Административная ответственность юридических лиц
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 06.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Юридические лица как субъекты административной ответственности 5
1.1. Понятие административной ответственности 5
1.2. Административно-правовой статус юридического лица 10
1.3. Особенности определения вины юридических лиц 13
Глава 2. Проблематика привлечения юридических лиц к административной ответственности 18
2.1 Привлечение к административной ответственности юридических лиц при возникновении длящихся административных правонарушений 18
2.2. Малозначительность административных правонарушений при привлечении юридических лиц 20
2.3. Значение законного представителя юридического лица при привлечении к административной ответственности 24
Заключение 28
Список использованных источников 31
Так, например, в деятельности судов и судебной практики наличие или отсутствие вреда не всегда является критерием для малозначительности. Например, в одной из дел, связанных с нарушениями в области контрактной системы, суд отметил, что Отсутствие вредных последствий для участников контрактных правоотношений либо их последующее устранение, само по себе, не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.29.3 КоАП РФ, является формальным. При этом, стоит указать, что не только в рамках различных административных правонарушений, но и в рамках одинаковых суды регионов могут выносить разные судебные решения.В этом смысле, современные исследователи указывают, что при отсутствии четкого правового регулирования указанного института, в судебной практике, суды исходят из конкретного административного правонарушения и особенностей, обстоятельств того или иного деяния, а также лиц причастных к административному правонарушению. Сложившаяся ситуация не позволяет говорить о единстве судов, при решении вопроса о признании совершённого деяния малозначительным. Как следствие, возникает проблема, связанная с ограничением правоприменительного усмотрения органов, уполномоченных решить дело об административном правонарушении. В современной правоприменительной практике, а также в теории административного права, исследователи все чаще указывают на то, что отсутствие конкретных признаков малозначительности, а также различный подход к пониманию в рамках конкретных дел создает необходимость решения проблемы, что может быть осуществлено следующими способами.запретить применять институт малозначительности в отношении юридических лиц, что связано с большим количеством оценочных критериев, что вносить определенные проблемы в эффективность административного судопроизводства.при наличии данного института, стоит закрепить в КоАП РФ критерии, по которым будет определяться малозначительность в отношении юридических лиц, при совершении ими административных правонарушений. Таким образом, система правового регулирования малозначительности деяния, не отвечает требованиям развития общества. Законодательство не определяет конкретные параметры малозначительности деяния. А это значит, что данный институт находится в спектре дискреционных полномочий лиц, которые определяют: является ли деяние малозначительным или нет, возможно ли на основании этого освободить тот или иной субъект права или нет. Малозначительность деяния в административном праве связывается исключительно с возможностью освобождения от административной ответственности. Стоит признать, что в перспективе законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании в определении четких критериев указанного института. На основании существующей системы правоприменительной практики по малозначительным деяниям, стоит выделить ряд таких критериев:отсутствие вредных последствий;степень общественной опасности конкретного деяния, в зависимости от состава административного правонарушения.2.3. Значение законного представителя юридического лица при привлечении к административной ответственностиИнститут представительства существует достаточно давно. При этом в административном праве и в применении к юридическому лицу, понятие представительства имеет специфику и определенные особенности. Юридический представитель действует как субъект – «лицо» той или иной компании и несет юридическую ответственность за обеспечение репутации компании. При этом представитель юридического лица принимает на себя определенные юридические обязательства. Назначение законного представителя юридического лица является очень важным решением как для компании, и имеет серьезные последствия, если будет назначено неправильное лицо, поскольку субъекты компании предоставили ему законное право управлять и принимать решения от имени юридического лица. Когда законный представитель назначается или избирается, полномочия обычно предоставляются официально нотариально заверенным документом (номинально в соответствии с уставом компании).Привлечение к административной ответственности предполагает соблюдение определенного порядка. Одним из элементов административного производства является составление административного протокола в отношении юридического лица. Исходя из положений ст. 28. 2 КоАП РФ при составлении протокола на юридическое лицо, должен присутствовать законный представитель.В качестве законного представителя юридического лица может выступать руководитель компании или иное лицо, которое действует от имени юридического лица при осуществлении ее функций и полномочий в соответствии с законодательством и уставом компании. Анализ нормативно-правового регулирования законного представительства юридического лица показывает, что закон выделяет следующие виды представителей:- субъекты права, которые имеют прямое отношение и являются представителями конкретной компании, их правой статус подтверждается должностными полномочиями, принадлежностью к той или иной организации посредством трудового договора;- субъекты профессиональной деятельности в области защиты прав человека – это адвокаты или защитники, которые могут выступать в административном производстве согласно ст. 25.5. КоАП РФ представителями юридического лица.