Особенности нарушения письменной речи у школьников с задержкой физического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 37 37 страниц
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 18.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению письменной речи у детей с задержкой психического развития 7
1.1. Особенности письменной речи как вида речевой деятельности 7
1.2.Формирование письма младших школьников с точки зрения различных научных подходов 8
1.3. Характеристика дисграфии как нарушения письма 13
Глава 2. Исследование особенностей письма у младших школьников с задержкой психического развития 18
2.1. Особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития по данным современных исследований 18
2.2 Междисциплинарный подход к пониманию механизмов дисграфии при задержках психического развития 22
2.3. Обзор современных технологий коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Фрагмент для ознакомления

Развитие грамматического строя речиУточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.составление словосочетаний: существительное + прилагательное; существительное + существительное; прилагательное + наречие;составление распространенных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами; построение предложений заданного типа;составление предложений по данной синтаксической схеме; игра «Кто у кого?».Развитие связной речиЗакрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; формирование навыков построения связных монологических высказываний; развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.); формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения; обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета:предварительная беседа;отгадывание загадок; разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов. игра"Кто больше увидит?";игра "Кто лучше запомнил?" прием обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей с последующим их оречевлениемСоставление рассказа по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий:предварительная беседа;отгадывание загадок; разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов. игра"Кто больше увидит?";игра "Кто лучше запомнил?" прием обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей с последующим их оречевлениемРассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия:предварительная беседа;отгадывание загадок; разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов. игра"Кто больше увидит?";игра "Кто лучше запомнил?" прием обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей с последующим их оречевлениемНасколько эффективным будет обучение детей младшего школьного возраста с дисграфией, во многом зависит от того, насколько подготовлены конкретные методы коррекции дисграфии для специалистов по компьютерным программам. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) они также являются весьма перспективным средством коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, направленным на исправление нарушений письменной речи. Тот факт, что компьютеры все чаще используются в коррекционно-педагогическом процессе, позволяет совершенствовать технологии методов коррекции дисграфии.ИКТ-технологии являются одним из наиболее эффективных средств обучения, и их применение в специальной педагогике с каждым годом набирает обороты. В последние несколько лет исследователи, которые посвящают свою работу этой области, открыто обсуждают содержание, формы и методы коррекционно-педагогической работы, а также характер профессионального мнения специалистов в этом вопросе. По мнению таких авторов, как И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др., каждая новая задача коррекционно-педагогической работы претерпевает трансформацию с точки зрения проблем метода, а также разработки и апробации таких траекторий обучения, которые позволили бы достичь максимального успеха в плане развития и воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих специальные образовательные потребности. Анализ специализированной литературы, посвященной этому вопросу, позволяет понять, что средства ИКТ являются не частью содержания такой работы для специалиста по коррекционно-педагогической работе, а дополнительным набором возможностей, позволяющих корректировать отклонения в развитии письменной речи детей младшего школьного возраста. Логопеду, использующему ИКТ в работе с детьми, необходимо решать такие базовые задачи, как формирование компьютерных навыков у детей младшего школьного возраста, а также использование ИКТ для развития детей и коррекции нарушений письма. Коррекционно-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста с дисграфией предполагает использование адаптированных или специализированных компьютерных программ, направленных на диагностику, обучение и развитие детей.Основными подходами к использованию компьютера в младшем школьном возрасте являются следующие:[27, с.150] 1. Первое направление использования компьютера в качестве средства обучения, основной целью которого является использование компьютерных программ в обучении письму, чтению. 2. Второе направление: использование компьютера как средства когнитивного развития ребенка. Наиболее распространенным и полезным направлением использования компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте является использование его как средства обучения в системе развивающей дидактики. Первые эксперименты с использованием компьютера показали, что по сравнению с традиционными формами обучения младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ. Представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес к занятиям с ней. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые еще не владеют техникой чтения и письма в совершенстве. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка. Это отличное средство для поддержания учебных задач. Проблемные задания, побуждающие ребенка правильно решать их с помощью самого компьютера, являются стимулом для познавательной активности детей. Компьютер предоставляет возможность индивидуализировать обучение. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он исправит их сам. Поэтому можно сказать, что компьютер - это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку и позитивный эмоциональный фон. Использование компьютера возможно и необходимо. Это способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого ребенка с учетом особенностей формирования у него навыков чтения и письма, всей образовательной деятельности является основой для поиска методик и определения содержания эффективной работы учителя по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста. Процесс коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если коррекционная работа будет строиться с использованием специально подобранных методов и приемов.Таким образом, все охарактеризованные выше подходы к коррекции дисграфии у младших школьников с ЗПР направлены, прежде всего, на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности – письма. Это соответствует традиционному в логопедии пониманию детской дисграфии как отражение на письме неполноценности лингвистического развития младших школьников.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате анализа литературы по теме исследования было установлено, что письмо является результатом сознательной мыслительной деятельности, овладение этим навыком предполагает взаимодействие ряда психофизиологических компонентов, таких как: акустический, который позволяет вычленять звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звуковой состав слова; визуальные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удержание этих графических символов в памяти и их правильная пространственная организация и достаточно устойчивое внимание. Только взаимодействие всех компонентов создает возможность длительного овладения письмом.Развитие навыков письма в онтогенезе - это длительный сложный процесс, который начинается задолго до того, как ребенок поступает в школу. Согласно культурно-историческому подходу, компоненты графомоторных движений начинают развиваться еще в дошкольном возрасте: в игре, когда ребенок использует жесты для обозначения конкретных объектов, в рисовании, лепке, рукоделии и т.д. Заметный скачок в развитии графомоторных навыков отмечается в первом и последующих начальных классах.Содержание термина "дисграфия" в современной литературе определяется по-разному. Симптомами дисграфии считаются стойкие ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неспособностью применять правила правописания. Дети с трудностями в обучении, характеризующиеся худшим состоянием функций программирования и контроля и последовательной организацией движений, хуже выполняют как графомоторный тест, так и тест на написание фраз. У детей с трудностями в обучении отстает формирование и автоматизация графомоторных навыков и навыков письма, второклассники склонны компенсировать свои трудности увеличением темпа письма в ущерб качеству письма, что отражается в резком увеличении как пространственных, так и нормативных ошибок.Своевременное выявление существующих трудностей в обучении у каждого ребенка с ЗПР с учетом особенностей формирования у него навыков чтения и письма, всей образовательной деятельности составляет основу для поиска методик и определения содержания эффективной работы учителя по коррекции нарушений письма в начальной школе дети. Процесс коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если коррекционная работа будет строиться с использованием специально подобранных методов и приемов.Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого ребенка с учетом особенностей формирования у него навыков чтения и письма, всей образовательной деятельности является основой для поиска методик и определения содержания эффективной работы учителя по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста. Процесс коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если коррекционная работа будет строиться с использованием специально подобранных методов и приемов.Таким образом, все охарактеризованные выше подходы к коррекции дисграфии у младших школьников с ЗПР направлены, прежде всего, на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности – письма. Это соответствует традиционному в логопедии пониманию детской дисграфии как отражение на письме неполноценности лингвистического развития младших школьников.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Андреева Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР (III-IV уровни) // Школьный логопед. 2008. № 1.2. Ахутина Т.В. Нарушение письма: диагностика и коррекция. Санкт-Петербург, 2004.3. Барылкина Л.П. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. М., 2008.4. Бондаренко А. П. Важность раннего выявления и коррекции недостатков устной и письменной речи // Школьный логопед. 