Особенности орнаментальных узоров и композиций на примере объемной резьбы (скульптурной)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 38 38 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы 7
1.1. Исторические аспекты развития объемной резьбы и ее виды 7
1.2. Особенности орнаментальных узоров и создания композиций 11
Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы в процессе создания объемной (скульптурной) резьбы 17
2.1. Техника выполнения объемной (скульптурной) резьбы 17
2.2. Оборудование, инструменты и приспособления в процессе работы над объемной (скульптурной) резьбой 25
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Список терминов 37
Приложение 38

Фрагмент для ознакомления

Если обращаться к теме о механическом инструментарии, то можно отметить, что он является более универсальным и доступным не только в плане ценовой категории, но и применения. При отсутствии электрического лобзика, его можно заменить топором, стамеской или ножом. Все же, одними из важных инструментов резчика будет: Пила или ножовка;Рубанок;Молоток;Топор;Стамески разной формы, размеров; Коловорот; Подробно рассматривая каждый из инструментов, отметим его функциональность. Пила необходима для разделения целых, больших частей. Пила имеет разный размер, форму, количество зубьев, обычно используется для устранения излишков. А также при подготовке самого основного бруса для будущей резной работы. Лобзик с тонким полотном используется при объемной резьбе для придания работе выразительности, отпиливания более мелких деталей. Топор, также, как и ножовка предназначен для отделения целых частей. Иногда в силу характера фактуры дерева (если она очень твердая) используется сверху и молоток, обеспечивающий более легкое прорезание отдельных частей. Металлическая стамеска, которая состоит из острия и рукояти помогает создавать в скульптурной резьбе более глубокие, в тоже время гладкие поверхности. В работе со стамесками нередко используется и специальный молоток – киянка. Чтобы просверлить отверстия в процессе объемной резьбы, используется коловорот. Инструмент, позволяющий с помощью различной толщины сверла делать отверстия. Иногда, коловорот применяют не для сквозного просверливания, а для создания декоративных эффектов (например, в орнаментальных узорах это может быть цветок с тычинками, где коловорот убирает только небольшой слой с рабочей поверхности). Чтобы достичь идеальной гладкости на объемной скульптуре используется наждачная бумага разной зернистости, абразива (где, чем меньше зернистость, тем ровнее будет поверхность).Помимо универсальных инструментов есть и специфические при работе над объемной резьбой: Граверы;Резцы;Ножи; Ножи для резьбы также могут быть разными, к основным можно отнести: Татьянка, Богородский и косяк.Нож «Татьянка», рисунок Б.10 (Приложение Б). Имеет длинную ручку и скошенное лезвие. Данный вид лезвия помогает создавать более мелкие элементы, т.к. находится в двух сантиметрах от рук мастера.Богородский нож. Существует несколько видов, каждый из которых может быть предназначен либо для тонкой, либо для черновой резьбы. Ручка полукруглая, лезвие обладает частичной заточкой. Нож «косяк», рисунок Б.11 (Приложение Б). Косяк является одним из профессиональных инструментов, его лезвие скошено под 45 градусов и имеет одностороннюю заточку. Кроме указанных вариантов существуют и другие формы в зависимости от производителя. Ведущими являютсяфирмы:Flexcut – комплекты ножей, стамесок, смешанного типа;Frost – помимо резцов выпускает ложкорезы;Dem-Bart – производитель специализируется на инструменте для декорирования прикладов;Narex – наборы от 4,5 тысяч рублей;Петров и Сын – прямые ножи пяти видов;Pfeil – швейцарское качество, скрипичные, разметочные модификации, левосторонние косяки, штихели для нэцкэ;В процессе работы над любым видом резьбы материалы тупятся и требуют своевременной заточки. Чтобы резчику самостоятельно производить заточку, необходимо иметь в арсенале: Бруски с различными поверхностями; Тканевые шнурки;Куски кожи; Шлифовальная паста; Стамески, которые используются в объемной резьбе: прямые, обратные, уголковые, изогнутые, клюкарзы. Стамески могут отличаться формами и лезвием, в зависимости от цели применяются те или иные их особенности. На данный момент существуют даже электрические стамески, которые работаю от сети. Помимо стамесок все чаще резчиками стали использоваться граверы. Это некая замена резца, с которой проще выполнять сложные задачи. Их существует несколько видов:Ручной гравер с разными насадками; Гибкий вал;Лазерный аппарат; Первый вариант граверов вставляют в шуруповерт или заточной станок, затем выполняют ажурные, резные элементы резьбы. Гибкие валы также могут быть вставлены в шуруповерт или дрель, при этом, одними из рабочих поверхностей будет: фреза или бор. Дополнительные приспособления, которые необходимы для работы резчика: линейки, отвес, карандаши, рулетка. Но, помимо выше перечисленных, существует еще большое множество инструментов, которые используются в процессе объемной резьбы. Например, для создания отверстий существует – долото. Гвоздодер – необходим чтобы удалить гвозди в ненужных местах. Кроме того, не всегда резчиком используется готовый покупной брусок, иногда в ход идут детали старой деревянной мебели, где нужно удалить скрепляющие элементы. Струбцина – позволяет закреплять детали на рабочем месте, а также на конечных этапах при склейке.Стусло – используют, когда нужно под заданным углом распилить деталь.