современные воспитательные системы
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 26.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Общетеоретическая характеристика воспитательной системы 4
1.2 Понятие и основные принципы воспитательной системы 4
1.2 Воспитательная функция государства как базис воспитательной
системы 7
2 Практических анализ примеров воспитательных систем Российской Федерации 11
2.1 Образование как форма реализации воспитательной системы 11
2.2 Воспитательная деятельность в рамках прохождения уголовно-исполнительного наказания 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
На мой взгляд, достижение спорной цели теории права в виде исправления осужденных теперь может быть достигнуто с учетом определенных знаний и опыта, полученных из практики. В частности, это касается реализации такого инструмента, как воспитательная работа с осужденными, к которым применены уголовные санкции в виде лишения свободы, наказания без изоляции от общества, а также иные меры уголовно-правового характера. Кроме того, было бы целесообразно обеспечить и закрепить на законодательном уровне четкие формы участия различных представителей гражданского общества в этих мероприятиях.На сегодняшний день имеется обширная практика ведения воспитательной работы с осужденными, состоящими в пенитенциарном учреждении, и она в основном направлена на формирование у них основных навыков общественно одобряемого поведения: уважения к личности, к обществу, к господствующим в нем нормам, к правила поведения и традиции человеческого общества, труда и его результатов, закона. При этом криминогенный состав граждан, к которым применяются данный вид наказаний и мер уголовного характера, достаточно разнообразен. По этой причине в данном аспекте важно четко разграничивать воспитательное воздействие по налагаемой санкции или мере уголовно-правового характера.Несомненно, в любой правоохранительной деятельности большое значение имеет правовая основа, и в действующем УИК РФ практически отсутствуют нормы, раскрывающие сущность воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества.Статьи УК РФ, которые лишь указывают на необходимость его реализации в отношении осужденных к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, ограничению свободы, исправительным работам, представляются недостаточными для правоприменения (ч. 3 ст. 33, ч. 6 ст. 47.1, ч. 6 ст. 47.1, ч. 3 ст. 39 УК РФ). Таким образом, складывается ситуация, когда тенденции современной пенитенциарной политики не согласуются с действующим законодательством - в условиях расширенного применения альтернативных наказаний этот институт продолжает регулироваться только в отношении лиц, лишенных свободы (гл. 15 УК РФ).Воспитательная работа как важный институт уголовно-исполнительного права нуждается в правовом регулировании своих концептуальных положений. Понятие «воспитательная работа» в УК РФ не получило должного нормативного отражения.При этом определенное внимание уделяется концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. в интересах ее совершенствования - настоящим документом предусматривается в рамках создания службы пробации обеспечить преемственность в проведении воспитательной работы на разных этапах пребывания подозреваемого, подсудимого и осужденного в учреждениях пенитенциарной системы.В научно-теоретической модели общей части УК РФ предпринята попытка показать один из возможных вариантов восполнения этого законодательного пробела - разработана концепция воспитательной работы с осужденными, подходящая для всех категорий осужденных, а также лиц, к которым применены меры наказания.Не менее важную роль играет содержательный аспект воспитательной работы с осужденными. Определение на законодательном уровне ее принципов, основных направлений и форм реализации будет способствовать систематизации деятельности практических работников.В 20 веке, в период исправительно-трудового законодательства, воспитательная работа имела ярко выраженную идейно-политическую направленность, большое внимание уделялось нравственному воспитанию всех граждан вообще и заключенных, в частности. В современных политических, экономических и социальных условиях жизни населения на первый план выходит национальная безопасность, поэтому важной частью ее обеспечения может стать ряд аспектов патриотического воспитания осужденных: гражданство и государство, правопорядок, основа культуры и благосостояния общества, что человек, однажды обретя отечество, умеет защищать и отстаивать свою Родину. Несомненно, по специальным программам осужденные должны быть подготовлены к удовлетворению потребности в обеспечении воинской защиты Отечества.На мой взгляд, осуществление воспитательной работы должно основываться на различных философских основаниях теории мировоззрения человека.