Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 62 62 страницы
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 14.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и сущность развития двигательных процессов 6
1.2. Формирование моторики в онтогенезе 11
1.3. Нарушение моторики у детей с дизартрией 18
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ #
2.1. Цель, задачи, методы исследования #
2.2. Теоретическое обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента #
2.3. Особенности моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией #
2.3.1. Состояние артикуляционной моторики #
2.3.2. Состояние мелкой ручной моторики #
2.3.3. Состояние общей моторики #
2.3.4. Общая характеристика нарушений моторной сферы #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ #
ПРИЛОЖЕНИЕ #
Фрагмент для ознакомления

Больше промахов отмечалось у 2 дошкольников, которые попали в цель 2 раза и получили 2 балла, причем некоторые удачные броски можно назвать случайными. Еще 2 ребенка попали в цель 1 раз и получили 1 балл. Совсем не справились с заданием 2 ребенка, они ни разу не попали в цель, один из них расстроился и не выполнил задание до конца. Стоять на обеих ногах с закрытыми глазами в течении 15 сек. получилось у 7 детей. Дети стояли ровно, не открывали глаз, не качались. Не выполнили задание 3 ребенка, начинали качаться, открывать раньше времени глаза, переступать с ноги на ногу. Дотронуться с закрытыми глазами указательным пальцем кончика носа (попеременно обеими руками) смогли 2 ребенка. Эти дети безошибочно находили кончик носа, меняли руки, не открывали глаза. Остальные 8 детей не справились с заданием, в ходе выполнения задания дети не удерживали инструкцию, некоторые открывали глаза, забывали менять руки, дотрагивались несколькими пальцами, находили не кончик носа, а переносицу или щеку. Также было отмечено разное выполнение упражнения разными руками, одной рукой дети правильно находили кончик носа, сменив руку дотрагивались до другого места. Описать в воздухе указательными пальцами одинаковые круги никто из детей не смог. Все 10 воспитанников задание не выполнили, дети описывали неодинаковые круги, вращали руками асинхронно, сбивались с ритма.Исследования состояния общей моторики у детей со стертой дизартрией отражены в Таблице 5 и на Рисунке 5.Таблица 5Количественная характеристика состояния общей моторики у детей со стертой дизартриейПараметры исследованияБаллы Средний балл10,50Исследование статической координации1) стоять на носочках4-60,42) стоять на одной ноге5320,43) стоять на обеих ногах с закрытыми глазами7-30,7Исследование динамической координации1) прыжки3430,32) коснуться кончика носа2-80,23) описать в воздухе круги-100Баллы43214) бросать мяч в цель13221,9Рис. 5 Средний показатель исследования общей моторики у детей со стертой дизартрией (в баллах).У большей части детей со стертой дизартрией отмечаются сложности выполнения статических и динамических упражнений, все дети допустили ошибки при броске мяча в цель, не смогли коснуться кончиком пальца до носа, описать в воздухе круги, что свидетельствует о нарушениях координации. Средний показатель выполнения заданий у детей экспериментальной группы – 0,5 балла.Выявленные неточности выполнения заданий, направленных на исследование общей моторики у детей ЭГ, следующие:1 –нарушения удержания позы отмечены у 6 детей;2 – сопутствующие движения у 3 детей;3 – частично выполнили инструкцию 4 ребенка;4 – неточновыполнили прыжковые упражнения на одной ноге 7 детей;5 – неточно удерживают равновесие (стойка на одной ноге) 5 дошкольников;7 – нарушения попадания мячом в цель (целенаправленность движений) у 10 детей;8 – нарушена пространственная координация у 10 детей;9 – асинхронность отмечена у 10 дошкольников.Так, у детей ЭГ отмечаются ошибки при выполнении всех заданий. Большая часть детей с трудом справились со статическими заданиями, также исполнение ряда динамических упражнений (прыжки, бросание мяча, движения обеими руками) вызвало сложности у детей.Анализ результатов исследование статической и динамической организации крупной моторики позволил определить уровни ее развития у исследуемых детей, что отражено в Таблице 6 и на Рисунке 6.Таблица 6Уровни развития общей моторики у детей со стертой дизартриейУровни развитиявысокийсреднийнизкий-73Рис. 6 Сопоставление уровней развития общей моторики у детей со стертой дизартрией в %.Результаты исследования общей моторики у детей со стертой дизартрией выявили несформированность моторной программы, моторную неловкость, сложности удержания двигательной программы, нарушения зрительно-пространственных отношений, сложности координации, удержания равновесия. Выполнение заданий разработанной методики позволило определить состояние моторного развития детей со стертой дизартрией, провести количественный и качественный анализ результатов. Система оценивания способствовала выявлению уровней выраженности нарушений двигательной сферы у исследуемых дошкольников.2.3.4. Общая характеристика нарушений моторной сферыПроведя качественный и количественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента, можно выделить основные нарушения двигательной функции у детей со стертой дизартрией.Дошкольники, участвующие в исследовании, имеют ряд особенностей развития артикуляционной моторики. Движения губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба недостаточно точны, выполняются не в полном объеме, координация артикуляционных движений сформирована недостаточно, нарушения мышечного тонуса, сложности подъема кончика языка. При выполнении статических упражнений у ряда детей отмечался тремор, сопутствующие движения. У некоторых детей при реализации динамических упражнений проявлялась замедленность чередования поз, у других – наличие непроизвольных движений. По результатам исследования определены 4 ребенка ЭГ, у которых статическая и динамическая организация артикуляционных движений не сформирована, у 6 детей – сформирована частично.