Верстак – один из важных элементов для резьбы любого вида. Верстак это – большой стол, при чем очень крепкий. Предназначен для работы с деревом, имеет специальные крепления и отверстия, удерживающие изделие во время работы. Наличие верстака гарантирует удобство в работе. Эта конструкция используется для выполнения большого количества операций. Она оснащается выдвижными ящиками, в них хранятся различные мелочи, которые всегда должны быть под рукой у мастера. Струбцины разных конфигураций пригодятся для фиксации элементов.Можно грамотно выбрать необходимый инструмент по дереву в большом ассортименте, не затрачивая лишних средств. Опытные мастера дают несколько рекомендаций:При выборе ручного инструмента особое внимание необходимо уделять качеству, надежности рабочей части. В работе с ним приходится использовать усилие. Прочные, отлично заточенные изделия позволят затрачивать меньше сил, времени.Любой инструмент должен быть удобным. Рукоятки, конфигурации, габариты оборудования, приспособлений выбираются с учетом личных особенностей. Комфортные модели позволят исключить неудобства, усталость, обеспечивают безопасность.Мастерам, которые занимаются резьбой дома, стоит отдать предпочтение ручным видам. Это существенно сэкономит затраты на закупку оборудования. Если такие работы выполняются регулярно, лучше приобрести электрические аналоги. Поговорим отдельно о двух видах инструментах: ручном и электрическом. Ручной инструмент;Ручными называют те инструменты, при использовании которых задействована физическая сила человека. Поскольку деревообработкой занимались во времена, когда об электричестве никто не знал, все манипуляции с деревом можно выполнять вручную.Электроинструмент;Электрическими устройствами пользоваться легче. Они позволяют в несколько раз быстрее выполнить работу и с меньшими усилиями. Приобретая такие агрегаты, надо обращать внимание на их мощность, гарантию обслуживания и основные возможности.Стоит заметить, что электроинструмент тоже может быть ручным либо стационарным. Ручные инструменты для резьбы можно переносить, выполнять работы, держа его в руках. Во втором случае инструмент фиксирован, вмешательство человека минимальное. На завещающих этапах над резьбой: – Маленькие фигурки и детали из древесины шлифуют вручную шлифовальной бумагой, наждачкой, совершая монотонные механические движения.– Чтобы заглаживать края, торцы изделий, применяют рашпили. Это специальные напильники для дерева с крупной насечкой.Для больших площадей используют электрические деревообрабатывающие машинки, к ним относятся:Болгарки со шлифовальными насадками;Ленточные шлифмашинки;Эксцентриковые (орбитальные);Плоскошлифовальные (вибрационные).Ленточный инструмент больше подходит для грубой зачистки, снятия толстого слоя краски или выравнивания поверхности. Более тонкую шлифовку проводят эксцентриковыми и плоскошлифовальными агрегатами.Шипы и пазы в древесине для соединения деталей делают стамесками и долотом. Это ручной инструмент. Чтобы выдолбить глубокое и достаточно широкое гнездо или проушину, применяют долото. Рабочая часть долота – стальной, остро заточенный с одной стороны брусок.Перед началом работ наносят разметку на деталь, затем ее прочно закрепляют в струбцине на верстаке и начинают выдалбливать. Волокна подрубают под углом 45–60°, углубляются каждый раз на 4–5 мм, стружку сразу же убирают.В зависимости от используемых материалов во время объемной (скульптурной) резьбы различают и их задачи. Мы остановимся не только на объемной резьбе, но и затронем другие. Как, например, плоскорельефная резьба обычно встречается на архитектурных элементах[6, с. 8]. Плоскорельефные детали, созданные таким образом могут встречать конечно и в скульптурной резьбе, заменяя объемный фон. Если рассматривать рельефную резку, то это достаточно трудоемкая резьба, характеризующиеся тем, что сама выбранная композиция будет достаточно выпуклой относительно фона. Плоско-выемчатую резьбу можно описать как углубленную на плоской поверхности[10, с. 43]. В тоже время скульптурная резьба это – такой вид искусства, при котором объекты не имеют фона, но в некоторых случаях могут декорироваться другими техниками. С помощью скульптурной резьбы можно создать что угодно: сувениры, игрушки, предметы быта.Скульптурную резьбу также нередко изменяют, как и другие виды, превращая в авторские. Один из таких случаев – Шамиль Сасыков со стилем «Татьянка». Таким образом, подытоживая все выше сказанное, можно отметить, что оборудование, инструменты и приспособления в процессе работы над объемной (скульптурной) резьбой это немаловажный компонент, без которого не сможет осуществиться работа не над одним видом резьбы. При том, важно не только владеть инструментарием, навыками, приемами и техниками, нужно уметь правильно подбирать материалы, которые будут не только прочными и красивыми, но и удобными. От удобства напрямую зависит комфортность работы. Помимо выбора инструментов стоит учитывать ряд вопросов, связанных с выбором материала, на котором будет производиться резьба – его мягкость, прочность, его предрасположенность к трещинам.ЗаключениеВыполняя курсовую работу, мы открыли для себя много нового и поняли, что особенности орнаментальных узоров и композиций на примере объемной (скульптурной) резьбы – вещь достаточно сложная и многогранная, и тем очень интересная. Такой процесс как выполнение объемной резьбы, подбор инструментария, изучение техник – это направление, требующее высокий уровень знаний, умений и понимания темы. Во время исследования мы поняли, насколько сложно организовать теоретическую и практическую работу на тему: «Особенности орнаментальных узоров и композиций на примере объемной (скульптурной) резьбы».