Социализация личности: основные этапы, особенности воспитания на каждом из этапов

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Педагогика
  • 10 10 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 08.12.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Далее перейдем к специфике воспитания в подростковом возрасте. Подростковый возраст отличается повышенной конфликтогенностью. Соответственно, успешность социализации зависит от того, в какой мере родители способны сглаживать конфликты с ребенком. У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы увереннее действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение. Согласно исследованиям, успешность воспитания и социализации подростков зависит от того, придерживаются ли родители гармоничного стиля воспитания, который исключает проявления в методах воспитания манипулирования, равнодушия, антипатии, к которым подросток весьма чутко относится.На первый план у подростка выходит учебная деятельность, многие подростки обучаются и в учреждениях дополнительного образования. Образовательные учреждения направлены на реализацию продуктивного обучения и воспитания огромной группы учеников. Учащиеся получают знания, индивидуально усваивают данные знания, нормы поведения, которые нужны, чтобы личность самостоятельно, творчески реализовывалась в общественной жизни. Огромное значение имеет та атмосфера, которая выстраивается в образовательном пространстве. От соответствия содержания учебной жизни организационным формам и методам зависит эффективность построения процесса обучения и воспитания. Особо следует сказать о полном использовании возможностей, условий образовательной среды в целях личностного развития, от этого зависит и более успешная социализация и дальнейшее активное включение личности подростка в социально значимую деятельность. В школе очень важно использовать такие методы, как диспут, дискуссия и беседы. Тем не менее, беседы с подростками имеют иную направленность, чем в ДОУ или в начальной школе. Основная цель – добиться формирования устойчивой гражданской и социальной позиции, важно побудить подростков к самостоятельным рассуждениям и выводам. Методы воспитания подростков формируют уже мировоззренческие понятия, основы нравственности. В процессе лекции, дискуссии с подростками уместно применять методы аналогии, сопоставления, сравнения. Несмотря на все выше перечисленное самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, в семьях которых существуют проблемы, так же имеют проблемы либо в учебе, либо во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.Наконец, коснемся этапа от 17-18 лет и до 30 лет. Ранее мы отмечали, что это период определения выбора своего профессионального пути, поступления в высшие учебные заведения, многие в этом возрасте начинают подрабатывать, включаясь в новую систему отношений. Семья как агент воспитания и социализации отходит на второй план. Методы воспитания в высшей школе – это способы совместной целенаправленной деятельности преподавателя и студента по решению задач формирования разносторонней личности будущего специалиста. Содержание воспитания – умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. В зависимости от направлений выделяют гражданское, патриотическое, политическое, экологическое, правовое воспитание. Соответственно, методы воспитания очень разнообразны, но их возможно объединить в следующие группы: 1. Методы формирования сознания личности. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.3. Методы стимулирования поведения и профессиональной деятельности.Если мы будем придерживаться концепции, согласно которой социализация продолжается всю жизнь, то на последующих этапах социализации на первый план выходит самообразование и самовоспитание. Безусловно, человек продолжает испытывать влияние семьи, окружающих, профессиональной среды, тем не менее, именно он начинает нести полную ответственность за собственное самосовершенствование. Список использованной литературыАндреева Г.М. Социальная психология [Учебник для факультетов психологии университетов]. — М.: Изд-во МГУ, 1980.Верховцев К.Н. Экзистенциальная педагогика : учебное пособие для вузов / К. Н. Верховцев, Н. А. Алексеев. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14651-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/478163Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах — М.: Просвещение, 1981. - 128 с. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. URL: https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/Камбарова К.У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 1045-1047.Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат, 1967 - 383 с.Крившенко Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07709-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450442.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2011 Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. – М.: МГУ, 1986.Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Роль семьи в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21403

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Учебник для факультетов психологии университетов]. — М.: Изд-во МГУ, 1980.
2. Верховцев К.Н. Экзистенциальная педагогика : учебное пособие для вузов / К. Н. Верховцев, Н. А. Алексеев. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14651-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/478163
3. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах — М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
4. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. URL: https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/
5. Камбарова К.У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 1045-1047.
6. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат, 1967 - 383 с.
7. Крившенко Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07709-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450442.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2011
9. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. – М.: МГУ, 1986.
10. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Роль семьи в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21403

Вопрос-ответ:

Какие основные этапы социализации личности существуют?

Основные этапы социализации личности включают: первичную социализацию в семье, социализацию в дошкольном и школьном возрасте, социализацию в подростковом возрасте и социализацию во взрослой жизни.

Какие особенности воспитания на каждом из этих этапов социализации?

В первичной социализации семья играет основную роль, формируя основные ценности и нормы поведения. В дошкольном и школьном возрасте воспитание осуществляется в основном в детском саду и школе, где дети учатся социальным навыкам и адаптируются к коллективу. В подростковом возрасте воспитание становится более сложным из-за конфликтов и стремления к самостоятельности. Во взрослой жизни социализация происходит через образование, работу и социальное окружение.

Чем отличается воспитание в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте особенно высока конфликтность, связанная с поиском своей идентичности и стремлением к самостоятельности. Воспитание в этом возрасте должно учитывать эти особенности и содействовать развитию самостоятельности и социальных навыков.

Как влияет успешность социализации на конфликты между родителями и подростком?

Успешность социализации зависит от того, насколько родители способны сглаживать конфликты с подростком. Если родители умеют находить компромиссы и устанавливать доверительные отношения, то социализация будет более успешной.

Что нужно ребенку в подростковом возрасте для успешной социализации?

В подростковом возрасте у ребенка есть особая потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под его руководством делать первые шаги в окружающий мир. Это помогает подростку чувствовать себя увереннее и развивать свои социальные навыки.

Какие основные этапы социализации личности можно выделить?

Основные этапы социализации личности включают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит в детстве и связана с освоением базовых социальных навыков и ценностей в семье. Вторичная социализация происходит в подростковом и взрослом возрасте и связана с освоением более сложных социальных ролей и установок.

Какие особенности воспитания характерны для каждого из этапов социализации личности?

На первичном этапе социализации важно внимание и забота со стороны родителей, которые формируют у ребенка базовую безопасность и уверенность. На вторичном этапе социализации значительную роль играют сверстники, а также учителя и другие взрослые, которые помогают развивать социальные навыки и адаптироваться в обществе.

Какие особенности воспитания характерны для подросткового возраста?

Подростковый возраст отличается повышенной конфликтогенностью и стремлением к самостоятельности. Воспитание в этом возрасте должно учитывать потребность ребенка в самостоятельных решениях и ответственности, однако при этом родители также должны сглаживать конфликты и поддерживать эмоциональную связь с подростком.

Как влияет успешность социализации на воспитание подростка?

Успешность социализации влияет на формирование личности подростка и его способность адаптироваться в обществе. Если ребенок успешно социализирован, то он будет более уверенным и компетентным в общении, а также лучше справляться с конфликтами и строить взаимоотношения с окружающими.

Какую роль играют родители в воспитании подростка?

Родители играют важную роль в воспитании подростка. Они должны предоставить ему эмоциональную поддержку, быть достаточно близкими и доступными для общения, а также помочь ребенку развить самостоятельность и ответственность. Родители также должны сглаживать конфликты с подростком и предоставлять защиту и поддержку, чтобы ребенок мог смело и уверенно совершать свои первые шаги во взрослую жизнь.