Дидактические игры как средство речевого развития у школьников с нарушениями интеллекта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 68 68 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 04.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения особенностей развития речи младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности 7
1.1. Понятие, виды и функции речи. Особенности формирования речи младших школьников 7
1.2. Особенности развития речи у школьников с нарушениями интеллекта 12
1.3. Методы диагностики и коррекции речи у детей с нарушением интеллекта 16
1.4. Описание и анализ дидактических игр в коррекции фонетической стороны речи школьников с нарушениями интеллекта 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей развития речи школьников с нарушениями интеллекта с помощью дидактических игр 29
2.1. Изучение фонетической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта. Констатирующий этап эксперимента 29
2.2. Использование дидактических игр в процессе развития фонетической стороны речи младших школьников с нарушениям интеллекта 38
2.3. Контрольный этап эксперимента 48
Заключение 52
Список литературы 55

Фрагмент для ознакомления

Рисунок 11. Пример изображения использующегося в игре«Собери чемодан и рюкзак».Рассмотрим дидактические тематические игры. Дидактическая игра «Веселые поварята»Цель:-активизировать словарь по теме «Овощи»- учить составлять распространенные предложения.- развивать память, внимание, мышления.Материал: сотейник и кастрюля, вырезанные из картона. Картинки с изображением овощей (рис. 12).Описание: перед ребенком выкладывают картинки кастрюли и сотейника. - Предлагается разложить овощи в сотейник, а фрукты в кастрюлю.- Предложить ребенку сварить борщ, рагу и компот, сделать салат.- Учить детей составлять предложение с заданным словом.- Усложнить: Что можно сделать с оставшимися овощами и фруктами? Как их можно приготовить? (баклажаны, кукуруза, огурец, помидор, ананас, банан и т.д.)Рисунок 11. Пример изображения использующегося в игре«Собери чемодан и рюкзак».Рисунок 12. Пример изображения использующегося в игре«Веселые поварята». Игра «Считай и называй»Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи. Например: Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.Одна куртка, две куртки … пять курток.Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог. (рис. 13).Рисунок 13. Пример изображения использующегося в игре«Считай и называй».Игра «Скажи наоборот»Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:Чистые ботинки – … грязные ботинки;Новые сапоги – … старые сапоги;Широкая юбка – … узкая юбка;Длинное пальто – … короткое пальто;Белый пиджак – … черный пиджак.Таким образом, использование настольных дидактических игрпозволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям.2.3. Контрольный этап экспериментаНа контрольном этапе мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе. В таблице 7 представлены результаты диагностики по методикам после проведения коррекционной работы:Таблица 7 - Сводная таблица фонематического восприятия речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта на контрольном этапеИмя ребенка1блок2блок3блок4блок5блокОбщий баллСредний баллКсюша Б.4,53,5444204Катя Б.444,54420,54,1Владик С.55554,524,54,9Маша С.3,543,544193,9Даша К.4,544,543204,1Кристина К.55554,524,54,9Олеся А.54444214,3Амангос М.3,53,53,54,252,25173,4Денис К.4,2543,53,53,75193,8Паша П.53,5554,5234,6Алеша К.21,51,51,51,581,6Ания С.55552,522,54,5Арслан И.44434183,9У 7 испытуемых из 13 мы выявили положительную динамику в развитии фонематического восприятия и формировании правильного звукопроизношения. По первому блоку заданий (анализ выполнения задания на повторение слогов с оппозиционными звуками) положительная динамика наблюдается у Алеши К. и Арслана И. По второму блоку заданий (анализ выполнения задания на дифференциацию оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении) положительная динамика наблюдается у Ксюши Б., Кате Б., Маши С., Кати Б., Олеси А., Алеши К. и Арслана И.Эти дети стали четче и увереннее произносить слова со звуками [б]-[п], [с]-[ш], [ш]-[ж].По 4 блоку заданий мы так же видим положительную динамику при выполнении задания на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении(4 испытуемых). Пять испытуемых показали положительную динамику при выполнении задания на обследование   восприятия и дифференциацию звуков в словах.На контрольном этапе эксперимента увеличилось количество детей, продемонстрировавших высокий уровень фонематического восприятия и звукопроизношения (8 человек против 3 на констатирующем этапе).