Общеизвестно, что религиозное образование необходимо верующим и неверующим заключенным для понимания объективных истоков этих форм культуры, совести, духовности, нормативности и организации различных социальных общностей, а также церковной власти.Что же касается реализации права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14 УК РФ), то это дело достаточно деликатное и в какой-то степени сугубо личное. В его организации и решении необходимо проявить необходимую социальную зрелость без предрассудков и предпочтений. Разумеется, церковные обряды и процедуры могут совершаться только духовенством. Имеется опыт функционирования института помощников территориальных органов ФСИН по работе с верующими.Тюремные инспекции совместно с представителями религиозных общин регулярно проводят мероприятия, направленные на воспитание заключенных на основах религиозной культуры, разъяснение им основных религиозных постулатов, обрядов и традиций.Религиозные организации, представляющие гражданское общество, стремятся принять активное участие в работе УИИ. Религиозное просвещение имеет форму свободного инициативного социального проявления. Видимо, так и должно быть, удовлетворение личных духовных потребностей и проявление воли.Следует констатировать необходимость законодательного совершенствования правового регулирования применения к осужденным средств исправления без изоляции от общества, в частности, воспитательной работы. В связи с этим представляется весьма важным дополнить действующее уголовно-исполнительное законодательство нормой, раскрывающей понятие «воспитательная работа с осужденными», а также определить основные направления и формы такой деятельности в отношении осужденных без изоляции от общества.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, мы определили, что современное определение воспитательных отношений должно основываться на ценностном (аксиологическом) подходе. Он начинается с определения базовых ценностей, на основе которых устанавливаются цели, выявляются те или иные проблемы как препятствия на пути к достижению целей, находят соответствующие средства для решения этих целей и затем достигается результат.Интегральная оценка определяется в соответствии с высшей ценностью образовательной политики - образованностью населения России. Воспитание должно вестись с учетом возрастных, социальных, национальных, религиозных, психологических и физиологических особенностей обучаемых, что требует правового закрепления. Такая взаимосвязь предостерегает от тоталитарных форм идеологии и позволяет использовать индивидуализированные механизмы воспитательной деятельности. В этом смысле воспитание патриота, например, предполагает, что сам патриотобъединяет общество, а не разделяет.В настоящее время существование воспитательной функции права, наряду с регулятивной и охранительной функциями, признается многими авторами, по-разному трактующими модальности воздействия и формы реализации этой функции. Однако его исключительную роль в общей ценностной системе права нельзя отрицать, даже исходя из той цели, которую хочет достичь это явление.А цель воспитательной функции права - воздействовать на общество таким образом, чтобы прививать атмосферу законопослушности, ценностных ориентаций, чувства уважения к закону, путем соблюдения законов.Культурно целесообразное образование как деятельность по управлению, поддержке и сопровождению процесса становления человека как субъекта культуры включает в себя: овладение нормами общества (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект), жизненное саморазвитие(ценностно-деятельностный подход).Следует констатировать необходимость законодательного совершенствования правового регулирования применения к осужденным средств исправления без изоляции от общества, в частности, воспитательной работы. В связи с этим представляется весьма важным дополнить действующее уголовно-исполнительное законодательство нормой, раскрывающей понятие «воспитательная работа с осужденными», а также определить основные направления и формы такой деятельности в отношении осужденных без изоляции от общества.Таким образом, мы решили все поставленные задачи данной исследовательской работы, а конкретно:Выделили понятие и основные принципы воспитательной системы;Охарактеризовали воспитательную функцию государства как базис воспитательной системы;Проанализировали образование как форму реализации воспитательной системы;Проанализировали воспитательную деятельность в рамках прохождения уголовно-исполнительного наказания.Соответственно, решенные задачи данной исследовательской работы обуславливают собой достижение поставленной цели.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты:Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997 г. – N 2. – Ст. 198.