Административное нормотворчество

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 29 29 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 12.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА 5
1.1 Сущность понятия «административное нормотворчество» 5
1.2 Принципы административного нормотворчества 10
1.3 Место нормотворчества в системе административного права 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 16
2.1 Особенности современного административного нормотворчества 16
2.2 Проблемы и перспективы развития административного нормотворчества 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Фрагмент для ознакомления

Прохождение определенного этапа свидетельствует о том, что работа по созданию нормативного акта выходит на новый, самостоятельный этап.Спорность поднятого вопроса заключается в том, что в юридической литературе нормотворческий процесс обычно рассматривается как процесс официального принятия проекта нормативного правового акта в законодательном органе. Однако в последнее время многие авторы не сводят нормотворческий процесс лишь к процедуре решения вопроса о нормативном акте в самом законодательном органе, а высказывают мысли о более широком понимании этой социально-правовой категории. Несмотря на все разногласия, их объединяет идея о том, что законотворческий процесс, помимо официальной деятельности законодательного органа, включает также разработку и обсуждение проектов нормативных актов, в которых участвуют другие государственные органы, общественные организации, участвуют граждане.Законодательный процесс включает в себя все стадии формирования и построения воли государства, имеющие официальное значение, и не ограничивается деятельностью самого законодательного органа, хотя эта деятельность представляет собой наиболее важную и ответственную фазу процесса, поскольку проект в ходе его реализации носит официальный характер.Не менее спорным является вопрос о количестве ступеней. В некоторых работах, посвященных этому вопросу, например, выделяются только два из них: подготовка проекта нормативного акта и официальное возведение воли народа в закон. Некоторые исследователи выделяют три этапа: подготовка проекта нормативного акта (предварительный этап), поддержание и принятие нормативного акта (основной этап) и введение в действие нормативного акта (решающий этап). У других авторов шесть этапов: прогнозирование и планирование, внесение предложений по разработке нормативного акта; разработка концепции и подготовка нормативного акта; проект специального и общественного обслуживания; рассмотрение и принятие; обнародование закона и его вступление в силу.Существует четыре основных этапа создания правил:1. представление с законодательной инициативой;2. углубленное обсуждение законопроекта (в специально созданных парламентских комиссиях);3. принятие законопроекта;4. объявление и вступление в силу закона.В заключение хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему регуляторного процесса, которая сегодня не менее актуальна. Он заключается в слабых методах юридической техники и технологии и, как следствие, в снижении качества и эффективности законопроектов, их неоднозначном толковании и коллизиях. Похоже, что в эпоху высоких технологий и компьютеризации процессов регулирование работает над созданием специальных адаптированных программ, электронных механизмов, которые смогут качественно подготовить текст законопроекта.Предлагаются следующие действия по совершенствованию создания административных регламентов:- продолжение анализа законодательства федеральными органами исполнительной власти с участием Минюста России в целях уточнения компетенции по реализации правовых норм и подготовки необходимых изменений;- федеральные органы исполнительной власти продолжают работу по рассмотрению зарегистрированных нормативных правовых актов, подготовке и принятию соответствующих документов, и представлению их на государственную регистрацию в Минюст России;- организовать в федеральных органах исполнительной власти постоянный контроль за своевременной подготовкой ведомственных правовых актов в целях реализации указаний, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации;- обеспечение организационно-методического взаимодействия Минюста России с федеральными органами исполнительной власти в целях повышения качества ведомственного законотворчества, контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти положений федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.Соблюдение установленного порядка реализации министерских постановлений, постоянный анализ действующих нормативных правовых актов являются необходимыми условиями реализации требований законодательства Российской Федерации и создания единой системы правового регулирования.Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:- во-первых, нормотворчество и нормотворческий процесс не являются синонимами, хотя часто упускают из виду серьезность этих понятий;- во-вторых, процесс регулирования - это деятельность (совокупность действий) специально уполномоченных органов, которая состоит из совокупности логически завершенных фаз, направленных на издание нормативного акта.- в-третьих, в классической форме нормативный процесс состоит из четырех основных стадий (предъявление законодательной инициативы (предпроектная стадия), обсуждение законопроекта, одобрение законопроекта, оглашение и вступление в силу);- в-четвертых, для повышения качества создания нормативных актов необходимо внедрение специальных компьютерных программ и технологий, адаптированных к российской действительности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования необходимо сформулировать основные выводы.Процесс трансформации Российского государства находит отражение в функционировании многих закономерностей социального и правового характера. Отличительной особенностью современного этапа развития общества является все возрастающее внимание к праву и законности, нормотворческой деятельности.Проблема совершенствования нормотворчества всегда усугубляется, когда в обществе разрушается большинство институциональных и нормативных укладов, меняются цели, ценности, существующие средства достижения общественных потребностей, устанавливаются новые правила правового взаимодействия.Несмотря на достаточное количество различных точек зрения по вопросу о сущностной характеристике термина «административное регулирование», все исследователи сходятся во мнении, что административное регулирование представляет собой административно регламентированный процесс регулирования.Административное нормотворчество как специфический процесс основано на существовании специфических системообразующих принципов.Понимание системообразующих принципов административного регулирования позволяет показать их важность и необходимость учета в процессе разработки и принятия государственными органами нормативных правовых актов.Административное регулирование занимает значительное место в регулировании административных правоотношений.Однако процесс развития административного регулирования в условиях Российской Федерации также имеет ряд определенных недостатков:1. Возникают вопросы, связанные с определением компетенции по внесению изменений (признанию утратившими силу) нормативных актов.2. Досрочное внесение изменений в федеральные законы, нормативные акты Правительства Российской Федерации, касающиеся изменения компетенции федеральных органов исполнительной власти.3. Продолжается практика направления федеральными органами исполнительной власти писем, содержащих нормативные предписания (ФНС России), что противоречит установленным требованиям к составлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.