У Алеши К. так же наблюдается низкий уровень фонематического восприятия и звукопроизношения, однако по большинству блоков заданий он показал положительную динамику.По тесту Даскаловой мы получили следующие результаты (рис. 1):Рисунок 2. Уровень речевого развития (%)Проанализировав результаты по тесту Даскаловой мы выявили, что только у 8 испытуемых –речевое развитие близко к нормальному (61%). Эти испытуемые показали умение строить описание, умение раскрывать тему и основную мысль в рассказе, умение отбирать материал в соответствии с темой высказывания, умение использовать прилагательные в описательном тексте, умение различать грамматические структуры предложения. Однако иногда таким детям требуются подсказки, наводящие вопросы или иллюстративный материал. Только у 1 испытуемого мы выявили значительно низкое речевое развитие (7%) – Алёша К.Ему по прежнему сложно строить речевое высказывание и предложение. Произносительная сторона речи так же имеет нарушения.Выводы по главе 2Таким образом, в результате проведенного исследования мы выявили, что дидактические игры способствуют развитию фонетической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта. Гипотеза исследования подтверждена.При разработке настольных дидактических игр в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта учитывались принципы развития, системного подхода, взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Настольные игры можно использовать на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывание звука), автоматизации и дифференциации звука. Использование настольных игр позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям.ЗаключениеВ результате теоретического изучения проблемы исследования мы выяснили, что умственно отсталые школьники испытывают особые трудности в обучении, в частности, при изучении русского языка и чтении. Нарушения фонетической стороны речи во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой. В их основе лежит не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированная дифференциация речи и слуха, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата. У умственно отсталых скудный словарный запас, неточность в употреблении слов, трудности в обновлении словаря более значительные, чем обычно, преобладание пассивного словаря над активным, несформированная структура значения слова, нарушения процесса организации семантических полей. Умственно отсталые школьники имеют несформированную грамматическую сторону речи, которая проявляется в аграмматизме, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.Диагностику речевого развития детей с нарушением интеллекта необходимо начинать с беседы с ребенком. Так как для умственно - отсталых детей приоритетным является зрительное наглядное восприятие, диагностические методики должны быть основаны на игровых и рисуночных приемах.Основными методами коррекционной работы логопеда являются: специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы, а так же дидактические методы, которые включают в себя следующие виды: наглядные методы; словесные методы, опирающиеся на наглядность; словесные методы, которые не опираются на наглядность; практические методы, имеющие игровой характер. Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, представляющая собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей младшего дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.Словесные дидактические игры помогают детям различать элементы устной речи, повышают важность вербальных сигналов в формировании детского восприятия, побуждают детей формулировать ответы, что дает их восприятие носит целенаправленный характер.Дидактическая игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных речевых нарушений, позволяет решать многие задачи, связанные с воспитанием и обучением ребенка дошкольного возраста. При построении логопедической работы по преодолению фонетического и фонематического недоразвития речи, а также развития словаря детей в игровой форме процесс усвоения логопедического материала сравнительно облегчается, тем самым сокращается период, предназначенный для исправления недостатков речи.В результате проведенного эмпирического исследования мы выявили, что дидактические игры способствуют развитию фонетической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта. Гипотеза исследования подтверждена.