Использование пальчикового театра для развития связной речи с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 04.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Сущность понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Своеобразие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 10
1.3 Методы диагностики и коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 14
1.4 Использование пальчикового театра в работе по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА 24
2.1 Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 24
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством пальчикового театра #
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы #
Выводы по главе 2 #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ #
Распределение ролей.
Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами би-ба-бо.
Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами би-ба-бо. (разучивание слов девочки Машеньки.)
Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя».
Показ спектакля, с участием кукол би-ба-бо «Три медведя», детям младшей группы Одежда, обувь, головные уборы Пересказ рассказа «Семья собирается на прогулку» Домашние животные, детеныши Составление рассказа «Хозяйственный двор» Дикие животные Пересказ рассказа «Животные нашего леса» Декабрь Зима, зимние признаки Составление рассказа «К нам пришла зима» Настольный театр «Руковичка»
Слушание народной сказки «Рукавичка»
С показом настольного театра. Вопросы по содержанию сказки.
Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Рукавичка».
Игры с пальчиками «Дружба» Зимующие птицы Пересказ рассказа «Зимующие птицы». Составление рассказа «Мы помогаем птицам» Зимние забава, новогодняя елка Составление описательных рассказов по картинкам «Новый год», «Зимние забавы» Семья, человек Составление рассказа «Я и моя семья» Январь Дом, его части, улица, город Составление описательного рассказов «Улица, на которой я живу», «Дом, в котором я живу» Драматизация сказки «Руковичка»
Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Рукавичка».
Изготовление атрибутов к сказке «Рукавичка»
Драматизация сказки «Рукавичка» (младшей и подготовительной группе) Квартира, интерьер Составление описательного рассказа по фото квартиры ребенка Мебель Пересказ рассказа «Мебель в нашей квартире» Февраль Бытовые приборы Составление рассказа «Наши помощники – бытовые приборы» Теневой театр «Волк и семеро козлят»
Знакомство с теневым театром, показ сказки «Волк и семеро козлят».
Этюд на сопоставление различных эмоций «Ты мороз, мороз, мороз»
Театрализованная викторина. Транспорт, профессии Составление рассказа «Транспорт» Военная техника, защитники отечества Домашнее задание: расспросить старших родственников о войне, в группе рассказать Строительные профессии Составление рассказа «Мы – строители» Март Мамин праздник, женские профессии Составление рассказа «Моя мама» Сказка на фланелеграфе «Лиса, заяц, петух»
Игра – пантомима по стихотворению К.И. Чуковского «Черепаха»
Показ сказки на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух»
Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
Распределение ролей.
Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами би-ба-бо. Одежда, обувь, головные уборы Составление рассказа «Весенний поход» Посуда Пересказ рассказа «Посуда на ней кухне». Продукты питания Составление рассказа «Идем в магазин» Апрель Весна Пересказ рассказа «Весна» Спектакль «Лиса, заяц и петух»
Этюд на выразительность жеста «Пошла Маня на базар»
Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами би-ба-бо.
Изготовление атрибутов к сказке «Лиса, заяц и петух».
Показ спектакля, с участием кукол би-ба-бо, «Лиса, заяц и петух», детям младшей и подготовительной группы. Насекомые Составление рассказа «На лугу» Рыбы Пересказ рассказа «Вася на рыбалке» Перелетные птицы Пересказ рассказа «Птицы улетают», составление описательного рассказа о перелетных птицах Май Цветы Составление рассказа «Букет маме» Театр ложек «Колобок»
Этюд на выражение основных эмоций «Уж ты, серенький коток»; «Дождик, дождик, лей, лей».
Театр ложек «Колобок».
Распределение ролей.
Показ спектакля «Колобок». Насекомые Составление описательного рассказа о насекомых Лето, времена года Заучивание стихотворения о лете
Учитывая вышесказанное и дидактический принцип перехода от простого к сложному, предусматривая постепенное увеличение самостоятельности, система логопедической работы по развитию связной речи в театрализованной деятельности:
1. Составление коротких рассказов с использованием фланелеграфа. План высказывания обеспечивается порядком картинок, выставляемых последовательно на фланелеграфе. Дети сами выбирают действующих лиц (детей, взрослых, кукол, птиц, животных и т. д.), атрибуты, связанные с различными действиями. Затем каждый на фланелеграфе обозначает свою сюжетную линию и рассказывает о ней.
