Проблема истоков культуры и единицы культурной реальности
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 4 + 4 источника
- Добавлена 03.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Сущность культуры 4
2 Единицы культурной реальности 15
Заключение 21
Список использованных источников 22
Указанное нами свойство идеологического знака является проблемой для историков культуры. От прошлого им остается только костяк денотативных значений, фактически полностью отчищенный от плоти социальных смыслов. При этом реконструкция данных смыслов и их прояснение как раз-таки входит в задачу историков культуры. В-третьих, с легкостью «поселяясь» фактически в любом знаке, эти смыслы также просто могут и «освобождать помещение». Они живут пока активен некий идеологический контекст, что их породил, и до тех пор, пока сами мы непринужденно и легко ориентируемся в данном контексте. Если же умирает контекст, то умирает и непосредственно сам смысл. В-четвертых, данные смыслы изменяемы. То есть один знак или предмет естественного языка может подразумевать несколько значений. И напротив, одному означаемому может соответствовать множество денотативныхзнаковносителей, что рассеивает слой коннотативных означаемых по всему дискурсу. В-пятых, смыслы агрессивны. Им недостаточно мирного соседства со знаками денотативной системы, они жаждут подавить или даже вытеснить их. В качестве примера возьмем толкование понятия «туземец» в словаре Даля. «Туземец» — это «здешний, тамошний уроженец, природный житель страны, о коей речь». В то же время во фразе: «На Земле живут один миллиард людей и четыре миллиарда туземцев» – денотативное значение теряется фактически абсолютно за счет иного идеологического наполнения слова. Последующий этап развития семиотики заключался в переходе от словесных знаков к анализу культурно-исторических явлений и произведений искусства как знаковых систем. Согласно мнению специалиста в области семиотики культуры С.Т. Махлиной, культура есть совокупность знаковых систем, посредством которой народ поддерживают свою сплоченность, обретая значимые для него (народа) ценности, и осуществляет связи с миром вокруг и иными культурами в нем.Упомянутые знаковые системы, именуемые чаще всего языками культуры, включают в себя как все виды искусства, так и всевозможную общественную деятельность, модели поведения, которые господствуют в указанном обществе (одежда, манеры, ритуалы, жесты). Также включены в языки культуры традиционные методы, при помощи которых сообщество поддерживает самосознание, заключающееся в истории, мифах, правовых системах, религиозных верованиях и свою историческую память. Определенный продукт деятельности культуры при этом понимается как текст, который породила одна или несколько систем. Основа же понятия культуры есть – естественный язык. Естественный язык является единственным средством, которое интерпретирует все системы и закрепляет их в памяти, вводя их в сознание группы и индивида. Таким образом, в особом значении мы можем назвать язык первичной моделирующей системой, остальные же при этом выступают как вторичные.Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в Конституции конкретного государства, представляют второй ярус идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Т. Парсонс, отмечая роль ценностей в жизни общества, выполнения определённых норм, подчёркивал, что "ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула в Конституции и Билль о правах". Из этих идеологических источников во многом черпается уверенность американцев в равенстве возможностей, что ни один член общества не должен быть лишён возможности добиться того, чего он желает.Третий ярус идеологии, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса, слоя формы социального устройства общества и т. д. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить, входить в антагонизм с общенародными и общечеловеческими ценностями. Признание ценности и единства государства, конституционного порядка являются условием идеологической деятельности отдельных партий.В ходе голосования граждане фактически высказываются за те или иные ценности (либерализм, консерватизм и т. д.). В результате в ходе парламентских выборов ценности, которые претендуют на то, чтобы выражать новые тенденции в развитии общества, получают или не получают поддержку большинства общества.Как видим, происходит постоянное взаимодействие идеологий, что, с одной стороны, обеспечивает стабильность, целостность общества, с другой стороны, позволяет выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества. 17.Основными элементами культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения.Убеждение - определённое духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчленённость интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.Любые убеждения, связаны ли они с объектами природы или с социальными объектами, в свою структуру включают определённые сведения, информацию (которая может быть научной или обыденной) о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, то есть знания. Убеждения, связанные с объектами природы, - информацию о природных процессах в виде представлений о физической картине мира, естественнонаучные, технические знания, технологии, соответствующую информацию о способах действий, приёмах, как и что следует выращивать, производить и т. д. Убеждения, связанные с социальными объектами, - этические, экономические, политические знания, представления о традициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения, сведения о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым и т. д.Именно знание придаёт убеждениям смысл, одаривает идеей. Бедность, скудность культуры в немалой степени определяется узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлечённых в оборот данной культуры.При этом речь идёт не только о знаниях, ставших убеждениями. Следует иметь в виду, что существуют разные формы освоения знаний культурой. Учёный может и не соглашаться с той или иной теорией, научной идеей. Но информированность о ней, подробное знание теории, несомненно, сказывается на аргументированности его собственных концепций. Подобное знание представляет элемент культуры, хотя оно и не стало убеждением.Типология (от греческого typos – «отпечаток», «форма», «образец») – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития. Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько. Например, исторический критерий связан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иерархии (отношение к собственности, размер дохода, престиж и т.д.).ЗАКЛЮЧЕНИЕИзложенное выше позволяет сделать вывод, что культура является довольно сложным процессом, который включает в себя множество элементов.Прежде всего, культура направлена на создание нового в социальном пространстве человечества. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКениспаев, Ж.К. Культура как элемент европейской экспансии / Ж.К. Кениспаев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 38. — С. 40-46. — ISSN 2078-1768. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.Оводова, С.Н. ЭСТЕТИКА МЕТАМОДЕРНИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / С. Н. Оводова, А. Ю. Жигунов // Вестник Омского университета. — 2021. — № 4. — С. 77-82.Симонова, С.А. Основные элементы архитектоники культуры / С.А. Симонова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. — 2015. — № 2. — С. 58-67.Салихова, З.М. Гносеологические элементы в структуре познавательной культуры / З.М. Салихова // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2007. — № 5. — С. 81-85. — ISSN 1814-1390.