При разработке настольных дидактических игр в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта учитывались принципы развития, системного подхода, взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Настольные игры можно использовать на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывание звука), автоматизации и дифференциации звука. Использование настольных игр позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям.Список литературыAкcенoвa Л.И. Ранняякомплекснаяпомощь детям c отклонениями в развитиикакодно из приоритетныхнаправленийсовременнойспециальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. - 2018. - №3. - C. 9 - 20.Аксенова Л.И., Лиcеев A.A., Тюринa Н.Ш., Шкaдaревич Е.В. Программараннейкомплекснойдиагностикиуровняразвитияребёнкаотрождениядо 3-х лет // Дефектология. - 2012. - №5. - C.З - 27.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. — СПб.: Детство-пресс, 2015.Ахметзянова, А. И., Болтакова и др. Основы логопедии: учебное пособие [Текст]. – Казань : Казан. ун-т, 2015. – 175 с.Болтакова, Н. И. Теоретические основы логопедии. Дислалия: краткий конспект лекций [Текст]. – Казань :Каз. федер. ун-т, 2013. – 69 с.Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] / А. М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2018. – С. 70 – 83.Григоренко, Н. Ю., Цыбульский, С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции: учебно-методическое пособие [Текст]. – М. : Книголюб, 2015. – 144с.Гриншпун, Б. М. Дислалия [Текст] / Б. М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 2017. Т.1. – С. 108 – 119.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения: сборник методических рекомендаций [Текст]. – СПб. : «Детство-Пресс», 2019.Информационные технологии в обучении произношению : пособие для сурдопедагогов и логопедов, преподавателей и аспирантов каф. спец. психологии и коррекц. педагогики Ун-тов и ВУЗов [Текст] / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Ю. Б. Зеленская; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – М. : Полиграф Сервис, 2014. – 158 с. : ил.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология – 2019. - №5 – с. 75 -86.Климoнтoвич Е.Ю.  Коррекционнаяработа c детьми, страдающимиобщимнедоразвитием речи II степени / Е. Ю. Климoнтoвич // Школаздоровья. - 2017. - N 4. - C. 37-41.Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина // Психология детства. Современный взгляд. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 224 с.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников c задержкойпсихическогоразвития. М., 2012. – c. 61-64Коррекционнаяпедагогика. Взаимодействиеспециалистов. Коллективнаямонография. Пoдoбщ.ред. Поваляевой М.A. cерия «Учебники, учебные пособия». - Рocтoв-нa-Дoну: «Феникс», 2012.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Секачев В. Ю. ТЦ «Сфера» : НИИ Школьных технологий, 2018. – 128 с.Лалаева Р.И., Серебрякова А.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой речевого развития. - М.: ВЛАДОС, 2013.Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. – М., 2014. – 72 сЛалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-на- Дону : «Феникс», СПб : «Союз», 2017.Лизунова, Л.Р. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций/ Лизунова Л.Р.— Электрон, текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 111 с.— Режим доступа: [Электронный ресурс URL: http://www.iprbookshop.ru/32070.htmll. — (Дата обращения 29. 11. 2022 г.).Лурия А.Р. О звуках языка и речевом слухе. // в кн. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. . — М.: Академический Проект, 2020.— 512 сНишева Н.В. Современная коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. / Н.В. Нищева. - СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2021.ПечораК.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в детских учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2013Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда,-Ростов-на-Дону ;«Феникс», 2011Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. - Изд. центр ВЛАДОС, 2013. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей /Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. [Электронный ресурс URL: https://ratuschnvakberezka.educrimea.m/uploads/5000/20610/section/544559/For mirovaniezvukoproiznosheniya u doshkolnikovT.V.Tumanova.DOCl._____ - (Дата обращения 21.11.2022.).УрунтаеваГ.А.Дошкольнаяпсихология.- М.: Академия, 2021Филичева Т. Б Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. B. Чиркина. [Электронный ресурс URL: http://pedlib.ni/Books/3/0317/3 0317- 100.shtml%5d/l. - (Дата обращения 20.11.2022г.).Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 224с.