Исследование словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 29.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования словоизменения имен существительных 3
1.1 Словоизменение в русском языке 5
1.2 Формирование словоизменения существительных в онтогенезе 5
1.3 Структура речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.4 Современные состояния проблемы изучения словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи 10
Глава II. Исследование словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи 13
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей контрольной и экспериментальной группы 17
2.2 Анализ результатов исследования словоизменения у дошкольников, участвующих в исследовании 17
2.2.1 Анализ результатов исследования словоизменения существительных в единственном и множественном числе 18
2.2.2 Анализ результатов исследования употребления беспредложных конструкций существительных 19
2.2.3 Анализ результатов исследования употребления предложно-падежных конструкций существительных 20
Заключение 21
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Цель: выявить умение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа.Предлагаются 2 задания.1 задание.Материал исследования: две серии картинок (1 серия – кролик, еж, петух, коза, корова, белка, лошадь; 2 серия – морковка, яблоко, зерна, трава, сено, орехи, овес.Процедура и инструкция. Ребенку предлагается посмотреть на 1-ю серию картинок. «На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит». Далее предлагаются по одной картинки 2-й серии. Экспериментатор задает вопросы: «Кому дадим морковку? и т.д.».2 задание.Материал исследования: картинки и слова (кольцо (колечко), зеркало (зеркальце), ведро (ведерко), платье, пирожное.Процедура и инструкция. «Представь, что у тебя день рождения, и тебе принесли подарки. Ты очень рад (рада) подаркам. Посмотрим, какие подарки тебе принесли». Экспериментатор раскладывает картинки. «Я буду показывать подарок, а ты называй, чему ты рада. Например, «Я рада варенью».Критерии оценки указаны в таблице 8.Таблица 8 – Шкала оценивания употребление существительных в дательном падеже единственного числаУровеньКоличество балловПоказатель уровняВысокий уровень4 баллаправильное и самостоятельное выполнение всех заданийСредний уровень3 балламногочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизмененияУровень ниже среднего2 баллмногочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизмененияНизкий уровень1 балловправильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания– Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.Цель:выявить умение употреблять существительные в творительном падеже единственного числа.Материал исследования. Картинки и слова (молоток, ключ, пила, ложка, зубная щетка, ведро.Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются картинки, затем логопед просит показать картинку и ответить на вопрос:Чем забивают гвозди?Чем замыкают дверь?Чем пилят дрова?Чем едят суп?Чем чистят зубки?Чем черпают воду из колодца?Критерии оценки указаны в таблице 9.Таблица 9 – Шкала оценивания употребления существительных в творительном падеже единственного числаУровеньКоличество балловПоказатель уровняВысокий уровень4 баллаправильное и самостоятельное выполнение всех заданийСредний уровень3 балламногочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизмененияУровень ниже среднего2 баллмногочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизмененияНизкий уровень1 балловправильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания3. Употребление предложно-падежных конструкций существительных– Исследования понимания и употребления предложно – падежных конструкция единственного числаЦель: выявить умение исследовать понимание и употребления предложно- падежных конструкций единственного числа.Материал исследования: картинки с изображением двух предметов в различном пространственном расположении по отношению друг к другу (ложка в тарелке, ложка на тарелке, ложка под тарелкой; карандаш в книге, карандаш на книге, карандаш под книгой; полотенце на вешалке, полотенце под вешалкой, полотенце над вешалкой).Исследование дифференциации в импрессивной речиПроцедура и инструкция. Логопед перед ребенком выкладывает картинки и просит показать, где ложка в тарелке, на тарелке, под тарелкой,Карандаш в книге, на книге, под книгой;Полотенце на вешалке, за вешалкой, над вешалкой,Исследование дифференциации в экспрессивной речиМатериал исследования: тот же.Процедура и инструкция: Логопед предлагает назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Она показывает картинку ребенку и дает инструкцию типа: «Где находится ложка?» или «Где находится карандаш?» или « Где находится полотенце?Критерии оценки указаны в таблице 10.Таблица 10 – Шкала оцениванияпонимания и употребления предложно – падежных конструкция единственного числаУровеньКоличество балловПоказатель уровняВысокий уровень4 баллаправильное и самостоятельное выполнение всех заданийСредний уровень3 балламногочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизмененияУровень ниже среднего2 баллмногочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизмененияНизкий уровень1 балловправильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания– Употребление существительных в родительном падеже множественного числаЦель: Умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.Материал исследования: картинки и слова (ключи, грибы, рыбы, машины, платья, яблоки).Процедура и инструкция. Логопед показывает картинку и задает ребенку вопрос: «Скажи, на этой картинке много чего?». На этой картинке много ключей, грибов, рыб, машин, платьев, яблок.Критерии оценки указаны в таблице 11.Таблица 11 – Шкала оценивания умения употреблять существительные в родительном падеже множественного числаУровеньКоличество балловПоказатель уровняВысокий уровень4 баллаправильное и самостоятельное выполнение всех заданийСредний уровень3 балламногочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизмененияУровень ниже среднего2 баллмногочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизмененияНизкий уровень1 балловправильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания– Употребление существительных дательного падежамножественного числаЦель: умение употреблять существительные дательного падежа множественного числа.Материал исследования: предметные картинки и слова (зайцы, гуси, парты, машинам, платья, деревья).Процедура и инструкция. Логопед перед ребенком последовательно выкладывает картинки. Дает следующие инструкции: «Представь, что впереди тебя растут деревья и ты подходишь к ним. Как ты скажешь? Я подхожу к чему? Дополни предложение: Я подхожу к деревьям. А если впереди тебя пасутся гуси, то как ты скажешь? Я подхожу к кому?» К гусям и т. д.