Организация обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 31 31 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 11.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 5
1.1 Проблема обучения детей с задержкой психического развития в науке 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 9
1.3 Особые образовательные потребности детей младшего школьного возраста с ЗПР 12
Глава II. Методические основы организации обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 18
2.1 Формы и методы обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 18
2.2 Методические рекомендации по организации обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 20
Заключение 25
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. К основным причинам задержки психического развития относят биологические, социальные. Поступающим в школу детям задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. Такие дети с трудом овладевают навыками счёта, чтение и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другой. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.Эти и ряд других особенностей говорят о том, что задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в отставании развития познавательных процессов. Это проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребёнка не соответствуют его возрасту.Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на уроках, а также использованием игровых приёмов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к учёбе и активно усваивать новое.При использовании дидактического материала на уроках педагоги должны придерживаться ряда требований. Во-первых, следует отбирать наглядный, занимательный и практический материал в соответствии с задачами обучения, а также с учётом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий. Отобранный материал должен эффективно использоваться на уроках. Учитель должен осуществлять руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач. Практикуется создание должно практиковаться создание положительных эмоций способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приёмов и методов следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности. Это выдвигает необходимость при обучении детей задержкой психического развития применять особые коррекционно-педагогические воздействия. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Ребёнок с задержкой психического развития или другим нарушением в развитии требует системной работы со стороны разных специалистов: педагога-психолога, учителя, родителей, дефектолога и других.Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать детей младшего школьного возраста пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключается одного вида деятельности на другой. Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к обучению детей с задержкой психического развития.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫБабкина,Н.В.Особыеобразовательныепотребностидетейсзадержкойпсихическогоразвитиявпериодначальногошкольногообучения/Н.В.Бабкина//Педагогикаипсихологияобразования.–2017.–№3.–С.44-58.Гайчукова,А.Н.ВозможностиинклюзивногообразованияприобучениидетейсЗПР/А.Н.Гайчукова,В.А.Елизарова//Педагогическийопыт:оттеориикпрактике:СборникматериаловВсероссийскойнаучно-практическойконференции,Чебоксары,11ноября2020года.–Чебоксары:Обществосограниченнойответственностью«Центрнаучногосотрудничества«Интерактивплюс»,2020.–С.174-178.Дулич,В.В.СозданиеспециальныхусловийнадефектологическихурокахдляулучшениякачестваобучениядетеймладшегошкольноговозрастасЗПР/В.В.Дулич//Специальноеобразование:МатериалыXVМеждународнойнаучно-практическойконференции,Санкт-Петербург,25апреля2019года.–Санкт-Петербург:Ленинградскийгосударственныйуниверситетим.А.С.Пушкина,2019.–С.78-82.Емелина,Д.А.Задержкипсихическогоразвитияудетей(аналитическийобзор)/Д.А.Емелина,И.В.Макаров//ОбозрениепсихиатрииимедицинскойпсихологииимениВ.М.Бехтерева.–2018.–№1.–С.4-12.ЗотовА.Г.Квопросулечениядетейсзадержкойпсихическогоразвития//Русскиймедицинскийжурнал.–2010.–№20.–С.1257.Ижденева,И.В.НекоторыеметодическиеаспектыинклюзивногообучениядетейсЗПР/И.В.Ижденева//Педагогика,психология,общество:оттеориикпрактике:СборникматериаловIIВсероссийскойнаучно-практическойконференциисмеждународнымучастием,Чебоксары,04марта2022года/Гл.редакторЖ.В.Мурзина.–Чебоксары:Обществосограниченнойответственностью«Издательскийдом«Среда»,2022.–С.194-196.Казанцева,В.А.ПроблемыобучениядетейсЗПРвдошкольноминачальномобразовании/В.А.Казанцева,М.Э.Тавадьян//Преемственностьдошкольногоиначальногообразования:проблемыинаправления:СборникматериаловВсероссийскойнаучно-практическойконференции,Краснодар,20марта2018года.–Краснодар:Межрегиональныйцентринновационныхтехнологийвобразовании,2018.–С.48-52.