Филичева, Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : МГОПИ, 2013. – 72 с.Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. [Электронный ресурс URL: https://infourok.ni/metodi-obsledovaniva-rechidetev-posobie-po-diagnostike-rechevih-namsheniy-2036891.htmll. - (Дата обращения 21. 11. 2022г.).Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. - М.: АРКТИ, 2017.Столяренко, В.Е. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: 2011Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.Приложение 1Методика 1. БеседаВ ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. При выявлении особенностей речевого развития (недоразвития) школьников в процессе беседы уделяется внимание самостоятельности высказывания, так как в данный момент ослабляется контроль над речью, что помогает выявить отдельные проявления, характерные для недоразвития речи или заикания, хотя они могут быть и не отмечены в прилагаемых документах. Во время беседы необходимо фиксировать и состояние слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом (сниженной громкости). Вопросы и содержание беседы желательно продумать заранее. Тема должна быть простой, близкой и хорошо знакомой ребенку. Например, беседа, касающаяся непосредственно знаний ребенка о самом себе. Вопросы следует формулировать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и правильно ответить. Примерный перечень вопросов: — Как тебя зовут? — Знаешь ли ты свою фамилию? — Сколько тебе лет? — Когда твой день рождения? — Как зовут маму, папу (бабушку, дедушку)? — Где ты живешь (улица, номер дома, квартиры)? — Есть ли у тебя братья и сестры? — Как их зовут? — Сколько им лет? — Кто из вас старше? — Кто из вас посещает школу? — Где работают родители? — Чем занимаются родителя на работе? Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то после некоторых ответов можно задавать дополнительные вопросы, и таким образом вызвать ребенка на более распространенный ответ. Например, после ответа на вопрос “Кто из вас старше?” (“я”, “брат”, “сестра”) можно спросить: “А почему ты так думаешь?” “Потому, что мне уже 7 лет, а брату 4 года” или “Что делают (чем занимаются) дети в школе?”, “А чему учат там детей?” и т. п. Такая беседа имеет определенное значение, как для проверки слуха, интеллекта, так и в плане оценки знаний ребенка: быстро и правильно ли он отвечает, обращается ли за помощью к родителям и как это делает; как реагирует на возникшие затруднения при ответах, огорчается ли, если чувствует, что ответы ошибочны. В результате проведенной беседы выявляется уровень речевого развития (в общих чертах), интеллект и слух. Создается общее впечатление о ребенке. Если общее впечатление благоприятное, то слух и интеллект отдельно и специально не проверяют. И, напротив, если возникают сомнения, то после беседы проводится обследование слуха, интеллекта и более углубленное обследование речи.Приложение 2Методики обследования речевой деятельности младших школьников1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.Инструкция: Давай поиграем в ловишки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [а] ([п], [с], [з], [р]) хлопни в ладоши. Ребенку предлагалось прослушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши на определенном звуке.Материалом для обследования служили ряды произносимых логопедом изолированных звуков:1) Для звука [а] звуковой ряд состоял из гласных: [а], [о], [и], [у], [а], [ы], [э], [а].2) Для звука [п] звуковой ряд состоял из: [а], [о], [у], [п], [и], [э], [п], [т], [д], [н], [п], [к], [б], [г], [п].3) Для звука [с] звуковой ряд состоял из: [а], [у], [и], [с], [о], [э], [ы], [с], [м], [н], [в], [п], [с], [б], [д], [к], [г], [с], [ф], [ф'], [т], [т'], [с], [х], [х'], [с'], [с], [з], [з'], [ц], [ш], [с].4) Для звука [з] звуковой ряд состоял из: [з], [а], [у], [и], [з], [о], [э], [ы], [м], [з], [н], [п], [б], [з], [к], [в], [в'], [д], [з], [д'], [г], [г'], [з'], [ж], [з].5) Для звука [р]звуковой ряд состоял из: [и], [о], [э], [ы], [м], [н], [п], [б], [к], [х], [ы], [в], [в'], [д], [д'], [т], [т'], [г], [г'], [ж], [у], [а], [й], [л], [л'], [р'].Звуковые ряды для сложных в артикуляции звуков были составлены по такому принципу: в начале ряда находились звуки далекие по артикуляции и звучанию от заданного звука; затем звуки близкие по артикуляции и звучанию. В заключении ряда мы включали искаженные варианты фонем, если такие имели место в произношении у данного ребёнка. Оценка задания проводилась в баллах:1 балл – без ошибок выделил звук в звуковом ряду.0,5 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически. 