В начале исследования была сформулирована цель:изучить теоретические основы и описать опытно-экспериментальную работу в процессе создания объемной (скульптурной) резьбы.Решая первую задачу, мы ознакомились с пособиями, методическими рекомендациями и исторической литературой, которая используетсяпри выполнении объемной резьбы и создании орнаментальных узоров. Раскрыли понятие «объемная (скульптурная) резьба» изучили виды резьбы, проблемы в процессе организации практической работы и их значимость. Тем самым наполнили свою информационную базу и обозначили для себя основные критерии для дальнейшей работы.При решении второй задачи, нам пришлось провести анализ на основе сравнительной характеристики особенностей орнаментальных узоров и создания композиций, их возможные проблемы в процессе работы. Тем самым получили как практический, так и теоретический опыт работы над созданием композиций с орнаментальными и другими узорами. Третья задача решалась с помощью изучения особенностей различных видов техник, приемов, и средств выполнения объемной резьбы. Воспользовавшись некоторыми из них, мы получили представление о возможном итоговом продукте в случае применения. Кроме того, провели подробный разбор материала и его конспектирование, рассмотрели подходы к различным техникам резьбы. Параллельно проводился эмпирический уровень исследования, а именно процесс наблюдения, данный процесс был обусловлен просмотром видео и медиа материалов посвященных данной теме. В итоге данной задачи мы получили разно-уровневый опыт и смогли использовать его в дальнейшем.Решая четвертую задачу, мы описали опытно-экспериментальную работу в процессе создания объемной (скульптурной) резьбы, изучили способы работы с инструментами, их особенностями. Узнали о способах организации рабочего пространства. Рассмотрели плюсы и минусы используемых при выполнении резьбы тех или иных инструментов, выявили наиболее подходящие к поставленным задачам. Конечным результатом этого явилось получение ценных теоретических знаний.Подытоживая все вышесказанное в единое целое, можно сказать, что особенности орнаментальных узоров и композиций на примере объемной (скульптурной) резьбы это основа, на которой формируются не только творческие, умственные и алгоритмические способности, но и жизненные. А чтобы работа над таким видом резьбы как объемная была интересной, безопасной и качественной – стоит тщательно организовывать рабочее пространство и сам процесс, постепенно усложняя работу от простого к сложному.Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, а значит цель нашего исследования была достигнута.Список используемой литературы"Страна мастеров". Резьба по дереву. Выжигание по дереву. Гравировальные работы (комплект их 3 книг). – М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2014. – 126 c.1750 шедевров мировой живописи. 500 великих мастеров. – М. :Хар-вест, 2007. – 544 c.Алексеев Ю.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В. Бондарь. – М.: Издательство АСВ, 2000.Березнев, А.В. Резьба по дереву: моногр. / А.В. Березнев, Т.С. Березнева. – М.: Парадокс, 2000. – 134 c.Бузинов А.В. Искусство резьбы по дереву: учебное пособие / Бузинов, Потапов Михаил; , Геннадий. – М.: Антиква, 1998. – 146 c.Вишневская, В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии / В.М. Вишневская. – М.: Карелия, 1998. – 108 c.Куревина О.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. Разноцветный мир / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – М. :Баласс, 2010. – 848 c.Герригель, Ф. Плоская резьба по дереву / Ф. Герригель. – М.: Эксмо, 2015. – 115 c.Гильман Р.А. Декоративно–прикладное искусство : учеб. пособие / Р.А. Гильман. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 159 с., 32 с. цв. ил.Дементьев, С.В. Резьба по дереву / С.В. Дементьев. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 155 c.Лебедева, Е.И. Резьба по дереву / Е.И. Лебедева, Е.М. Бургунова. – М.: Аделант, 2010. – 152 c.Лучшева, З.А. Монастырская резьба по дереву в собрании Государственного музея истории религии / З.А. Лучшева, Г.А. Ченская. – М.: СПбГУТД, 2012. – 105 c.Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву / Т.А. Матвеева. – М.: Высшая школа, 1997. – 144 c.Мур, Д. Резьба по дереву / Д. Мур. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. – 125 c.Осипенко, В. Резьба по дереву / В. Осипенко. – М.: Профиздат, 2010. – 116 c.Работы по дереву. Столярные работы. Резьба по дереву. Инкрустация. – М.: Machaon, Гамма Пресс 2000, 2000. – 139 c.Список терминовБиеннале искусств –это вид организованной творческой деятельности, выставка или конкурс, проводящийся раз в два года. Первое понятие появилось еще в 1895 году.Артель – объединение лиц какой-либо профессии для совместной работы с участием в доходах и общею ответственностью.Глухая, рельефная резьба – характеризуется полным отсутствием прорезей на фоне, а также рисунком, идущим практически вровень с доской.Композиция – соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения. В данном случае подразумевается соотношение объемных объектов в фигуре. Орнаментальный узор – узор, который составлен из геометрических и иных элементов, обычно ограниченными в полосе или в круге. Оглаживание – это один из этапов работы в процессе выполнения объемной резьбы, характеризующиеся доведением грубых форм до более гладких. Киянка – это специальный молоток, предназначенный для работы с деревом твердых пород. Клюкарзы – разновидность стамески с кольцевым лезвием.