Законный представитель ‒ это лицо, назначенное действовать от имени компании. Это означает, что законный представитель уполномочен заключать договоры или вести бизнес от имени компании и что компания несет ответственность за последствия. Законный представитель также несет ответственность за последствия действий компании. Это означает, что работа сопряжена со значительным риском. По общему правилу законные представители несут ответственность за ущерб, причиненный действиями или бездействием, противоречащим закону или уставу, или нарушением обязанностей, вытекающих из их служебных обязанностей, при наличии умысла или вины. Исходя из положений ст. 25.4 КоАП РФ законным представителем в рамках представителя компании может быть только единоличный исполнительный орган юридического лица. Иные субъекты, в том числе выполняющие в организации управленческие функции, статусом законного представителя юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях не обладают.В целом, законный представитель играет важную роль в представительстве интересов компании в административном производстве, и его нельзя недооценивать. Выбор правильного и заслуживающего доверия лица в качестве законного представителя имеет решающее значение для минимизации риска по привлечению компании к административной ответственности. Неправильный выбор законного представителя может нанести большой ущерб компании. Например, законный представитель может осуществить незаконное вознаграждение, что станет привлечением юридического лица уже к ответственности по другому составу. Законным представителем является и адвокат.Адвокатура олицетворяет собой институт юридической помощи, защиты прав человека и гражданина, служит для разрешения юридических конфликтов. В современных условиях роль и значение адвокатуры возрастает. Становление и деятельность адвокатуры отражает не только особенности определенных периодов исторического развития, но и представляет собой некий феномен, как политического, так и социально-экономического развития, процесс кардинальных изменений в развитии государства. Проблема участия адвокатов в административном производстве становилась предметом различных обсуждений. Адвокат является профессиональным субъектом права и играет большое значение не только во взаимодействии адвоката с доверителем, но и с конкретными органами власти, непосредственно с судом, при ведении судопроизводства. Таким образом, анализ законного представительства в делах об административных правонарушениях юридических лиц показал, что правовое регулирование устанавливает два вида субъектов: это представителя компании – юридического лица и представитель в лице защитника, то есть адвоката.Действия законного представителя юридического лица по защите его интересов основаны на законе или учредительных документах и не требуют специального полномочия. Законного представителя определяет непосредственно компания.ЗаключениеВ ходе проведенного исследования были изучены особенности административной ответственности юридических лиц, решены поставленные задачи в начале исследования. На основании решенных задач, цель курсовой работы достигнута.Основными итоговыми выводами явились следующие. Административная ответственность выступает в роли правового средства, которое направлено на предупреждение совершения новых административных правонарушений, восстановление нормального функционирования общественных отношений, а также наказание нарушившего закон субъекта. Административное правонарушение представляет собой деяние, которое осуществляется конкретным субъектом права: физическим или юридическим лицом, и носит противоправный характер.Административно-правовой статус юридического лица является видом правового статуса, под которым понимаются права и обязанности, складывающиеся в области административно-правовых отношений. В определении административно-правового статуса юридического лица определяющее значение имеет понятие данного субъекта права. Анализ различных точек рения на понятие юридического лица показал, что стоит выделить следующие признаки: цель деятельности, статус юридического лица, которое зарегистрировано в реестре юридических лиц, организационное единство организации и имущественная обособленность. Административно-правовой статус юридических лиц, представляет собой комплекс прав и обязанностей в области административных правоотношений.Определение вины юридических лиц является наиболее дискуссионным в теоретическом понимании административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами и наиболее сложным в правоприменительной практике. Юридическое лицо коллективный субъект, однако, это не означает, что к административному правонарушению могут быть причастны все субъекты составляющие это лицо. С другой стороны, некоторые правонарушения осуществляют конкретные физические лица, например, незаконное вознаграждение, осуществляемое юридическим лицом фактически происходит посредством передачи финансов физическим лицом, а привлекается к ответственности юридическое лицо.Система правового регулирования малозначительности деяния, не отвечает требованиям развития общества. Законодательство не определяет конкретные параметры малозначительности деяния. А это значит, что данный институт находится в спектре дискреционных полномочий лиц, которые определяют: является ли деяние малозначительным или нет, возможно ли на основании этого освободить тот или иной субъект права или нет. Малозначительность деяния в административном праве связывается исключительно с возможностью освобождения от административной ответственности. Стоит признать, что в перспективе законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании в определении четких критериев указанного института. На основании существующей системы правоприменительной практики по малозначительным деяниям, стоит выделить ряд таких критериев:отсутствие вредных последствий;степень общественной опасности конкретного деяния, в зависимости от состава административного правонарушения.Анализ законного представительства в делах об административных правонарушениях юридических лиц показал, что правовое регулирование устанавливает два вида субъектов: это представителя компании – юридического лица и представитель в лице защитника, то есть адвоката.Действия законного представителя юридического лица по защите его интересов основаны на законе или учредительных документах и не требуют специального полномочия. Законного представителя определяет непосредственно компания.Список использованных источников
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст.1.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. (в ред. от 21.11.2022)// СЗ РФ 1998. № 31. ст. 3824.