Анализ результатов исследования мелкой моторики определил большое число ошибок при выполнении упражнений на координацию движений. Отмечались следующие особенности: рассогласованность движений, несоответствие выполнения двигательного акта разноименными руками, появление напряжения от плеча до кисти руки, отсутствие контроля за амплитудой движений, соскальзывание на одноименные движения. Нарушение сформированности компонентов координации: точности, плавности, соразмерности влечет неточности совершения всего двигательного акта. Результаты исследования мелкой моторики у детей со стертой дизартрией выявили недостаточную переключаемость, замедленность формирования двигательного стереотипа, моторную неловкость, сложности удержания двигательной программы, недостаточность сформированности навыка работы с карандашом, сложности манипуляции с предметами. По результатам констатирующего эксперимента у всех детей отмечена несформированность произвольной моторики пальцев рук, были не точно реализованы пробы кулак-ребро-ладонь, кольцо-ладонь. Пальцевая моторика у детей вялая, замедленная, скованная. При работе с карандашом дети показали недостаточность сформированности навыка, неравномерность нажима (или сильный, или слабый), дрожание линий, отрывание руки от карандаша, напряженность пальцев рук.Результаты исследования экспериментально показали взаимозависимость развития речи и развития мелких движений пальцев рук. Уровни сформированности артикуляционной и мелкой моторики у детей со стертой дизартрией соответствуют низкому и среднему уровням, высокого уровня не выявлено.У дошкольников также выявлены нарушения общего моторного развития: недостаточность статической и динамической координации, неточность выполнения движений, трудности выполнения заданий по словесной инструкции, сложности удержания статического положения тела под счет. Низкий уровень развития крупной моторики определен у 3 детей, средний уровень – у 7 дошкольников, высокий не определен.Проведение анализа результатовсформированности моторики у детей с речевым нарушением показало взаимозависимость и взаимообусловленность развития двигательных компонентов. Следует выделить серьезные нарушения статической координации движений общей, мелкой, артикуляционной моторики. Дети испытывали трудности при удержании статической позы, появлялся тремор, дополнительные движения или напряжения рук, плеч. Также отмечено, что у детей со стертой дизартрией имеются нарушения динамической координации, манипуляции с предметами, несформированность навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка).Учитывая, что мелкая моторика обусловлена скоординированной деятельностью мелких мышц руки и глаза, а артикуляционная моторика – координацией движений языка, губ, мягкого неба, гортани, дыхания, то нарушения координации приводят к недостаточному развитию моторных функций.Определено несоответствие между компонентами двигательного акта: кинетическим и кинестетическим развитием ребенка. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) выявлена недостаточность кинетических движений, что проявлялось в множественности неточностей выполнения заданных проб или невозможности их реализации, что особенно проявлялось при выполнении серии упражнений кулак-ребро-ладонь.Соотнесение уровней развития крупной, мелкой, и артикуляционной моторики представлены в Таблице 7.Таблица 7Уровни развития моторики у детей со стертой дизартриейУровни развитияМоторикаартикуляционнаямелкаяобщаявысокий---средний677низкий433Анализ результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы:1) установлена взаимосвязь между компонентами психомоторного развития детей дошкольного возраста;2) для дошкольников со стертой дизартрией характерна недостаточная сформированность моторных функций;3) отмечается неоднородность неточностей выполнения заданий;4) большинство детей показали средние результаты выполнения экспериментальных заданий;5) при обследовании артикуляционной моторики 4 ребенка имеют низкий уровень развития, 6 – средний уровень;6) при обследовании мелкой моторики 3 ребенка показали низкий уровень развития, 7 – средний уровень;7) при обследовании общей моторики низкий уровень развития отмечен у 3 детей, средний уровень – у 7 дошкольников;8) высокий уровень сформированности моторных функций (артикуляционной, мелкой, общей) у детей со стертой дизартрией не выявлен.Обобщение результатов эксперимента позволило констатировать наличие средне-низкого уровня сформированности моторных функций у детей со стертой дизартрией.Опираясь на показатели исследования моторных функций определились две группы детей: дети со средним уровнем развития моторики и дети с низким уровнем (См. табл. 8).Таблица 8Сводная таблица уровней развития у детей со стертой дизартриейУровни развитияМоторные компонентыСредний показательАртикуляционная моторикаМелкая моторикаОбщая моторикаВысокий уровень----Средний уровень6777Низкий уровень4333Таким образом, среди исследуемых детей со стертой дизартрией, согласно результатам констатирующего исследования, можно выделить две группы:1 группа (7 детей) – дети со средним уровнем развития моторных функций, для которых характерны нарушения статической и динамической организации моторики, неточности выполнения артикуляционных упражнений, неполный объем артикуляционных движений, замедленный темп выполнения, наличие сопутствующих движений, трудности удержания или переключении артикуляционной позы; достаточное развитие мелкой моторики, навыков самообслуживания, однако имеются неточности синхронности выполнения заданий, трудности воспроизведения серии заданий; неточное выполнение заданий, направленные на изучение состояния статической и динамической координации движений общей моторики, неполный объем движений, замедленный темп выполнения, наличие сопутствующих движений, трудности удержания позы;2 группа (3 ребенка) – дети с низким уровнем развития моторики, для которых свойственно наличие выраженных трудностей выполнения артикуляционных упражнений, многочисленные ошибки, неточности артикуляции, синкинезии, не возможность удержания артикуляционной позы, нарушения последовательности артикуляционных движений; развитие мелкой моторики значительно отстает от возрастных норм, большая часть заданий не выполнена, присутствует напряженность, скованность, координация мелких движений нарушена; наличие выраженных трудностей выполнения общих движений, многочисленные ошибки, невозможность удержания позы, неточность движений, отсутствие самоконтроля, сложности удержания в памяти последовательности действий. Таким образом, подобранная методика исследования позволила определить особенности общей, мелкой, артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.