1. "Страна мастеров". Резьба по дереву. Выжигание по дереву. Гравировальные работы (комплект их 3 книг). – М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2014. – 126 c.
2. 1750 шедевров мировой живописи. 500 великих мастеров. – М. : Хар-вест, 2007. – 544 c.
3. Алексеев Ю.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В. Бондарь. – М.: Издательство АСВ, 2000.
4. Березнев, А.В. Резьба по дереву: моногр. / А.В. Березнев, Т.С. Березнева. – М.: Парадокс, 2000. – 134 c.
5. Бузинов А.В. Искусство резьбы по дереву: учебное пособие / Бузинов, Потапов Михаил; , Геннадий. – М.: Антиква, 1998. – 146 c.
6. Вишневская, В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии / В.М. Вишневская. – М.: Карелия, 1998. – 108 c.
7. Куревина О.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. Разноцветный мир / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – М. : Баласс, 2010. – 848 c.
8. Герригель, Ф. Плоская резьба по дереву / Ф. Герригель. – М.: Эксмо, 2015. – 115 c.
9. Гильман Р.А. Декоративно–прикладное искусство : учеб. пособие / Р.А. Гильман. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 159 с., 32 с. цв. ил.
10. Дементьев, С.В. Резьба по дереву / С.В. Дементьев. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 155 c.
11. Лебедева, Е.И. Резьба по дереву / Е.И. Лебедева, Е.М. Бургунова. – М.: Аделант, 2010. – 152 c.
12. Лучшева, З.А. Монастырская резьба по дереву в собрании Государственного музея истории религии / З.А. Лучшева, Г.А. Ченская. – М.: СПбГУТД, 2012. – 105 c.
13. Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву / Т.А. Матвеева. – М.: Высшая школа, 1997. – 144 c.
14. Мур, Д. Резьба по дереву / Д. Мур. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. – 125 c.
15. Осипенко, В. Резьба по дереву / В. Осипенко. – М.: Профиздат, 2010. – 116 c.
16. Работы по дереву. Столярные работы. Резьба по дереву. Инкрустация. – М.: Machaon, Гамма Пресс 2000, 2000. – 139 c.

