Автоматическая память и ее особенности
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 14.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Изучение методологических подходов в определении объема автоматической памяти 4
1.1. Роль памяти в современной деятельности человека 4
1.2. Классификация памяти 14
1.3. Особенности автоматической памяти 25
Глава 2 Эмпирическое исследование автоматической памяти 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 31
Заключение 37
Список литературы 39
Главные процессы памяти автоматической памяти - усвоение, передача, хранение, распознавание, забывание - определяет тщательно А.Г. Маклаков.Память наступает с запоминания. Запоминание - это "процедура, что обеспечивает хранение в памяти каждого использованного материала в виде образов, представлений"». Сохранить в памяти что-то - означает совместить в таком случае, то что следует сохранить в памяти, с чем-то ранее популярным - сформировать ассоциацию. Усвоение обладает характер работы, намеренно созданных, объединенных с применением конкретных методов, для того чтобы правильнее усвоить познания, называется запоминание[12].Автоматическое запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. По сколько при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим: «Само запомнилось».Автоматически запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Произвольное запоминание это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать.Воспроизведение можно определить, как процесс, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Внутри процесса воспроизведения его различные виды можно расположить в следующем порядке: узнавание, собственное воспроизведение (непроизвольные и произвольные) и припоминание. Особое место занимает воспоминание историческая память личности.Узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы как новые, не как уже знакомые нам. Узнавание всегда связывает наш опят с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности[2].Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс. Собственно, воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводиться. Воспроизведение вызывает обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведения. Такое воспроизведение будет непроизвольным. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходиться делать активные пояски, преодоленная определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.Успешности припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи, какие используются приемы припоминания, насколько мотивированное выполнение репродуктивной задачи.Воспоминание - это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве.Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньше мере затрудняется либо становиться вообще невозможной.Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже используется определенный материал, а деятельность личности. В принципе забыванияявление целесообразное. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Эту закономерность важно учитывать в учебной работе. Надо предупреждать забывание. Как говорил К.Д.Ушинский, «воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж » [9].Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. Многое из того, что имеет для человека особенно большое жизненное значение, совсем не забывается. Забывание зависит от объема запоминаемого материала. Процесс сохранения заученного материала находится в обратно пропорциональном отношении к объему материала.Воспроизведение - это процесс, значимый психологический, памяти, значение которого восстановить использованный материал, прежде сохраненные с помощью собственных воспоминаний. В соответствии с A. Маклаковым, "воспроизведение" совершается в 3 шага:этап - признание, характеризуется этим, то что образы, прикрепленные в памяти, возникают в отсутствии связи повторного восприятияэтап - авто воспроизведение (произвольное, если это необходимо, действия, для того чтобы вспомнить что-то, также автоматическое, которое совершается в отсутствии усилий будто, к примеру, таблицы умножения либо ваш домашний адрес);этап - это припоминание, что функционирует в обстоятельствах неполного забывания, отчасти потребует стараний человека (в некоторых случаях достаточно значительные), внимание, рабочих процессов мышления, с целью восстановления взаимосвязи использованных материалов помнить. Автоматическая память - это, согласно Р. Немову, «запоминание также воспроизведение, в котором не имеется специальная цель что-то запомнить либо припомнить. В данном случае запоминание также воспроизведение исполняются напрямую в деятельности и никак не находятся в зависимости от воли также сознания».