Полифонизм в творчестве Ф. М. Достоевского.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 15 15 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 06.01.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Диалогическое событие в произведениях Ф.М. Достоевского 5
1.1 Диалог как принцип построения произведения у Ф.М. Достоевского 5
Глава 2. Сюжетное событие в полифоническом романе 8
2.1 Полифонический роман, основные характеристики 8
2.2 Анализ полифонии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Фрагмент для ознакомления

В это время люди внизу стремились высказаться, выразить свои мысли и пытались сопротивляться. Достоевский считал, показать внутренний мир человека, можно лишь через его общение с другими. Только в общении, во взаимодействии можно раскрыть «человека в человеке» [Назиров, с.27]. В «Преступлении и наказании» автор изображает серию диалогов между Раскольниковым и другими, чтобы показать сложный и запутанный внутренний мир героя. Это может не только сформировать образ других героев, но и поможет читателям взглянуть на Раскольникова с разных сторон. Далее рассмотрим следующую характерную черту полифонии романов Достоевского –синхронность. В творчестве Достоевского события рассматриваются на разных этапах как происходящие в одно и то же время, так и события, не происходящие в процессе последовательного развития. По мнению Достоевского, все вещи в мире существуют одновременно, связаны друг с другом и функционируют. Чтобы изучать мир, необходимо анализировать все факторы как одновременно существующие вещи и одновременно исследовать их взаимосвязь. Автор игнорирует вертикальную связь исторического развития и использует синхронные творческие приемы, чтобы все воссоединить. Вместе они могут взаимодействовать и влиять друг на друга, чтобы другие могли видеть больше деталей, чтобы они могли всесторонне проанализировать образ главного героя.В «Преступлении и наказании» история длится более десяти дней, но разные события и связанные с ними персонажи происходят параллельно. Автор рассматривает презренного Лужина, добрую Сони и бедную Дуню. Когда эти персонажи собраны вместе, событие кажется более насыщенным и захватывающим. Более того, в романе одновременно существуют сложные эмоции героя, например, добро и зло, тревога и холод, радость и печаль, эти богатые и запутанные внутренние эмоции проявлялись во внутреннем мире героя одновременно. Например: «…неужели ж я в самом деле возьму топор … и дрожать, прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?» [Достоевский, с.134]. В романе синхронность в основном выражается через описание сложных эмоций героя. Не только в процессе убийства Раскольниковым Ивановны, или во время последующего покаяния, в его сердце была путаница, он не знал, должен ли он это делать и зачем. В «Преступлении и наказании» Раскольников полностью воплощает аспект незавершенности. Судя по полному тексту, герой ведет диалоги с собой и другими, его сердце полно запутанных ситуаций, противоречий и споров, но он не может дать себе однозначный ответ. Раскольников, стремясь к духовному и нравственному освобождению, под руководством добросердечной Сони, решил сдаться и признаться в своих преступлениях, и, в конце концов, был сослан в Сибирь на каторгу. Но автор не объяснил, испытал ли он духовное облегчение в конце концов: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, – но теперешний рассказ наш окончен» [Достоевский, с.245]. Незавершенность может не только придать роману некое эстетическое чувство недосказанности, но также способна пробудить любопытство читателей и побудить их продолжить его изучение. Читатели могут придать роману другой финал в соответствии со своим собственным его пониманием. Роман становится таким образом более открытым. Освободился ли наконец дух Раскольникова, и чем должны закончиться их с Соней отношения и т.д.Автор не дает однозначного ответа, но предпочитает как бы увлечь читателя, чтобы он смог задействовать свое воображение и раскрыть всю красоту романаЗаключениеПроизведения Ф.М. Достоевского являются классическим примером полифонических романов. В процессе анализа полифонической структуры художественных текстов автора, мы определили три базовых аспекта:- диалог;- синхронность;- незавершенность. В своей работе мы во многом опирались на труд М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Перспективой дальнейшего исследования может стать теория и характер полифонии в структуреконкретного произведения Ф.М. Достоевского или ряда произведений в их сравнении. Поскольку невозможно обобщить характер полифонии произведений Достоевского, не изучив и не проанализировав все полифонические романы автора, с целью выявить общие черты и особенности.Сложное эмоциональное описание внутренних переживаний персонажа выражает разные свойства его образа и характера, за счет этого читатель может проникнуть глубже в замысел и идею автора. Кроме того, наполнение произведений разными по характеру и образу мыслей персонажами не только делает сюжет более насыщенным, захватывающим и ярким, но и способствует развитию мотивов романа, служит средством выражения центрального образа.Список используемой литературыБахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст]. - 4-е изд. - Москва : Сов. Россия, 1979. - 318 с.Диалогический компонент в речи повествователя (по материалам романа Ф.М. Достоевского «Идиот») // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2013. № 3. С. 104-108Достоевский Ф.М. Идиот : [роман] / Ф. М. Достоевский. - Москва: Эксмо, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат). - 637, [2] с.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. - Москва : Дрофа, 2008. - 607 с.Казаков А.А. О природе полифонии в романах Достоевского: структура диалогического и сюжетного события : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Каф. рус. и зарубеж. лит. Филол. фак. Том. гос. ун-та. - Томск, 2000. - 18 с.Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского / Р. Г. Назиров. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 160 с.Рождественская О.Ю. Диалог: его роль и функции в творчестве Ф.М. Достоевского : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Рождественская Ольга Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2018. - 20 с.ФрантоваТ.В.Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века / Т. В. Франтова. - Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ АПСН, 2004 (Изд-во Эверест). - 403 с. Цюлин Ч. Анализ Полифонии Романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». International Journal ofHumanitiesand Natural Sciences, vol. 10-2 (49), 2020. С. 49-53

