Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста путем арт-технологии коллаж
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 24.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста 5
2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 8
3. Структура и содержание дидактического пособия, направленного на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
- М.: Мир, 2018. - 256 c.Теплинская, О.А. Аппликация и коллаж. - М.: Academia, 2020. - 208 c.Уилан, Б. Гармония цвета. Новое руководство по созданию цветовых комбинаций. - М.: АСТ, 2015. - 180 c.Чидзиива, Х. Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинанций. - М.: АСТ, 2019. - 158 c.Медюкова, Е.Н. Коллаж в работе с детьми дошкольного возраста. — Текст: непосредственный // Образовательная социальная сеть. — Москва: Буки-Веди, 2019. — С. 37-39. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/11/27/pedagogicheskaya-razrabotka-kollazh-v-rabote-s-detmi (дата обращения: 23.10.2022).ПРИЛОЖЕНИЕОзнакомительное занятие «Цветовой круг».Тема: «Цветовой круг».Цели и задачи: в технике «коллаж» сделать рисунок цветка по прочитанной сказке «Цветик-Семицветик». Раскрыть понятие «коллаж» и «цветовой круг». Познакомить с шестью основными цветами цветового круга.Материалы и оборудование:Для детей:1. Основа рисунка цветка, подготовленный заранее.2. Бросовый материал: выбранные страницы из журналов.3. Клей-карандаш.4. Ножницы.Для педагога:1. Произведение В. П. Катаева «Цветик-Семицветик».2. Иллюстрация волшебного цветка.3. Наглядный материал «Цветовой круг».4. 12 цветовых карточек (цветовой спектр).5. Счетные палочки двух цветов.Содержание занятия.Проблемная ситуация: «Расположить 12 цветных карточек в виде цветка?»Детей необходимо разделить на две команды, их можно разделить с помощью счетных палочек двух цветов, затем каждой команде предлагается разложить 12 цветных карточек в виде лепестков. После выполнения задания предложить защитить свою работу перед другой командой. Это упражнение способствует развитию сплоченности в коллективе, умению договариваться друг с другом, учитывать чужое мнение. С помощью наглядного материала (иллюстрации) педагог раскрывает понятие «Цветовой круг» и правила смешивания цветов.Подготовительный этапОтсортируйте нужные журнальные страницы, найдите и создайте основу для коллажа. Подберите наглядный материал и цветные карточки. Расскажите детям о целях и задачах этого занятия.Повторение изученного материалаВспомнить основные правила безопасности при работе с ножницами, особенности при работе с клеем.Пояснение к новому материалу.Цветовой круг состоит из 12 оттенков. Три основных цвета в круге — красный, синий и желтый. Эти цвета нельзя получить путем смешивания других цветов. Три составных цвета — это цвета, полученные путем смешивания основных цветов (оранжевого, зеленого, фиолетового). Шесть вторичных цветов третьего порядка, полученных путем смешивания основных цветов с составными цветами, например желто-оранжевый.Выбирать цвета необходимо, сравнивая их между собой, опираясь на наглядный материал «Цветовой круг».Практическая работаСегодня мы будем работать в технике «коллаж», собирая вырезки из журналов и приклеивая их к основе цветка. Наш цветок будет похож на цветовой круг.Для этого вам понадобятся журналы с яркими иллюстрациями. Вам нужно только вырезать цветные изображения, а затем разрезать детали на кусочки. Затем один за другим следует выбирать цвета, сравнивая друг с другом и ориентируясь на цветовой круг. Выбранные кусочки журнала поочередно приклеиваем к основе цветка, в некоторых местах вырезаем округлые формы для лепестка.Завершение работыОбзор-анализ работ, подведение итогов, рефлексия «Что нового я узнал?»,«Что мне понравилось больше всего?».Занятие «Ахроматические цвета».Тема: «Стройка – это хорошо».Цели и задачи: раскрыть понятие «ахроматические цвета». Изучить правила сочетания цветов. Изучить приемы работы с калькой и газетой. Учить рисовать силуэты домов на кальке.