– Употребление существительных творительного падежа множественного числаЦель: умение употреблять существительные творительного падежа множественного числа.Материалом исследования могут служить предметные картинки (дома, леса, дороги, реки, озера, деревья).Процедура и инструкция. Логопед поочередно выкладывает перед ребенком картинки. Дает следующую установку: «Представь, что ты летишь на самолете и смотришь вниз. А внизу ты увидишь дома, то как скажешь? Самолет летит над чем?» Над домами, лесами, дорогами, реками, полями, деревьями и т. д.– Употребление существительных предложного падежа множественного числаЦель: умение употреблять существительные предложного падежа множественного числа.Материалом исследования служат предметные картинки и слова: крыши, дороги, провода, кусты, деревья, окна.Процедура и инструкция. Логопед говорит ребенку: «Если утром ты выйдешь во двор, то увидишь, что снег покрывает крыши, дороги, провода, кусты, деревья, окна. Если крыши в снеге, то, как ты скажешь? Снег лежит на чем? На крыше, на проводах, на дорогах, на кустах, на деревьях, на окнах и т.д.Критерии оценки выполнения заданий при исследовании словоизменения имен существительных указаны в таблице 12. Таблица 12 – Шкала оцениванияпри исследовании словоизменения имен существительныхУровеньКоличество балловПоказатель уровняВысокий уровень4 баллаправильное и самостоятельное выполнение всех заданийСредний уровень3 балламногочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизмененияУровень ниже среднего2 баллмногочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизмененияНизкий уровень1 балловправильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения заданияВысокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.Оценивание: каждому ребенку предлагается 11 заданий, максимальное количество баллов – 44.Общий вывод об уровне развития навыков словообразования делается с учетом общего количества баллов (табл.13)Таблица 13 – Общее количества баллов полученных при исследованииБаллы УровеньПоказатель уровня34-44 высокий уровеньУровень развития навыков словоизменения имен существительных соответствует возрастным нормам. Ребенок справляется с большинством пред-ложенных заданий, помощь педагога практически не требуется24-33средний уровеньУровень развития навыков словоизменения имен существительных на нижней границе возрастной нормы. Ребенку требуется помощь педагога, подсказки, наводящие вопросы, образец выполнения задания11-22уровень ниже среднегоУровень развития навыков словоизменения имен существительных ниже возрастной нормы. При выполнении заданий отмечается большое количество ошибок0-11низкий уровеньРазвитие навыков словоизменения имен существительных значительно отстает от нормы. Ребенок не справляется с большинством предложенных заданий, отмечаются отказы от ответовЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения курсовой работы, на основании изученного научно-методического материала, удалось сформировать следующие выводы по исследуемой теме:– понятием «общее недоразвитие речи» (ОНР) обозначаются сложные расстройства речи, при наличии которых у ребенка с нормальным интеллектом и слухом нарушается формирование всех составляющих речевой системы, касающихся ее смысловой и звуковой стороны;–овладение закономерностями словоизменения на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма;–формирование словоизменения закрепляется в словосочетаниях, затем в предложениях, далее в связанной речи;–своевременное выявление уровня сформированности навыков словоизменения позволяет методически правильно выстроить коррекционно-логопедическую деятельность по преодолению общего недоразвития речи.Исследовательская часть курсовой работы позволила получить следующие результаты:–по результатам исследования словоизменения существительных в единственном и множественном числе дети ЭГ допустили много ошибок, средний уровень – 33,3% составила, а низкий – 66,7%. В то время как в КГ не было допущено совсем ошибок в данном исследовании;–при исследовании употребления беспредложных конструкций существительных дети КГ продемонстрировали следующие показатели: высокий уровень –75%, средний – 16,7%, низкий – 8,3%. В ЭГ показатели исследования расположились следующим образом: высокий уровень не показал не один ребенок, средний – 33,3%, низкий уровень – 66,7%;–по результатам исследования употребления предложно-падежных конструкций существительных среди исследуемых групп, дети показали следующие результаты: КГ – высокий уровень – 75%, средний – 16,7%, низкий 8,3%. Экспериментальная группа продемонстрировала следующие результаты: высокий уровень никто из исследуемых детей не показал, средний – 33,3%, низкий уровень – 66,7%.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО. 2017. № 2 (74). С. 38-43.2. Гвоздева А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990. – 400 с. 4. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. – 350 с.5. Зализняк А.А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. – 752 с.6. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз, 2001. – 218 с.7. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СП.: 1999. – 160 с.8. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.9. Логинова Е.А. Основные направления логопедической работы по профилактике и коррекции аграмматическойдисграфии у младших школьников // Специальное образование: материалы XIV международной научно-практической конференции / отв. редактор Л.М. Кобрина. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. С. 162-168.10. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. М.: Детство-Пресс, 2019. – 544 с.11. Росина Н.Л., Шаклеина Н.В. Направления профилактики предпосылок дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 78-83.12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айриспресс, 2010. 448 с.13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.14. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.15. Хватцев М. Е. Алексия и дислексия / М. Е. Хватцев // Логопедия: Методическое наследие / Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – с. 67-111.16. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.17. Чиркина Г.В. Дети с нарушением речевого развития. Особенности общения // ИКП 2009-03-31 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.predanie.ru/bez-avtora/video/7736-6-chirkina-g-v-d-pn-prof-deti-s-narusheniem-rechevogo-razvitiya-osobennosti-obscheniya-ikp-17.11.2022.

1. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО. 2017. № 2 (74). С. 38-43.
2. Гвоздева А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990. – 400 с.
4. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. – 350 с.
5. Зализняк А.А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. – 752 с.
6. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз, 2001. – 218 с.
7. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СП.: 1999. – 160 с.
8. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.
9. Логинова Е.А. Основные направления логопедической работы по профилактике и коррекции аграмматическойдисграфии у младших школьников // Специальное образование: материалы XIV международной научно-практической конференции / отв. редактор Л.М. Кобрина. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. С. 162-168.
10. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. М.: Детство-Пресс, 2019. – 544 с.
11. Росина Н.Л., Шаклеина Н.В. Направления профилактики предпосылок дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 78-83.
12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айриспресс, 2010. 448 с.
13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
14. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.
15. Хватцев М. Е. Алексия и дислексия / М. Е. Хватцев // Логопедия: Методическое наследие / Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – с. 67-111.
16. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.
17. Чиркина Г.В. Дети с нарушением речевого развития. Особенности общения // ИКП 2009-03-31 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.predanie.ru/bez-avtora/video/7736-6-chirkina-g-v-d-pn-prof-deti-s-narusheniem-rechevogo-razvitiya-osobennosti-obscheniya-ikp-17.11.2022.

Вопрос-ответ:

Что такое словоизменение?

Словоизменение - это изменение формы слова с помощью окончаний, приставок и суффиксов.

Как формируется словоизменение существительных в онтогенезе?

Формирование словоизменения существительных происходит в процессе развития ребенка. Сначала ребенок усваивает основные формы существительных (именительный падеж в единственном числе), затем постепенно овладевает другими падежами и числами.

Какое строение речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Структура речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи может включать неполную систему звуков, нарушения лексико-грамматической структуры и др.

В чем состояние проблемы изучения словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Современные исследования показывают, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в овладении правилами словоизменения имен существительных. Недостаточное владение этими правилами может влиять на понимание и произношение речи.

Что изучали в исследовании словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

В исследовании было изучено словоизменение имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Были исследованы особенности формирования падежных и числовых форм слов, а также выявлены наиболее сложные аспекты этого процесса.

Что изучалось в исследовании?

В исследовании изучалось словоизменение у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Что такое словоизменение?

Словоизменение - это изменение формы слова в зависимости от грамматических категорий, таких как род, число, падеж и т. д.

В каком возрасте формируется словоизменение существительных?

Формирование словоизменения существительных происходит в онтогенезе, то есть в процессе развития ребенка. Окончательное формирование словоизменения существительных происходит в дошкольном возрасте.

Какие особенности структуры речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи?

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются несколько особенностей структуры речевого дефекта, такие как нарушения звукопроизношения, бедность словаря, нарушение грамматики и сложностей в освоении словоизменения.

Какая проблема изучается в современных исследованиях словоизменения имен существительных у детей с общим недоразвитием речи?

В современных исследованиях изучается проблема формирования и освоения словоизменения имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исследователи стараются выявить особенности этого процесса и разработать эффективные методики коррекционно-развивающей работы.