Семья на Древней Руси
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 23.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Раздел І Брак и семья в средневековой Руси 4
Раздел II Проблема преемственности взглядов на семейные отношения у славян после принятия христианства 14
Заключение 20
Литература 21
Другой характерной чертой семейных отношений в древнерусском обществе был левират - обычай жениться на вдове умершего брата, как доказывает С. Бахрушин.Доказательством этого является тот факт, что князь Владимир после убийства своего брата Ярополка женился на его вдове. А. Савельев поясняет природу и причины такого положения и говорит, что «женщины подчинялись мужчинам не как существа бесправные, лишенные всякой самостоятельности, а лишь как более слабые члены общества».В. О. Шульгин отмечает, что представление о превосходстве мужчины над женщиной присутствует в космогонии славян в образах, связанных с природой. Женщина – это вода, символизирующая пассивное начало, а мужчина – свет, то есть активность, творчество, преобразование. Дальнейшее развитие мысли очень интересно: без света и тепла вода - снег, лед, смерть. Поэтому только под влиянием мужчины женщина получает жизнь и движение.На наш взгляд, наиболее ярким проявлением статуса женщины по отношению к мужчине является обряд разлуки жены с мужем во время церемонии бракосочетания. Таким образом, древние славяне приняли патриархальный взгляд на отношения между мужем и женой: муж - глава семьи, добытчик, а жена - хранительница очага. Согласно этому варианту право мужа судить жену и применять к ней телесные наказания, управляя при этом своей жизнью, вполне рационально.Так, В. Н. Татищев приводит пример, как за подготовку покушения на чудом избежавшего наказания мужа князя Владимира Рогнеды (его жены) жена была спасена от клинка появлением в покоях ее маленького сына Изяслава. Женщина всегда была хранительницей домашнего очага, она отвечала за атмосферу дома, она должна была уметь рукодельничать, грамотно вести хозяйство, уметь готовить и т.д..Положение жены характеризуется еще и тем, что славяне-язычники соглашались сжечь своих жен после смерти мужа. Немецкий архиепископ Бонифаций, упрекая английского короля Этельреда в ведении беспутной жизни, приводит ему такой пример. Особое место в семейных отношениях славян-язычников занимали отношения родителей и детей, именно там ни о какой ювенальной юстиции они и не помышляли.Дети были полными «рабами» своих родителей, иногда они распоряжались их жизнями: в голодные годы в Новгороде родители продавали или отдавали лишние рты «отецъ и мати чадо свое въсажаше в лодью даромь гостьмъ» или когда «даяху свои дети отець и мати дерень гостимъ изъ хлеба». Дети даже не выбирали себе супругов, все решали родители. Князь Игорь женился по указанию Олега, как говорится в «Повести временных лет».Но нельзя забывать, что родители несли ответственность за своих детей, содержали их до совершеннолетия, связанного с браком. Дети должны были заботиться о своих родителях, поддерживать их в старости, именно дети первыми должны были осуществить право кровной мести за убийство родителей. Власть отца и матери над своими детьми полностью прекращалась только со смертью обоих родителей.Родительская власть над дочерьми прекращалась с момента их замужества, последние переходили во власть мужа, что исключало власть отца и матери. Таковы были брачно-семейные отношения в дохристианской Руси. Что изменилось с 988 года, когда была принята высоконравственная религия, ставящая перед каждым христианином идеалы доброты, любви, милосердия и действенного сострадания? Христианство должно было изменить языческие обычаи семейных отношений: муж и жена, родители и дети, взрослые и дети.Христианство раскрыло достоинство и призвание женщины, дав им религиозное оправдание, непреложной кульминацией которого стало почитание Богородицы. Христианство, признавая различие, но равенство полов, подчеркивало, что в браке зависимость женщины от мужчины такая же, как зависимость мужчины от мужчины, женщины. «Русская Правда» содержит множество статей, определяющих права женщины в семье на равное с мужем положение, в частности, как собственницы имущества умершего мужа.Можно сделать вывод, что общественная мысль стала видеть в женщине мать, ближайшую спутницу мужа, хранительницу теплого семейного очага. Христианство в древнерусской традиции принесло и новый взгляд на личность, жизнь и воспитание ребенка. Ребенок такой же носитель образа и подобия Божия, как и взрослый. Христианство определяет рождение и воспитание детей как одну из главных целей брака, как великую радость, поэтому отношение родителей к своим детям должно быть подобно отношению Бога к людям и основываться на любви.Дети даны Богом родителям на воспитание и несут ответственность за это воспитание перед Богом. Христианское учение не допускает никакого насилия над детьми, даже раздражения и гнева, как формы невоздержанности и нетерпимости. В фольклоре нашли отражение основные христианские принципы семейных отношений: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Кто красен дочерьми и сыновьями в почете, тот в благодати»; «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает».Даже эти немногочисленные примеры говорят о том, что наши предки с принятием христианства пытались воплотить в жизнь христианские идеалы, хотя надо помнить, что языческие традиции не могли выжить за короткий промежуток времени, поэтому многие обычаи сохранились или изменились при влияние христианства. Таким образом, принятие христианства на Руси со временем коренным образом изменило взгляды славян на семью и семейные отношения. Христианское учение вносило в институт семьи возвышенный и чистый идеал духовности и божественности, совершенно чуждый древнему языческому мировоззрению, признававшему брак не союзом, а таинством любви друг к другу и призывания Бога быть свидетелем этого таинства.Таким образом, согласно христианскому учению, только Бог является владыкой жизни. Он один имеет власть дать жизнь человеку или лишить его жизни. Ни один мужчина, будь то отец, муж или кто-либо еще, не имеет права лишать человека жизни. И если в христианской семье муж признается главой семьи, то это означает, прежде всего, принятие на себя ответственности перед родителями и Богом за материальное, социальное и духовное благополучие семьи. Если в дохристианские времена господствовал патриархальный стиль и видение человека в целом, в том числе и ребенка, то христианство провозгласило ценность человеческой личности самой по себе, ценность человека не только как члена общества, но и как образ и подобие Божие, ценность человека. Поэтому и родителям заповедано относиться к детям как к божественному дару и сокровищу. Христианство как религия высокой нравственности было принято нашими славянскими предками, но путь отказа от языческих взглядов был труден и долог. А в народных традициях язычество сохранилось довольно давно.ЗаключениеТаким образом, несмотря на все, казалось бы, неразрешимые проблемы, во все времена и в любой стране всегда были по-настоящему гармоничные семейные отношения, основанные на любви и доверии. Не стала исключением и Россия XV-XVI веков. Но, принимая во внимание общие тенденции и последствия некоторых событий, надо признать, что в средневековой Руси отдельная семья, хотя и была наиболее приемлемой формой жизни для большинства населения, не достигла той стадии развития, которая считалось важнейшим явлением в жизни общества.Общество выживало и росло не столько за счет семьи, сколько за счет общины, которая часто состояла из дальних и близких родственников. Сами по себе отношения между мужем и женой находились на периферии общинной структуры, функционировали на достаточно примитивном уровне и могли быть улучшены лишь в единичных случаях особо чувствительными и одаренными людьми, но не на уровне общества в целом. .Как писал в своей книге «Брак в православии» протоиерей Иоанн Мейендорф, «величайшая святыня брака, пока она живет в людях, будет жить в падшем и болезненном мире, будет нуждаться в защите законов и юридических формальностей. Это формальное и каноническое аспект церковной практики не является самоцелью для Церкви, он просто указывает средства, с помощью которых христианский идеал брака... может наилучшим образом проявить себя в современном мире».Литература1. Вовина-Лебедева, В.Г. История Древней Руси: Учебник / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: Академия, 2018. - 352 c.2. Рыбаков, С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века: курс лекций / С.В. Рыбаков. - М.: Флинта, 2016. - 192 c.3. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров. - М.: АСТ, 2017. - 192 c.4. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: АСТ, 2018. - 528 c.5. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней / В.А. Федоров. - М.: КноРус, 2017. - 432 c.Электронные ресурсы6. Батрушин С.В. К вопросу о крещении Руси. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32737859 (дата обращения 22.11.2022)7. Жилянина Н.А. Диалектика внешнего и внутреннего в восприятии брака и семейных отношений на Руси в допетровскую эпоху. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-vneshnego (дата обращения 22.11.2022)8. Иншаков О.В. Отражение эволюции института семьи в Русской Правде. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-evolyutsii-instituta-semi-v-russkoy-pravde (дата обращения 22.11.2022)9. Огородникова О.А. Брак и семья в средневековой Руси. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brak-i-semya-v-srednevekovoy-rusi (дата обращения 22.11.2022)10.Повесть временных лет. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury (дата обращения 22.11.2022)11.Савельев Е.П. Древняя история казачества. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005475525 (дата обращения 22.11.2022)12.Татищев В.Н. История Российская. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002100971 (дата обращения 22.11.2022)13.Шульгин В.Я. О состоянии женщин в России до Петра Великого. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003506572 (дата обращения 22.11.2022)
2. Рыбаков, С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века: курс лекций / С.В. Рыбаков. - М.: Флинта, 2016. - 192 c.
3. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров. - М.: АСТ, 2017. - 192 c.
4. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: АСТ, 2018. - 528 c.
5. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней / В.А. Федоров. - М.: КноРус, 2017. - 432 c.
