Обеспечение экологической безопасности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 27.11.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологической безопасности государства 5
1.1 Обеспечение экологической безопасности: понятие, сущность и содержание 5
1.2 Принципы и методы обеспечения экологической безопасности 10
Глава 2. Опыт обеспечения экологической безопасности в России и мире 15
2.1 Анализ обеспечения экологической безопасности в России и мире 15
2.2 Анализ правового обеспечения экологической безопасности в России 20
Глава 3. Меры по обеспечению экологической безопасности государства 25
3.1 Приоритетные направления обеспечения экологической безопасности 25
3.2 Перспективы развития в обеспечении глобальной экологической безопасности 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Фрагмент для ознакомления

Актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871) [3].Теперь передвижные источники нужно включать в отчет об инвентаризации. К ним относится автотранспорт, строительная, сельскохозяйственная и другая техника, самолеты, железнодорожный транспорт, водные суда.Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где ведется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка.Таким образом, в России активно ведется формирование системы обеспечения экологической безопасности, даже с учетом проблем, вызванных внешней политикой многих стран.3.2 Перспективы развития в обеспечении глобальной экологической безопасностиОдним из определяющих направлений деятельности современного мира является экологизация большей части направлений развития нашего общества. Данный процесс «экологической экспансии» начал развиваться в середине 80-х гг. Проблемы защиты ОПС и рационального использования ресурсов начали все сильнее сближаться с глобальными проблемами безопасности, экономического роста и создания международной торговли, демографии, отношений Севера и Юга, прав человека. Все это связано с изменением концепции самого мирового развития, а также и с непременным и глобальным изменением менталитета, способа мышления особенно основной части интеллектуально, финансово и политически активных слоев населения планеты.Речь в данном случае идет именно о переходе к принципиально новой эпохе развития, которая основывается на абсолютной смене ценностей, а также целей и задач общества, ориентации и содержания всех сфер человеческой деятельности. Можно выделить, что в развитии абсолютно любой цивилизации далеко не последнюю роль играет политическая культура, которая оказывает влияние на все общество как на единое целое. Интегрирующий элемент политической культуры - политическое мировоззрение, которое составляет часть мировоззрения каждого человека в отдельности, отдельной группы или иной социальной общности. Огромное воздействие на характер политической ориентации, симпатий и антипатий населения оказывают устоявшаяся в обществе система мировоззренческих позиций и нормативных установок.Экологизация массового сознания и общественного мнения — процесс инерционный и очень медленный. Однако именно понимание его значения, как на национальном, так и на глобальном уровнях, заложено в основу подхода целого списка государств к обеспечению не только экологической безопасности, но и стабилизации своих экономических позиций в условиях международных отношений. Уже сформированный традиционный рынок товаров и услуг не только не располагает к поддержанию стабильности биосферы, сохранению биоразнообразия и учету интересов будущих поколений. Он также и не подает сигналов о смене несущей емкости ни в отдельных странах и регионах, ни на мировом уровне и лишь сопутствует истощению природных ресурсов, тем самым создавая иллюзию устойчивого роста. Нужны меры по защите государственных интересов от внешних угроз в экологической сфере. Главным направлением обеспечения защиты государства от внешних угроз в данной сфере должно стать становление экологической безопасности страны как составной части национальной безопасности и придание высшего приоритета экологической части разрабатываемой стратегии стабильного развития. Государству необходимо не просто реагировать на возникшие проблемы, а начать предотвращать саму возможность их возникновенияНеобходимо уделять особое внимание определенным конкретным мерам экологического и экономического характера. Например:1. Провести инвентаризацию Глобального экологического потенциала, которая включает оценку состояния, масштабов и динамики изменений в природных системах (почва, лес, вода, воздух, биосфера).2. Внедрение перехода от экологической концепции, основанной на загрязнении окружающей среды и контроле условий окружающей среды, к концепции, основанной на прогнозировании, оценке и своевременном предотвращении ущерба окружающей среде.3. Формирование планаэкологизации мировой экономической сферы, который будет охватывать все ее этапы-от добычи сырья и производства самого продукта до его потребления, переработки и утилизации отходов.4. При разработке нормативной базы для улучшения экономики учитывать экологические составляющие и обеспечивать связь между стандартами качества окружающей среды