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст]. - 4-е изд. - Москва : Сов. Россия, 1979. - 318 с.
2. Диалогический компонент в речи повествователя (по материалам романа Ф.М. Достоевского «Идиот») // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2013. № 3. С. 104-108
3. Достоевский Ф.М. Идиот : [роман] / Ф. М. Достоевский. - Москва: Эксмо, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат). - 637, [2] с.
4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. - Москва : Дрофа, 2008. - 607 с.
5. Казаков А.А. О природе полифонии в романах Достоевского: структура диалогического и сюжетного события : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Каф. рус. и зарубеж. лит. Филол. фак. Том. гос. ун-та. - Томск, 2000. - 18 с.
6. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского / Р. Г. Назиров. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 160 с.
7. Рождественская О.Ю. Диалог: его роль и функции в творчестве Ф.М. Достоевского : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Рождественская Ольга Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2018. - 20 с.
8. Франтова Т.В.Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века / Т. В. Франтова. - Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ АПСН, 2004 (Изд-во Эверест). - 403 с.
9. Цюлин Ч. Анализ Полифонии Романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 10-2 (49), 2020. С. 49-53

Вопрос-ответ:

Что такое диалогическое событие в произведениях Ф. М. Достоевского?

Диалогическое событие в произведениях Ф. М. Достоевского это момент, когда персонажи вступают в активное общение, выражая свои мысли и идеи, и влияют друг на друга своими словами.

Каким образом диалог является принципом построения произведения у Ф. М. Достоевского?

Ф. М. Достоевский использует диалог как основной принцип построения своих произведений. Он раскрывает внутренний мир персонажей через их разговоры друг с другом, создавая сложную сеть взаимодействий и обмена мыслями.

Какие характеристики присущи полифоническому роману Ф. М. Достоевского?

Полифонический роман Ф. М. Достоевского отличается наличием множества голосов и голосовых планов, равноправием художественного высказывания разных персонажей, полнотой и детализацией их внутреннего мира.

Каким образом полифония проявляется в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского?

В романе "Преступление и наказание" полифония проявляется через противоречия и диалоги между разными персонажами. Разные голоса исследуют разные сферы жизни и находятся в постоянном противоречии друг с другом, создавая богатую звуковую ткань произведения.

Какие источники использовались при написании данной статьи?

Список используемой литературы включает все источники, которые были использованы при написании данной статьи.

Что такое полифония в творчестве Ф.М. Достоевского?

Полифония в творчестве Ф.М. Достоевского - это принцип построения произведения, в котором главная роль отводится диалогу между различными персонажами. Вместо одного рассказчика автор использует множество голосов и точек зрения, которые формируют сложную многослойную структуру произведения.

Каким образом диалог является принципом построения произведения у Ф.М. Достоевского?

Диалог является принципом построения произведения у Ф.М. Достоевского, так как через него автор развивает свои идеи, представляет различные точки зрения и создаёт сложные отношения между персонажами. Достоевский использует диалог, чтобы выразить множество голосов и показать разнообразие мировоззрений внутри своих произведений.

Какие основные характеристики полифонического романа?

Основные характеристики полифонического романа в творчестве Ф.М. Достоевского включают множество персонажей с разными мировоззрениями, сложные отношения между персонажами, постоянный диалог и противопоставление идей. Также полифонический роман характеризуется отсутствием одного главного героя и равноправием различных голосов и точек зрения.

Каким образом полифония проявляется в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"?

Полифония проявляется в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского через широкий круг персонажей, каждый из которых имеет свою уникальную мотивацию, характер и мировоззрение. В романе присутствует постоянный диалог, в котором разные голоса пересекаются и противоречат друг другу, создавая напряженную и сложную атмосферу.

Что такое полифонизм в творчестве Ф.М. Достоевского?

Полифонизм в творчестве Ф.М. Достоевского - это особая художественная техника, которую писатель использовал для создания многоголосного произведения, где каждый персонаж имеет свою уникальную точку зрения, свои мысли и речь. В результате создается ощущение, что в произведении звучат несколько голосов, что позволяет автору передать сложность человеческого бытия и множественность его переживаний.

Что представляет собой диалогическое событие в произведениях Ф.М. Достоевского?

Диалогическое событие в произведениях Ф.М. Достоевского - это особая форма развития сюжета, основанная на противопоставлении различных точек зрения и мнений, выраженных персонажами. В процессе диалога происходит взаимное воздействие, столкновение и противодействие идей, что позволяет автору создать сложный и многогранный сюжетный ход произведения.