2006. № 3.5. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М.: АСТ, Астрель, 2005. – 208 с.6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.7. Гостунская Я.И. Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2008. № 4.8. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982.9. Елецкая О. В. Организация логопедической работы в школе. М., 2007. 10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2008.11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 2002.12. Жуйков С. Ф. "Формирование орфографических действий у младших школьников". М., 1965.13. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с нарушениями речи // Вестник Московского государственного университета. 2002. № 3.14. Климонтович Е. Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени // Школа здоровья. 2008. N 1.15. Климонтович Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи // Школа здоровья. 2006. N 2.16. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Учебное пособие по логопедии. - М., 2001.17. Комарова В.В. Взаимосвязь дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. СПб., 2006.18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М., 2001.19. Коррекция письменной речи у школьников // 3. Бек-Шиева. Ростов н/Д, 2009.20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт-Петербург., 2007.21. Корнев А.Н. Основы речевой патологии детского возраста: клинико-психологические аспекты : учебное пособие для педагогов, психологов фак. и педиатрических медицинских вузов. Санкт-Петербург., 2006.22. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников Санкт-Петербурга., 2009.23. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как нарушение формирования языковых способностей у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Результаты и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2007.24. Лалаева Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. М., 2009. 25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт-Петербург, 2003.26. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. "Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Санкт-Петербург, 200427. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 2008.28. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Учебное пособие по логопедии. – М., 2001.29. Логинова Е.А. Нарушения письменной речи. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. СПб., 2008.30. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, М., 2008.31. Лопатина Л. В. Методы логопедического обследования дошкольников со стертой дизартрией и дифференциация их образования// Дефектология. 2006. № 2.32. Ляудис В.Я., Негура И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.33. Методы обследования детской речи: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редакцией проф. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М., 2009.34. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Логопед. 2004. №2.35. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью // Логопед. 2005. № 3.36. Овсюкова Т.В. Формирование предпосылок для овладения морфологическим принципом письма младшими школьниками с ОНР // Воспитание и тренировка детей с отклонениями в развитии. 2007. № 4.37. Парамонова Л.Г. Профилактика и устранение дисграфии у детей. Санкт-Петербург, 2010. 38. Прищепова И.В. Развитие речи младших школьников. Санкт-Петербург, 2005.39. Нарушения речи у детей и подростков. Под редакцией С.С.Ляпидевского. М., 196940. Ромусник М.Н. Комплексный подход к работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Логопед у детей. в саду. 2006. № 1.41. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2007.42. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия сегодня. 2008. № 2.43. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическая и психофизиологическая поддержка и тренинг. М., 2003.44. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. 2004. № 4 45. Токарева О.А. "Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия)" // Нарушения речи у детей и подростков. Ред. Ляпидевский. М., 1969.46. Филичева Т.Б. Дети с ОНР: воспитание и тренировка: Учебно-методический комплекс. Пособие. М., 2010.47. Фуреева Е. П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа в массовой школе с общим недоразвитием речи. М., 2006.48. Цветкова Л.С. "Аграфия, алексия" // Учебное пособие. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. Компания. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. СПб., 2001.49. Чернякова В.Н. Поэтико-игровые комплексы для школьников с нарушениями речи // Логопед. 2005. №2.50. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. М., 2005.51. Шкловский В.М., Лукашевич И.П. Некоторые патогенетические механизмы нарушений речевого развития у детей // Дефектология. 2001. №2.52. Эльконин Д. Б. "Развитие устной и письменной речи у младших школьников". М., 1998.53. Ястребова А.В. Учим чтению и письму без ошибок: комплекс упражнений для работы логопедов с младшими школьниками по профилактике и коррекции недостатков чтения и письма. М., 2007.54. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов образовательных учреждений. М., 2000.55. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. 2004. №2.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР (III-IV уровни) // Школьный логопед. 2008. № 1.
2. Ахутина Т.В. Нарушение письма: диагностика и коррекция. Санкт-Петербург, 2004.