и показателями. Эти стандарты и показатели определяют уровень и качество жизни всего населения.5. Сформулировать и реализовать меры государственной поддержки различных регионов в области решения экологических проблем, что означает выделение и инвестирование средств из федерального бюджета и бюджетных субсидий.6. Должны быть включены льготные инвестиционные кредиты и государственные гарантии.7. Принять и осуществлять национальные программы по обучению и систематическому использованию экологически чистых и ресурсосберегающих технологий с целью разработки технологий профилактики, контроля и восстановления. Также особое внимание уделяется использованию инструментов и оборудования для мониторинга окружающей среды.8. Уделять особое внимание совершенствованию налоговой, нормативной, закупочной и коммерческой политики, поощрять различные технологические разработки и устранять все препятствия на пути инновационных экологических технологий, направленных на минимизацию рисков.Продолжающиеся достижения в области экологического мониторинга и представления данных позволяют в рамках EPI 2022 ввести несколько инновационных показателей. EPI на 2022 год поддерживает развивающиеся дискуссии по климатической политике с помощью нового показателя, который прогнозирует прогресс стран в направлении чистых нулевых выбросов в 2050 году. Показатель чистого нуля в 2050 году - это инструмент, который политики, средства массовой информации, лидеры бизнеса, неправительственные организации и общественность могут использовать для оценки адекватности национальной политики, выявления крупнейших факторов, способствующих изменению климата, и мобилизации поддержки для улучшения траекторий выбросов тех, кто сбился с пути.Среди других достижений - четыре новых индикатора качества воздуха, которые отслеживают воздействие диоксида серы, оксидов азота, монооксида углерода и летучих органических соединений. Новые показатели, оценивающие переработку и загрязнение океана пластиком, были добавлены в категорию проблем управления отходами, отслеживая усилия стран по достижению экономики замкнутого цикла. В знак признания важнейшей роли сельского хозяйства в продвижении здорового общества в EPI на 2022 год также включен пилотный показатель устойчивого использования пестицидов[20].Хотя EPI обеспечивает основу для большей аналитической строгости при разработке политики, он также выявляет ряд серьезных пробелов в данных, которые ограничивают аналитический охват рейтингов. Как подчеркивалось в проекте EPI на протяжении двух десятилетий, срочно необходимы более эффективные сбор, отчетность и проверка данных по целому ряду экологических проблем. Существующие пробелы особенно заметны в областях сельского хозяйства, водных ресурсов и угроз биоразнообразию. Новые инвестиции в более мощные глобальные системы данных необходимы для более эффективного решения проблем устойчивого развития и обеспечения того, чтобы глобальное сообщество не нарушало фундаментальных планетарных границ.Неспособность охватить трансграничное воздействие на окружающую среду по-прежнему является ограничением нынешней системы EPI. Хотя нынешняя методология позволяет получить важную информацию о том, как страны работают в пределах своих собственных границ, она не учитывает “экспортируемые” воздействия, связанные с импортируемой продукцией. С появлением новаторских моделей и новых наборов данных команда EPI работает над созданием новых показателей, которые учитывают побочные эффекты вреда, связанного с товарами, которыми торгуют во взаимосвязанном мире.[20]Можно сделать вывод, что глобальная экологическая безопасность является самой актуальной проблемой современности. Она сложна и многогранна, причем не только по своему содержанию, но и по возможности достижения ее стабильности в реальной жизни. А сложность ее заключается в тесном и почти диалектическом единстве онтологической, функциональной и экзистенциональной ее сущности. Одним словом, глобальная экологическая безопасность — это категорический императив выживания человечества.ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод, чтоэкологическая безопасность как правовая категория должна рассматриваться как состояние защиты жизненно важных интересов отдельных лиц, общества, страны и окружающей среды. В этом государстве гарантируется право каждого на здоровую и безопасную окружающую среду и создаются необходимые условия для защиты окружающей среды, воспроизводства природных объектов и удовлетворения других прав и национальных интересов граждан.Безопасность сложной системы определяется не столько субъектом защиты или внешними условиями безопасности, сколько ее внутренними характеристиками-стабильностью, надежностью и способностью к саморегуляции. В большей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество и страна не могут гарантировать свою собственную экологическую безопасность до тех пор, пока они продолжают нарушать глобальную устойчивость и биологические нормы ОПС.Различные вещества и промышленные отходы загрязняют природную среду, вызывают деградацию среды обитания и наносят вред здоровью населения. Это всегда самые серьезные экологические проблемы, и они имеют приоритетное социальное и экономическое значение.