Государственная политика в области обеспечения региональной экономической безопасности
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 19.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Теоретические основы государственной политики в области обеспечения региональной экономической безопасности 5
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности региона 5
1.2 Государственная региональная политика: понятие, цели, задачи, принципы и основные направления 7
1.3 Роль государственной политики в обеспечении экономической безопасности региона 10
Глава 2 Современное состояние государственной политики в области обеспечения региональной экономической безопасности 12
2.1 Современное состояние экономической безопасности регионов РФ 12
2.2 Анализ государственной региональной политики в России 14
2.3 Оценка влияния государственной политики в области обеспечения региональной экономической безопасности экономической безопасности на региональном уровне 19
Глава 3 Совершенствование государственной политики России в области обеспечения региональной экономической безопасности 22
3.1 Основные направления совершенствование государственной политики России в области обеспечения региональной экономической безопасности 22
3.2 Построение государственной политики РФ в области обеспечения региональной экономической безопасности на перспективу 26
Заключение 28
Библиографический список 30
Административно-территориальное устройство субъектов РФ предполагает выделение в их составе муниципальных образований (МО). В соответствии с Федеральным Законом от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ в составе РФ были выделены муниципальные образования внутриобластных, краевых, республиканских, окружных районов, а также административных центров регионов-субъектов РФ.С принятием 6 октября 2003 года и вступлением в силу 1 января 2006 года Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было положено начало глобальной реформе местного самоуправления в РФ, в результате которой были выделены новые правовые статусы МО (городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородской район, внутригородская территория города федерального значения), количество МО в РФ увеличилось в несколько раз, в городских и сельских поселениях появились органы местного самоуправления.С 2013 года происходит дальнейшее реформирование системы: объединение администраций муниципальных районов и районных центров, укрупнение МО, их объединение и в результате этого уменьшение количества МО (городских и сельских поселений), а с мая 2014 года - внесение изменений в 131 ФЗ, в соответствии с которым в России введены два новых их вида (городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы).В 2017 г. был уточнен статус городского округа, в результате чего городским округом после объединения нескольких МО считается один или несколько населенных пунктов, которые МО не являются, а с 1 мая 2019 года в России вводится новый вид МО - муниципальный округ, и происходит дальнейшее укрупнение (объединение) МО.Еще одним важным этапом в совершенствовании системы государственного управления и изменении территориального устройства РФ стало выделение в мае 2000 г. семи федеральных округов на территории нашей страны и создание в них органов управления в лице полномочных представителей Президента РФ, аппаратов полномочных представителей и аппаратов главных федеральных инспекторов в субъектах РФ. Целью образования федеральных округов стала необходимость укрепления государственного единства РФ, повышения эффективности деятельности федеральных органов власти, реализации полномочий Президента РФ в регионах.В связи со сложностью социально-экономической и политической ситуации в регионах Северного Кавказа в январе 2010 г. был образован восьмой федеральный округ - Северо-Кавказский. В марте 2014 года произошло образование девятого, Крымского федерального округа в составе РФ, в июле 2016 г. - преобразование путем объединения двух федеральных округов, Южного и Крымского, в Южный федеральный округ, в результате чего их стало восемь. В ноябре 2018 года в состав Дальневосточного федерального округа включены Республика Бурятия и Забайкальский край, входившие ранее в состав Сибирского федерального округа.В феврале 2019 года в соответствии со Стратегией пространственного развития РФ до 2025 года в составе РФ выделено 12 макрорегионов, которые в 2014 году в ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" охарактеризованы как части территории страны, в состав которых включаются два и более региона-субъекта РФ со схожими социально-экономическими условиями, определяющими необходимость разработки определенных направлений социально-экономического развития данной территории. В перспективе ставится задача разработки стратегий социально-экономического развития макрорегионов РФ, выделенных на территории нашей страны для решения задач именно социально-экономического характера, улучшения межрегионального взаимодействия, создания общей инфраструктуры, взаимно дополнения регионов в вопросах развития производства, развития точек роста, укрепления конкурентоспособности регионов России и страны в целом.Также среди основных направлений совершенствования государственной политики России в области обеспечения региональной экономической безопасности можно выделить следующие:- комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реальногосектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;- обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимостинациональной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;- создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторовэкономики;- обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;- поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;- повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективностипроизводственных процессов; и другие.3.2 Построение государственной политики РФ в области обеспечения региональной экономической безопасности на перспективуВ общенациональном плане восстановления и роста экономики страны, принятого Правительством РФ в сентябре 2020 года, поставлена задача активного создания и развития городских агломераций, улучшения городской инфраструктуры, развития дорожной сети и общественного транспорта российских городов, ускорения экономического роста за счет раскрытия потенциала городских агломераций.