Кравченко,Н.А.ВзаимодействиесродителямидетейсЗПРкакресурсуспешнойадаптациикобучениюврамкахФГОС(изопытаработыклассногоруководителяСК(К)длядетейЗПР)/Н.А.Кравченко//Современнаянаука:теоретическийипрактическийвзгляд:материалыVМеждународнойнаучно-практическойконференции,Таганрог,18августа2016года.–Таганрог:Издательство«Перо»,2016.–С.40-43.КошелеваН.А.Комплексныйподходкоценкеразвитиядетейсзадержкойпсихическогоразвитиявпроцессеорганизацииихпсихолого-педагогическогосопровождения/Н.А.Кошелева//Вестниксовременныхисследований.– 2019.– №1.1(28).– С.89-92.ЛебединскаяК.С.Основныевопросыклиникиисистематикизадержкипсихическогоразвития//Дефектология.–2006.–№3.–с.15-27.Лютов,Д.В.СозданиеспециальныхобразовательныхусловийдлядетейсЗПРприобучениивобщеобразовательнойшколенапримерересурсногокласса/Д.В.Лютов//Шагвнауку:СборникстатейпоматериаламVнаучно-практическойконференциимолодыхученых(IIIвсероссийской),Москва,17декабря2021года.–Москва:Медиагруппа«ХАСК»,2022.–С.288-290.Майкова,З.М.ИспользованиеактивныхметодовиприемовобучениявработеучителясдетьмиЗПР/З.М.Майкова//Технологииобразования.–2020.–№4(10).–С.115-122.Мельникова,М.В.МетодыобучениядетейсЗПР/М.В.Мельникова,А.В.Сверлышков//Актуальныеисследования.–2022.–№5(84).–С.103-104.МнухинС.С.Оклинико-физиологическойклассификациисостоянийпсихическогонедоразвитияудетей//Трудыпсихоневрологическогоинститутаим.Бехтерева.–Л.–1961.–Т.25.–С.67-79.Осадчук,М.С.Организацияисодержаниекоррекционно– развивающегообучениядетейсЗПР/М.С.Осадчук//Исследованиеразличныхнаправленийразвитияпсихологииипедагогики:СборникстатейМеждународнойнаучно-практическойконференции,Уфа,10февраля2015года/Ответственныйредактор:СукиасянА.А..–Уфа:Обществосограниченнойответственностью«Аэтерна»,2015.–С.131-132.Покаместова,О.В.Особенностидетейсзадержкойпсихическогоразвития(ЗПР)впериодобучениявначальнойшколе/О.В.Покаместова//Проблемысовременнойнаукииобразования.–2014.–№12(30).–С.126-127.Райлян,Т.А.Особенностиработысдетьмимладшегошкольноговозрастасзадержкойпсихическогоразвития/Т.А.Райлян//Молодойученый.–2021.–№50(392).–С.133-135.СергееваО.А.,ФиллиповаН.В.,БарыльникЮ.Б.Проблемапсихологическойготовностикшкольномуобучениюдетейсзадержкойпсихическогоразвития//Бюллетеньмедицинскихинтернет-конференций.–2015.–№5.–Том5.–С.712Соколова,А.А.ОбучениеиразвитиеребёнкамладшегошкольноговозрастасЗПРвусловияхинклюзивногообразования/А.А.Соколова//Современныетенденциииперспективыразвитиядоступногоикачественногообразованиядетейсограниченнымивозможностямиздоровья:МатериалыIXВсероссийскогосимпозиумасмеждународнымучастием,Чита,19–26апреля2019года.–Чита:Государственноеучреждениедополнительногопрофессиональногообразования«ИнститутразвитияобразованияЗабайкальскогокрая»,2019.–С.74-76.Фадина,Г.В.Психолого-педагогическаяподдержкадетейсзадержкойпсихическогоразвития/Г.В.Фадина//Актуальныепроблемыпреподаваниявначальнойшколе.Кирюшкинскиечтения:МатериалыВсероссийскойнаучно-практическойконференции,Балашов,29–30марта2016года.–Балашов:Издательство«Саратовскийисточник»,2016.–С.324-328.ФГОСначальногообщегообразованияобучающихсясограниченнымивозможностямиздоровья(утвержденприказомМинобрнаукиРоссииот19.12.2014№1598).URL:http://xn--80abucjiibhv9a.xn(датаобращения:07.11.2022).Шевцова,Н.Д.ДидактическаяигракаксредствообучениядетейсЗПР/Н.Д.Шевцова,И.Ю.Лебеденко//Инновационныетенденцииразвитиясистемыобразования:СборникматериаловVIIМеждународнойнаучно-практическойконференции,Чебоксары,11июня2017года/Редколлегия:О.Н.Широков[идр.].–Чебоксары:Обществосограниченнойответственностью«Центрнаучногосотрудничества«Интерактивплюс»,2017.–С.178-180.Шиховцова,Н.Н.ОрганизацияинклюзивногообразованиямладшихшкольниковсЗПРвмассовойшколе/Н.Н.Шиховцова,М.А.Неделькина//Современныетенденцииразвитиясистемыобразования:СборникматериаловМеждународнойнаучно-практическойконференции,Чебоксары,25–28апреля2019года.–Чебоксары:Обществосограниченнойответственностью«Издательскийдом«Среда»,2019.–С.265-266.DornelasaL.F.,DuartebN.M.C.,MagalhaesaL.C.Neuropsychomotordevelopmentaldelay:conceptualmap,termdefinitions,usesandlimitations//RevPaulPediatr.–2015.–Vol.33.–№1.–P.88-103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения / Н. В. Бабкина // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. – С. 44-58.
2. Гайчукова, А.Н. Возможности инклюзивного образования при обучении детей с ЗПР / А.Н. Гайчукова, В.А. Елизарова // Педагогический опыт: от теории к практике : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 11 ноября 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. – С. 174-178.
3. Дулич, В.В. Создание специальных условий на дефектологических уроках для улучшения качества обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР / В. В. Дулич // Специальное образование : Материалы XV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25 апреля 2019 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 78-82.
