Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конфликтология
  • 14 14 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 16.12.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников 3
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Фрагмент для ознакомления

В дошкольном возрасте активно развиваются психические функции, личностные образования, формируются навыки сотрудничества, коммуникации, ориентация на мир людей, моральные представления. При этом в психологопедагогических исследованиях отмечается, что современные дети становятся менее чувствительными, у них замедляется или полностью теряется важная человеческая способность к сочувствию, растет количество детей с психоэмоциональными нарушениями [3]. В ФГОС дошкольного образования наряду с когнитивным развитием эмоциональная составляющая обозначена как одна из приоритетных в развитии дошкольников. Опыт когнитивной и аффективной связи с окружающим миром, полученный в дошкольном возрасте, чрезвычайно прочен и принимает характер установки. Одной из составляющих аффективной связи с окружающей действительностью является эмоциональный интеллект дошкольника. Он формирует личность дошкольника, а также обеспечивает продуктивность общения. Эмоциональный интеллект также отвечает за познание социальных явлений и стрессоустойчивость. В итоге является главным фактором социализации ребенка дошкольного возраста [5]. Эмоциональный интеллект дошкольника - способность ребенка понимать и уметь управлять собственными чувствами, а также идентифицировать эмоции других людей, адекватно их оценивать. Эмоциональный интеллект включает саморегуляцию, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, способность эффективно взаимодействовать с окружающими [2].Выполнение каждого из заданий зависит от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста [1, с. 54]. Все это необходимо учитывать психологу при проведении обследования. Результаты качественного, объективного тестирования помогут психологу вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную работу. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления. Наличие сформированного плана представлений тесно связано с успеваемостью в школе и оказывается очень важным для успешного усвоения таких учебных дисциплин, как математика, геометрия, география, черчение [5, с. 16]. В научных психологических исследованиях мышление рассматривается как особенно сложная форма психической деятельности, возникающая в тех случаях, когда задача требует предварительного анализа и синтеза ситуации и нахождения специальных вспомогательных операций, с помощью которых она может быть разрешена. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и косвенным отражением реальности. Человеческое мышление характеризуется единством сознательного и бессознательного. Мышление-неотъемлемая часть и особый объект самосознания человека, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих " мыслей, осознание нерешенной проблемы как своей , осознание своего отношения к проблеме. [2, с. 20-21].Визуально-образное мышление - основной тип мышления старшего дошкольника. В простейших формах он проявляется уже в раннем детстве, заключаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с использованием простейших инструментов [6, С. 29].В раннем дошкольном возрасте дети решают в уме только те задачи, в которых действие, выполняемое рукой или инструментом, направлено непосредственно на достижение практического результата - перемещение предмета, его использование или изменение.Дошкольники младшего возраста решают аналогичные задачи с помощью действий внешней ориентации, то есть на уровне эффективного визуального мышления: решение, найденное в тестах, дети могут запомнить, но стоит задаче измениться, как тесты начинаются заново.В середине дошкольного возраста, при решении более простых, а затем и более сложных задач с косвенным результатом, дети постепенно начинают переходить от внешних тестов к тестам, выполняемым в уме. После того как ребенок ознакомлен с несколькими вариантами задачи, он может решить новую ее версию, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив в уме необходимый результат. На основе визуально-действенной формы мышления начинает формироваться визуально-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их предметной практической деятельности и закрепленным в слове [3, с. 29].К концу дошкольного возраста основные психические процессы перестраиваются.Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, 6–7-летний ребенок использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослый: наглядно-образную (познание с помощью представлений предметов, явлений); наглядно-действенную (познание с помощью манипулирования предметами); словесно-логическую (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). В дошкольном возрасте происходит развитие всех форм мыслительной деятельности. При этом приоритетным является нагляднообразное мышление.Итак, что с учетом использования этих методов задействуется не только интеллектуальная сфера, но и коммуникативная, так как обучение и развитие требует взаимодействия между учителем и учеником. ЗаключениеВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.Мышление - это психический процесс получения знания о свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления является слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные операции возникают у него в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находится в тесном единстве. Первые проблески детского мышления носят практический, действенный характер. Это наиболее ранняя форма мышления называется наглядно – действенной и способствует формированию других, более сложных форм наглядно – образного и словесно – логического мышления.Важность изучения и развития наглядно-действенного мышления, по мнению Н.Н. Поддьякова, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.Список используемой литературыАлиева Р. Р., Булуева Ш. И., Магомедова П. К. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт. 2019. 382 с.Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. М.: Проспект, 2018. 448 с.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: Питер, 2020. 560 с.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер. 2019. 528 с.Белинская А. Б. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2018. 214 с.Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 144 с.Иванова О. А., Суртаева Н. Н. Конфликтология в социальной работе. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 282 с.Леонов Н. И. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 396 с.Лопарев А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология. Учебник. М.: Юрайт. 2017. 290 с.Охременко И. В. Конфликтология. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2017. 154 с.Охременко И. В. Конфликтология. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. 156 с.Ромашов Р. А. Юридическая конфликтология. Учебник. М.: КноРус, 2021. 280 с.Самыгин С. И., Коновалов В. Н. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2019. 300 с.Светлов В. А. Введение в конфликтологию. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: Флинта, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. 528 с.Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2019. 352 с.