Дальнейшее совершенствование регионального устройства РФ будет происходить в направлении объединения (укрупнения) субъектов РФ, объединения муниципальных образований, создания новых федеральных территорий РФ, выделения новых территорий с особенностями организации местного самоуправления, развития территорий с особым статусом (особых экономических зон, наукоградов, особо охраняемых природных территорий, закрытых административно-территориальных образований, экологически неблагоприятных территорий) и территорий с особыми условиями хозяйствования (приграничные территории, сельские территории, отдаленные территории), развития в регионах точек роста и современных форм территориальной организации производства (кластеров, технопарков и технополисов, городских агломераций).Проведенное исследование со всей очевидностью показало, что действующая политика бюджетного выравнивания не сокращает имеющиеся межбюджетные различия, она не преследует цель и не стимулирует развитие территорий. Она также не заинтересовывает и регионы – доноры (так как у них большая часть заработанного в виде федеральных налогов забирается в ФБ). Особенно в тяжелом состоянии находятся местные бюджеты, им, как говорилось выше, сокращаются безвозмездные поступления, а самое главное, у них нет налогов, исчисляемых с выручки. Их наличие могло бы их заинтересовать в росте производства на местах, а закрепленные за ними налог на имущество физических лиц и земельный налог дают не более 15% налоговых доходов их бюджетов, доля федерального налога (НДФЛ) занимает в доходах местных бюджетов значительную долю.Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания единого механизма оценки регионального развития, коренного пересмотра налогово-бюджетного механизма в пользу региональных бюджетов.ЗаключениеСистема региональной экономической безопасности должна быть встроена в региональную экономическую систему таким образом, чтобы она обеспечивала интеграцию региональной экономики в национальную экономику, вследствие этого экономическая безопасность региона является, по сути, важной характеристикой степени интеграции экономики субъекта Федерации с экономикой России, однако вряд ли целью региональной экономической безопасности может и должна быть региональная независимость.Под государственной политикой регионального развития РФ следует пониматьсистему задач, мер и действий органов государственной власти РФ по политическому исоциально-экономическому развитию территориальных образований РФ (субъектов РФ ивходящих в них муниципальных образований).Региональное развитие РФ характеризуется большим количествомтерриториальных образований в составе РФ, разнообразием их видов и типов,постоянными изменениями в региональном устройстве страны, связанными с появлениемновых регионов, укрупнением уже имеющихся, изменением содержания правовыхстатусов территорий РФ.Целостность национальной и региональных экономических систем ни в коей мере не отменяет конкурентного соперничества субъектов Федерации, поскольку именно конкуренция является основным драйвером экономического развития.В состоянии конкурентного противоборства находятся не только хозяйствующие субъекты, отрасли, но и территории. Объектом их соперничества в первую очередь являются ресурсы — человеческие, финансовые, информационные и инновационные и бизнес-ресурсы. Одна из острых задач Правительства Российской Федерации на сегодняшний день – это создание условий по решению основных проблем неравномерного развития экономических систем регионов нашей страны, между которыми наблюдается сильно различие, как в социальных, так и в экономических показателях/индикаторах. Ни для кого не секрет, что между многими регионами России существуют большая пропасть не только социально- экономического развития, но и условий и уровня жизни населения.Неравномерное развитие регионов – достаточно естественное явление для экономики Российской Федерации. Каждый региональный субъект является сложной системой с набором уникальных факторов: географическое положение, климатические условия, ресурсный потенциал, численность населения и т.д. Набор данных факторов изначально создает неравную отправную точку для развития отдельных территориальных образований.Библиографический списокУказ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 23.03.2021) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ (ред. от 20.04.2021) "О федеральной территории "Сириус"Башкунов, А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции /А.А. Башкунов // Право и политика. – 2021. – № 8. – С. 27-36.Блиничкина, Н.Ю. Проблемы региональной экономической безопасности / Н.Ю. Блиничкина // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. – 2021. – № 3. – С. 73-79.Черемисина, Н.В. Экономическая безопасность региональной экономической системы: механизмы и инструменты обеспечения. / Н.В. Черемисина // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. – №2. – С. 24-28.Лексин, В.Н. Региональная политика в контексте угроз и рисков стабильного функционирования государства / В.Н. Лексин // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2019. – Т. 6. – № 5. – С. 89–98.Штульберг, Б. М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации: монография / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. – М.: Гелиос, 2019. – 206 с.Лексин, В. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития: монография / В. Н. Лексин, А. И. Шевцов. – М.: URSS, 2021. – 366 с.Кравченко, В. В. Центр и регион. Государство должно гармонизировать их отношения / В. В. Кравченко, О. К. Кучеренко // Президентский вестник. – 2019. – № 16 – С. 1-2.Ларина Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. – 2018. – № 3 – С 4.Авдеев, Д. А. Конституционная концепция региональной политики в Российской Федерации / Д. А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2019. – № 3. – С. 152-163.Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис»: сайт. – URL: https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/ (дата обращения: 20.11.2022).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
3. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 23.03.2021) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
4. Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ (ред. от 20.04.2021) "О федеральной территории "Сириус"
5. Башкунов, А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции /А.А. Башкунов // Право и политика. – 2021. – № 8. – С. 27-36.