ЗАКЛЮЧЕНИЕСогласно поставленным целям и задачам данного исследования, была проанализирована теоретическая и практическая литература по логопедии, психологии. На основании научных исследований была отмечена недостаточная сформированность моторной сферы у детей с дизартрией: нарушения артикуляционной моторики, неточности выполнения мелких движений пальцев рук, отставания в развитии общей моторики, нарушения координации речи с движениями. Для определения уровня сформированности моторики у детей со стертой дизартрией было проведено констатирующее исследование на основе методик Н.И. Озерецкого, Г.А. Волковой, Е.Ф. Архиповой. Разработанная методика обследования включала три серии проб, направленных на изучение состояния артикуляционной, мелкой, общей моторики.Качественный и количественный анализ изучения моторного развития старших дошкольников со стертой дизартрией выявил недостаточную сформированность двигательных функций. Были определены две группы детей: 3 ребенка с низким и 7 детей со средним уровнем развития моторных компонентов.Особенности общей моторики выражались в неточности выполнения заданий, нечеткой координации частей тела, замедленном темпе, выполнения заданий, быстрой утомляемости. Особенности артикуляционной моторики характеризовались сложностью удержания артикуляционной позы под счет, не полном объеме артикуляционного уклада, отсутствием точности выполнения движений. Особенности мелкой моторики пальцев рук выражались в недостаточной точности воспроизведения предложенных действий, замедленном темпе, появлении дополнительных сопутствующих движений, перестановок элементов двигательного действия.Таким образом, поставленные цели и задачи исследования реализованы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксенова М.И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольной воспитание. – 1990. – № 8. – С. 62-65.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2012. – 264 с.Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. – М. : Просвещение, 1974. – 238 с.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие. – М., 2006. – 224 с.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии и активности // Физиология движений и активности / Под ред. Н.Н. Даниловой. – М.,1990. – 279 с.Бехтерев В. М. Объективная психология / редкол. А.В. Брушлинский [и др.]; изд. подгот. В.А. Кольцова ; отв. ред. тома Е.А. Будилова, Е.И. Степанова; АН СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1991. – 475 с.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. – 2014. – №5. – 495–497 с.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005. – 384 с. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: Изд-во АСТ, 2011. – 183 с.Винарская Е.Н. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга / Е.Н. Винарская, А.С. Никифоров, С.А. Солдатова // Невропатология и психиатрия. – 1977. – № 9. – С. 1347–1351. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов. – М., 1990. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с. Волкова Г.А., Смирнова Т.В. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб, 1999. – С. 37–46. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 470 с. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). – М.: Книголюб, 2005. – 144 с. Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Герасименко Юлия Викторовна. – Санкт-Петербург, 2013. – 44 с. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. – М, 2002. – 208 с. Гуревич М.О. Психомоторика / Проф. М.О. Гуревич, прив.-доц. Н.И. Озерецкий. – Москва ; Ленинград : Гос. мед. изд-во, 1930.Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – Барнаул :АлтГПУ, 2020. – 360 с. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. – М.: Астрель, 1990. – 320 с. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. – М.: Гном, 2010. – 104 с. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24–20. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. – М., 1973. – 143 с.Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников // Логопед. – 2009. – №1. – С. 57–62. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.Лурия А.Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: преодоление ОНР. – М.: Знание, 2009. – 260 с. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. / И.П. Павлова. – Академии наук СССР, М. Л. 1951. – 345 с. Правдина О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1973. – 272 с.Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1980. – 223 с. Родин Ю.И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям: автореф. дис. … докт. психол. наук: 19.00.13. – Тула, 2009. – 44 с. Рыбакова М.А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1282–1284. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с. Семенова М.Г. Оценка психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста // Естественные науки. – 2009. – № 2 (27). – С.153–155. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : ЭКСМО, 2010. – 48 с. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 114–155. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста // Уч. зап. МГПИИЯ- Т. 60. Исследование и речи. – М., 1971. – С. 32–38.