Технология циркулярного интервью
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 04.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1. Семейная психотерапия......................................................................7
1.1. Длительность терапевтического курса..............................................8
1.2. Методологические принципы в психотерапия…………………..……9
2. Циркулярное интервью Миланской школы..........................................12
2.1. Циркулярное интервью в работе с семьей.........................................13
2.2. Технология проведения циркулярного интервью...........................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................21
Такой подходможет помочь раскрытьпричину недопонимания, семейные тайны и союзы.Чтобы применение этой техники носило эффективный характер и приносило «свои плоды», психотерапевт должен быть хорошо подготовленным. Метод должен носить не только диагностический характер, но и иметь психотерапевтическое воздействие. У терапевта обязательно должны быть заготовлены не только вопросы, которые он будет использовать во время интервью, но и темы, которые нужно затронуть. Например, нужно выяснить как вся семья видит проблему, какой она характер носит, какое событие могло повлиять на общую атмосферусемьи. В справочнике практического психолога И.Г. Малкина-Пыхвыделенследующих список вопросов:«С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде? Как семья видит свою актуальную проблему? Какова ситуация в семье в настоящее время? Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие были способы решений? Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств. Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье?Какие существуют ключевые, триггерные ситуации?8. Как ситуация может развиваться наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?9. Какие положительные стороны есть у проблемы?10. Вопросы о психологических ресурсах каждого.11. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее.12. Какой была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома?»Конкретная формулировка вопросов в круговой форме определяется индивидуальным мастерством и творческим потенциалом психотерапевта, его способностью строить контакт с семьей.«Взаимодействие психотерапевта с клиентом порой напоминает игру родителя со своим ребенком,когда более опытный игрок (родитель), знающий заранее алгоритм действий и его результат, мягкои неназойливо подводит партнера (ребенка) ко все большей вовлеченности в процесс игры с тем, чтобыв предполагаемом финале последний сам ощутил радость и освобождающее чувство сотворчества».Итак, с помощью техники циркулярного интервью психотерапевт может выявить периодические патологические процессы в семьях. Интервью позволяет увидеть проблемное поведение одного индивида и его влияние на всех остальных членов семьи, какие законысформулированы в конкретной семье, какие отношения в ней царят, поддерживают ли индивиду друг друга.ЗАКЛЮЧЕНИЕСемья— это система и каждый человек в ней— важный элемент. Отношения между конкретными индивидами имеют значительное влияние на остальных индивидов и общее состояние, настроение всей системы. Общие и частные проблемы, радости – найдут отражениев жизни каждого представителя конкретной группы. Семейная психотерапия отличается от любой другой тем, что она ориентирована на всех членов семьи, которые живут вместе – как на систему в целом. Психотерапевты утверждают, что при наличии проблемы в семье, индивидуальная терапия одного представителя может негативно сказаться на всехиндивидах. Основной целью такой терапии является изменение взаимоотношений в группе, обнаружение причин конфликта.Особо популярной техникой в семейной психотерапии является метод циркулярного интервью. Это метод, по словам специалистов, является особо действенным. Другие приемы, рассчитанные на задавание прямых вопросов, не всегда являются эффективными, так как не позволяют составить объективное представление о взаимоотношениях.Циркулярное интервью - это особый метод ведения беседы с семьей, позволяющий получить обширные сведения о проблеме. Циркулярные вопросы помогают прояснить отношения в семье, дают другой взгляд на поведение друг друга, роли каждого члена семьи, тем самым помогаютизменить старые семейные конструкции и сформировать новые. Вопросы составлены таким образом, что, отвечая на них, индивиды описывают проблемы и их симптомы в широком семейном контексте, это помогает найти их причины.Такие вопросызаставляют задуматься о существующей коммуникации в семье. Такое интервью основывается на вопросах особого типа: вопросы на выявление различий; вопросы с конструкцией «если бы»; вопрос, когда индивида спрашивают, что, по его мнению, будет думать другой о заданной теме; вопросы со словами: плохо/хорошо, ближе/дальше, больше/меньше, чаще/реже, хуже/лучше и т.д.Чтобы индивиды больше раскрылись семейный терапевт при интервьюировании будет заменять глагол «чувствовать» на «делать» и обращать вопросы третьему лицу. Это поможет одному представителю семьи дать объективную оценку на взаимоотношение между другими членами семьи.Этот метод терапиибудет носить не только диагностический характер, но и иметь психотерапевтическое воздействие, если психотерапевтзаранее продумает все вопросы интервью и темы, которые он затронет в процессе интервьюирования. Например, нужно выяснить как вся семья видит проблему, какой она характер носит, какое событие могло повлиять на общую атмосферу семьи. В справочнике практического психолога И.Г. Малкина-Пых приводит пример вопросов, которые может использовать специалист, например, с какими ожиданиями пришла семья, как семья видит свою актуальную проблему, как раньше семья справлялась с трудностями и т.д.Задавая циркулярные вопросы, терапевт обращает особое внимание на невербальное поведение членов семьи, так как оно может дать важный ключ к пониманию общей проблемы. Также невербальное общение между членами семьи после какого-то вопроса может показать - задевает ли данный вопрос деликатную область семейных взаимоотношений. Если это так, терапевт задает дополнительные специфические вопросы об определенной области, что может быть входом в систему для раскрытия семейных секретов и скрытых коалиций.Циркулярные вопросы помогают собирать данные о семье, позволяют всем индивидам узнать друг друга лучше. Он может помочь всем членам семьи не только лучше узнать друг друга, но и стимулировать изменения уже во время терапии.Таким образом, при помощи циркулярного интервьюирования психотерапевту удается привести семью к решению недопонимания между членами семьи, найти пути решения, помочь организовать новые принципы существования этой системы. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАвтандилян, Е.А. Доверительная коммуникация в психологическом консультировании – анализ «уровней присутствия» в концепции Дж. Бьюдженталя // Профессиональное образование в современном мире. No3.- 2019. С. 3090–3102.Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубовская, Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1991.Будинайте Г.Л., Варга А.Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа, No 4. – 2005.Варге, А.Я. Системная семейная психотерапия. В сб. Основные направления современной психотерапии. М., 2000, 379с., С. 180. Лето, Я.В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии / Я.В. Лето // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 769-772.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.Олифирович, Н.И., Зинкевич-Куземкина, Т.А., Велента, Т.Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с. С. 39Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: Практическое руководство. СПб., 2003.Тулина Н. В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 1994.Черепанова, И.В., Черепанов О.А. Основы психологической помощи. – Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2014. – 304 с.Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, М., 2001. – 208 с.Шадура, А Лечение для семьи и семья в психотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200300803– Дата обращения: 02.11.2022.Хамитова И.Ю. «Теория семейных систем МюрреяБоуэна», Журнал практической психологии и психоанализа, сентябрь 2003 №3.Холмогорова А. Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2002. No 1. С. 93-119
2. Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубовская, Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1991.
