Богословское значение иконостаса. (От низкой алтарной преграды – до высокого русского иконостаса.)
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 09.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Первоначальная форма иконостаса и ее богословское значение (алтарная преграда) 5
2.Низкий и высокий иконостасы: описание и богословское значение 9
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 18
Изображение 12 апостолов («апостольский деисус») так же напоминает Страшный суд, когда апостолы сядут на престолы вместе с Христом судить 12 колен Израилевых (Мф.19:28). В конце XVII века встречаются деисусные чины именно с сидящими апостолами, как в иконе «Страшный суд».Чин выражает собой результат Боговоплощения, исполнение новозаветной Церкви. Поэтому он является центральной частью иконостаса.Это образ достигнутого нормального порядка вселенной, порядка будущего века, где Бог есть всяческая во всех (1Кор.15:28), созерцание Божественной славы.А вот праздничный чин высокого алтарного иконостаса является развитием темы Церкви. Спаситель соединяет Церковь, таким образом, тут мы можем видеть пришествие Христа в земной мир, совершенную Жертву - двунадесятые праздники. Воскресение Христово является важнейшим моментомспасения человечества от смерти, соответственно, показаны самые важные события Воскресения Христа, свидетельствующие об истинности произошедшего. Праздничный чин выделяет те события, которые наделены для христиан вечным смыслом. Пророческий ряд – это непосредственно обращение к теме ветхозаветного пророчества, мессианских пророчеств. Ветхозаветные пророки ожидали, что Мессия грядет, а значит, неслучайно в центр ряда помещен образ Богоматери, именно от Нее рождается Спаситель. Иконографический тип «Знамение» - это непосредственное отражение воплощения Христа как исполнения ветхозаветного пророчества. Этот ряд представляет Церковь ветхозаветную от Моисея до Христа, которая была «предвозвещением» (как говорит патриарх Герман) и предуготовлением Церкви новозаветной. Пятый ряд – праотеческий. Он является расширением ветхозаветной темы и символики. Центральная икона ряда, должна была в этом случае изображать Самого Бога, в Которого верили эти люди. Имеенно поэтому здесь поместили образ «Отечество», показывающий все три ипостаси: Отца, Сына и Святого духа, посредством имеющихся в христианстве символов. Образ Ветхого Денми (старца) взят из видения пророка Иезекииля и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Ветхий днями (греч. ὁ παλαιὸςτῶνἡμερῶν, церк.- слав. ве'тхiйде'нми — Ветхий днями) – здесь речь идет о символическом иконографическом изображении Иисуса Христа в образе старца с седыми волосами.Этот иконографический тип отличается от остальных, поскольку более нигде невозможно встретить изображение Христа в образе старца. В основе иконографии лежат два видения библейские. В частности, пророком Даниилом было дано описание Божественного явления в виде старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан.7:9). Схожий образ был описан Иоанном Богословом в книге Откровения: «посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому,облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…».(Откр.1:12-14)Богословы чаще всего полагают, что данный образ символизирует факт воплощения Предвечного Сына Божия, а также это символ Его искупительной жертвы, наконец, Второго пришествия (седой старец – грозный судья). Андрей Кесарийский, давая комментарий на книгу Откровения, отмечает, что «хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее — предвечный; об этом свидетельствуют Его власи белы». [Андрей Кесарийский.Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова] Михаил Хониат также полагает, что белые волосы являются символом вечности. Они появились с Господом, Который был с начала, с Ветхим Деньми. Спаситель приносит жертву, что позволяет определять Его как Младенца в Воплощении. Ветхийденми – это изображение Христа, которое символизирует также полноту Божественной славы, Отеческой славы, здесь уместно вспомнить следующие слова Спасителя: "видяй меня видяй и Отца". От иных иконографических типов Ветхийденми отличается глубоко пророческим смыслом, большей связью с искупительной жертвой Христа, с мессианскими пророчествами. Таким образом, можно сказать, что образ Ветхого Денми, обладающий всеми чертами, относящимися к изображению Бога Отца и в то же время являющийся иконой Христа, и является чистым, безусловным изображением, говорящим о Боге Отце. Образ этот также до некоторой степени связан с изображением иконы "Отечество", не допущенной к изображению Московским собором. Икона Христа Ветхого Денми может быть аналогична иконе "Отечество" тем, что выражает предвечное и полное сродство, сыновство Бога Сына - Богу Отцу.