1. Алиева Р. Р., Булуева Ш. И., Магомедова П. К. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт. 2019. 382 с.
2. Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. М.: Проспект, 2018. 448 с.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: Питер, 2020. 560 с.
4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер. 2019. 528 с.
5. Белинская А. Б. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2018. 214 с.
6. Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 144 с.
7. Иванова О. А., Суртаева Н. Н. Конфликтология в социальной работе. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 282 с.
8. Леонов Н. И. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 396 с.
9. Лопарев А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология. Учебник. М.: Юрайт. 2017. 290 с.
10. Охременко И. В. Конфликтология. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2017. 154 с.
11. Охременко И. В. Конфликтология. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. 156 с.
12. Ромашов Р. А. Юридическая конфликтология. Учебник. М.: КноРус, 2021. 280 с.
13. Самыгин С. И., Коновалов В. Н. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2019. 300 с.
14. Светлов В. А. Введение в конфликтологию. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: Флинта, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. 528 с.
15. Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2019. 352 с.

Вопрос-ответ:

Какие психические функции развиваются у дошкольников?

В дошкольном возрасте активно развиваются психические функции, такие как внимание, память, воображение, мышление, речь и моторика.

Какие навыки формируются у дошкольников?

В дошкольном возрасте формируются навыки сотрудничества, коммуникации, ориентации на мир людей и моральные представления.

Что говорят психологопедагогические исследования о современных детях?

Психологопедагогические исследования отмечают, что современные дети становятся менее чувствительными, у них замедляется или полностью теряется наглядно-действенное мышление.

Какие особенности наблюдаются у наглядно-действенного мышления у дошкольников?

Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников включают в себя ориентацию на конкретные предметы, а не на абстрактные понятия, преобладание зрительного восприятия и пространственного мышления.

Какие литературные источники были использованы для написания статьи?

Для написания статьи были использованы следующие литературные источники: [список используемой литературы].

Какие психические функции активно развиваются у дошкольников?

В дошкольном возрасте активно развиваются психические функции личностные образования формируются навыки сотрудничества коммуникации ориентации на мир людей моральные представления.

Какие особенности наблюдаются в наглядно-действенном мышлении дошкольников?

Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников заключаются в том, что они могут использовать предметы и действия в качестве символов и заместителей, развивая свою воображение и творческое мышление. Они также могут использовать конкретные объекты и материалы для решения практических задач и проблем.

Какие изменения происходят с чувствительностью у современных детей?

Психолого-педагогические исследования указывают, что современные дети становятся менее чувствительными. У них замедляется или полностью теряется способность к наглядно-действенному мышлению, связанному с использованием объектов и действий в качестве символов и заместителей. Это может быть связано с чрезмерным использованием электронных устройств и отсутствием активной игровой деятельности.