Материалы и оборудование:Для детей:1. Бумажные заготовки для акварели (нижний слой и рамка).2. Калька.3. Гуашь и черный маркер для каждого ребенка.4. Клей ПВА.5. Ножницы.6. Кисти № 5-9.Для педагога:1. Калька – наглядный материал.2. Фото архитектуры ночного города.3. Образцы слоев, подготовленные заранее учителем.Содержание урока.Проблемная ситуация: «Строить новую архитектуру хорошо или плохо?».Подготовительный этапНа каждого ребенка заранее подготовьте: паспарту формата А4, 3 листа кальки формата А4, гуашь, кисточку, маркер, подложку, салфетку, баночку с водой, место для сушки слоев.Повторение изученного материалаВспомнить основные правила при работе с гуашевой краской и фломастерами.Контрольные вопросы:Назовите, какие цвета называются ахроматическими? Что такое тональность?Можно ли сочетать коллаж с другими художественными техниками? Почему мы будем рисовать красками и эта техника называется «коллаж»?Пояснение к новому материалу.Что такое силуэт? Это монохромное контурное изображение чего-либо на дугообразном цветном фоне, смутный контур чего-либо в темноте, вдали или в тумане, видимый без деталей.Что такое калька? Это прозрачная бумага, используемая для рисования и ручного копирования. Даже портные используют его в своей работе. Практическая работаИспользуя технику коллажа, сегодня мы создадим объемный городской пейзаж ночного города. Сначала нужно взять лист кальки и наметить контуры слоя. Вы можете вдохновиться фотографиями и очертить силуэт города по фотографиям или придумать свой. Затем заштрихуйте первый слой черной гуашевой краской. Затем отложите первый слой кальки для просушки и повторите то же самое со вторым и третьим листами кальки. После того, как вы убедились, что все слои высохли, приступаем к получению накладки. Соедините первый слой со вторым путем склеивания по краям. Соедините получившийся вариант с третьим. Преимущество этой методики в том, что вы сами определяете порядок слоев, например от первого к третьему или наоборот. Поместите пейзаж в паспорту.Завершение работыЭкскурсия-анализ работ, организация выставки, рефлексия «Какие качества портрета вы использовали сегодня для создания картины?».Занятие «Цвета холодных и теплых оттенков».Тема: Занятие «Подводный мир».Цели и задачи: расширить представления о теплых и холодных цветах, об их значении в создании художественного образа. Продолжать составлять гармоничную сюжетную композицию панно.Материалы и оборудование:Для детей:1. Акварельная бумага – фон.2. Силуэт рыбы на выбор из разных форм.3. Отходы: салфетки, цветная фольга, декоративные элементы на выбор.4. Краска акварели.5. Кисти № 5-8.6. Клей ПВА.7. Черные маркеры.Для педагога:1. Наглядный материал «Цветовой круг».2. Карты холодных и теплых оттенков для сравнения.3. Фотографии морских рыб под водой.4. 5-минутный видеоролик о том, как долго разлагается тот или иной вид отходов.Содержание занятияИгровая ситуация: «Четвертый лишний?»Нужно определить, какой цвет лишний, где 3 цвета имеют общую черту «холодного цвета», а четвертый «теплый цвет» был лишним. Дети интуитивно выбирают правильные ответы. Затем задается детям главный вопрос: «На какие две группы можно разделить эти цвета?».После детям показать видеоролик, показывающий, как долго разлагается тот или иной вид отходов, и предложить дать отходам «вторую жизнь».Подготовительный этапОтсортируйте необходимый мусор. Подготовьте все необходимые материалы для работы. Расскажите детям о целях и задачах этого занятия.Повторение изученного материалаВспомните об основных правилах безопасности при работе с ножницами, особенно при работе с клеем.Пояснение к новому материалу.На цветовом круге есть только цветные цвета. Они делятся на две группы: теплые и холодные оттенки.Теплые цвета, которые согревают – это красный, желтый, оранжевый. И все цвета, которые имеют хотя бы часть этих основных цветов. Теплые тона напоминают цвет солнца, огня, песка.