2. Составление повествовательного рассказа с опорой на серии сюжетных картин. Наглядность представлена в виде изображений предметов, объектов и действий с ними на сюжетных картинках. Количество их на первых порах должно быть не меньше трех. Порядок выставляемых логопедом сюжетных картин в этом случае является планом высказывания. Образец рассказа облегчает воспроизведение рассказов детей.
3. Составление повествовательного рассказа по одной сюжетной картине. В этом виде рассказывания наглядность уменьшена до одной сюжетной картине, на которой конечным результатом являются действия. Видимый план высказывания отсутствует.
4. Составление описательных рассказов по предметам и предметным картинкам. Точно поставленный вопрос логопеда помогает конкретнее и полнее описать рассматриваемый объект. Затем дети учатся составлять описательные рассказы на основе предметной картинки. Наиболее эффективным является использование схем-алгоритмов для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах, фруктах, временах года, животных, птицах и профессиях людей.
5. Составление описательных рассказов по несложным пейзажным картинам возможно на завершающем этапе формирования связной монологической речи. С целью закрепления полученных навыков по составлению рассказов по пройденным лексическим темам составлялись домашние задания, которые вклеивались в индивидуальную тетрадь. Все задания выполняются детьми дома с родителями.
С детьми были проведены театрализованные игры (пальчиковый театр) по следующим темам:
«Осень» (по мотивам сказок В. Сутеева)
Описание фруктов и ягод по схеме, подготовка к самостоятельному описательному рассказу «Сад-огород» Описательный рассказ сад-огород, направленный на дифференциацию фруктов и овощей. Пересказ рассказа «Сбор урожая» Пересказ рассказа «Осенний парк» Составление рассказа «В лес за грибами» по плану
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. Различные виды пальчикового театра были направлены на закрепление навыков связного высказывания детей.
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Для изучения эффективности проведенной работы была организована повторная диагностика связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе использовались те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе.
Обобщив полученные данные, мы определили уровень сформированности связной речи детей и представили их в таблице 6 и на рисунке 4.
Таблица 6
Уровни сформированности связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, в %
Количество детей Уровни высокий средний низкий человек 2 6 2 % 20 60 20
Рисунок 4. Уровни сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня (контрольный этап), в %
Высокий уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста выявлен у 20% детей. Он характеризуется сформированностью умений строить связное монологическое высказывание, умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать в общении просьбы, советы, предложения; выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.
Средний уровень сформированности связной речи выявлен у 60% детей. Они характеризуются средним уровнем развития умений вести диалог, наличием отдельных ошибок в построении рассказа, в пересказе текста.
Низкий уровень сформированности связной речи выявлен у 20% детей. Данные дети отличаются низким уровнем развития умений вести диалог, умений строить связное высказывание. В рассказах, пересказе наблюдались ошибки, нарушение связности.
В группе снизилось количество детей с низким уровнем связной речи с 50% до 30%.
Таким образом, по итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста повысился уровень сформированности связной речи. Благодаря проведенной работе дети улучшили показатели по умениям строить связное монологическое высказывание. Рассказы из детей стали более развернутыми, полными. Рассказ-описание отражал не только констатацию внешних признаков описываемого объекта, но и качественные характеристики, особенности характера, эмоционального состояния.
Выводы по главе 2
Опытно-экспериментальная работа проводилась с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. В результате проведенной диагностики выявлено, что большинство детей имеют недостаточный уровень связной речи. Он характеризуется низким уровнем развития умений вести диалог, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности. Также отмечается недостаточный уровень построения связного высказывания по картинке, с опорой на личный опыт, рассказа-описания, пересказа знакомого текста.
Полученные результаты показали, что необходимо проводить работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Были проведены занятия по развитию связной речи с использованием пальчикового театра. Большое внимание уделялось формированию лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. Различные виды пальчикового театра были направлены на закрепление навыков связного высказывания детей.
