Семья в процессе развития: жизненные циклы и семейные кризисы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психотерапия
  • 24 24 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 04.12.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Концепция жизненного цикла семьи 4
2. Семейный конфликт как способ выражения и разрешения противоречий в семье 12
3. Особенности и типология конфликтов между родителями и детьми 17
Заключение 23
Список использованных источников 24
Фрагмент для ознакомления

В гармоничной семье взрослыеобщаютсясребенкомтоварищескимтоном,корректнонаправляютегоповедение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускаютдискуссиипоповодусвоихраспоряженийинеподчеркиваютсвоеруководящееположение.Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей.Всеэтодаетпсихотерапевтическийэффектпонимания,принятияиодобренияличности.Вдисгармоничнойсемьесуществуетнегативныйхарактерсупружескихотношений,выражающийсявконфликтномвзаимодействиисупругов.Чувстваиэмоциидругоговрасчетневоспринимаются,вовзаимоотношенияхсохраняетсядистанция.Уровеньпсихологическогонапряжениявтакойсемьеимееттенденциюкнарастанию,приводякневротическимреакциямеечленов,возникновениючувствапостоянногобеспокойстваудетей.Деструктивностьсемейноговоспитания.Выделяютследующиечерты деструктивныхтиповвоспитания:разногласиячленовсемьиповопросамвоспитания;противоречивость,непоследовательностьинеадекватностьвоспитания;опекаизапретывомногихсферахжизнидетей;повышенныетребованиякдетям,частоеприменениеугроз,постоянноеосуждениедействийдетей.Сюдажеможноотнестииспользованиеродителямидеструктивныхстилей родительскоговоспитания:авторитарный(автократический)стиль,которыйхарактеризуетсястереотипностьюоценокиповедения,игнорированиеминдивидуальныхособенностейдетей,ригидностьюустановок,преобладаниемдисциплинарныхвоздействий,бесцеремонностью,холодностьюидиктатом,ограничениемобщениякраткимиделовымираспоряжениями,четкимиинеприветливыми,основанными назапретах;либеральный(попустительский)стиль,проявляющийсявотстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии кделами чувствамдругого.Вовзаимоотношениях иобщенииреализуетсяпринцип «делай, что хочешь, только мне не мешай». В такой семье родители,какправило,безразличныксудьберебенка.Этоможетспровоцироватьразвитиеотчужденности,агрессивностиипреступныхнаклонностей,чтораноили поздновыльетсявсемейныеконфликты.Возрастныекризисыдетейрассматриваютсякакфакторыихповышеннойконфликтности.Возрастнойкризиспредставляетсобойпереходныйпериодотодногоэтападетскогоразвитиякдругому.Вкритическиепериодыдетистановятсянепослушными,капризными,раздражительными.Оничастовступаютвконфликтысокружающими,особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранеевыполнявшимсятребованиям,доходящеедоупрямства.Выделяютследующиевозрастныекризисы детей:Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству).Маленькиедетижаждут«качатьправа»неменьше,чемподростки.Опасностьэтогопериода«конфликтапоколений»состоитвтом,нетерпеливыеродителисводятсвоиусилияквоспитаниюпримитивногоподчинения.Детейпросто«ломают»,чтобыихзаставитьнекапризничать,авитоге–лишают своегомнения.Кризис«трехлет»(переходотраннегодетствакдошкольномувозрасту).Кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьномувозрасту).Возникаетобратнаяситуация,когдаужевзрослыепытаютсязаставитьдетейбытьответственными,датьимопределеннуюстепеньсвободы, но во многом для того, чтобы они просто не мешали. Для ребенка ифизиологически,ипсихическипервыегодывшколекрайнетяжелы.Надопостаратьсянеопекатьребенкавовсем,чтоможетпривестикинфантилизму,авнушитьуверенностьребенкувбезопасности,чтовыспособныстатьназащитуегоправиличностипередпостороннимилюдьми.Кризисполовогосозревания(переходотмладшегошкольноговозрастакподростковому–12-14лет).Детямнужнатеперьнестолькозащита, сколько признание себя как самостоятельной личности, со своимижеланиями, позицией, мнением. Однако в авторитарных семьях и в семьях,где больше всего внимания уделяется внешней стороне жизни ребенка,нонетвзаимопонимания,стремлениексвободестановитсядляребенкасамоцелью,тоесть,нужнарадивозможностипродемонстрироватьсвоюсвободу,чтобыобратитьнасебявнимание,втомчислеисостороныродителей.Подростковыйкризис15-17лет(кризиссовершеннолетия).Наибольшее отчуждение между детьмии родителями приходится на периодс17-18до27-28лет.Длямолодыхэтопорасвободы,когдапрактическивсе«взрослыерадости»становятсяофициальнодозволенными:сигареты,алкоголь,секс,деньги.Многиемолодыелюдистараютсяуйтииз-подродительской опеки, покинуть родительский дом и полностью отгородитьсебя от старших. Они практически не воспринимают советов родителей (хотяимогутимитироватьвнешнеесогласие),сторонятсяиизбегаютихкомпании.Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей,способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способмышления,приверженностьустаревшимправиламповеденияивреднымпривычкам(употреблениеалкоголяит.д.),авторитарностьсуждений,ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детейназываюттакие,какнизкаяуспеваемость,нарушенияправилповедения,игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство,эгоизмиэгоцентризм,самоуверенность,леностьит.п.Такимобразом,рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибокродителей идетей.Особенночастовозникаютконфликтыродителейсдетьмиподростковоговозраста.