Экономические и социальные потрясения, вызванные пандемией COVID-19, продолжают усугублять проблему выполнения императива устойчивого развития. Хотя значительное улучшение качества воздуха и сокращение выбросов парниковых газов последовали за ранними карантинами и фундаментальными сдвигами в экономической деятельности, эти достижения были достигнуты ужасной ценой с точки зрения здоровья людей и экономического благополучия. У директивных органов теперь есть шанс перестроить свою экономику и общество на более устойчивой основе, которая сохранит вызванные пандемией улучшения состояния окружающей среды и жизнеспособности экосистем, но последние данные свидетельствуют о том, что эта возможность упускается в большинстве стран мира.Загрязнение воздуха почти повсеместно восстановилось до уровня, существовавшего до пандемии, как и выбросы парниковых газов во многих странах. COVID-19 также еще больше отодвинул мир от экономики замкнутого цикла, производя миллионы тонн пластиковых отходов, поскольку системы здравоохранения и люди потребляют маски для лица, пластиковые контейнеры для пищевых продуктов и средства индивидуальной защиты.Список использованной литературыНормативные документы:1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Российская газета. №6. 12.07.2002.2. Постановление Правительства РФ от 01.03.2022 N 274 [Электронный ресурс] // Контур.Норматив. 2022. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=416038(дата обращения 24.10.2022)3.Приказ Минприроды РФ от 19.11.2021 N 871 [Электронный ресурс] // Минюст России 30 ноября 2021 г. N 66110. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=408699 (дата обращения 24.10.2022)Дополнительная литература: 4.Абанина Е.Н. Тенденции развития государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. С. 1-8.5. Башлакова О.И. Экологическая безопасность как основа устойчивого развития современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №2. С. 16-22.6. Ворончихина Д.Н. Современные концепции экологической безопасности. Проблемы реализации экологической политики в Российской Федерации // Дискус-Пи. 2019. №4. С. 79-96.7. Воронин Б.А. Круглов В.В. Воронина А.Б. Экономико-правовые основы обеспечения экологической безопасности российского государства // Аграрный вестник Урала. 2017. №12. С. 1-5.8. Ильюшко В.В. Ильюшко И.В. О проблемах обеспечения экологической безопасности Российской Федерации // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. С. 1-6.9. Кирилловых А. А. Сурманидзе И. Н. Проблемы обеспечения экологической безопасности: правовой аспект // Тенденции и перспективы решения проблем государства и права. 2017. №3. С. 74-77.10. Мктчан Вахтанг Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации // Крымский научный вестник. 2020. № 1. С. 44-48.11. Рудяшкин Н. А.Вакула А. И. Правовое обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды / Экологический правопорядок: Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Аспект, 2018. С. 61-63.12.Самоделко Л.С. Роль экологического налогообложения в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации // Вестник университета. 2019. С. 111-118.13. Сафонова Ю. Д. Правовое обеспечение экологической безопасности в России // Контентус. 2017. №4. С. 7-14.14. Сухова, Е.А. Проблемы правового обеспечения экологической безопасности при обращении с электронными отходами // EQ Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020: сб. S науч. тр. по матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 104-108.15. Телентинова А. В. Экономические оценки ущерба здоровью населения от антропогенных воздействий на базе теории риска // Экономика и технология. Межвузовский сборник научных трудов. - 2014. - № 13. - С. 61-67.16. Урсул А.Д. Экологическая политика и устойчивое развитие: проблемы методологии // Материалы международного научно-практического семинара «Экологическая политика для устойчивого развития» - М., 2013. - С. 5-15.Интернет-ресурсы:17. Кочерова Л.М. Обзор изменений в экологическом законодательстве в 2022 году [Электронный ресурс] // Контур.Школа. Охрана труда. Режим доступа: https://school.kontur.ru/publications/2356(дата обращения 23.10.2022)18. Магарил Е.Р. Рукавишникова И.В. Березюк М.В. Пластина Ю.В. Румянцева А.В. Теслюк Л.М. Система управления экологической безопасностью: сборник трудов XVI международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 19–20 мая 2022 г.) [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: Уральский федеральный университет. Екатеринбург: УрФУ. 2022. — 292 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/112288(дата обращения 23.10.2022)19. Стратегическая программа исследований по биоэнергетике (Редакция 6, переработанная и дополненная). Технологическая платформа «Биоэнергетика» [Электронный ресурс] // Москва, 2021. Режим доступа: http://www.tp-bioenergy.ru/upload/file/spi_bioenergy_2021.pdf (дата обращения 22.10.2022).20.TheEnvironmentalPerformanceIndex 2021.[Электронный ресурс] // Режим доступа:https://epi.yale.edu/(дата обращения 22.10.2022).