4. Емелина, Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12.
5. Зотов А.Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития // Русский медицинский журнал. – 2010. – № 20. – С. 1257.
6. Ижденева, И.В. Некоторые методические аспекты инклюзивного обучения детей с ЗПР / И.В. Ижденева // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 04 марта 2022 года / Гл. редактор Ж.В. Мурзина. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 194-196.
7. Казанцева, В.А. Проблемы обучения детей с ЗПР в дошкольном и начальном образовании / В.А. Казанцева, М.Э. Тавадьян // Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и направления : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 20 марта 2018 года. – Краснодар: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. – С. 48-52.
8. Кравченко, Н.А. Взаимодействие с родителями детей с ЗПР как ресурс успешной адаптации к обучению в рамках ФГОС (из опыта работы классного руководителя СК (К) для детей ЗПР) / Н.А. Кравченко // Современная наука: теоретический и практический взгляд : материалы V Международной научно-практической конференции, Таганрог, 18 августа 2016 года. – Таганрог: Издательство «Перо», 2016. – С. 40-43.
9. Кошелева Н.А. Комплексный подход к оценке развития детей с задержкой психического развития в процессе организации их психолого-педагогического сопровождения /Н.А. Кошелева // Вестник современных исследований. – 2019. – №1.1 (28). – С. 89-92.
10. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. – 2006. – № 3. – с. 15-27.
11. Лютов, Д.В. Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР при обучении в общеобразовательной школе на примере ресурсного класса / Д.В. Лютов // Шаг в науку : Сборник статей по материалам V научно-практической конференции молодых ученых (III всероссийской), Москва, 17 декабря 2021 года. – Москва: Медиагруппа «ХАСК», 2022. – С. 288-290.
12. Майкова, З.М. Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР / З.М. Майкова // Технологии образования. – 2020. – № 4(10). – С. 115-122.
13. Мельникова, М.В. Методы обучения детей с ЗПР / М.В. Мельникова, А.В. Сверлышков // Актуальные исследования. – 2022. – № 5(84). – С. 103-104.
14. Мнухин С.С. О клинико-физиологической классификации состояний психического недоразвития у детей // Труды психоневрологического института им. Бехтерева. – Л. – 1961. – Т.25. – С. 67-79.
15. Осадчук, М.С. Организация и содержание коррекционно – развивающего обучения детей с ЗПР / М.С. Осадчук // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 февраля 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2015. – С. 131-132.
16. Покаместова, О.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе / О.В. Покаместова // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 12(30). – С. 126-127.
17. Райлян, Т.А. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Т.А. Райлян // Молодой ученый. – 2021. – № 50(392). – С. 133-135.
18. Сергеева О.А., Филлипова Н.В., Барыльник Ю.Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – № 5. – Том5. – С. 712
19. Соколова, А.А. Обучение и развитие ребёнка младшего школьного возраста с ЗПР в условиях инклюзивного образования / А.А. Соколова // Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : Материалы IX Всероссийского симпозиума с международным участием, Чита, 19–26 апреля 2019 года. – Чита: Государственное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Забайкальского края», 2019. – С. 74-76.
20. Фадина, Г.В. Психолого-педагогическая поддержка детей с задержкой психического развития / Г. В. Фадина // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Балашов, 29–30 марта 2016 года. – Балашов: Издательство «Саратовский источник», 2016. – С. 324-328.
21. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598). URL:http://xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения: 07.11.2022).
22. Шевцова, Н. Д. Дидактическая игра как средство обучения детей с ЗПР / Н. Д. Шевцова, И. Ю. Лебеденко // Инновационные тенденции развития системы образования : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 11 июня 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 178-180.
23. Шиховцова, Н.Н. Организация инклюзивного образования младших школьников с ЗПР в массовой школе / Н.Н. Шиховцова, М.А. Неделькина // Современные тенденции развития системы образования : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25–28 апреля 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 265-266.
24. Dornelasa L.F., Duarteb N.M.C., Magalhaesa L.C. Neuropsychomotor developmental delay: conceptual map, term definitions, uses and limitations // Rev Paul Pediatr. – 2015. – Vol. 33. – № 1. – P. 88-103