Дело в том, что в этом «переходном периоде» ворганизмепроисходятсущественныефизиологическиеипсихологическиесдвиги,перестраиваютсяпрежниеотношенияребёнкаксамомусебе,кокружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождаютнеизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, такиссамимсобой.Наиболееобщимипсихологическимичертамивэтомвозрастеявляютсяэмоциональнаянеустойчивость,сочетаниепротиворечивыхсвойств истремлений.Построение отношений не на основе равенства, самостоятельности идоверия,анаосновевзаимногоподчиненияпревращаютсявконфликт.Родители слишком долго и упорно продолжают воспринимать подростка каксущество, не способное к самостоятельным решениям и зависимое от нихдаже в мелочах. Как только это прекращается, конфликт отступает на второйплан,отношениястановятсяближеи доверительнее.Выделяютследующиетипыконфликтовподростковсродителями:конфликтнеустойчивостиродительскогоотношения(постояннаясменакритериев оценкиребенка);конфликтсверхзаботы(излишняяопекаисверхожидания);конфликтнеуваженияправнасамостоятельность(тотальностьуказаний иконтроля);конфликтотцовскогоавторитета(стремлениедобитьсясвоеговконфликтелюбойценой).Обычноребенокнапритязанияиконфликтныедействияродителейотвечает такимиреакциями(стратегиями),как:реакцияоппозиции(демонстративныедействиянегативногохарактера);реакцияотказа(неподчинениетребованиямродителей);реакцияизоляции(стремлениеизбежатьнежелательныхконтактовсродителями,сокрытие информации идействий).Нет практически ни одного социального или психологического аспектаповеденияподростков,которыйнезависелбыотсемейныхусловийвнастоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей идетей часто неучитываюттого самого пубертатного кризисаподростков,когдавсеустоявшеесяменяется:потеряв прежниеинтересыинеприобретяновых,подростокутрачивает связь со средой и может ощущатьсебяодиноким;физическоевозмужаниедаетощущениезрелости,асоциальныйстатуснивсемье,нив школенеменяется;появляетсякритическоеотношениекавторитетам,а перваяжертва-родители.Они не оченьхороши,чтобы ими восхищаться;родителинепоследовательны:готовяребенкаковзрослойжизни,пропускают этот момент;главнымпереживаниемстановитсяпоискнравственныхценностей,смыслажизни,нравственныхавторитетов.Всегдалиимиокажутсяродители?Пренебрежение родителя к новому уровню самосознания подростка,игнорированиееговажнейшихпотребностейусугубляетконфликтнуюситуацию,вкоторойживетподросток.Психологическийдискомфортвклассе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями,способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются имогут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношенийс окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активностиподростка.Можетвозникнутьобщеенегативноеотношениекшколеикучебной деятельностивообще.Такимобразом,стильсемейноговоспитания,определяемыйродительскимиценностнымиориентациями,установками,эмоциональнымотношениемкребенку,особенностьювосприятияребенкародителемиспособовповедениясним,являетсязначительнымфакторомразвитияличности ребенка.ЗаключениеТипичнаясемьявтечениесвоейжизнипроходитнесколькокачественно различных стадий. Они именуются стадиями жизненного цикла,илиисториисемьи.Подцикломнадопониматьпериодотсозданиядораспада семьи. Так, совершенно очевидно, что образ, условия и стиль жизнисемьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенно отличаютсяот того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуяновыесемьи.Благоприятныйпсихологическийклиматсемьиведётктому,чтонаиболеепритягательнымидлякаждогоеёчленастановятсясовместносозидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя иостаётсявысокой,но отодвигаетсянавторой план.Конечно,бытоваянеустроенностьсемьинередко,взаимодействуясдругиминеблагоприятнымиусловиями,провоцируетнеблагополучиееёпсихологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовымкомфортомприобеднённойдуховнойжизниприсущпсихологическийдискомфорт.Можносуверенностьюсказать,чтовотношенияхлюдейизбежатьпротиворечий практически невозможно. Неблагоприятный психологическийклиматсемьиведёткдепрессиям,ссорам,психическойнапряжённости,дефициту положительныхэмоций. Если члены семьи не стремятся изменитьтакоеположениеклучшему,тосамосуществованиесемьистановитсяпроблематичным.Длятогочтобыизбегатьтаких серьезных последствий,необходимоуметь правильно разрешать возникающие разногласия, выбирать правильныестратегии поведения. Это поможет не только снизить негативное влияниеконфликтовнасемьюидетско-родительскиеотношения,новнекоторыхслучаяхидобитьсяположительныхрезультатов.Конфликтыраскрываютсуществующиепроблемы,помогаютвыявитьальтернативныеспособырешенияэтихпроблем.СписокиспользованныхисточниковАлешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование /Ю.Е. Алешина. - М.: Независимая фирма Класс, 2018. - 208 с.Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова. - М.: Академия, 2016. - 192с.Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2017. - 325 с.Дружинин В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2018. — 176 с.Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2018. - 324 c.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2016. – 320с.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2017. - 224 c.Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2018. - 284c.Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие / Е.М. Черняк. – М.: Дашков и К, 2017. – 238 с.Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проспект, 2016. – 736 с.