3. Барылкина Л.П. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. М., 2008.
4. Бондаренко А. П. Важность раннего выявления и коррекции недостатков устной и письменной речи // Школьный логопед. 2006. № 3.
5. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М.: АСТ, Астрель, 2005. – 208 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
7. Гостунская Я.И. Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2008. № 4.
8. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982.
9. Елецкая О. В. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2008.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 2002.
12. Жуйков С. Ф. "Формирование орфографических действий у младших школьников". М., 1965.
13. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с нарушениями речи // Вестник Московского государственного университета. 2002. № 3.
14. Климонтович Е. Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени // Школа здоровья. 2008. N 1.
15. Климонтович Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи // Школа здоровья. 2006. N 2.
16. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Учебное пособие по логопедии. - М., 2001.
17. Комарова В.В. Взаимосвязь дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. СПб., 2006.
18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М., 2001.
19. Коррекция письменной речи у школьников // 3. Бек-Шиева. Ростов н/Д, 2009.
20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт-Петербург., 2007.
21. Корнев А.Н. Основы речевой патологии детского возраста: клинико-психологические аспекты : учебное пособие для педагогов, психологов фак. и педиатрических медицинских вузов. Санкт-Петербург., 2006.
22. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников Санкт-Петербурга., 2009.
23. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как нарушение формирования языковых способностей у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Результаты и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2007.
24. Лалаева Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. М., 2009.
25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт-Петербург, 2003.
26. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. "Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Санкт-Петербург, 2004
27. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 2008.
28. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Учебное пособие по логопедии. – М., 2001.
29. Логинова Е.А. Нарушения письменной речи. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. СПб., 2008.
30. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, М., 2008.
31. Лопатина Л. В. Методы логопедического обследования дошкольников со стертой дизартрией и дифференциация их образования// Дефектология. 2006. № 2.
32. Ляудис В.Я., Негура И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.
33. Методы обследования детской речи: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редакцией проф. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М., 2009.
34. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Логопед. 2004. №2.
35. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью // Логопед. 2005. № 3.
36. Овсюкова Т.В. Формирование предпосылок для овладения морфологическим принципом письма младшими школьниками с ОНР // Воспитание и тренировка детей с отклонениями в развитии. 2007. № 4.
37. Парамонова Л.Г. Профилактика и устранение дисграфии у детей. Санкт-Петербург, 2010.
38. Прищепова И.В. Развитие речи младших школьников. Санкт-Петербург, 2005.
39. Нарушения речи у детей и подростков. Под редакцией С.С.Ляпидевского. М., 1969
40. Ромусник М.Н. Комплексный подход к работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Логопед у детей. в саду. 2006. № 1.
41. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2007.
42. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия сегодня. 2008. № 2.
43. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическая и психофизиологическая поддержка и тренинг. М., 2003.
44. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. 2004. № 4
45. Токарева О.А. "Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия)" // Нарушения речи у детей и подростков. Ред. Ляпидевский. М., 1969.
46. Филичева Т.Б. Дети с ОНР: воспитание и тренировка: Учебно-методический комплекс. Пособие. М., 2010.
47. Фуреева Е. П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа в массовой школе с общим недоразвитием речи. М., 2006.
48. Цветкова Л.С. "Аграфия, алексия" // Учебное пособие. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. Компания. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. СПб., 2001.
49. Чернякова В.Н. Поэтико-игровые комплексы для школьников с нарушениями речи // Логопед. 2005. №2.
50. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. М., 2005.
51. Шкловский В.М., Лукашевич И.П. Некоторые патогенетические механизмы нарушений речевого развития у детей // Дефектология. 2001. №2.
52. Эльконин Д. Б. "Развитие устной и письменной речи у младших школьников". М., 1998.
53. Ястребова А.В. Учим чтению и письму без ошибок: комплекс упражнений для работы логопедов с младшими школьниками по профилактике и коррекции недостатков чтения и письма. М., 2007.
54. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов образовательных учреждений. М., 2000.
55. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. 2004. №2.