Спаситель на этой иконе изображается совершенно так же, как изображается Бог Отец. Разница - в надписании имени. В одном случае имя иконе дано "Бог Саваоф" или "Бог Отец". В другом надписании имени являются слова: "Иисус Христос Ветхий Денми". На первый взгляд, разница не носит значительного характера, но если отнестись к начертанному имени со вниманием, то мы увидим, что вся тяжесть, все неразрешимое противоречие, скрытое в прямом изображении Бога Отца, - есть безусловно неоспоримое свидетельство о Боге Отце. И восьмиконечный венец, состоящий из двух квадратов, из черно-синего и огненно-красного, так же как и на иконах Бога Отца, венчает главу Христа Ветхого Денми, указывая на полноту отеческой славы, которой облечен Христос. Думается, что этот образ обладает непреходящим и непреложным значением в Церкви.ЗаключениеТаким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что иконостас имеет огромное значение для Церкви, для каждого молящегося и верующего, для богослужения. Иконостас символизирует собой единство духовного и земного, он напоминает нам о земных днях Спасителя, о той Жертве, которая была принесена во благо человечества. Кроме того, говоря о богословии иконостаса, нельзя не отметить, что иконостас символизирует связь Ветхозаветной и Новозаветной Церкви.Проведенное исследование, конечно же, не является исчерпывающим. Эта тема достаточно сложна и многоаспекта. Тем не менее, полученные результаты, безусловно, могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения темы развития, символики и богословского значения иконостаса. Список литературыИларион (Алфеев), митр. Богословие иконы в Православной Церкви. – Режим доступа: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2042Иоанн Дамаскин, прп. Три слова в защиту иконопочитания. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/Козарезова О.О. Богословие Образа и догмат о Боговоплощении в иконографии Иисуса Христа.// https://cyberleninka.ru/article/n/bogoslovie-obraza-i-dogmat-o-bogovoploschenii-v-ikonografii-iisusa-hristaКондаков Н.П. Иконография Господа Нашего Иисуса Христа. М., 2012.// https://www.twirpx.com/file/427527Успенский Л.А., Лосский В.Н. Смысл икон. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/smysl-ikon/3Успенский Л. Нерукотворный образ Спасителя // Православная икона. Канон и стиль. М., 1998. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви.// https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/ Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви.// https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/Федор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев. http://azbyka.ru/otechnik/?Feodor_Studit/Vtoroe_oprovergenie_ikonoborcev Боднарчук Д.В. Сравнительный анализ антииконоборческой аргументации прп. Иоанна Дамаскина и прп. Феодора Студита.// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27156961&ПриложениеГрафическая схема русского пятиярусного иконостаса: 1 – Святые, или Царские, Врата; а и al: Благовещение; б, в, г, д: Четыре евангелиста; 2 – Тайная вечеря; 3 – Столбики Царских Врат с изображениями святителей, творцов литургии; 4 – икона Христа; 5 – икона Богоматери; 6 и 7 – северная и южная двери иконостаса с иконами архангелов или диаконов; 8 и 9 – иконы местнопочитаемых святых; 10 – деисусный ряд; 11 – праздничный ряд; 12 – пророческий ряд; 13 – праотеческий ряд.
2. Иоанн Дамаскин, прп. Три слова в защиту иконопочитания. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/
3. Козарезова О.О. Богословие Образа и догмат о Боговоплощении в иконографии Иисуса Христа.// https://cyberleninka.ru/article/n/bogoslovie-obraza-i-dogmat-o-bogovoploschenii-v-ikonografii-iisusa-hrista
4. Кондаков Н.П. Иконография Господа Нашего Иисуса Христа. М., 2012.// https://www.twirpx.com/file/427527
5. Успенский Л.А., Лосский В.Н. Смысл икон. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/smysl-ikon/3
6. Успенский Л. Нерукотворный образ Спасителя // Православная икона. Канон и стиль. М., 1998.
7. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви.// https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/
8. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви.// https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/
9. Федор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев. http://azbyka.ru/otechnik/?Feodor_Studit/Vtoroe_oprovergenie_ikonoborcev Боднарчук Д.В. Сравнительный анализ антииконоборческой аргументации прп. Иоанна Дамаскина и прп. Феодора Студита.// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27156961&
Вопрос-ответ:
Каково богословское значение иконостаса?
Иконостас имеет важное богословское значение в православной церкви. Он разделяет алтарь от прихожан и символизирует границу между небесным и земным, святым и обычным. Иконостас также служит местом для размещения икон, отражающих историю спасения и важных священных событий.
Какие формы иконостаса практиковались вначале?
Первоначально вместо иконостаса использовалась алтарная преграда – низкая стена или перегородка, разделяющая пространство алтаря от церковного зала. Эта форма имела свое богословское значение как символ жертвенности и необходимости защиты святынь от непосвященных глаз.
Опишите различия между низким и высоким иконостасами.
Низкий иконостас представляет собой низкую стену или перегородку, разделяющую алтарь и церковное пространство. Он обычно содержит несколько рядов икон, в основном изображающих апостолов и святых. Высокий иконостас является более сложной и высокой конструкцией, установленной от пола до потолка. Он содержит больше рядов икон, включая прообразы из Священного Писания, сцены из жизни Иисуса Христа и святых событий.
Какое богословское значение имеет высокий иконостас?
Высокий иконостас имеет глубокое богословское значение. Он символизирует международное сообщество верующих и представляет собой своеобразный мост между небесным и земным мирами. Каждая икона на иконостасе имеет свое место и богословское значение, представляя разные библейские сцены, святых и апостолов.
Какие иконы на иконостасе напоминают Страшный суд и суд Апостолов?
На иконостасе обычно присутствуют иконы, которые напоминают Страшный суд и суд Апостолов. Например, икона "Апостольский деисус" изображает апостолов сидящими на престолах вместе с Христом, готовыми судить 12 колен Израилевых. Такие иконы напоминают верующим о скором судебном дне и необходимости исполнения своих духовных обязанностей.
Каково богословское значение иконостаса?
Иконостас имеет большое богословское значение, так как он является символом разделения священного и мирского места в храме. Он служит алтарной преградой и отделяет область алтаря, где совершается священнодействие, от приходской части, где находятся прихожане. Это помогает создать своеобразную границу между небесным и земным, отражая тем самым иерархию и разделение между божественным и человеческим.
Каково первоначальное значение алтарной преграды?
Первоначальная форма иконостаса была представлена алтарной преградой. Алтарная преграда служила не только физическим разделением, но и символом разделения между священным и нечистым, между жертвенником и обители Божией. Она являлась своеобразной границей между миром людей и миром Божиим, не допуская нечистых сил в святые области.
Какими бывают иконостасы?
Существует два основных типа иконостасов - низкий и высокий. Низкий иконостас обычно состоит из одного или нескольких ярусов и служит основной алтарной преградой, отделяя алтарь от центральной нефи. Высокий иконостас, в свою очередь, имеет несколько ярусов и служит не только алтарной преградой, но и содержит большое количество икон, передающих различные богословские сюжеты.
Какое значение имеет высокий иконостас?
Высокий иконостас имеет более сложное и богатое значение. Он служит алтарной преградой, но также содержит множество икон, которые передают различные богословские события и сюжеты. Они могут включать изображения святых, апостолов, сцены из жизни Иисуса Христа и другие христианские мотивы. Он служит не только физическим разделением храмового пространства, но и символическим преображением христианской веры.
Каково богословское значение иконостаса?
Иконостас имеет большое богословское значение в православии. Он символизирует разделение святыни (алтаря) и мира, а также разделение смертного мира и небесного. Иконы, расположенные на иконостасе, передают духовный мир православия и напоминают о жизни святых.
Какая первоначальная форма иконостаса и какое у него богословское значение?
Первоначальная форма иконостаса была представлена алтарной преградой, служившей для разделения святыни (алтаря) и нарта (пространства для мира). Богословское значение алтарной преграды заключается в символизации разделения святого и мирского, небесного и земного. Она является символом духовной границы и священства Божественной Литургии.