В связи с наличием этих проблем были разработаны предложения по совершенствованию процесса административного нормотворчества в условиях современной Российской Федерации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022)Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 02.06.2022) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"Специальная литератураАгапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. 472 с.Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. 256 с.Александров А.Г. Этапы процессов управления и контроля, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации / А.Г. Александров // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 2 (32). стр. 161-167.Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко, О.А. Акопян, В.И. Васильев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 128 с.Вишневский, А. В. Общая теория государства и права/А. В. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред. А. В. Вишневского. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2019. -656 с.Григорьева С.В. Современный подход к понятию «исполнительная власть» в Российской Федерации / С.В. Григорьева // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2019. № 22. С. 282-287.Долотова, Д.В. Техника и технология правовых актов (на примере правовых актов, издаваемых в уголовно-исполнительной системе): Дис. канд. юрид. наук. -Владимир, 2020Домрачев Д.Г. Вопросы компетенции органов исполнительной власти в сфере местного самоуправления. / Д.Г. Домрачев // Новая наука: теория и практика. 2021. № 2-1 (63). стр. 183-186. Комягина А.С., Подбельский Н.В. Создание системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. / КАК. Комягина, Н.В. Подбельский // Крымский научный вестник. 2020. № 1 (7). стр. 55-62. Корнеев, Е. Э. Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации / Е. Э. Корнеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 92-94Макарейко, Н. В. Административное право. Учебное пособие / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2021. - 212 c.Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве: автореф. дис. на соискание уч. степ. д-ра юрид. наук. -Саратов, 2020. -40с.Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 486 с.Осипов, М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. — М.: РИОР, 2021. — 219 сПостатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с.Семышева М. М. Система обеспечения законности правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / М. М. Семышева // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2021. № 9. С. 292-296.Сладкова А. В. Административно-процессуальная деятельность органов исполнительной власти // М., 2021—59 с.Теория и практика ведомственного нормотворчества в России [Текст] : монография / Ю. Г. Арзамасов. - Москва :Юрлитинформ, 2021. - 477 с.Труфанов М.Е. Особенности правоохранительной деятельности правоохранительных органов / М.Е. Труфанов // Вестник Северо-Кавказского государственного университета. Серии Право.- 2021.- №1 - с. 3- 11.Умаров, И. Г. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации//В курсе правового дела. -2019. -№ 2.Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. ХабибулинаА. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2021. — 512 с.Чамаров, В.Б. Правовая судьба ведомственного правотворчества / Административное право и процесс. 2019. № 1. С. 55-62.Чернова Е.Р. Правовое регулирование организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. / Э.Р. Чернова // Инновационная наука. 2020. № 10-2. страницы 202-204Щеглова Л.В. Понятие административного регулирования / Л.В. Щеглова // Студенты юридических наук. Проблема. Правовой режим законности. - Воронеж: Издательство Воронежского университета. 2020.- с. 137-141.Электронные ресурсыСправочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022)
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 02.06.2022) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
Специальная литература
5. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. 472 с.
6. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. 256 с.
7. Александров А.Г. Этапы процессов управления и контроля, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации / А.Г. Александров // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 2 (32). стр. 161-167.
8. Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко, О.А. Акопян, В.И. Васильев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 128 с.
9. Вишневский, А. В. Общая теория государства и права/А. В. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред. А. В. Вишневского. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2019. -656 с.
10. Григорьева С.В. Современный подход к понятию «исполнительная власть» в Российской Федерации / С.В. Григорьева // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2019. № 22. С. 282-287.
11. Долотова, Д.В. Техника и технология правовых актов (на примере правовых актов, издаваемых в уголовно-исполнительной системе): Дис. канд. юрид. наук. -Владимир, 2020
12. Домрачев Д.Г. Вопросы компетенции органов исполнительной власти в сфере местного самоуправления. / Д.Г. Домрачев // Новая наука: теория и практика. 2021. № 2-1 (63). стр. 183-186.
13. Комягина А.С., Подбельский Н.В. Создание системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. / КАК. Комягина, Н.В. Подбельский // Крымский научный вестник. 2020. № 1 (7). стр. 55-62.
14. Корнеев, Е. Э. Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации / Е. Э. Корнеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 92-94
15. Макарейко, Н. В. Административное право. Учебное пособие / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2021. - 212 c.
16. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве: автореф. дис. на соискание уч. степ. д-ра юрид. наук. -Саратов, 2020. -40с.
17. Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 486 с.
18. Осипов, М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. — М.: РИОР, 2021. — 219 с
19. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с.
20. Семышева М. М. Система обеспечения законности правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / М. М. Семышева // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2021. № 9. С. 292-296.
21. Сладкова А. В. Административно-процессуальная деятельность органов исполнительной власти // М., 2021—59 с.
22. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России [Текст] : монография / Ю. Г. Арзамасов. - Москва : Юрлитинформ, 2021. - 477 с.
23. Труфанов М.Е. Особенности правоохранительной деятельности правоохранительных органов / М.Е. Труфанов // Вестник Северо-Кавказского государственного университета. Серии Право.- 2021.- №1 - с. 3- 11.
24. Умаров, И. Г. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации//В курсе правового дела. -2019. -№ 2.
25. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. ХабибулинаА. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2021. — 512 с.
26. Чамаров, В.Б. Правовая судьба ведомственного правотворчества / Административное право и процесс. 2019. № 1. С. 55-62.
27. Чернова Е.Р. Правовое регулирование организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. / Э.Р. Чернова // Инновационная наука. 2020. № 10-2. страницы 202-204
28. Щеглова Л.В. Понятие административного регулирования / Л.В. Щеглова // Студенты юридических наук. Проблема. Правовой режим законности. - Воронеж: Издательство Воронежского университета. 2020.- с. 137-141.
Электронные ресурсы
29. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
30. Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/