Хризман Т.П. Об отношении ассоциативных зон коры головного мозга к организации сложной произвольной деятельности у детей от 1 года до 4 лет по данным ЭЭГ. Тезисы 5-го научного совещания. – Л.: 1997. – С. 11–13. ПРИЛОЖЕНИЕМетодика констатирующего исследования моторных процессов у детей со стертой дизартриейЗадание 1. Исследование статической организации артикуляционных движенийЦель: выявить уровень развития статической организации артикуляционных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5. Инструкция: исследование движения губ1) растянуть губы в улыбку и удержать, 2) вытянуть губы в трубочку и удержать,исследование движений нижней челюсти1) открыть рот и удерживать его открытым под счет, закрыть рот;исследование движений языка1) открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу; 2) открыть рот, положить кончик языка на верхнюю губу, удерживать его под счет; 3) открыть рот, выгнуть язык горкой, прижать кончик языка к нижним зубам, удерживать его под счет от 1 до 5. исследование движений мягкого неба1) широко открыть рот, произнося звук [а]. Задание 2. Исследование динамической организации артикуляционных движенийЦель: выявить уровень развития динамической организации артикуляционных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5. Инструкция: исследование движения губ1) поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать их вперед трубочкой;исследование движений нижней челюсти1) двигать нижней челюстью вправо-влево,исследование движений языка1) поочередно поднимать и опускать кончик языка к верхним и нижним зубам; 2) поочередно делать язык широким и узким; 3) поочередно двигать высунутым языком вправо – влево.Каждое правильно выполненное упражнение оценивается в 1 балл, неправильно выполненное – 0 баллов, затем подсчитывается общее количество баллов, которое соответствует определенному уровню развития двигательной функции (артикуляционной):высокий уровень (10-12 баллов) – точное, свободное выполнение упражнений;средний уровень (6-9 баллов) – неполный объем артикуляционных движений, замедленный темп выполнения, наличие сопутствующих движений, трудности удержания или переключении артикуляционной позы;низкий уровень (0-5 баллов) – выраженные трудности при выполнении упражнения, многочисленные ошибки, наличие синкинезий, не возможность удержания позы, движение неточное, нарушена последовательность движений. Задание 3. Исследование статической организации мелкой моторики пальцев рук Цель: выявить уровень развития статической организации мелких движений пальцев рук. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить задание. Инструкция: исследование произвольных движений пальцев рук1) выполни последовательно статические движения кулак, ребро, ладонь под счет 1-2-3 поочередно каждой рукой, 2) разъединить и соединить пальцы рук (руки лежат на столе) под счет.Задание 4. Исследование динамической организации мелкой моторики пальцев рук Цель: выявить уровень развития динамической организации мелких движений пальцев рук. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить серию заданий. Инструкция: исследование произвольных движений пальцев рук1) выполнить кулак-ребро-ладонь одной рукой, обеими руками,2) выполни серию движений кольцо-ладонь,исследование манипуляции с предметами1) завязать и развязать шнурки,2) застегнуть и расстегнуть пуговицы,3) выложить из мозаики узор по образцу,исследование навыка работы с карандашами1) обведи по трафарету,2) нарисуй линию по образцу,3) нарисуй человека.Оценивание:1 балл – правильное выполнение задания, 0 баллов – задание не выполнено.Сумма баллов за выполнение каждого задания соответствовала уровню развития мелких движений пальцев рук:высокий уровень (8-10 баллов) – задание выполнено, мелкая моторика сформирована, движения плавные, точные, одновременные, координация движений сохранна,средний уровень (4-7 баллов) – мелкая моторика развита достаточно хорошо, однако отмечаются неточности выполнения задания, нарушен темп выполнения движений, отсутствие одновременности выполнения, трудности выполнения серии заданий,низкий уровень (0-3 балла) – развитие мелкой моторики не соответствует возрастным нормам, задание не выполнено, присутствует напряженность, скованность, леворукость, координация выполнения нарушена.Задание 5. Исследование статической организации крупной моторикиЦель: выявить уровень развития статической организации обще-моторных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий. Инструкция: 1) стоять на носочкахОценивание: 1 балл – правильное выполнение задания, 0 баллов – не правильное выполнение (не удержал позицию, опустился на пятки, 2) стоять на одной ноге,3) стоять на обеих ногах с закрытыми глазами в течении 15 сек. Оценивание: 1 балл – упражнение выполнено,0 баллов – задание не выполнено (схождение с места, балансировка). Задание 6. Исследование динамической организации крупной моторикиЦель: выявить уровень развития динамической организации обще-моторных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить серию заданий. 1) попеременно прыгать на правой, левой ноге,Оценивание: 1 балл – задание выполнено, 0,5 баллов – выполнено для одной ноги,0 баллов – задание не выполнено (косание пола, балансировка, взмахи руками), 2) бросать мяч в цель 5 разОценивание: 5 баллов – попадание в цель,4-3 балла – допустил 1-2 ошибки,2-1 балл – допустил много ошибок,0 баллов – задание не выполнил,3) дотронуться с закрытыми глазами указательным пальцем кончика носа (попеременно обеими руками) Оценивание: 1 балл – выполнил задание правильно,0 баллов – не выполнил задание (дотронулся до другого места) 4) описать в воздухе указательными пальцами вытянутых рук круги в течение 10 сек.Оценивание: 1 балл – задание выполнено, описаны одинаковые круги обеими руками,0 баллов – задание не выполнено (вращение рук одновременно, описывались круги в одну сторону, неодинаковые круги).