3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ 2001. № 33 (часть I), ст. 3431.
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС Консультант плюс 2022
Научная литература
5. Анкудинова Я.С. Малозначительность административных правонарушений: некоторые проблемы и вопросы прокурорской практики // В сборнике: Эволюция российского права. Материалы XX Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. Екатеринбург, 2022. С. 14-22.
6. Богаева Н. Определение вины юридических лиц // Хозяйство и право. 2007.№ 6.С. 30-38.
7. Дербина О.В., Купеева Л.Ч. Проблемные вопросы определения малозначительности правонарушения // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 31- 33.
8. Завальный И.В. Сложности установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения // Наука через призму времени. 2019. № 3 (24). С. 58-61.
9. Зайкова С.Н., Утебалиева А.Р. Административная ответственность юридических лиц: теория и практика // В сборнике: Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 168-171.
10. Исаков А.Р., Я.У.Алумар Административно-правовой статус коммерческих организаций // Научный альманах 2016. № 4-1. С. 345-347.
11. Левицкий А.В. К вопросу об административном статусе организаций // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 11 (27). С. 585-588.
12. Конина Ю.С. Понятие и общая характеристика механизмов достижения целей уголовного наказания // Наука, образование и культура. 2018. № 9 (33). С. 53.
13. Павлов Н. В., Чуриков Н. А. Правосознание муниципальных и государственных служащих: тенденции и проблемы формирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 5. С. 147-150.
14. Панькова Р.А. Административная ответственность в российском праве // Молодежь и XXI век – 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 2. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 129-131.
15. Полторацкая Е.И. Вопросы совершенствования производства по делам об административных правонарушениях // Вестник университета прокуратуры Российской Федерации 2019. № 5. С. 125-131.
16. Серебренникова Я.Д., Реутова Ю.И. Понятие и виды предприятий, основы их административно-правового статуса // В сборнике: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 395-397.
17. Степанов, В. В. Малозначительность правонарушения в российском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
18. Сулейманова О.Л. Проблемы понятия «малозначительность административного правонарушения» // Аграрное и земельное право. 2022. № 5 (209). С. 146-151.
19. Трофимова Е.В.Регистрационный режим легитимации субъектов предпринимательства в РФ: правовые проблемы и пути совершенствования // Право и политика. 2013. № 9. С. 1119-1121.
20. Чернопятенко Н.В. Особенности вины юридического лица в административном праве // Colloquium-Journal. 2019. № 25-10 (49). С. 46-47.
21. Шаталов И.С. Проблемы квалификации длящихся и продолжаемых административных правонарушений // Инновационное развитие 2018. № 4. С. 181-183.
22. Юрчак Е. В. Вина как общеправовой институт: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2015.
23. Япрынцев Е.В. Коррупционность как потенциальный признак ряда административных правонарушений // Аграрное и земельное право. 2021. № 10 (202). С. 161-165.
Вопрос-ответ:
Какие лица могут нести административную ответственность?
Административную ответственность могут нести как физические, так и юридические лица.
Что такое административно-правовой статус юридического лица?
Административно-правовой статус юридического лица - это совокупность его прав и обязанностей, определенных административным законодательством.
Как определяется вина юридических лиц?
Вина юридических лиц определяется на основании их знаний или должностных полномочий, а также наличия вменяемости и сознательности действий.
Какие особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности?
Одной из особенностей привлечения юридических лиц к административной ответственности является возможность привлечения их к ответственности даже в случае длительности административного правонарушения.
Какие лица могут быть привлечены к административной ответственности при возникновении длительных административных правонарушений?
При возникновении длительных административных правонарушений к административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица.
Какие виды ответственности предусмотрены для юридических лиц?
Для юридических лиц предусмотрены гражданская, уголовная и административная ответственность.
Что такое административно-правовой статус юридического лица?
Административно-правовой статус юридического лица - это совокупность прав и обязанностей, определяемых административным законодательством и регулирующих деятельность юридического лица.
Как определяется вина юридических лиц?
Определение вины юридических лиц осуществляется с учетом понятия организационной вины, субъективной и объективной сторон преступления. Ответственность юридического лица может быть привлечена в случае наличия субъективного или объективного элемента вины.
При каких условиях юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности?
Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности при возникновении длящихся административных правонарушений, указанных в законодательстве.
Какие последствия возникают при привлечении юридического лица к административной ответственности?
При привлечении юридического лица к административной ответственности могут быть применены такие меры, как штраф, конфискация имущества, приостановление деятельности и др. Также может быть нанесен ущерб репутации и деловой репутации юридического лица.
Какие юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности?
К административной ответственности могут быть привлечены все юридические лица, включая государственные и муниципальные организации, коммерческие предприятия, некоммерческие организации и т.д.