Список использованной литературы

Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Российская газета. №6. 12.07.2002.
2. Постановление Правительства РФ от 01.03.2022 N 274 [Электронный ресурс] // Контур.Норматив. 2022. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=416038 (дата обращения 24.10.2022)
3. Приказ Минприроды РФ от 19.11.2021 N 871 [Электронный ресурс] // Минюст России 30 ноября 2021 г. N 66110. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=408699 (дата обращения 24.10.2022)

Дополнительная литература:
4. Абанина Е.Н. Тенденции развития государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. С. 1-8.
5. Башлакова О.И. Экологическая безопасность как основа устойчивого развития современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №2. С. 16-22.
6. Ворончихина Д.Н. Современные концепции экологической безопасности. Проблемы реализации экологической политики в Российской Федерации // Дискус-Пи. 2019. №4. С. 79-96.
7. Воронин Б.А. Круглов В.В. Воронина А.Б. Экономико-правовые основы обеспечения экологической безопасности российского государства // Аграрный вестник Урала. 2017. №12. С. 1-5.
8. Ильюшко В.В. Ильюшко И.В. О проблемах обеспечения экологической безопасности Российской Федерации // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. С. 1-6.
9. Кирилловых А. А. Сурманидзе И. Н. Проблемы обеспечения экологической безопасности: правовой аспект // Тенденции и перспективы решения проблем государства и права. 2017. №3. С. 74-77.
10. Мктчан Вахтанг Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации // Крымский научный вестник. 2020. № 1. С. 44-48.
11. Рудяшкин Н. А. Вакула А. И. Правовое обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды / Экологический правопорядок: Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Аспект, 2018. С. 61-63.
12. Самоделко Л.С. Роль экологического налогообложения в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации // Вестник университета. 2019. С. 111-118.
13. Сафонова Ю. Д. Правовое обеспечение экологической безопасности в России // Контентус. 2017. №4. С. 7-14.
14. Сухова, Е.А. Проблемы правового обеспечения экологической безопасности при обращении с электронными отходами // EQ Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020: сб. S науч. тр. по матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 104-108.
15. Телентинова А. В. Экономические оценки ущерба здоровью населения от антропогенных воздействий на базе теории риска // Экономика и технология. Межвузовский сборник научных трудов. - 2014. - № 13. - С. 61-67.
16. Урсул А.Д. Экологическая политика и устойчивое развитие: проблемы методологии // Материалы международного научно-практического семинара «Экологическая политика для устойчивого развития» - М., 2013. - С. 5-15.