Аксенова М.И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольной воспитание. – 1990. – № 8. – С. 62-65.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2012. – 264 с.
Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. – М. : Просвещение, 1974. – 238 с.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие. – М., 2006. – 224 с.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии и активности // Физиология движений и активности / Под ред. Н.Н. Даниловой. – М.,1990. – 279 с.
Бехтерев В. М. Объективная психология / редкол. А.В. Брушлинский [и др.]; изд. подгот. В.А. Кольцова ; отв. ред. тома Е.А. Будилова, Е.И. Степанова; АН СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1991. – 475 с.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. – 2014. – №5. – 495–497 с.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: Изд-во АСТ, 2011. – 183 с.
Винарская Е.Н. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга / Е.Н. Винарская, А.С. Никифоров, С.А. Солдатова // Невропатология и психиатрия. – 1977. – № 9. – С. 1347–1351.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов. – М., 1990.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
Волкова Г.А., Смирнова Т.В. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб, 1999. – С. 37–46.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). – М.: Книголюб, 2005. – 144 с.
Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Герасименко Юлия Викторовна. – Санкт-Петербург, 2013. – 44 с.
Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. – М, 2002. – 208 с.
Гуревич М.О. Психомоторика / Проф. М.О. Гуревич, прив.-доц. Н.И. Озерецкий. – Москва ; Ленинград : Гос. мед. изд-во, 1930.
Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – Барнаул : АлтГПУ, 2020. – 360 с.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. – М.: Астрель, 1990. – 320 с.
Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. – М.: Гном, 2010. – 104 с.
Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24–20.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. – М., 1973. – 143 с.
Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников // Логопед. – 2009. – №1. – С. 57–62.
Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: преодоление ОНР. – М.: Знание, 2009. – 260 с.
Павлов И.П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. / И.П. Павлова. – Академии наук СССР, М. Л. 1951. – 345 с.
Правдина О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1973. – 272 с.
Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1980. – 223 с.
Родин Ю.И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям: автореф. дис. … докт. психол. наук: 19.00.13. – Тула, 2009. – 44 с.
Рыбакова М.А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1282–1284.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
Семенова М.Г. Оценка психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста // Естественные науки. – 2009. – № 2 (27). – С.153–155.
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : ЭКСМО, 2010. – 48 с.
Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 114–155.
Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста // Уч. зап. МГПИИЯ- Т. 60. Исследование и речи. – М., 1971. – С. 32–38.
Хризман Т.П. Об отношении ассоциативных зон коры головного мозга к организации сложной произвольной деятельности у детей от 1 года до 4 лет по данным ЭЭГ. Тезисы 5-го научного совещания. – Л.: 1997. – С. 11–13.