6. Блиничкина, Н.Ю. Проблемы региональной экономической безопасности / Н.Ю. Блиничкина // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. – 2021. – № 3. – С. 73-79.
7. Черемисина, Н.В. Экономическая безопасность региональной экономической системы: механизмы и инструменты обеспечения. / Н.В. Черемисина // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. – №2. – С. 24-28.
8. Лексин, В.Н. Региональная политика в контексте угроз и рисков стабильного функционирования государства / В.Н. Лексин // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2019. – Т. 6. – № 5. – С. 89–98.
9. Штульберг, Б. М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации: монография / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. – М.: Гелиос, 2019. – 206 с.
10. Лексин, В. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития: монография / В. Н. Лексин, А. И. Шевцов. – М.: URSS, 2021. – 366 с.
11. Кравченко, В. В. Центр и регион. Государство должно гармонизировать их отношения / В. В. Кравченко, О. К. Кучеренко // Президентский вестник. – 2019. – № 16 – С. 1-2.
12. Ларина Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. – 2018. – № 3 – С 4.
13. Авдеев, Д. А. Конституционная концепция региональной политики в Российской Федерации / Д. А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2019. – № 3. – С. 152-163.
14. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис»: сайт. – URL: https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/ (дата обращения: 20.11.2022).
Вопрос-ответ:
Что такое экономическая безопасность региона?
Экономическая безопасность региона – это состояние, когда экономические интересы и потребности внутренних и внешних участников региональной экономики удовлетворены, а угрозы и риски, связанные с экономической деятельностью, минимизированы или устранены.
Какие цели преследует государственная региональная политика?
Государственная региональная политика направлена на достижение экономической безопасности региона и включает в себя решение таких задач, как улучшение инфраструктуры, стимулирование предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест и развитие образования и науки в регионе.
Какую роль играет государственная политика в обеспечении экономической безопасности региона?
Государственная политика является основным инструментом в обеспечении экономической безопасности региона. Она направлена на создание благоприятных условий для развития региональной экономики, защиту от внешних и внутренних угроз, а также на стимулирование экономических процессов в регионе.
Какие принципы лежат в основе государственной региональной политики?
Основными принципами государственной региональной политики являются принцип социальной справедливости, принцип эффективности и принцип социально-экономической устойчивости. Реализация данных принципов позволяет достичь эффективного и устойчивого развития региональной экономики.
Какие основные направления государственной политики в обеспечении региональной экономической безопасности существуют?
Основные направления государственной политики в обеспечении региональной экономической безопасности включают в себя развитие малого и среднего предпринимательства, создание условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры и поддержку научно-технологической сферы в регионе.
Что такое экономическая безопасность региона?
Экономическая безопасность региона - это состояние, когда экономика региона защищена от возможных угроз и обеспечивает стабильное функционирование и развитие. Это включает в себя защиту от внешних экономических и политических рисков, а также обеспечение устойчивости системы экономических отношений внутри региона.
Какая роль государственной политики в обеспечении экономической безопасности региона?
Государственная политика играет важную роль в обеспечении экономической безопасности региона. Она позволяет определить приоритеты и задачи в этой области, разрабатывать и реализовывать соответствующие меры и программы. Государство создает необходимые инструменты для защиты региональных экономических интересов, принимает меры по развитию и содействию экономической стабильности в регионе.
Какие основные направления государственной региональной политики?
Государственная региональная политика имеет несколько основных направлений. Во-первых, это развитие инфраструктуры и ресурсной базы региона, чтобы обеспечить его экономическую устойчивость. Во-вторых, это поддержка и содействие развитию малого и среднего предпринимательства, которое является важным фактором региональной экономики. Также, важными направлениями являются стимулирование инновационной деятельности, поддержка экспорта продукции региона и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Какие принципы лежат в основе государственной региональной политики?
В основе государственной региональной политики лежат следующие принципы: сбалансированность и учет интересов всех участников регионального развития, преемственность и учет опыта предыдущих программ, гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям, эффективность и результативность действий, а также прозрачность и открытость процесса принятия решений.