В результате повторной диагностики выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста повысился уровень сформированности связной речи. Благодаря проведенной работе дети улучшили показатели по умениям строить связное монологическое высказывание. Рассказы из детей стали более развернутыми, полными, включали не только перечисление определенных событий или действий, но и эмоциональное отношение к ним, собственное мнение, рассуждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что связная речь рассматривается как определенная совокупность фрагментов речи, связанных между собой и представляющих единое смысловое и структурное целое. Формами связной речи являются диалогическая и монологическая речь. Диалог представляет собой речь двух и более лиц, средство общения и характеризуется такими свойствами, как достаточное раскрытие темы, смысловая законченность, структурное единство, использование вербальных и невербальных средств. Монолог – это форма связной речи, направленная на передачу информации в виде описания, повествования или рассуждения. Монолог отличается односторонним и непрерывным характером высказывания, необходимостью предварительного планирования высказывания, развернутостью и логической последовательностью изложения.
К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает богатый и разнообразный словарный запас, а также завершает усвоение грамматической системы языка. Дети осваивают монологическую и диалогическую форму связной речи, что позволяет им точно, связно, последовательно излагать свои мысли, общаться и строить диалог. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является их активное освоение различных форм высказывания: описание, повествование, рассуждение.
У детей с общим недоразвитием речи развитие связного высказывания затруднено вследствие ограниченности активного словарного запаса, несформированности грамматического строя речи, низкого уровня навыков согласования и словообразования, построения предложений. В работе с детьми с общим недоразвитием речи необходимо своевременно проводить диагностику и коррекцию нарушений связной речи. Среди методов развития связной речи дошкольников наиболее эффективными считаются следующие методы: словесные (беседа, рассказ, художественное слово), наглядные (наблюдение, демонстрация, показ), практические (упражнение, моделирование, игра).
Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи народных сказок. Существует несколько видов пальчикового театра: театр «топотушек», перчаточный театр, театр пальчиков, теневой театр и театр марионеток. Виды пальчикового театра представлены по мере усложнения постановок.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с целью апробации занятий с использованием пальчикового театра в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень сформированности связной речи. Это выражено в недостаточном уровне построения связных высказывания с опорой на наглядность, на личный опыт, на составление рассказа-описания, на пересказ текста. Также недостаточно сформирована диалогическая связная речь – умения вести диалог, задавать вопросы, отвечать на вопросы, умения сообщать о своих чувствах, делиться новостями, использовать формулы речевого этикета.
На формирующем этапе была организована работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась посредством организации пальчикового театра. Театрализованная деятельность была направлена на развитие связной речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать). На занятиях проводились беседы с детьми о театре, о спектакле. Использовались игры и упражнения, осуществлялась подготовка и проведение спектакля, инсценировки по сюжетам сказок.
В процессе театрализованных игр нами создавались проблемные ситуации, которые требовали навыков общения и взаимодействия детей между собой. Проблемные ситуации основывались на изменении привычного сюжета игры выдуманными ситуациями, которые способствовали развороту новой сюжетной линии, привлечению новых персонажей. В процессе инсценировок, пересказа знакомых сказок или реальных событий, игр были созданы условия для развития монологической и диалогической связной речи.
Для изучения эффективности проведенной работы была организована повторная диагностика связной речи у детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе использовались те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у детей повысился уровень сформированности связной речи. Благодаря проведенной работе дети улучшили показатели по умениям строить связное монологическое высказывание и по умениям вести диалог. Рассказы из детей стали более развернутыми, полными, включали не только перечисление определенных событий или действий, но и эмоциональное отношение к ним, собственное мнение, рассуждение. Рассказ-описание отражал не только констатацию внешних признаков описываемого объекта, но и качественные характеристики, особенности характера, эмоционального состояния.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза исследования о том, что процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если используется пальчиковый театр, подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азиметова, Н. А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / Н. А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16–24.
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
Андреева, Е. В. Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием пальчикового театра / Е. В. Андреева, С. Н. Архипова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 2. – С. 32–35.
Бабина, Г. В. Логопедия : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – Москва : МПГУ, 2016. – 102 с.
Буслаева, М. Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М. Е. Буслаева // Научное значение трудов К. Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – Москва : ACT, 2012. – 160 с.
Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – Москва : Аркти, 2015. – 168 с.
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 96 с.
Григорьева, Л. В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста / Л. В. Григорьева // Вестник ТГУ. – 2019. – № 3 (48). – С. 144–147.
Гурьянова, О. А. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста / О. А. Гурьянова // Педагогический форум. – 2019. – № 2 (4). – С. 35–36.