Вопрос-ответ:

Какие исторические аспекты развития объемной резьбы и ее виды обсуждаются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются исторические аспекты развития объемной резьбы, ее различные виды и особенности орнаментальных узоров и создания композиций.

Какие особенности орнаментальных узоров и создания композиций изучаются в главе 1?

В главе 1 анализируются особенности орнаментальных узоров и методы создания композиций на примере объемной резьбы.

Какие техники выполнения объемной скульптурной резьбы описаны в главе 2?

В главе 2 подробно описываются техники выполнения объемной скульптурной резьбы, которые были использованы в процессе опытно-экспериментальной работы.

Какое оборудование, инструменты и приспособления использовались при работе над объемной скульптурной резьбой?

В главе 2 рассматривается используемое оборудование, инструменты и приспособления, которые необходимы при работе над объемной скульптурной резьбой.

Какие виды объемной резьбы рассматриваются в первой главе?

В первой главе описываются различные виды объемной резьбы и анализируются их исторические аспекты развития.

Каковы особенности орнаментальных узоров и композиций в объемной резьбе?

Орнаментальные узоры и композиции в объемной резьбе отличаются своей трехмерностью и глубиной. Это создает эффект объемности и живости в работе. Часто использование разных текстур и оттенков дерева позволяет придать узорам и композициям дополнительную глубину и выразительность.

Какие виды объемной резьбы существуют?

В истории развития объемной резьбы можно выделить несколько видов, включая рельефную резьбу, глубокую резьбу, торцевую резьбу и выступающую резьбу. Каждый вид имеет свои особенности выполнения и создания орнаментальных узоров и композиций.

Какая техника используется при создании объемной скульптурной резьбы?

При создании объемной скульптурной резьбы обычно используется техника резьбы по дереву. Это может быть ручная резьба с использованием различных ножей и резцов, либо механическая резьба с помощью специальных инструментов и приспособлений. Техника выполнения напрямую влияет на результат и выражение орнаментальных узоров и композиций.