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе организации обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

Организация обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития основывается на принципах инклюзии, индивидуального подхода и разностороннего развития ребенка. Важно учитывать возможности и потребности каждого ребенка и создавать благоприятную образовательную среду, направленную на его успешное обучение и развитие.

Как можно охарактеризовать детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с психолого-педагогической точки зрения?

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуются низким уровнем интеллектуальных способностей, общей неразвитостью психомоторики, затруднениями в усвоении знаний и навыков, а также ограниченными коммуникативными возможностями. Они могут иметь проблемы в общении с окружающими, в поведении и адаптации к школьной жизни.

Какие особые образовательные потребности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют особые образовательные потребности, связанные с необходимостью индивидуального подхода к обучению и поддержке. Они могут требовать дополнительного времени на усвоение учебного материала, использование визуальных и конкретных материалов, разнообразных методов обучения и поддержку со стороны педагогов и специалистов.

Какие методические основы лежат в основе организации обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

Организация обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития базируется на принципе поэтапности, постепенного увеличения объема и сложности учебного материала, использовании разнообразных методов обучения (игровых, практических, визуальных и др.), индивидуального подхода к каждому ребенку и сотрудничества с родителями и специалистами.

Какие особенности имеют дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют ряд особенностей. Они могут испытывать трудности в понимании и усвоении учебного материала, общении со сверстниками, контроле своих эмоций. Также у них может быть снижен уровень внимания и концентрации, затруднения в выполнении сложных заданий. Однако каждый ребенок уникален, и его особенности могут различаться.

Как обеспечить организацию обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

Для организации обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходимо применять индивидуальные подходы. Важно учесть особенности каждого ребенка и создать для него комфортные условия обучения. Можно использовать различные методики и техники, например, наглядные пособия, игровые формы обучения, деловые игры. Отдельное внимание следует уделять поддержке и развитию коммуникативных навыков у детей с ЗПР.

Какие проблемы возникают при обучении детей с задержкой психического развития?

При обучении детей с задержкой психического развития могут возникать различные проблемы. Во-первых, такие дети могут испытывать трудности в понимании учебного материала. Во-вторых, они могут испытывать затруднения в общении со сверстниками и контроле своих эмоций. Кроме того, у них может быть снижен уровень внимания и концентрации, что затрудняет процесс обучения. Важно разработать индивидуальную программу обучения для каждого ребенка, учитывая его особенности и потребности.

Какие методики могут быть полезны при обучении детей младшего школьного возраста с ЗПР?

При обучении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть полезны различные методики. Например, использование наглядных пособий и игровых форм обучения позволяют детям лучше усваивать материал. Деловые игры способствуют развитию коммуникативных навыков. Также важно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать обучение под его потребности.

Какие проблемы возникают при обучении детей с задержкой психического развития?

Проблемы, возникающие при обучении детей с задержкой психического развития, связаны с их особыми образовательными потребностями. Такие дети могут испытывать трудности с концентрацией внимания, пониманием и запоминанием материала, овладением навыками чтения, письма и решения математических задач. Важно применять специальные методики и методы обучения, а также создавать благоприятную психологическую и педагогическую среду для таких детей.

Как можно описать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития обычно имеют отклонения в интеллектуальном, эмоционально-волевом и речевом развитии. Они могут быть менее внимательными, снижена способность к самоконтролю и планированию действий. У них может быть нарушена речь, как на аудио-так и на графо-моторном уровне. Также они могут испытывать трудности в социальной адаптации и коммуникации. Для эффективного обучения таким детям необходимо использовать индивидуальные и дифференцированные подходы, учитывающие их особенности и потребности.