Вопрос-ответ:

Какова сущность административного нормотворчества?

Сущность административного нормотворчества заключается в процессе разработки, принятия и внесения изменений в административные нормы и правила, которые регулируют деятельность органов государственной власти и административные отношения.

Какие принципы лежат в основе административного нормотворчества?

Основными принципами административного нормотворчества являются принцип законности, принцип соответствия нормативных актов конституции и другим нормативным актам, принцип прогрессивности, принцип реализуемости, принцип разумности и принцип законодательной техники.

Какое место занимает нормотворчество в системе административного права?

Нормотворчество занимает важное место в системе административного права. Оно является одним из основных инструментов регулирования административных отношений и обеспечивает эффективное функционирование административных органов и исполнение законов.

Какие особенности современного административного нормотворчества?

Современное административное нормотворчество характеризуется быстрым темпом изменения норм, использованием новых информационных и коммуникационных технологий, учетом международных стандартов и тенденций, а также усилением принципа открытости и прозрачности в процессе регулирования административных отношений.

Какие проблемы и перспективы существуют в развитии административного нормотворчества?

В развитии административного нормотворчества существуют проблемы, связанные с необходимостью улучшения качества нормативных актов, стандартизацией процессов нормотворчества и усилением контроля за их исполнением. Однако существуют также перспективы развития, включающие внедрение инновационных подходов, автоматизацию процессов нормотворчества и укрепление правового государства.

Что такое административное нормотворчество?

Административное нормотворчество - это процесс создания и установления административных норм, то есть правил и норм, которые регулируют деятельность органов государственной власти и управления, а также их взаимоотношения с гражданами и организациями.

Какие принципы лежат в основе административного нормотворчества?

Основными принципами административного нормотворчества являются принцип законности, принцип справедливости, принцип обоснованности, принцип доступности и прозрачности норм. Эти принципы гарантируют соблюдение прав и свобод граждан, а также обеспечивают эффективность деятельности административных органов.

Какое место занимает нормотворчество в системе административного права?

Нормотворчество занимает особое место в системе административного права. Оно является одной из основных функций административных органов и необходимо для создания юридической базы, на которой осуществляются административные отношения между государством и его гражданами.

Какие особенности имеет современное административное нормотворчество?

Современное административное нормотворчество отличается такими особенностями, как учет международных стандартов и норм, гибкость и адаптивность к изменениям в обществе, использование информационных технологий для обеспечения прозрачности и доступности норм. Также важной особенностью является участие общественных организаций и экспертов в процессе нормотворчества.