К холодным цветам относятся синий, голубой, зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и цвета, которые можно получить путем смешивания с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются с чем-то холодным, например со снегом, водой, лунным светом и т. д.А зеленый цвет особенный: если в нем преобладает больше желтого, то он теплый, если больше синего, то холодный. Зеленый цвет может быть холодным или теплым, в зависимости от того, содержит ли он теплые или холодные цвета.Практическая работа.Для создания коллажа необходимо сначала подготовить фон. Сегодня мы напомним вам об основных приемах работы акварелью. Сначала нужно смочить лист бумаги водой. Можно использовать грубую щетку или губку. Очень интересно подбирать оттенки воды и смешивать их прямо на фоне, наклоняя листик в разные стороны. После создания фона кладем его на просушку и продолжаем делать рыбок. Вы можете выбрать один или несколько. Для изготовления нам понадобится салфетка холодного цвета, фольга и основа в виде рыбки. Объем рыбьей чешуи мы создавали, скручивая небольшие кусочки (1 х 1 см) в шарики. Шарики приклеиваем к телу и плавникам рыбки, а жабры украшаем фольгой, чтобы передать эффект блеска плавников под водой.Галька, кораллы, водоросли могут быть размещены на морском дне.Завершение работыОбзор-анализ работ, организация выставки, размышление «Легко ли использовать в работе только холодные оттенки?».Занятие «Комплиментарные цвета».Тема: «Луг».Цели и задачи: научиться получать как можно больше теплых и холодных оттенков по цветовой насыщенности, добиваясь контраста. Учить детей создавать пейзажную композицию в технике коллажа.Материалы и оборудование:Для детей:1. Ватман.2. Журнальные листы.3. Фломастеры.4. Гуашевые краски.5. Кисти № 5-8.6. Клей-карандаш.7. Рисунок «Цветовой круг».Для педагога:1. Рисунок «Цветовой круг».2. Содержание занятия.Игровая ситуацияДидактическая игра «Назови цвет».Дети по очереди выбирают карточки с названием цвета и его «друга».Пояснение к новому материалу.Расположение цвета на цветовом круге может сказать вам, какие цвета хорошо сочетаются друг с другом.Дополнительные или комплиментарные цвета — это те цвета, которые находятся на противоположных лучиках цветового круга. Например, есть фиолетовый и желтый, красный и зеленый и т.д. Эти цвета прекрасно дополняют, усиливают и подчеркивают цвет. Наибольшая контрастность этих цветов проявляется в чистых спектральных оттенках цвета.Практическая работаСегодня я хочу рассказать о том, как могут появиться красивые поделки из старых газет. Такие поделки из бумаги настолько просты и интересны, что по силам даже детям. А теперь давайте рассмотрим технику их выполнения.Сначала обдумываем идею и рисуем эскиз того, что хотели бы отобразить, а потом делаем коллаж из глянцевых журналов. Переходя к самому интересному, рассмотрим журналы. Выбираем разные оттенки цветов, которые нам нужны для воплощения идеи и приступаем к работе. Далее дети вырезают линии разной длины из журнальных и газетных вырезок. Обклеивают фон подготовленными полосками.Постепенно будем переходить к оформлению рисунка. Можно оживить работу насекомыми, выполненную в технике пальчиковой росписи. Каждый оставляет свой отпечаток, поддерживая окраску насекомого, следуя правилу комплиментарности. Дорисовать недостающие элементы маркером.Завершение работАнализ работы, рефлексия «Удалось ли вам работать в команде?».
1. Воронкевич, О. А. Дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет. Старшая группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 909 c.
2. Дольд, М. Коллажи-картины. - М.: Арт-Родник, 2017. - 408 c.
3. Дубровская, Н. В. Коллаж. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 912 c.
4. Ивашинцова, А.И. Стихи, коллажи, живопись (+ CD). - М.: Международная Ассоциация "Русская культура", 2020. - 208 c.
