Чтение как ценность в библиотечной практике. Формирование читательской грамотности у учащихся, приемы формирования.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Литература
  • 10 10 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 14.12.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

34801) способность установить связи, удовлетворяющие нескольким критериям;2) анализ текста проводится одновременно по нескольким основаниям: сравнивается, противопоставляется и разделяется на категории;3) умение разъяснить отдельные элементы содержания и формы текста или дать их оценку. 24071) способность читателя найти в тексте одну или несколько единиц информации, которые требуют осмысления;2) умение понять связи отдельных частей текста, интерпретировать, сравнить или противопоставить отдельные сообщения текста;3) установить связи между текстом и внетекстовыми знаниями на основании личного опыта и реалий жизни.1а3351) способность найти в тексте одну или несколько единиц информациив явном виде;2) распознание главной темы текста или цели автора;3) установление связей между сообщением текста и общеизвестными, житейскими знаниями;4) умение увидеть в тексте информацию, лежащую на поверхности благодаря подсказкам. 1b2621) умение читателя найти в коротком знакомом тексте одну единицу информации;2) научиться видеть подсказки в тексте;3)текст не содержит противоречивой или избыточной информации. Для интерпретации такого текста требуется связать соседние сообщения текста.Согласно результатам исследований, приведенным в Аналитическом отчете по результатам исследования PISA-2015, количество учащихся России в возрасте 14-15 лет, достижения которых выше порогового уровня, составляет 84%, в том числе[5]:- готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов (уровни от 4 и выше) – 36%;- не готовых самостоятельно ориентироваться - 16%;- уровень учащихся не достигших 2 порогового уровня читательской грамотности составляет 30%.Исследования проводились на постоянной основе с систематической периодичностью (раз в три года).Данная методика позволяет оценивать успешность национальных образовательных систем в сравнении с другими странами. Из диаграммы на рис. 2, видно, что уровень читательской грамотности российских школьников находится на достаточно высоком уровне и образовательная система Российской Федерации отлично адаптирована и применима для воспитания компетентных читателей по результатам исследований PISA-2015.Рис.2 Сравнительная диаграмма российских учащихся по читательским умениям PISA-2015. [5]По сравнению с 2000 годом (годом формирования шкалы по читательской грамотности) наблюдается повышение среднего балла по читательской грамотности на 13 единиц (с 462 до 475 баллов), а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 16 единиц (Рис. 3).Рис. 3. Тенденция изменения среднего балла России по читательской грамотности.[5]Подводя итог, выделим основные условия формирования читательской грамотности при обучении литературе: 1. Активно развивать смысловое чтение как основу читательской грамотностипри чтении.2. Осуществлять отбор учебного материала для осуществления метапредметных результатов, понимания и интерпретации любого литературного текста. 3. Сформировать у обучающихся умение извлекать информацию из текста, преобразовывать ее и применять для развития техники чтения.5. Вовлекать обучающихсяв универсальные учебные действия, необходимые для формирования читательской грамотности при выполнении работы над литературным текстом.Список использованных источников1. Рудик Г.А. и др. Функциональная грамотность – императив времени, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 11.11.2022).2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.3. Катунина Ю.К. Человеческая деятельность как субстанция социального//Молодой ученый. – 2017. - №1 (135) – с. 572 – 574 . - Электронный ресурс, https://moluch.ru(датаобращения 11.11.2022).4. Гостеева Ю.Н. и др. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности , Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 11.11.2022).5. Аналитический отчет по результатам исследования PISA-2015, электронный ресурс https://fioco.ru, (дата обращения 11.11.2022).

Список использованных источников
1. Рудик Г.А. и др. Функциональная грамотность – императив времени, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 11.11.2022).
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
3. Катунина Ю.К. Человеческая деятельность как субстанция социального//Молодой ученый. – 2017. - №1 (135) – с. 572 – 574 . - Электронный ресурс, https://moluch.ru (дата обращения 11.11.2022).
4. Гостеева Ю.Н. и др. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности , Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 11.11.2022).
5. Аналитический отчет по результатам исследования PISA-2015, электронный ресурс https://fioco.ru, (дата обращения 11.11.2022).