Психолог П. И. Зинченко заявил, то что автоматическое запоминание у ребёнка 5-7 года, показало, то что эффективность непроизвольного запоминания возрастает в том случае, в случае если упражнение, что предлагается ребёнку, подразумевает никак не просто пассивное восприятие, но значительную ориентацию в использованном материале, исполнение операций, психических (к примеру, придумывание слов, установление конкретных связей и т. д.).Однако механизмы памяти у ребёнка данной возрастной категории никак не станут исчерпаны из-за непроизвольного запоминания. За 6-7 года, существенное психологическое новообразование возникает в жизни детей - все без исключения дети осваивают мнемическую деятельность, у них появляется произвольная память.Э. Голубева представляет произвольную память равно как «мнемическую деятельность, что намеренно нацелена в усвоение какого-либо использованного материала, также подразумевает, то что человек осознанно устанавливает цели сохранить в памяти что-то, также применяет методы, либо методы, специализированные с целью этого запоминания».В согласовании с степенью формирования памяти детей с 5 до 7 года, З.М. Истоминой дает выделять 3 уровня. Первый уровень характеризуется отсутствием расчета цель сохранить в памяти или припомнить; для второго - присутствие этой цели, однако без применения методов, нацеленных в её исполнении; для третьего - присутствие цели сохранить в памяти либо припомнить также применение мнемических методов для его осуществления.Подобным образом, дети данной возрастной категории ранее имеют все шансы отметить цели запоминания. Данное совершается только лишь в этом случае, если ребятам создаются условия, призывающие с него интенсивного запоминания также припоминания. Однако это само по себе никак не считается необходимым.Усвоение ребёнка данного года должен являться чем-то мотивирован.Обнаружилось, то что наиболее благоприятные условия с целью развития произвольной памяти считаются активность, игровой успеваемости детей также осуществление поручений взрослых. Значимым признаком формирования произвольной памяти считается не только лишь способность установить цели сохранить в памяти также вспомнить, однако кроме того осуществлять контроль их реализацию. Психологи выявили, то что в возрасте 6 года, способности самоконтроля в процессе запоминания существенно увеличивается. Большинство детей данного года благополучно применяет самоконтроль при сохранении информации, визуальные также вербальные. Это весьма немаловажно в перспективе с целью домена эффективной работы в области образования. В базе перехода с непроизвольного к произвольному запоминанию находится увеличение регулирующей роли второй сигнальной системы (речи) в поведении детей. Дошкольник со временем обучается подчинять собственные воздействия указаниям взрослого, в частности, их условия, для того чтобы припомнить информацию. Однако следует, для того чтобы осуществление словесного требования сохранить в памяти либо вспомнить тот или другой использованный материал приобрело подкрепление, приносило к достижению важного для ребёнка результата.Глава 2 Эмпирическое исследование автоматической памяти2.1 Организация и методы исследованияЦель эмпирического исследования – выявить особенности автоматической памятистудентов.В эмпирическом исследовании приняли участие 30 студентов 2 – 3 курсов в возрасте 18 - 22 лет, из них 15 девушек и 15 юношей. В исследовании использовались следующие методики:Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия;Методика «Память на числа» Э. Р. Ахмеджанова;Методика «Оперативная память»;Методика «Пиктограмма».2.2 Анализ результатов исследованияРезультаты диагностики памяти по методике «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия представлены в таблице 2 в Приложении.По результатам можно сказать, что уровень развития кратковременной и долговременной слухо-речевой памяти на вербальном материале у студентов – в норме. Объем кратковременной и долговременной памяти составляет в среднем 6 объектов.Кривая запоминания на разных этапах у студентов отражена на рисунке 1.Рис. 1. Кривая запоминания на разных этапах у студентовСудя по кривые запоминания количество воспроизводимых слов у студентов увеличивается после каждого повторения на одно слово. При повторении через час количество слов снижается до уровня кратковременной памяти при первом предъявлении. Таким образом, студенты вполне обучаемы и повторение материала служит им на пользу. Соотношение испытуемых с разным уровнем кратковременной и долговременной слухо-речевой памяти отражено на рисунке 3. По результатам соотношения видно, что большинства студентов средний уровень развития кратковременной (60%) и долговременной памяти (53,3%). У 23,3% студентов выявлен высокий уровень развития кратковременной памяти, у 26,7% испытуемых высокий уровень сформированности долговременной памяти. У 16,7% студентов низкий уровень кратковременной памяти, у 20% испытуемых низкий уровень сформированности долговременной памяти. Это может быть связано с низким уровнем внимания, мотивации, а также недостаточным развитием схухо-речевой памяти.