Типология пользователей как научная проблема.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 14.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Основные критерии научной классификации читателей…………….5
2. Типология читателей……………………………………………….…..7
3. Методы исследования…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………..…15
Список использованных источников…………………………………....16
Современный уровень развития России требует от библиотекаря обращать внимание на определенные группы читателей, например, на людей с особыми читательскими потребностями (инвалиды), мигранты и т.д. Изучение читательских потребностей является основной задачей современной библиотеки, однако опыт работы в этой сфере весьма не велик. Методы исследованияВажное место при определении типологии читателей занимает методика исследования. Согласно проведенным исследованиям можно отметить, что для библиотековедения характерно наличие определенной методики изучения чтения, при которой возможно варианты в зависимости от целеполагания исследователя. Исследователи выделяют как частные, так и общие методы исследования. При этом широкое распространение в последнее время получили методы, которыми пользуются в психологии, социологии и педагогике. Основным методом является опрос читателей. Он может быть проведен в письменной форме в виде анкеты, так и в устной в виде интервью. Самым распространенным методом исследования является анкета, которая помогает собрать большое количество информации в сжатые сроки. Анкетирование – сложный инструмент, применение которого требует определенной подготовки. Активным исследованием анкетирования занимается большое количество исследователей. В современном мире анкеты заполняются посредством использования компьютерных технологий. Метод интервью тоже играет важную роль, однако использование его не распространено. При этом сведения, которые получены с помощью интервью, являются весьма ценными. Также в современном мире получили распространение такие методы, как «фокус-группа» или метод глубинного интервьюирования. Такая методика сводится к тщательно подготовленной дискуссии, которая проводится в свободной атмосфере. Также стоит обратить внимание на метод «репертуарных решеток», который заключается в том, что читатель строит шкалу, которая включает в себя совокупность конкретных измерений. Такой метод имеет широкую основу. Так, например, можно выявлять особенности читательского спроса.Зачастую можно отметить наличие сочетания нескольких методов: опроса, наблюдения и эксперимента. Они помогают получить объективную информацию, а не субъективную, как при заполнении анкетных данных. Следует также добавить, что методика исследований находится в постоянном развитии. ЗаключениеВо всех типизациях читателей, который были нами рассмотрены, в основе типизации лежат различные критерии: У. Е.И. Рыскина – уровень подготовки читателя, у Л.И. Беляевой в основе лежит мотивировка чтения, у С.А. Трубникова в основе лежат особенности художественного вкуса, у Е.П. Крупника – психологическая установка на чтение. Данное разнообразие типизаций помогает библиотекарям выбрать ту, что больше всего подойдет для их учреждения или использовать типизацию, адаптируя ее под конкретный читательский контингент. Особое внимание заслуживает методология выявления читательского вкуса, среди которой выделяют как устную, так и письменную форму. При этом ведущую позицию занимает анкетирование посредством информационных технологий. Список используемых источниковБеляева Л. И. К вопросу о типологии читателей / Л. И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения : сб. науч. тр. - М., 1975.- С. 143-162.Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей / Л.И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. – М.: Книга, 1975. – С. 143-161.Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии / И.А. Бутенко // Социологические исследования. – 1999. - №2. – С. 117-120.Добрынина Н.Е. Читатель художественной литературы (концепция С.А. Трубникова и современенность) / Н.Е. Добрынина // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. – 2003. - №3. – С. 81-84.Карташов Н.С. О научных основах руководства чтением / Н.С. Карташов // Библиотеки СССР: Опыт работы. – 1964. - №26. – С. 9Китаева А.И. Коммуникативная специфика процесса чтения: дифференциально-психологический анализ / А.И. Китаева // Библиотековедение. — 2009. — № 4. — С. 63—68.Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. — М. :Ин-т психологии РАН, 1999. — 238 с.Лауфер Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии :историогр. очерк / Ю.М. Лауфер. — М. : Книга, 1978. — 240 с.Ловягин А.М. Основы книговедения: популяр.очерк / А.М. Ловягин. – Л.: Начатки знаний. – 166 с.Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике/ Н.А. Рубанкин // Избранное : В 2-х т., 1975. – Т. 1. – С. 35–104.Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию/ Н.А. Рубанкин. – М. : 1977. – 264 с.Рыскин, Е. И. Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография / Е.И. Рыскин // Очерки теории и методики литературной библиографии. – М.: Книга, 1965. – С. 96-114.Серебряная М.Я., Швецова-Водка Г.Н. Типология чтения художественной литературы. Этап предчтения / М.Я. Серебряная, Г.Н. Швецова-Водка // Библиотековедение. -2014. - №1. – С. 59-65.Трубников С.А. Культура чтения как критерий общей типологии читателей / С.А. Трубников // Сов. Библиотековедение. – 1980. - №1. – С. 28-33.Трубников С.А. Проблема типологии читателей художественной литературы / С.А. Трубников// Книга :исслед. и материалы. — М. : Книга, 1978. — Сб. 36. — С. 18—36.
1) Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей / Л. И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения : сб. науч. тр. - М., 1975.- С. 143-162.
2) Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей / Л.И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. – М.: Книга, 1975. – С. 143-161.
3) Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии / И.А. Бутенко // Социологические исследования. – 1999. - №2. – С. 117-120.
4) Добрынина Н.Е. Читатель художественной литературы (концепция С.А. Трубникова и современенность) / Н.Е. Добрынина // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии. – 2003. - №3. – С. 81-84.
5) Карташов Н.С. О научных основах руководства чтением / Н.С. Карташов // Библиотеки СССР: Опыт работы. – 1964. - №26. – С. 9
6) Китаева А.И. Коммуникативная специфика процесса чтения: дифференциально-психологический анализ / А.И. Китаева // Библиотековедение. — 2009. — № 4. — С. 63—68.
7) Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. — М. : Ин-т психологии РАН, 1999. — 238 с.
8) Лауфер Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии : историогр. очерк / Ю.М. Лауфер. — М. : Книга, 1978. — 240 с.
9) Ловягин А.М. Основы книговедения: популяр. очерк / А.М. Ловягин. – Л.: Начатки знаний. – 166 с.
10) Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике/ Н.А. Рубанкин // Избранное : В 2-х т., 1975. – Т. 1. – С. 35–104.
11) Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию/ Н.А. Рубанкин. – М. : 1977. – 264 с.
12) Рыскин, Е. И. Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография / Е.И. Рыскин // Очерки теории и методики литературной библиографии. – М.: Книга, 1965. – С. 96-114.
13) Серебряная М.Я., Швецова-Водка Г.Н. Типология чтения художественной литературы. Этап предчтения / М.Я. Серебряная, Г.Н. Швецова-Водка // Библиотековедение. -2014. - №1. – С. 59-65.
14) Трубников С.А. Культура чтения как критерий общей типологии читателей / С.А. Трубников // Сов. Библиотековедение. – 1980. - №1. – С. 28-33.
15) Трубников С.А. Проблема типологии читателей художественной литературы / С.А. Трубников// Книга : исслед. и материалы. — М. : Книга, 1978. — Сб. 36. — С. 18—36.
Вопрос-ответ:
Какие критерии используются при классификации читателей?
Основные критерии при классификации читателей включают пол, возраст, образование, интересы, профессию и потребности в чтении.
Какие методы используются при исследовании типологии читателей?
Для исследования типологии читателей используются различные методы, такие как опросы, интервью, анализ данных и наблюдение за поведением читателей.
Каков современный уровень развития России и каким образом библиотекари должны обращать внимание на определенные группы читателей?
Современный уровень развития России требует от библиотекаря обращать внимание на определенные группы читателей, такие как люди с особыми читательскими потребностями, инвалиды, мигранты и т.д. Библиотекари должны адаптировать услуги и ресурсы библиотеки для удовлетворения потребностей этих групп читателей.
В чем заключается научная проблема типологии пользователей?
Научная проблема типологии пользователей заключается в разработке систематического подхода к классификации пользователей, чтобы лучше понять их потребности и предоставить более эффективные услуги и ресурсы.
Как можно классифицировать читателей?
Читатели могут быть классифицированы по различным критериям, таким как возрастные группы, интересы, потребности в чтении, образование и профессия. Это помогает библиотекарям лучше понять потребности и предоставить соответствующие ресурсы и услуги.
Какие критерии используются при научной классификации читателей?
Основные критерии научной классификации читателей включают возрастную группу, образование, род занятий, пол, культурные интересы и предпочтения, а также уровень грамотности.
Как происходит типология читателей?
Типология читателей основывается на вышеупомянутых критериях. Библиотекари собирают данные о читателях, исследуют их интересы и потребности, а затем группируют их в различные типы с целью более эффективного обслуживания и предоставления подходящих материалов.
Какие методы используются для исследования типологии читателей?
Для исследования типологии читателей применяются различные методы, включая анкетирование, интервьюирование, наблюдение, статистический анализ данных и сравнительный анализ. Эти методы позволяют получить информацию о предпочтениях, интересах и потребностях читателей, а также выявить особенности их чтения.
Какие группы читателей требуют особого внимания библиотекаря?
В современном уровне развития России библиотекарю необходимо обращать внимание на определенные группы читателей, такие как люди с особыми читательскими потребностями, инвалиды, мигранты и т.д. Библиотекарь должен учитывать их потребности при составлении коллекции и организации обслуживания, чтобы предоставить им доступ к необходимой информации.
Каков современный уровень развития России и как он связан с работой библиотекаря?
Современный уровень развития России определяет повседневные вызовы и задачи, с которыми сталкиваются читатели и библиотекари. Библиотекарю необходимо быть в курсе современных тенденций и изменений, чтобы эффективно отвечать на потребности своих читателей и предоставлять им качественную информацию и услуги.