Электронные ресурсы
6. Батрушин С.В. К вопросу о крещении Руси. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32737859 (дата обращения 22.11.2022)
7. Жилянина Н.А. Диалектика внешнего и внутреннего в восприятии брака и семейных отношений на Руси в допетровскую эпоху. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-vneshnego (дата обращения 22.11.2022)
8. Иншаков О.В. Отражение эволюции института семьи в Русской Правде. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-evolyutsii-instituta-semi-v-russkoy-pravde (дата обращения 22.11.2022)
9. Огородникова О.А. Брак и семья в средневековой Руси. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brak-i-semya-v-srednevekovoy-rusi (дата обращения 22.11.2022)
10.Повесть временных лет. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury (дата обращения 22.11.2022)
11.Савельев Е.П. Древняя история казачества. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005475525 (дата обращения 22.11.2022)
12.Татищев В.Н. История Российская. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002100971 (дата обращения 22.11.2022)
13.Шульгин В.Я. О состоянии женщин в России до Петра Великого. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003506572 (дата обращения 22.11.2022)
Вопрос-ответ:
Какие были особенности брака и семьи в средневековой Руси?
В средневековой Руси брак и семья имели ряд особенностей. Одна из них – левират, когда мужчина женился на вдове своего умершего брата. Этот обычай свидетельствует о преемственности взглядов на семейные отношения. Например, после убийства своего брата Ярополка, князь Владимир женился на его вдове. Это было распространенной практикой на Древней Руси.
Какие проблемы преемственности взглядов на семейные отношения возникли у славян после принятия христианства?
Проблема преемственности взглядов на семейные отношения у славян после принятия христианства была связана с противоречиями между христианскими учениями о браке и семье и традиционными славянскими обычаями. Например, христианство не одобряло левират и полигамию, в то время как эти практики были распространены среди славян. Это привело к конфликтам и разногласиям во взглядах на семейные отношения.
Какими другими характерными чертами были семейные отношения в древнерусском обществе?
Помимо левирата, древнерусское общество имело и другие характерные черты в семейных отношениях. Например, брачные договоры были обычным явлением и играли важную роль в формировании семьи. Также существовало понятие "рода", которое представляло собой семейное сообщество, основанное на общности крови и родства. Родовая община имела свои законы и правила, которые регулировали семейные отношения.
Какое влияние на семейные отношения оказало принятие христианства в средневековой Руси?
Принятие христианства имело существенное влияние на семейные отношения в средневековой Руси. Христианство представляло новые учения о браке и семье, которые отличались от традиций славян. Например, христианский брак был моногамным и предполагал верность и приверженность между супругами. Это противоречило прежним славянским обычаям, таким как полигамия и левират. В результате возникли проблемы преемственности взглядов на семейные отношения.
Какие были особенности семейных отношений на Древней Руси?
На Древней Руси семейные отношения были строго иерархичными. Главой семьи являлся мужчина, а жена была подчинена ему. Было распространено поклонение предкам и культивирование родового братства.
Какая была роль женщин в древнерусской семье?
Женщина в древнерусской семье выполняла роль домашней хозяйки и воспитательницы детей. Она занималась обслуживанием домашнего очага, готовила пищу и ухаживала за детьми. Однако ее права были ограничены, и ей не разрешалось принимать участие в общественной и политической жизни.
Как влияние христианства повлияло на семейные отношения у славян?
После принятия христианства славянами, семейные отношения стали более регулируемыми и официальными. Церковь начала играть важную роль в заключении браков и регулировании семейных отношений. Появились новые моральные нормы и ценности, которые стали влиять на отношения между мужчиной и женщиной.
Какой был обычай левирата на Древней Руси?
Левират был обычаем жениться на вдове умершего брата. Это было сделано с целью обеспечить преемственность и сохранение рода. Примером такого обычая была свадьба князя Владимира с вдовой своего брата Ярополка после его убийства.
Какие источники подтверждают существование левирата на Древней Руси?
Доказательством существования левирата на Древней Руси служат источники, такие как работы С. Бахрушина и А. Савельева. Они указывают на факты, свидетельствующие о том, что такой обычай был распространен в древнерусском обществе.
Как были организованы семейные отношения на Древней Руси?
Семейные отношения на Древней Руси были организованы в соответствии с традициями и обычаями того времени. Брак считался важным событием в жизни человека, и его организация была тщательно регулирована. Обычно браки заключались по согласию обеих сторон их родителей или опекунов. В браке распределение ролей было строго определено: муж был главой семьи и отвечал за защиту и обеспечение семьи, а жена занималась домашними делами и воспитанием детей. Семьи распадались в случае смерти одного из супругов, но ремарридж был распространенным явлением, особенно если у оставшегося супруга были дети.
Как христианство повлияло на взгляды на семейные отношения на Древней Руси?
После принятия христианства на Древней Руси взгляды на семейные отношения начали меняться. Христианские ценности усилили роль морали в семье и браке. Брак теперь считался святым союзом, заключаемым перед Богом, и требовал верности и взаимного уважения между супругами. Однако христианство также усилило патриархальные структуры семьи, подчеркнув роль мужа как главы семьи. Христианство запретило полигамию, разрешенную ранее, и стало ставить акцент на идеале монаогамии.
Какие были особенности семейных отношений на Древней Руси?
На Древней Руси было много особенностей в семейных отношениях. Например, был распространен обычай левирата, когда мужчина женился на вдове своего умершего брата. Это было сделано для сохранения имущества и наследства внутри рода.