах, анализировать структуру и композицию текстов, задавать вопросы, требующие глубокого понимания и интерпретации содержания, и многое другое.

Каковы возможности художественной литературы в формировании читательской компетенции?

Художественная литература является мощным инструментом для формирования читательской компетенции. Она позволяет развивать воображение, эмпатию, аналитическое и критическое мышление обучающихся. Через чтение художественных произведений они могут погрузиться в другой мир, идентифицироваться с героями, понимать разные точки зрения и расширять свой кругозор.

Как можно определить сущность понятия "читательская компетенция"?

Сущность понятия "читательская компетенция" заключается в понимании текстов, анализе их структуры и содержания, интерпретации произведений, создании своего собственного толкования и критического осмыслении прочитанного. Читательская компетенция помогает обучающимся активно взаимодействовать с текстами, развивать свои мыслительные и эмоциональные способности, обогащать свою культуру и формировать свое мировоззрение.

Какие теоретические подходы существуют к формированию читательской компетенции на уроках литературы?

На уроках литературы применяются различные теоретические подходы к формированию читательской компетенции, включая когнитивный подход, эмоционально-ценностный подход и деятельностный подход. Когнитивный подход направлен на развитие познавательных процессов учащихся, а эмоционально-ценностный подход способствует формированию эмоциональной сферы и ценностных ориентаций, связанных с чтением и литературой. Деятельностный подход акцентирует внимание на активной деятельности обучающихся в процессе чтения и изучения литературы.

Какие возможности имеет художественная литература в формировании читательской компетенции обучающихся?

Художественная литература имеет множество возможностей для формирования читательской компетенции обучающихся. Она позволяет расширить словарный запас, развить эмоциональную сферу и воображение, развить навыки анализа и интерпретации текстов. Через чтение художественных произведений учащиеся могут узнать о разных культурах и традициях, развить эмпатию и понимание других людей. Также, чтение литературы способствует формированию критического мышления и развитию рефлексии.