5. Крысько, Н.С., Нехорошева А.С. Коллаж. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2018. - 352 c.
6. Липси, Дж. Делаем коллаж. - М.: Ниола-Пресс, 2019. - 527 c.
7. Орлова, Д.Н. Большая книга Монтессори. - М.: Прайм-Еврознак, ВКТ, 2017. - 192 c.
8. Пэдхем, Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. - М.: Мир, 2018. - 256 c.
9. Теплинская, О.А. Аппликация и коллаж. - М.: Academia, 2020. - 208 c.
10. Уилан, Б. Гармония цвета. Новое руководство по созданию цветовых комбинаций. - М.: АСТ, 2015. - 180 c.
11. Чидзиива, Х. Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинанций. - М.: АСТ, 2019. - 158 c.
12. Медюкова, Е.Н. Коллаж в работе с детьми дошкольного возраста. — Текст: непосредственный // Образовательная социальная сеть. — Москва: Буки-Веди, 2019. — С. 37-39. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/11/27/pedagogicheskaya-razrabotka-kollazh-v-rabote-s-detmi (дата обращения: 23.10.2022).
Вопрос-ответ:
Как развить цветовосприятие детей старшего дошкольного возраста?
Цветовосприятие у детей старшего дошкольного возраста можно развить с помощью арт технологии коллаж. Это метод, который позволяет детям экспериментировать с цветами, создавать свои композиции и развивать визуальное восприятие.
Какая литература рассматривает проблему развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?
В психолого-педагогической литературе есть много исследований, посвященных проблеме развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста. Одна из них - статья О. А. Теплинской "Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста путем арт технологии коллаж".
Какие возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста могут влиять на развитие цветовосприятия?
Дети старшего дошкольного возраста начинают демонстрировать большую заинтересованность в мире цветов и начинают лучше различать и называть разные оттенки. Однако у них может быть недостаточное внимание к деталям и меньшая способность к точной цветовой классификации.
Какая структура и содержание дидактического пособия направлены на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?
Дидактическое пособие для развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста может содержать разнообразные задания и упражнения, направленные на изучение разных оттенков, смешивание цветов, создание коллажей и композиций с использованием разных цветовых схем.
Какие работы О. А. Теплинской можно использовать для изучения проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?
Исследовательская работа О. А. Теплинской на тему "Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста путем арт технологии коллаж" является одним из источников, который можно использовать для более глубокого изучения этой проблемы.
Как можно развить цветовосприятие у детей старшего дошкольного возраста?
Один из способов развития цветовосприятия у детей этого возраста - использование арт-техники коллаж. Она позволяет детям развивать свое воображение, чувство пропорций, а также улучшать навыки работы с цветами.
Какие возрастные особенности имеют дети старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста обладают возрастными особенностями, такими как развитие памяти, воображения, усидчивости. Они также начинают проявлять интерес к искусству и могут с удовольствием участвовать в различных творческих процессах.
Какая структура и содержание дидактического пособия, направленного на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?
Дидактическое пособие для развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста должно включать различные задания и упражнения, направленные на распознавание и смешивание цветов, а также на создание коллажей. Оно должно быть структурировано и логично организовано для удобства использования педагогами и родителями.
Какие идеи вы можете дать для развития цветовосприятия с помощью арт-техники коллаж у детей старшего дошкольного возраста?
Некоторые идеи для развития цветовосприятия с помощью коллажей могут включать создание цветных коллажей из разноцветных бумаг и материалов, сортировку разных цветовых групп или создание коллажей по заданным сюжетам. Это поможет детям развивать свое воображение, творческое мышление и чувство пропорций.
Можете ли вы порекомендовать какую-нибудь литературу по проблеме развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?
Одной из рекомендуемых книг по данной теме является "Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста через арт-технику коллаж" автора О.А. Теплинской. В этой книге представлены теоретические материалы, а также различные практические упражнения и методики для развития цветовосприятия у детей этого возраста.
Какая технология использовалась для развития цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста?
Для развития цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста была использована арт-технология коллаж.