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Независимая фирма Класс, 2018. - 208 с.
2. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова. - М.: Академия, 2016. - 192с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2017. - 325 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2018. — 176 с.
5. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2018. - 324 c.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2016. – 320с.
7. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2017. - 224 c.
8. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2018. - 284c.
9. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие / Е.М. Черняк. – М.: Дашков и К, 2017. – 238 с.
10. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проспект, 2016. – 736 с.

Вопрос-ответ:

Что такое концепция жизненного цикла семьи?

Концепция жизненного цикла семьи описывает этапы развития семьи от момента создания до ее разрушения или перехода в новую фазу. Она включает в себя такие этапы, как свадьба, рождение детей, подростковый возраст, уход детей из семьи, пенсионный возраст и т.д. Каждый этап имеет свои особенности и потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы семья могла продолжать развиваться и расти.

Как семейный конфликт помогает разрешать противоречия в семье?

Семейный конфликт может быть способом выражения и разрешения противоречий в семье. Конфликты могут возникать из-за различных взглядов, ценностей, потребностей и ожиданий участников семьи. При правильной обработке и решении конфликты могут стимулировать общение, повышать понимание и способствовать изменениям в семейных отношениях.

Какие есть особенности и типология конфликтов между родителями и детьми?

Конфликты между родителями и детьми могут быть связаны с различиями в возрасте, жизненном опыте, ценностях и ожиданиях. Они могут возникать из-за повседневных проблем, таких как школа, домашние обязанности или свобода. Особенности конфликтов между родителями и детьми могут включать непоследовательность в правилах и границах, недостаток коммуникации или нежелание признать проблему. Типология конфликтов может включать проблемы власти, непонимание или нежелание выслушивать друг друга, а также конфликты между поколениями.

Какие характеристики гармоничной семьи?

В гармоничной семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы. Они также допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое превосходство. Гармоничная семья основана на взаимном уважении, доверии и понимании.

Какова концепция жизненного цикла семьи?

Концепция жизненного цикла семьи представляет собой модель, которая описывает развитие и изменения семьи на протяжении всей ее жизни. В рамках этой концепции выделяются различные стадии семейного цикла, такие как вступление в брак, рождение детей, подростковый период и т.д. Каждая стадия сопровождается уникальными вызовами, семейными кризисами и изменениями в роли и отношениях семейных членов.

Каким образом семейный конфликт может способствовать разрешению противоречий в семье?

Семейный конфликт является одним из способов выражения и разрешения противоречий в семье. Через конфликты семейные члены могут проявить свои различные точки зрения, интересы и потребности. Конфликты могут стимулировать обсуждение и поиск компромиссов, а также способствовать росту и развитию как индивидуального, так и семейного уровня.

Какие особенности и типы конфликтов между родителями и детьми существуют?

Конфликты между родителями и детьми могут быть вызваны различными факторами, такими как различия в возрасте, социальные ожидания, непонимание и т.д. Они могут проявляться в виде конфликтов в отношении правил, контроля, автономии, личной жизни и т.д. В зависимости от характера конфликта, можно выделить такие типы как конфликт власти, конфликт статуса, конфликт ценностей и др.

Какие типичные признаки гармоничной семьи?

В гармоничной семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы. Они допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое превосходство. Такая семья отличается взаимопониманием, доверием и уважением между ее членами.

Где можно найти список использованных источников по данной теме?

Список использованных источников по данной теме можно найти в конце статьи, где приведены ссылки на литературу и источники, использованные для подтверждения и детализации представленной информации.