Замятина, Е. И. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста / Е. И. Замятина // Молодежь XXI века / под редакцией Е. В. Шмаковой. – Новосибирск, 2020. – С. 111–112.
Зорина, Л. Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л. Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134–136.
Лазарева, Г. А. Роль пальчикового театра в развитии речи детей дошкольного возраста / Г. А. Лазарева // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. – № 9 (12). – С. 30–32.
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с.
Матвеева, Д. А. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Д. А. Матвеева, Т. Н. Уткина // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 244–248.
Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры / С. И. Мерзлякова. – Москва : Обруч, 2012. – 152 с.
Муржинова, И. И. Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста / И. И. Муржинова // Дошкольное детство : вопросы, гипотезы, ответы. – Йошкар-Ола, 2022. – С. 312–315.
Сегова, Т. Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т. Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
Соколова, А. В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Соколова, М. А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
Сорокина, Н. Ф. Куклы и дети : кукольный театр и театрализованные игры для детей / Н. Ф. Сорокина. – Москва : Обруч, 2012. – 240 с.
Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И Тихеева. – Москва : Юрайт, 2019. – 161 с.
Ткаченко, М. В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / М. В. Ткаченко, Ю. В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности : сборник статей международной научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 152–154.
Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь / Т. А. Ткаченко. – Москва : Эксмодетство, 2020. – 134 с.
Ушакова, О. С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О. С. Ушакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23–31.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 225 с.
Шмыгина, А. А. Организационно-методические аспекты формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра / А. А. Шмыгина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. – Саранск, 2021. – С. 28.
Щеглова, М. Развитие связной речи дошкольников младшего возраста с использованием дидактического пособия «Пальчиковый театр» / М. Щеглова // ScienceJuice2020 : сборник статей и тезисов студенческой открытой онлайн-конференции. – Москва, 2021. – С. 129–133.
Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.
85
26
Лист1
Диаграмма1
Констатирующий этап
1.00
1.70
2.00
1.80
3.00
2.20
4.00
2.50
5.00
2.20
6.00
1.70
7.00
2.20
8.00
2.20
9.00
2.20
10.00
2.30
Констатирующий этап
1.00
2.00
3.00
4.00
5.00
6.00
7.00
8.00
9.00
10.00
1.70
1.80
2.20
2.50
2.20
1.70
2.20
2.20
2.20
2.30
Лист1
Диаграмма1
пересказ рассказа или сказки
составление рассказа-описания
составление связного высказывания по картинке
составление высказывания по серии картинок
составление рассказа с опорой на картинки
составление рассказа с опорой на личный опыт
Констатирующий этап
2.60
2.80
2.30
2.00
1.60
1.20
Констатирующий этап
составление связного высказывания по картинке
составление высказывания по серии картинок
пересказ рассказа или сказки
составление рассказа с опорой на картинки
составление рассказа с опорой на личный опыт
составление рассказа-описания
2.60
2.80
2.30
2.00
1.60
1.20
Лист1
Диаграмма1
высокий
средний
низкий
Констатирующий этап
10.00
40.00
50.00
высокий
средний
низкий
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
10.00
40.00
50.00
Лист1
Диаграмма1
высокий
средний
низкий
Констатирующий этап
Контрольный этап
10.00
40.00
50.00
20.00
60.00
20.00
высокий
средний
низкий
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
10.00
40.00
50.00
20.00
60.00
20.00
Азиметова, Н. А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / Н. А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16–24.
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
Андреева, Е. В. Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием пальчикового театра / Е. В. Андреева, С. Н. Архипова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 2. – С. 32–35.
Бабина, Г. В. Логопедия : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – Москва : МПГУ, 2016. – 102 с.
Буслаева, М. Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М. Е. Буслаева // Научное значение трудов К. Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – Москва : ACT, 2012. – 160 с.
Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – Москва : Аркти, 2015. – 168 с.
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 96 с.
Григорьева, Л. В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста / Л. В. Григорьева // Вестник ТГУ. – 2019. – № 3 (48). – С. 144–147.
Гурьянова, О. А. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста / О. А. Гурьянова // Педагогический форум. – 2019. – № 2 (4). – С. 35–36.
Замятина, Е. И. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста / Е. И. Замятина // Молодежь XXI века / под редакцией Е. В. Шмаковой. – Новосибирск, 2020. – С. 111–112.