Вопрос-ответ:

Какие особенности письменной речи можно наблюдать у школьников с задержкой физического развития?

У школьников с задержкой физического развития можно наблюдать различные особенности в их письменной речи. Некоторые из них могут испытывать трудности с формированием букв и слов, иметь неровные и нелегкие почерки, нарушения в написании слов и предложений. Они также могут испытывать трудности с организацией текста и соблюдением правил пунктуации.

Какие научные подходы могут быть использованы при формировании письма младших школьников с задержкой физического развития?

При формировании письма младших школьников с задержкой физического развития могут использоваться разные научные подходы. Например, подход, основанный на сенсорных методах обучения, включает в себя использование тактильных и кинестетических методов для развития моторных навыков письма. Также, важным подходом является такой, который учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, его темп развития и уровень способностей.

Что такое дисграфия и как она характеризуется?

Дисграфия - это нарушение письма, которое характеризуется трудностями сформированностью графических символов, написанием и расположением букв и слов на листе бумаги, а также соблюдением правильного почерка. Дети с дисграфией могут иметь проблемы с моторикой рук, правильным давлением на карандаш, ориентацией на линиях и др.

Какие исследования проводились по особенностям письма у младших школьников с задержкой физического развития?

Исследования по особенностям письма у младших школьников с задержкой физического развития показали, что такие дети испытывают большие трудности с формированием букв и слов, имеют нелегкие и неровные почерки. Они также часто допускают ошибки в написании слов и предложений. Важно отметить, что каждый ребенок может иметь свои индивидуальные особенности и трудности в письменной речи.

Какие особенности письменной речи у школьников с задержкой физического развития?

У школьников с задержкой физического развития наблюдаются особенности в письменной речи, такие как затруднения с формированием рукописных букв, нечеткость и неровность написания, расхождение между звуковым и графическим образом слова и др.

Какие существуют научные подходы к формированию письма младших школьников с задержкой физического развития?

Существуют различные научные подходы к формированию письма младших школьников с задержкой физического развития, такие как индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка, использование специальных обучающих материалов и методик, а также сотрудничество с логопедами и психологами.

Что такое дисграфия и какие характеристики она имеет?

Дисграфия - это нарушение письма, которое проявляется в затруднении формирования читаемой и разборчивой рукописи. Характеристики дисграфии могут включать неумение формировать буквы, проблемы с написанием слов и предложений, несоответствие между звуковым и графическим образом слова и т. д.

Какие особенности письменной речи младших школьников с задержкой физического развития были выявлены в исследовании?

В исследовании были выявлены особенности в письменной речи младших школьников с задержкой физического развития, такие как затруднения с формированием букв, нечеткое и неровное написание, неправильное расположение букв на линейке, расхождение между звуковым и графическим образом слова и др.

Какие научные подходы использовались в исследовании особенностей письма у младших школьников с задержкой физического развития?

В исследовании использовались различные научные подходы, такие как изучение особенностей письменной речи в контексте развития ребенка, использование специальных методик и обучающих материалов, анализ работы с логопедами и психологами.

Какие особенности имеет письменная речь у школьников с задержкой физического развития?

У школьников с задержкой физического развития письменная речь может быть нарушена по разным параметрам. Они могут испытывать затруднения с формированием букв, неумение соблюдать нормы орфографии, грамматики и пунктуации, слабое чувство ритма и пропорций. Также у таких детей может наблюдаться нечитабельность и неаккуратность письма.

Какие подходы к изучению письменной речи у детей с задержкой психического развития можно выделить?

Существует несколько научных подходов к изучению письменной речи у детей с задержкой психического развития. Некоторые исследователи сосредоточиваются на анализе особенностей письма как вида речевой деятельности, другие исследуют процесс формирования письма у младших школьников с точки зрения различных теоретических концепций. Также существует подход, заключающийся в характеристике дисграфии как нарушения письма.