Интернет-ресурсы:
17. Кочерова Л.М. Обзор изменений в экологическом законодательстве в 2022 году [Электронный ресурс] // Контур.Школа. Охрана труда. Режим доступа: https://school.kontur.ru/publications/2356 (дата обращения 23.10.2022)
18. Магарил Е.Р. Рукавишникова И.В. Березюк М.В. Пластина Ю.В. Румянцева А.В. Теслюк Л.М. Система управления экологической безопасностью: сборник трудов XVI международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 19–20 мая 2022 г.) [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: Уральский федеральный университет. Екатеринбург: УрФУ. 2022. — 292 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/112288 (дата обращения 23.10.2022)
19. Стратегическая программа исследований по биоэнергетике (Редакция 6, переработанная и дополненная). Технологическая платформа «Биоэнергетика» [Электронный ресурс] // Москва, 2021. Режим доступа: http://www.tp-bioenergy.ru/upload/file/spi_bioenergy_2021.pdf (дата обращения 22.10.2022).
20. The Environmental Performance Index 2021. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://epi.yale.edu/ (дата обращения 22.10.2022).

Вопрос-ответ:

Как определяется понятие "экологическая безопасность"?

Экологическая безопасность - это состояние, когда взаимодействие человека с окружающей средой не приводит к негативным последствиям для экосистемы и здоровья людей.

Какие принципы обеспечения экологической безопасности используются?

Принципы обеспечения экологической безопасности включают соблюдение экологических норм и законов, принцип предосторожности, ответственность за экологические последствия, учет интересов будущих поколений и т. д.

Какие методы применяются для обеспечения экологической безопасности?

Для обеспечения экологической безопасности применяются такие методы, как экологическое планирование, контроль за загрязнением окружающей среды, разработка и внедрение экологических стандартов и норм, осуществление экологической экспертизы и т.д.

Каков опыт обеспечения экологической безопасности в России и мире?

В России и мире много сделано для обеспечения экологической безопасности. Осуществляются различные мероприятия по охране природы, созданию экологических заповедников, разработке экологических программ и проектов. В мире также активно применяются международные соглашения и конвенции для регулирования экологических проблем.

Какова роль правового обеспечения в обеспечении экологической безопасности в России?

В России существует значительное правовое обеспечение экологической безопасности, включающее законы и нормативные акты, регулирующие отношения в сфере экологии. Это позволяет контролировать и санкционировать негативные воздействия на окружающую среду и обеспечивать соблюдение экологических стандартов.

Как можно определить понятие экологической безопасности государства?

Экологическая безопасность государства - это состояние, при котором уровень экологической угрозы минимален или отсутствует, а экологические ресурсы сохраняются и используются с учетом будущих поколений.

Какие принципы и методы используются для обеспечения экологической безопасности?

Принципы обеспечения экологической безопасности включают принципы устойчивого развития, предосторожности, приоритета сохранения природных ресурсов и справедливого использования. Методы включают нормативно-правовые, хозяйственные, экономические, административные и научно-технические меры.

Как обеспечивается экологическая безопасность в России и мире?

В России и мире экологическая безопасность обеспечивается через разработку и реализацию экологических программ и проектов, создание и усиление системы экологического контроля и надзора, проведение экологической экспертизы и обучения граждан вопросам экологии.

Каков опыт обеспечения экологической безопасности в России?

Опыт обеспечения экологической безопасности в России включает принятие законодательных актов, создание экологических ведомств и организаций, проведение регулярного экологического мониторинга и принятие мер по устранению нарушений в экологической сфере.

Какое правовое обеспечение экологической безопасности существует в России?

Правовое обеспечение экологической безопасности в России осуществляется через принятие ряда законов и нормативных актов, включая Закон "Об охране окружающей среды", Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за экологические правонарушения и преступления.