0,25 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков далеких акустически и артикуляторно.0 баллов – не справился с заданием.2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками. Ребёнку предлагалось послушать и повторить за логопедом серии из слогов:1) ба – па, па – ба,2) са – ша, ша – са, 3) ша– жа – ша, жа – ша – жа,4) ца – са – ца, са – ца – са, 5) ра – ла – ра, ла – ра – ла.Система оценки:1 балл – точное, и правильное воспроизведение слоговой структуры,0,5 балла – первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба – па, ба – па),0,25 балла – неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском,.0 – балла – отказ, невозможность восприятия3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.Обследование проводится на материале слов квазиомонимов, которые содержат акустически близкие звуки:Почка – бочкаТрава – дроваКорка – горкаСова – софа Крыша - крысаСистема оценки:1 балл - правильный показ картинки,0,5 балла - показ картинки после стимулирования,0,25 балла - восприятие слов – паратипов как одинаковых,0 – балла - отказ, невозможность восприятия.4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношенииИнструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывайСуп – зубЧелка – щёлкаСайка- чайкаГалка-галькаЛак - ракСистема оценки:1 балл - правильный показ картинки,0,5 балла - показ картинки после стимулирования,0,25 балла - восприятие слов – паратипов как одинаковых,0 – балла - отказ, невозможность восприятия.5 блок. Обследование   восприятия и дифференциации звуков в словах. Материалом для обследования служили различные картинки с изображениями предметов. Ребенку предлагалось отобрать картинки с заданным звуком.Задание: «Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я буду их называть. Выбери те из них, в которых ты слышишь звук [с] ([з], [л], [ш], [ц])». Система оценки:1 балл – картинки отобраны полностью верно,0,5 балла - неверно отобраны 1 – 2 картинки, самостоятельно исправляет ошибки, либо после утрированного произношения звука в слове логопедом,0,25 – больше половины картинок на заданный звук выбрано неверно,0 баллов – не справился с заданием.Максимальное количество баллов – 25, приняв эту цифру за 100 %, были определены уровни развития фонематического восприятия:Высокий уровень развития - 20 - 25 баллов (100 – 80 %),Средний уровень развития - 10 - 20 баллов (80 – 40%),Низкий уровень развития - 0 – 10 баллов (40 – 0%).Приложение 3Комплексный тестовый метод диагностики  речевого развития детей Даскаловой.1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному словуЗадача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».1 —стул;2 — мяч;3 — Иван;4 — зайчик;5 — пою;6 — красный.Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации). 2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных1 — Ребенок толкает....2 — Девочка качает ....3 — Зайчик хрупает ....4 — Мама стирает....5 — Девочка поливает ....Оценка: 5 верных ответов. 3-тест. Подбор и активное употребление глаголов1 — Что делает зайчик?2 — Что делает ребенок?3 — Что делает петух?4 — Что делает мама?5 — Что делает папа?Оценка: 5 верных ответов. 4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?2 — Какая собака?3 — Какой слон?4 — Какие цветы?5 — Какая зима?Оценка: 5 верных ответов.5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?Оценка: 2 верных ответа. 6-й тест. Составление предложения по одному слову1 — мальчик;2 — кукла;3 — мишка.Оценка: 1 верный ответ.7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам1 — кукла, девочка, платье;2 — тетя, плита, кошка;3 — дядя, грузовик, дрова;Оценка: 2 верных ответа 8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)1 — Он вышел, когда....2 — Он не пошел на прогулку, потому что ....3 — Он не вышел во двор, когда....4 — Он не взял игрушку, которая ....Оценка: 3 верных ответа 9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?1 — Он ушла на реку.2 — Там увидел маленькую рыбку.3 — Потом бросил один, камни.                                  4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования). 10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательностиЗадача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?          2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач. 11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов1 — Скажи одно слово!2 — Скажи один звук!3 — Скажи одно предложение!Оценка: 3 верных ответа 12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказыванияЗадача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