Рис. 2. Соотношение студентов с разным уровнем автоматической памятиРезультаты диагностики кратковременной зрительной памяти по методике «Память на числа» Э. Р. Ахмеджанова представлены на рисунке 3.Соотношение студентов с разным уровнем кратковременной зрительной памяти представлено на рисунке 3.Рис. 3. Соотношение студентов с разным уровнемавтоматической памятиРезультаты диагностики по казали, что в группе студентов средний уровень автоматической памяти, испытуемые называют правильно примерно 7-8 из 12 предъявленных чисел.Результаты соотношения показали, что у большинства студентов (33,3%) средний уровень автоматической памяти. У 23,3% студентов объем зрительной памяти выше среднего, также 23,3% испытуемых обладают высоким уровнем развития памяти. У 10% респондентов объем памяти ниже среднего. Также у 10% студентов низкий объем памяти. Результаты диагностики показали, что у студентов средний уровень памяти. Соотношение испытуемых с разным уровнем оперативной памяти представлено на рисунке 4. Рис. 4. Соотношение испытуемых с разным уровнем автоматической памятиРезультаты соотношения показали, что у большинства испытуемых (46,7%) выявлен средний уровень автоматической памяти. У 30% студентов высокий уровень развития автоматической памяти. У них хорошо сохраняются отдельные промежуточные цели и результаты операций, необходимых для реализации действий, когда осуществляется сложная деятельность. У 23,3% испытуемых отмечается низкий уровень развития оперативной памяти. У них плохо сохраняются отдельные промежуточные цели и результаты операций, что осложняет выполнение ими сложной деятельности.Результаты диагностики показали, что у студентов средний уровень развития опосредованной памяти. Они воспроизводят примерно 11 слов по своим рисункам спустя один час после предъявления. Соотношение студентов с разным уровнем развития опосредованной памяти отражено на рисунке 5.Рис. 5. Соотношение студентов с разным уровнем развития опосредованной памятиРезультаты соотношения показали, что у большинства испытуемых (53,3%) выявлен средний уровень развития опосредованной памяти. Они воспроизводят 8 – 12 предъявленных слов и словосочетаний, иногда затрудняются в использовании мнемотехнических средств, допускают 4 - 8 ошибок. У 30% студентов уровень развития опосредованной памяти выше среднего. Они воспроизводят 13 – 15 предъявленных слов, умеют пользоваться различными мнемотехническими средствами, допускают 1 – 3 ошибки. У трех испытуемых (10%) отмечается низкий уровень развития опосредованной памяти. Они воспроизводят 8 и менее словосочетаний, допуская 8 и более ошибок.У двух испытуемых (6,7%) выявлен высокий уровень развития опосредованной памяти. Они воспроизводят 100% предъявленных словосочетаний, не допуская ошибок. Результаты оценки шкал на нормальность распределений представлены в таблице 1.Таблица 1. Результаты оценки шкал на нормальность распределений (Критерий колмогорова – Смирнова)Шкалы NKolmogorov-Smirnov ZAsymp. Sig. (2-tailed)Успешность обучения300,6390,808Уровень кратковременной слухоречевой памяти300,9670,308Уровень долговременной слухоречевой памяти301,0070,262Уровень кратковременной зрительной памяти300,7860,568Уровень оперативной памяти300,6850,735Уровень опосредованной памяти300,660,777Результаты анализа показали что ни одна шкала значимо не отличается от нормального распределения. Следовательно, для дальнейшей обработки можно использовать параметрические методы.Результаты корреляционного анализа взаимосвязи уровня развития памяти и успешности обучения у студентов представлены в таблице 2. Результаты корреляционного анализа показали достоверные положительные взаимосвязи уровня развития кратковременной слухоречевой памяти (р≤0,01), долговременной слухоречевой памяти (р≤0,01), кратковременной зрительной памяти (р≤0,01), оперативной памяти (р≤0,01), опосредованной памяти (р≤0,01) и успешности обучения. Таблица 2. Результаты корреляционного анализа (r Пирсона)Кратковременная слухоречевая памятьДолговременная слухоречевая памятьКратковременная зрительная памятьОперативная памятьОпосредованная памятьPearsonCorrelation,628**,864**,623**,577**,759**Sig. (2-tailed),000,000,000,001,000N3030303030ЗаключениеОсновные четыре вида памяти - двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, - в соответствии с его гипотезой, представляют собой генетически различные уровни памяти. Они появляются в процессе индивидуального развития личности не одновременно: раньше всего выступает двигательная память, вскоре за нею эмоциональная, несколько позже - образная и гораздо позднее словесно-логическая.