3. Будинайте Г.Л., Варга А.Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа, No 4. – 2005.
4. Варге, А.Я. Системная семейная психотерапия. В сб. Основные направления современной психотерапии. М., 2000, 379с., С. 180.
5. Лето, Я.В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии / Я.В. Лето // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 769-772.
6. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
7. Олифирович, Н.И., Зинкевич-Куземкина, Т.А., Велента, Т.Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с. С. 39
9. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: Практическое руководство. СПб., 2003.
10. Тулина Н. В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 1994.
11. Черепанова, И.В., Черепанов О.А. Основы психологической помощи. – Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2014. – 304 с.
12. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, М., 2001. – 208 с.
13. Шадура, А Лечение для семьи и семья в психотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200300803– Дата обращения: 02.11.2022.
14. Хамитова И.Ю. «Теория семейных систем МюрреяБоуэна», Журнал практической психологии и психоанализа, сентябрь 2003 №3.
15. Холмогорова А. Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2002. No 1. С. 93-119
Вопрос-ответ:
Что такое циркулярное интервью в рамках семейной психотерапии?
Циркулярное интервью - это метод, используемый в рамках семейной психотерапии, который позволяет получить информацию о взаимоотношениях между членами семьи. Целью этого метода является разоблачение и изменение негативных динамик внутри семьи, а также создание новых сценариев взаимодействия.
Как долго продолжается терапевтический курс в рамках семейной психотерапии?
Длительность терапевтического курса может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и потребностей семьи. Обычно курс составляет от нескольких месяцев до года. Однако, в некоторых случаях, когда проблемы семьи более сложные и глубокие, терапия может продолжаться дольше.
Какие методологические принципы применяются в психотерапии?
В психотерапии применяются различные методологические принципы. Некоторые из них включают системный подход, которые позволяет рассматривать проблему в контексте семьи в целом; коллаборативный подход, в котором терапевт и семья сотрудничают в поиске решений; и контекстуальный подход, который учитывает социокультурные и исторические факторы.
Какое значение имеет циркулярное интервью в работе с семьями?
Циркулярное интервью имеет большое значение в работе с семьями, поскольку позволяет выявить и понять взаимодействия между членами семьи. Этот метод помогает раскрыть скрытые динамике и паттерны поведения, которые могут быть негативными или деструктивными. Циркулярное интервью стимулирует изменения в семье и создает новые возможности для конструктивного взаимодействия.
Каким образом Миланская школа использует циркулярное интервью в психотерапии?
Миланская школа использует циркулярное интервью как основной метод в своей психотерапии. Этот подход предполагает подключение всех членов семьи к процессу терапии, включая семейных экспертов и других профессионалов. Циркулярное интервью позволяет исследовать сложные системы взаимодействий и стимулирует изменение негативных паттернов поведения.
Что такое циркулярное интервью?
Циркулярное интервью - это методология, используемая в психотерапии, основанная на общении семейного члена с другими участниками семьи. Целью циркулярного интервью является получение новой информации о взаимоотношениях и динамике семьи, а также создание новых возможностей для изменения.
Какая роль у циркулярного интервью в семейной психотерапии?
Циркулярное интервью играет важную роль в семейной психотерапии, так как позволяет выявить и проанализировать взаимодействия между членами семьи, а также обнаружить скрытые динамики и причинно-следственные связи. Это помогает понять, какие изменения необходимы для улучшения семейных отношений.
Какова длительность терапевтического курса в циркулярном интервью?
Длительность терапевтического курса в циркулярном интервью может сильно варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и потребностей семьи. В некоторых случаях, несколько сеансов могут быть достаточными, а в других ситуациях может потребоваться долгосрочная терапия, продолжающаяся несколько месяцев или даже лет.
Какие методологические принципы используются в психотерапии в целом?
В психотерапии в целом используются различные методологические принципы, включая целостный подход, позитивное мышление, сотрудничество с клиентом, эмпатию, созависимость и другие. В зависимости от конкретной школы или метода, может быть использовано разное сочетание этих принципов.