Вопрос-ответ:

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность - это уровень навыков и способностей читателя, позволяющий ему эффективно работать с текстом, понимать его содержание, анализировать и оценивать его, находить в нем нужную информацию и устанавливать связи между различными фрагментами.

Как формируется читательская грамотность у учащихся?

Формирование читательской грамотности у учащихся осуществляется через разнообразные приемы и методы. Важное значение имеет чтение разнообразной литературы, обсуждение прочитанного, анализ текстов, разъяснение отдельных элементов содержания и формы текста, а также поиск конкретной информации в тексте. Организация библиотечных занятий, проведение игр и творческих заданий также способствуют формированию читательской грамотности у учащихся.

Что значит установить связи удовлетворяющие нескольким критериям в анализе текста?

Установить связи удовлетворяющие нескольким критериям в анализе текста означает найти в тексте такие элементы, которые одновременно соответствуют нескольким параметрам или требованиям. Например, это может быть связь между идеей автора и ее доказательствами, между различными персонажами в рассказе, между заголовком и содержанием газетной статьи и т.д.

Что такое умение разъяснить отдельные элементы содержания и формы текста?

Умение разъяснить отдельные элементы содержания и формы текста - это способность читателя детально объяснить их смысл, значение и функцию в тексте. Например, это может быть разъяснение значения неизвестного слова, интерпретация символических образов, анализ структуры текста и его композиции, оценка стилистических приемов и т.д.

Какова роль поиска информации в тексте в формировании читательской грамотности?

Роль поиска информации в тексте в формировании читательской грамотности заключается в развитии умения обращаться к тексту с конкретной целью и находить в нем нужную информацию. Это важный навык, который позволяет читателю справляться с различными задачами, например, делать исследовательские работы, осуществлять критический анализ текста, подтверждать или опровергать утверждения и т.д.

Какие приемы формирования читательской грамотности используются в библиотечной практике?

В библиотечной практике используются различные приемы формирования читательской грамотности у учащихся. Например, организация чтения художественной литературы в форме кружков или клубов, проведение литературных игр и викторин, организация летних и зимних чтений, проведение литературных конкурсов и многое другое.

Какие критерии используются при проведении анализа текста?

При анализе текста одновременно используются несколько оснований. Сравниваются различные аспекты текста, осуществляется противопоставление и разделение текста на категории. При этом могут учитываться такие критерии, как структура текста, языковые средства автора, содержание, тематика и многое другое.

Что значит "умение разъяснить элементы содержания и формы текста или дать их оценку"?

Умение разъяснить элементы содержания и формы текста означает способность читателя объяснить отдельные части текста, его содержание и форму, а также выразить свое мнение об этих элементах. Например, читатель может описать главного героя произведения и объяснить, как его характер влияет на развитие сюжета, или дать оценку стилю письма автора и его влиянию на восприятие текста.

Какова способность читателя находить информацию в тексте?

Способность читателя находить информацию в тексте заключается в умении найти одну или несколько конкретных единиц информации, которые он ищет. Например, читатель может искать ответ на определенный вопрос, факт или цитату в тексте. Для этого он использует свои навыки поиска и анализа информации внутри текста.

Какие еще навыки развиваются при формировании читательской грамотности?

При формировании читательской грамотности развиваются различные навыки, такие как умение анализировать текст, выделять его основные идеи, делать выводы и сравнения, устанавливать связи между текстами, интерпретировать их содержание, использовать литературные средства и техники. Кроме того, развивается эмоциональная и эстетическая сфера, когда читатель оценивает качество и художественные достоинства прочитанного произведения.

Какое значение имеет чтение в библиотечной практике?

Чтение играет важную роль в библиотечной практике, так как способствует формированию читательской грамотности у учащихся.