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996 г. – N 25. – Ст. 2954.Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р [Электронный ресурс] // СПС Гарант. – Режим доступа: https://clck.ru/32mSEQ (дата обращения: 25.11. 2022).Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012 г. – N 53 (часть I). – Ст. 7598.Научные материалы и публикации:Боер В. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1993. – 199 с.Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия / А.Н. Леонтьев; под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: МГУ, 1994. – 228 с.Мельникова, Н.В. Программа исследования категорий нравственной сферы личности дошкольника / Н.В. Мельникова. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. – С. 67-74.На расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в 2020 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН. – Режим доступа: https://clck.ru/32mSBU (дата обращения: 25.11. 2022).Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2017. – 328 с.Отчет об итогах деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы за четвертый квартал 2021 г. Форма ФСИН-1 (статистические данные предоставлены ФКУ НИИИТ ФСИН России) // Документ опубликован не был.Павлов, И.П. Избранные произведения / И.П. Павлов. – М.: Издво АН СССР, 1949 – 546 с.Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., АСАДЕМА, – 2001. – Глава 14.Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. [Электронный ресурс] // СПС Гарант. – Режим доступа: https://clck.ru/32mRzH (дата обращения: 25.11. 2022).Радько Т.Н. Об идеологической функции права // Вестник Сарат. гос. юрид. акад. – 2013 – С. 72-78.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.Статистика назначаемых уголовных наказаний [Электронный ресурс] // Судебная статистика РФ. – Режим доступа: https://stat.апи-пресс.рф (дата обращения: 25.11. 2022).Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права: проблемы Особенной части. – М.: Юрид. лит., 1985. – 256 с.Уголовно-исполнительное законодательство: проблемы Общей части: учеб. пособие / науч. ред. В. И. Селиверстов. Новокузнецк: Кузбас. ин-т ФСИН России, 2022. – 143 с.Чернявский А. Г. К вопросу о функциях права в современном правоведении // Экономика и право. XXI век. – 2017. – № 1. – С. 13-20.
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997 г. – N 2. – Ст. 198.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996 г. – N 25. – Ст. 2954.
3. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р [Электронный ресурс] // СПС Гарант. – Режим доступа: https://clck.ru/32mSEQ (дата обращения: 25.11. 2022).
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012 г. – N 53 (часть I). – Ст. 7598.
Научные материалы и публикации:
5. Боер В. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1993. – 199 с.
6. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия / А.Н. Леонтьев; под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: МГУ, 1994. – 228 с.
7. Мельникова, Н.В. Программа исследования категорий нравственной сферы личности дошкольника / Н.В. Мельникова. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. – С. 67-74.
8. На расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в 2020 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН. – Режим доступа: https://clck.ru/32mSBU (дата обращения: 25.11. 2022).
9. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2017. – 328 с.
10. Отчет об итогах деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы за четвертый квартал 2021 г. Форма ФСИН-1 (статистические данные предоставлены ФКУ НИИИТ ФСИН России) // Документ опубликован не был.
11. Павлов, И.П. Избранные произведения / И.П. Павлов. – М.: Издво АН СССР, 1949 – 546 с.
12. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., АСАДЕМА, – 2001. – Глава 14.
13. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. [Электронный ресурс] // СПС Гарант. – Режим доступа: https://clck.ru/32mRzH (дата обращения: 25.11. 2022).
14. Радько Т.Н. Об идеологической функции права // Вестник Сарат. гос. юрид. акад. – 2013 – С. 72-78.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
16. Статистика назначаемых уголовных наказаний [Электронный ресурс] // Судебная статистика РФ. – Режим доступа: https://stat.апи-пресс.рф (дата обращения: 25.11. 2022).
17. Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права: проблемы Особенной части. – М.: Юрид. лит., 1985. – 256 с.
18. Уголовно-исполнительное законодательство: проблемы Общей части: учеб. пособие / науч. ред. В. И. Селиверстов. Новокузнецк: Кузбас. ин-т ФСИН России, 2022. – 143 с.
19. Чернявский А. Г. К вопросу о функциях права в современном правоведении // Экономика и право. XXI век. – 2017. – № 1. – С. 13-20.