Классификация по характеру целей деятельности:автоматическая память. Такая память работает, когда нет специальной цели запомнить какую- либо информацию;произвольная память. Такая память работает, когда перед индивидом поставлена цель запомнить конкретный материал.Анализируя различные проявления памяти в деятельности человека, мы можем выделить виды памяти, в основе которых лежат те или иные ощущения, получаемые от органов чувств. Автоматическая память-это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое значение.Автоматически запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Произвольное запоминание это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать.Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго хранится. Все рассмотренные виды памяти играют определенную роль в жизни и деятельности человека, в том числе значительную роль в деятельности дошкольника, который развивает свою память. Список литературыАссман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Бориса Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с. Ассман А. Трансформация нового режима времени : пер. с англ. / АлейдаАссман; пер. В. Кучерявкин // Август, ХХ век : Трансформация жизни частного человека в эпоху социальных катаклизмов: Коллективная монография : В 2 томах. Т. 1. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — С. 1631.Блонский П.П. Память и мышление / Под ред. В.Н. Колбановского. Том 3. М., 1935. 215 с.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.Душков Б. А., Смирнов Б. А., А. В. Королёв. Оперативная память // Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Словарь / Под ред. Б. А. Душкова. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2005. — С. 360—362. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблем восприятия // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986.Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. Учебно-методическое пособие Казань, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1046530786/Posobie_PAMYaT.pdf/Зинченко В.П. Плавильный тигль Вильгельма Гумбольдта и внутренняя форма слова Густава Шпета в контексте проблемы творчества: Доклад на Международной конференции: «Густав Шпет и его наследие. Бордо». Франция, ноябрь 2007.Зинченко П.И. Автоматическое запоминание // Советская педагогика. 1945. № 9.Зинченко П.И. Автоматическое запоминание. М., 2011.Зинченко П.И. Проблема непроизвольного запоминания // Научн. зап.Харьк. пед. института иностранных языков. 1939. Т. 1.Иванова Е.Ф. Историческая память: попытка экспериментального исследования // Вестн. Харьк. ун-та. Сер. Психология. 2018. № 403.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / М.: РОУ, 2016. 258 с. С. 119.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: АСТ, 2018. 646 с.Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. 239 с. 208 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. 448 с. С. 302.
2. Ассман А. Трансформация нового режима времени : пер. с англ. / Алейда Ассман; пер. В. Кучерявкин // Август, ХХ век : Трансформация жизни частного человека в эпоху социальных катаклиз-мов: Коллективная монография : В 2 томах. Т. 1. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — С. 16¬31.
3. Блонский П.П. Память и мышление / Под ред. В.Н. Колбановского. Том 3. М., 1935. 215 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) пси¬хологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
5. Душков Б. А., Смирнов Б. А., А. В. Королёв. Оперативная память // Психология труда, про¬фессиональной, информационной и организационной деятельности. Словарь / Под ред. Б. А. Душкова. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2005. — С. 360—362.
6. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблем восприятия // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986.
7. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. Учебно-методическое пособие Казань, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1046530786/Posobie_PAMYaT.pdf/
8. Зинченко В.П. Плавильный тигль Вильгельма Гум¬больдта и внутренняя форма слова Густава Шпета в кон¬тексте проблемы творчества: Доклад на Международной конференции: «Густав Шпет и его наследие. Бордо». Франция, ноябрь 2007.
9. Зинченко П.И. Автоматическое запоминание // Советская педагогика. 1945. № 9.
10. Зинченко П.И. Автоматическое запоминание. М., 2011.
11. Зинченко П.И. Проблема непроизвольного запомина¬ния // Научн. зап. Харьк. пед. института иностранных языков. 1939. Т. 1.
12. Иванова Е.Ф. Историческая память: попытка экспе-риментального исследования // Вестн. Харьк. ун-та. Сер. Психология. 2018. № 403.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / М.: РОУ, 2016. 258 с. С. 119.
13. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: АСТ, 2018. 646 с.
14. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. 239 с. 208 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. 448 с. С. 302.
Вопрос-ответ:
Какая роль играет память в современной деятельности человека?
Память играет важную роль в современной деятельности человека. Она позволяет нам запоминать информацию и использовать ее в будущем. Без памяти мы не смогли бы учиться, развиваться и принимать решения на основе предыдущего опыта.
Как классифицируется память?
Память классифицируется на несколько типов. Одним из таких типов является автоматическая память. Она отличается от других видов памяти тем, что информация в нее попадает без нашего осознанного участия. Например, мы автоматически запоминаем знакомые лица или привычные действия.
Что такое автоматическая память?
Автоматическая память - это особый вид памяти, который функционирует автоматически, без нашего участия. Она позволяет нам запоминать информацию или делать привычные действия без активного участия сознания. Примерами автоматической памяти могут быть умение читать без напряжения, распознавать знакомые лица или запоминать маршрут домой.
Какие особенности имеет автоматическая память?
Автоматическая память имеет несколько особенностей. Во-первых, она работает без участия сознания, то есть мы запоминаем информацию неосознанно и автоматически. Во-вторых, автоматическая память более устойчива, чем сознательная память, и может сохранять информацию на более долгий срок. В-третьих, она позволяет нам делать привычные действия без необходимости задумываться над каждым шагом.
Как проводится эмпирическое исследование автоматической памяти?
Эмпирическое исследование автоматической памяти проводится с помощью различных методов и организации экспериментов. Например, исследователи могут использовать тесты на распознавание знакомых лиц, изучать реакцию на привычные действия или проводить эксперименты с изучением автоматизированных процессов усвоения информации.
Зачем нужна автоматическая память? Какую роль она играет в современной деятельности человека?
Автоматическая память необходима для автоматизации и оптимизации повседневных действий. Она позволяет выполнять привычные задачи без задействования сознательных усилий, что способствует экономии времени и ресурсов. В современной деятельности человека автоматическая память играет очень важную роль, так как многие задачи и процессы требуют высокой скорости и эффективности. Например, водители автомобилей полагаются на автоматическую память при выполнении множества действий, таких как переключение передач, повороты и торможение.
Как можно классифицировать память?
Память может быть классифицирована по разным критериям. Одним из таких критериев является продолжительность хранения информации. Согласно этому критерию, выделяют краткосрочную (рабочую) и долгосрочную память. Краткосрочная память позволяет хранить информацию на короткое время, обычно несколько минут или несколько часов. Долгосрочная память удерживает информацию на длительное время, от нескольких часов до нескольких лет. Еще одним критерием классификации является способ организации памяти. Согласно этому критерию, выделяют последовательную и параллельную память. В последовательной памяти информация записывается и воспроизводится по очереди, а в параллельной памяти информация записывается и воспроизводится одновременно. Кроме того, память также можно классифицировать по способу организации данных: иерархическую, сетевую, распределенную и т.д.
Какие особенности имеет автоматическая память?
Автоматическая память обладает рядом особенностей. Одна из таких особенностей - это ее скрытый характер. Автоматическая память работает без запрашивания человека и даже без его осознания. Другая особенность - это эффективность и автоматизация процесса усвоения информации. Автоматическая память позволяет быстро и легко запоминать привычные действия и информацию без необходимости в сознательных усилиях. Также автоматическая память обладает некоторой ограниченностью и часто находится в зависимости от контекста. Например, человек может легко запомнить номер подъезда своего дома, но забыть его, когда он находится в незнакомом месте.
Что такое автоматическая память и каковы её особенности?
Автоматическая память - это способность человека запоминать информацию без особых усилий или целенаправленных действий. Основные особенности автоматической памяти включают её быстроту, неосознанность и непроизвольность.
Какие методы используются для изучения объема автоматической памяти?
Для изучения объема автоматической памяти применяются различные методологические подходы, такие как показ времени реакции, тесты на запоминание, тесты на распознавание и тесты на восстановление информации.