Вопрос-ответ:

Какие особенности мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников с стертой дизартрией?

У старших дошкольников с стертой дизартрией наблюдаются нарушения в мелкой и артикуляционной моторике, такие как затруднения в координации движений рук и пальцев, а также в произношении звуков и слов.

Как формируется моторика у детей дошкольного возраста?

Моторика у детей дошкольного возраста формируется в процессе их онтогенеза. Она развивается постепенно, начиная с грубых движений и постепенно переходя к более точным и сложным движениям.

Что такое дизартрия и какие нарушения моторики она вызывает?

Дизартрия - это нарушение артикуляции речи, вызванное нарушениями моторики речевых органов. Она может приводить к затруднениям в произношении звуков и слов, а также к нарушениям координации движений губ, языка и гортани.

Какие методы исследования были использованы для изучения особенностей моторики у старших дошкольников с стертой дизартрией?

Для изучения особенностей моторики у старших дошкольников с стертой дизартрией были использованы различные методы исследования, включая анкетирование, наблюдение и анализ двигательных навыков, а также специальные тесты и задания.

Какая цель и задачи были поставлены перед исследованием особенностей моторики у старших дошкольников с дизартрией?

Целью исследования было изучение особенностей моторики у старших дошкольников с дизартрией. Задачи включали анализ формирования мелкой и артикуляционной моторики, определение нарушений в произношении звуков и слов, а также разработку рекомендаций по коррекционно-развивающей работе с этой категорией детей.

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия - это тип нарушения артикуляции, при котором дети испытывают трудности в произношении звуков, но они не имеют явных аномалий артикуляционного аппарата.

Какие особенности общей мелкой моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдаются нарушения в общей мелкой моторике, такие как затруднения в выполнении мелких движений рук и пальцев, проблемы с координацией движений и т.д.

Какие особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией?

У старших дошкольников со стертой дизартрией наблюдаются нарушения в артикуляционной моторике, что приводит к затруднениям в произношении звуков и слов, несовершенству слоговой структуры и плохой плавности речи.

В какой период формируется моторика у детей дошкольного возраста?

Формирование моторики происходит в онтогенезе, то есть в ходе развития ребенка. Основные этапы формирования моторики у детей дошкольного возраста происходят примерно от 3 до 6 лет.