1. Aкcенoвa Л.И. Ранняя комплексная помощь детям c отклонениями в развитиикакодно из приоритетныхнаправленийсовременнойспециальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. - 2018. - №3. - C. 9 - 20.
2. Аксенова Л.И., Лиcеев A.A., Тюринa Н.Ш., Шкaдaревич Е.В. Программараннейкомплекснойдиагностикиуровняразвитияребёнкаотрождениядо 3-х лет // Дефектология. - 2012. - №5. - C.З - 27.
3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. — СПб.: Детство-пресс, 2015.
4. Ахметзянова, А. И., Болтакова и др. Основы логопедии: учебное пособие [Текст]. – Казань : Казан. ун-т, 2015. – 175 с.
5. Болтакова, Н. И. Теоретические основы логопедии. Дислалия: краткий конспект лекций [Текст]. – Казань :Каз. федер. ун-т, 2013. – 69 с.
6. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] / А. М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2018. – С. 70 – 83.
7. Григоренко, Н. Ю., Цыбульский, С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции: учебно-методическое пособие [Текст]. – М. : Книголюб, 2015. – 144с.
8. Гриншпун, Б. М. Дислалия [Текст] / Б. М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 2017. Т.1. – С. 108 – 119.
9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения: сборник методических рекомендаций [Текст]. – СПб. : «Детство-Пресс», 2019.
10. Информационные технологии в обучении произношению : пособие для сурдопедагогов и логопедов, преподавателей и аспирантов каф. спец. психологии и коррекц. педагогики Ун-тов и ВУЗов [Текст] / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Ю. Б. Зеленская; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – М. : Полиграф Сервис, 2014. – 158 с. : ил.
11. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология – 2019. - №5 – с. 75 -86.
12. Климoнтoвич Е.Ю. Коррекционная работа c детьми, страдающими общим недоразвитием речи II степени / Е. Ю. Климoнтoвич // Школа здоровья. - 2017. - N 4. - C. 37-41.
13. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина // Психология детства. Современный взгляд. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 224 с.
14. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников c задержкой психического развития. М., 2012. – c. 61-64
15. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. Пoд oбщ.ред. Поваляевой М.A. cерия «Учебники, учебные пособия». - Рocтoв-нa-Дoну: «Феникс», 2012.
16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Секачев В. Ю. ТЦ «Сфера» : НИИ Школьных технологий, 2018. – 128 с.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова А.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой речевого развития. - М.: ВЛАДОС, 2013.
18. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. – М., 2014. – 72 с
19. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-на- Дону : «Феникс», СПб : «Союз», 2017.
20. Лизунова, Л.Р. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций/ Лизунова Л.Р.— Электрон, текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 111 с.— Режим доступа: [Электронный ресурс URL: http://www.iprbookshop.ru/32070.htmll. — (Дата обращения 29. 11. 2022 г.).
21. Лурия А.Р. О звуках языка и речевом слухе. // в кн. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. . — М.: Академический Проект, 2020.— 512 с
22. Нишева Н.В. Современная коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. / Н.В. Нищева. - СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
23. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2021.
24. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в детских учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2013
25. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда,-Ростов-на-Дону ;«Феникс», 2011
26. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. - Изд. центр ВЛАДОС, 2013.
27. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
28. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей /Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. [Электронный ресурс URL: https://ratuschnvakberezka.educrimea.m/uploads/5000/20610/section/544559/For mirovaniezvukoproiznosheniya u doshkolnikovT.V.Tumanova.DOCl._____ - (Дата обращения 21.11.2022.).
29. УрунтаеваГ.А.Дошкольнаяпсихология.- М.: Академия, 2021
30. Филичева Т. Б Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. B. Чиркина. [Электронный ресурс URL: http://pedlib.ni/Books/3/0317/3 0317- 100.shtml%5d/l. - (Дата обращения 20.11.2022г.).
31. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 224с.
32. Филичева, Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : МГОПИ, 2013. – 72 с.
33. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005
34. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. [Электронный ресурс URL: https://infourok.ni/metodi-obsledovaniva-rechidetev-posobie-po-diagnostike-rechevih-namsheniy-2036891.htmll. - (Дата обращения 21. 11. 2022г.).
35. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
36. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. - М.: АРКТИ, 2017.
37. Столяренко, В.Е. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: 2011
38. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Вопрос-ответ:

Какие виды и функции речи имеют дети с нарушениями интеллекта?

Дети с нарушениями интеллекта могут иметь различные виды и функции речи, как и дети без таких нарушений. Они могут использовать речь для коммуникации, описания предметов и явлений, формулирования своих мыслей и эмоций. Однако у них могут возникать определенные трудности в развитии и использовании речи.

Какие особенности формирования речи младших школьников с нарушениями интеллекта?

У младших школьников с нарушениями интеллекта могут быть особенности в формировании речи. Они могут испытывать трудности в произношении звуков, формулировании предложений, использовании словарного запаса. Также у них может быть недостаточная развитость понимания и интерпретации речи других людей.

Какие методы диагностики и коррекции речи используются для детей с нарушением интеллекта?

Для детей с нарушением интеллекта используются различные методы диагностики и коррекции речи. Это могут быть индивидуальные занятия с логопедом, использование специальных упражнений и игр, разработка индивидуальной программы речевого развития. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать методы и подходы, наиболее эффективные в конкретной ситуации.

Какие особенности развития речи можно наблюдать у школьников с нарушениями интеллекта?

У школьников с нарушениями интеллекта могут наблюдаться различные особенности в развитии речи. Они могут иметь задержку в развитии речи по сравнению с сверстниками без нарушений интеллекта. Также у них может быть ограниченный словарный запас, трудности в понимании и использовании сложных грамматических конструкций, нечеткое произношение звуков. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его развитие речи может иметь свои особенности.

Какие виды речи существуют у младших школьников с нарушениями интеллекта?

У младших школьников с нарушениями интеллекта существуют такие виды речи, как речь-отзыв, речь-суждение, речь-описание и речь-повествование.

Какие функции речи развиваются у детей с нарушениями интеллекта в игровой деятельности?

В игровой деятельности детей с нарушениями интеллекта развиваются такие функции речи, как коммуникативная, познавательная, эмоционально-оценочная и регулятивная.

Какие особенности формирования речи наблюдаются у младших школьников?

У младших школьников наблюдаются особенности формирования речи, такие как недостаточность словарного запаса, ограниченная грамматическая структура, затруднения в связном изложении мысли.

Какие методы диагностики и коррекции речи используются у детей с нарушением интеллекта?

У детей с нарушением интеллекта используются такие методы диагностики и коррекции речи, как наблюдение, тестирование, логопедические занятия и использование дидактических игр.

Какие дидактические игры можно использовать для развития речи у детей с нарушением интеллекта?

Для развития речи у детей с нарушением интеллекта можно использовать такие дидактические игры, как игры-упражнения на звук, игры-упражнения на лексику, игры-упражнения на грамматику и игры-упражнения на связное изложение мысли.

Какие виды речи различаются у младших школьников с нарушениями интеллекта?

У младших школьников с нарушениями интеллекта различаются такие виды речи, как речь-переживание (рассказы о личных переживаниях), речь-описание (описание объектов, предметов или ситуаций), речь-рассуждение (объяснение причинно-следственных связей или выражение собственного мнения).

Какие функции выполняет речь у школьников с нарушениями интеллекта?

Речь у школьников с нарушениями интеллекта выполняет такие функции, как коммуникативная (передача информации и взаимодействие с окружающими), познавательная (создание представлений о мире и усвоение новых знаний), эмоционально-оценочная (выражение эмоций и оценка ситуаций), мотивационная (мотивация к действиям и достижение целей).

Какие методы диагностики и коррекции речи используются у детей с нарушением интеллекта?

У детей с нарушением интеллекта для диагностики и коррекции речи могут использоваться методы наблюдения, тестирования, анализа речевых ошибок, частичная имитация действий учителя, замедленное чтение, слушание записей с последующей детализацией сюжета. Также могут применяться игры и упражнения, направленные на развитие речи.