Зорина, Л. Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л. Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134–136.
Лазарева, Г. А. Роль пальчикового театра в развитии речи детей дошкольного возраста / Г. А. Лазарева // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. – № 9 (12). – С. 30–32.
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с.
Матвеева, Д. А. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Д. А. Матвеева, Т. Н. Уткина // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 244–248.
Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры / С. И. Мерзлякова. – Москва : Обруч, 2012. – 152 с.
Муржинова, И. И. Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста / И. И. Муржинова // Дошкольное детство : вопросы, гипотезы, ответы. – Йошкар-Ола, 2022. – С. 312–315.
Сегова, Т. Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Т. Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
Соколова, А. В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Соколова, М. А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
Сорокина, Н. Ф. Куклы и дети : кукольный театр и театрализованные игры для детей / Н. Ф. Сорокина. – Москва : Обруч, 2012. – 240 с.
Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И Тихеева. – Москва : Юрайт, 2019. – 161 с.
Ткаченко, М. В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / М. В. Ткаченко, Ю. В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности : сборник статей международной научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 152–154.
Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: обогащение активного словаря, развитие памяти и воображения, чёткое выражение мыслей, самостоятельность мышления, свободное общение, образная речь / Т. А. Ткаченко. – Москва : Эксмодетство, 2020. – 134 с.
Ушакова, О. С. Развитие связной речи дошкольников: когнитивный аспект / О. С. Ушакова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна, 2020. – С. 23–31.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 225 с.
Шмыгина, А. А. Организационно-методические аспекты формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра / А. А. Шмыгина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. – Саранск, 2021. – С. 28.
Щеглова, М. Развитие связной речи дошкольников младшего возраста с использованием дидактического пособия «Пальчиковый театр» / М. Щеглова // ScienceJuice2020 : сборник статей и тезисов студенческой открытой онлайн-конференции. – Москва, 2021. – С. 129–133.
Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня?
Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня используются различные методы, включая пальчиковый театр, речевые упражнения, игры и диалоги. Пальчиковый театр является эффективным методом, который позволяет детям активно участвовать в процессе обучения и развития связной речи.
Какой подход используется при использовании пальчикового театра для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня?
При использовании пальчикового театра для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня применяется комбинированный подход. В процессе игры с пальчиковым театром дети активно взаимодействуют с педагогом, повторяют за ним слова и фразы, составляют предложения, развивая тем самым свою связную речь.
Какие результаты можно достичь при использовании пальчикового театра для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня?
При использовании пальчикового театра для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня можно достичь улучшения уровня связности и понятности речи, развития словарного запаса, умения строить простые предложения и выполнять простые коммуникативные задачи. Дети также могут улучшить свои навыки слушания и понимания речи, а также развить воображение и креативное мышление.
Каким образом пальчиковый театр способствует развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста?
Пальчиковый театр способствует развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем активного участия детей в игровом процессе. Дети наблюдают за движениями пальчиков, слушают рассказы и повторяют за педагогом слова и фразы. Такой подход позволяет детям активно участвовать в процессе развития связной речи и совершенствовать свои навыки коммуникации.
Что такое связная речь и почему она важна для развития детей?
Связная речь - это способность говорить последовательно и связно, строить логические связи между словами и предложениями. Она является основой для развития коммуникативных навыков, сознания и мышления ребенка.
Какие особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня?
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня связная речь может быть неразвитой или неполноценной. Они могут испытывать трудности в выражении своих мыслей, строить несвязные предложения и иметь проблемы с пониманием и усвоением информации.
Какие методы диагностики и коррекции связной речи используются у детей старшего дошкольного возраста?
Для диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста используются различные психологические тесты, наблюдение за речевой активностью ребенка и анализ его речевых ошибок. Коррекция связной речи проводится с помощью игровых методик, работы с пальчиковым театром, тренировки логического мышления и других упражнений.
Как использование пальчикового театра помогает в развитии связной речи у детей?
Пальчиковый театр - это эффективный инструмент для развития связной речи у детей. Он помогает детям структурировать и организовать свои мысли, учиться выстраивать последовательность событий, развивает моторику рук и координацию движений. При игре с пальчиковым театром дети активно используют свою речь, описывают происходящее, выражают свои мысли и эмоции.