Оводова, С.Н. ЭСТЕТИКА МЕТАМОДЕРНИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / С. Н. Оводова, А. Ю. Жигунов // Вестник Омского университета. — 2021. — № 4. — С. 77-82.
Симонова, С. А. Основные элементы архитектоники культуры / С.А. Симонова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. — 2015. — № 2. — С. 58-67.
Салихова, З.М. Гносеологические элементы в структуре познавательной культуры / З.М. Салихова // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2007. — № 5. — С. 81-85. — ISSN 1814-1390.
Вопрос-ответ:
Какая сущность имеет культура?
Сущность культуры заключается в наборе ценностей, норм и представлений, которые формируют образ жизни и поведение людей в определенном обществе. Культура включает в себя язык, религию, искусство, традиции, обычаи и многое другое.
Что является единицами культурной реальности?
Единицы культурной реальности включают в себя различные элементы культуры, такие как символы, язык, образы, обряды, артефакты и другие материальные и нематериальные выражения культуры. Эти единицы помогают людям взаимодействовать и передавать знания, ценности и идеи друг другу.
Почему реконструкция социальных смыслов является задачей историков культуры?
Историки культуры сталкиваются с проблемой того, что при изучении исторических записей и артефактов они в большей степени имеют доступ к денотативным значениям, то есть к фактическим данным, нежели к социальным смыслам, которые эти артефакты и записи воплощали. Поэтому историки культуры должны прояснять и реконструировать эти социальные смыслы, чтобы полнее понять и объяснить исторические факты и процессы.
Можно ли назвать костяк денотативных значений идеологического знака проблемой для историков культуры?
Да, это свойство идеологического знака действительно является проблемой для историков культуры. Костяк денотативных значений представляет собой только некую основу, не пронизанную плотью социальных смыслов. Историки культуры должны расширять и углублять этот костяк, чтобы понять и описать богатство и сложность культурных явлений и практик.
Что входит в список использованных источников при изучении проблемы истоков культуры и единиц культурной реальности?
Список использованных источников включает в себя все те материалы, которые историки культуры использовали при проведении исследования. Это могут быть научные статьи, книги, архивные документы, интервью и другие источники, которые помогли получить информацию о прошлом и разобраться в проблемах, связанных с истоками культуры и единицами культурной реальности.
В чем заключается проблема истоков культуры для историков культуры?
Проблема истоков культуры для историков культуры заключается в том, что от прошлого им остается только костяк денотативных значений, полностью отчищенный от плоти социальных смыслов. Реконструкция данных смыслов и их прояснение входит в задачу историков культуры.
Какие единицы культурной реальности существуют?
Существуют различные единицы культурной реальности, такие как язык, символы, артефакты, нормы и ценности общества. Они являются основными строительными блоками культуры и определяют ее сущность.
Что такое культурная реальность?
Культурная реальность - это совокупность всех культурных явлений и процессов, которые существуют в определенном обществе. Это образы, идеи, представления, ценности, нормы и обычаи, которые формируются и передаются от поколения к поколению.
Какие источники используют историки культуры для реконструкции социальных смыслов?
Для реконструкции социальных смыслов историки культуры используют различные источники, такие как письменные документы, археологические находки, художественные произведения, устные традиции и другие материалы, которые помогают им понять исторический контекст и значение культурных явлений.
Почему идеологические знаки являются проблемой для историков культуры?
Идеологические знаки представляют собой сложные и многозначные символы, которые могут иметь различное толкование и интерпретацию. Это создает проблему для историков культуры, так как они должны провести детальный анализ и разобраться в интенции и смысле этих знаков в контексте конкретной культуры и времени.
Какая проблема возникает для историков культуры в связи с идеологическим знаком?
Историкам культуры затруднительно восстановить и прояснить социальные смыслы идеологического знака, так как в процессе передачи он часто теряет свою оригинальность и становится лишь носителем денотативных значений.
Как задачи историков культуры связаны с реконструкцией социальных смыслов?
Задача историков культуры заключается в восстановлении и прояснении социальных смыслов идеологических знаков. Они стремятся понять и интерпретировать значимость этих знаков для определенной культурной реальности.